Напоминание

«Использование компьютерных технологий в работе учителя–логопеда»


Автор: Протасова Лариса Борисовна
Должность: Учитель– логопед
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад №393"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: «Использование компьютерных технологий в работе учителя–логопеда»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»

Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы

жизни

человека.

Модернизация

системы

образования

предъявляет

новые

требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых

подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а

расширению их возможностей.

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в

процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Информационно

коммуникационные

технологии

открывают

широкие

возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной

предметно–развивающей

среды

для

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Ни

для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными

нарушениями

речи

значительно

увеличилось.

В

связи

с

этим

возникает

необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с

детьми

данной

категории.

Практика

показывает,

что

разнообразие

методов

и

приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с

различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает

эффективность логопедической работы в целом.

Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических

пособий, презентаций

на логопедических занятиях у детей с речевой патологией -

это

удобный

и

эффектный

метод

коррекционной

работы

.

Именно

этот

метод

сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее

долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на

два

важнейших

органа

восприятия

(слух

и

зрение),

добиваемся

оптимального

усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в

игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие

звуки, эмоционально

отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом,

решается более динамично, эффективно.

Д е т и c

ОВЗ

имеют

проблемы

в

развитии

восприятия,

внимания,

памяти,

мыслительной

деятельности,

различную

степень

моторного

недоразвития

и

сенсорных

функций,

пространственных

представлений,

особенности

приема

и

переработки информации. У некоторых ребят наблюдается снижение интереса к

обучению,

нежелание

посещать

занятия,

повышение

утомляемости.

Чтобы

заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы,

индивидуальные

программы

развития,

новые

технологии.

Процесс

подачи

материала

на

логопедическом

занятии

должен

быть

несколько

другой,

более

индивидуализированный.

Решить

эту

задачу

я

сочла

возможным

с

помощью

компьютерных технологий.

Структура тематических мультимедийных методических пособий (ммп) зависит

от темы и вида занятий, на которых они используются.

Это и развитие связной

речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование

лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

Структура

ММП

к занятию по автоматизации того или иного звука:

Каждая

из

таких

учебно-методических

презентаций

включает

в

себя

занимательные

игры

на

автоматизацию

того

или

иного

з ву ка ,

дифференциацию

звуков.

Ведь

детям

гораздо

интереснее

находить

место

звука, манипулируя с

вагончиками веселого паровозика, реагирующего на

правильный ответ ( «Звуковой поезд»).

артикуляционная

гимнастика (на

экране

появляются

анимированные

картинки, обозначающие упражнения);

изолированное

произнесение

звука (

при

нажатии

на

«мышку»

ребенок

произносит звук Ш, «змейка ползет» может услышать образец правильного

произнесения звука и т.д. );

произнесение звука в слогах (упраж. «моторчик»: у каждой машины мотор

работ ает

по

разному

ребенок

произносит

при

п о я в л е н и и

соответствующей машины определенный слог);

произнесение

звука

в

словах,

словосочетаниях

(называние

картинок

из

«волшебной

книги»,

называние

картинки,

которые

«волшебным»

образом

проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в

игре «бабочка и цветы» и т.д.) ;

определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового

поезда»);

произнесение звука в предложениях, тексте: договаривание предложений с

помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на

основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления

картинок - помощников.

На занятиях по обучению грамоте с использованием ИКТ.

Разрабатывая

к

ним

различные

презентации,

стараюсь

использовать

все

возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка

действия»

и

др.

С

их

помощью

ребенок,

выполняя

задания,

может

на

экране

выделить

нужную

букву,

указать

картинку,

проверить

правильность

ответа

с

помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он

слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный

символ, подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой

смене

картинок,

заданий

и

т.п.

(т.е.

дидактического

материала),

становится

возможным

экономить

время

на

занятии,

а

значит,

улучшить

результат

коррекционной работы.

Каждое

мультимедийно-методическое

пособие

можно

использовать

как

фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо

знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный

интерес и эмоциональный отклик.

В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми

и программами.

В итоге мы получаем наш желаемый ИКР (идеальный конечный результат) -

«обучение

с

увлечением»,

а

это

одна

из

главных

составляющих

успеха

в

коррекции нарушений речи у дошкольников.

Д л я

работы

с

родителями я

использую

компьютер

в

разных

целях:

составляю анкеты

для родителей, разрабатываю

«листы домашних заданий»,

использую презентации для родительских собраний и семинаров для родителей.

Веду электронную почту для родителей, где родителям даются рекомендации по

лексическим

темам,

по

постановке

и

автоматизации

звуков,

по

формированию

связной речи и т.д., а также родители могут задать интересующие их вопросы.

Провожу

консультации

и

знакомлю

с

готовыми

логопедическими

играми

и

тренажерами,

например: логопедические

компьютерные

программы:

«Лунтик»

(«Русский язык для малышей»), «Учимся говорить правильно»; «Баба яга учится

читать», «Веселая азбука», «Маша и медведь»,»Размышлялки», «Супердетки»

и

другие. Предлагаю вниманию родителей

интернет – сайты, где они могут не

только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с

ребенком

онлайн.

Планирую

подготовить

различные

игры

и

презентации

для

закрепления полученных речевых навыков на логопедических занятиях, которые

родители могут использовать самостоятельно, занимаясь с ребенком дома.

Эффективность использования компьютерных технологий:

• у родителей повышается мотивация к работе с ребенком, в домашних условиях, за

счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук,

мультипликация надолго привлекают внимание детей;

полученные

знания

остаются

в

памяти

на

более

долгий

срок

и

легче

восстанавливаются

для

применения

на

практике

после

краткого

повторения;

реализация

принципа

обратной

связи

важнейшее

условие

в

построении

взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;

• неограниченный объем распространения информационного и учебного материала

как в печатном виде, так и на информационных носителях (диск, флеш-карта) ;

• привлечение разных источников информационного и обучающего материала (в

частности Интернет-ресурсов)

• эстетика в подаче материала.

Из

всего

выше

сказанного,

можно

говорить

о

преимуществах

использования

информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда.

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде

сокращает работу с бумажными носителями информации;

позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;

компьютер

на

логопедических

занятиях

не

цель,

не

предмет,

а

средство,

активизирующее коррекционную работу.

Важно понимать, что использование только одного направления использования

ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит

живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной

подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на

подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает

все потраченные усилия.



В раздел образования