Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему: «Предложение, дифференциация гласных звуков»
Разработала: Вальнова Марина Валентиновна
Воспитатель МАДОУ ДС №21 «Звёздочка»
город Нижневартовск.
Программное содержание: Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их
нахождение в словах; ознакомить с предложением, учить выделять на слух
предложения из высказывания; учить членить предложения на слова;
упражнять детей в умении делить слова на слоги; развивать фонематическое
восприятие (гласные звуки); закрепить соотношение звук — буква.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Катаева «Цветик —
семицветик», дидактические игры, настольно - печатные игры.
Наглядный материал: Презентация,набор картинок, фишки для звукового
анализа слова, доска.
Раздаточный материал: наборыдля звукового анализа слова,карточки с
заданием на определение слогов в слове, карандаши, полоски для
выкладывания схемы предложения.
Место проведения: кабинет логопеда - дефектолога.
Ход занятия.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся и
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришла девочка Женя из
сказки «Цветик – семицветик». Вы помните эту сказку? (Ответы детей)
Она потратила на свои желания все лепесточки от цветка. В сказке Жене
помогла волшебница, а сегодня она просит нас, помочь ей вернуть все
потерянные лепестки её волшебному цветку. Ну что вы готовы помочь Жене?
(ответ детей)
Воспитатель: Тогда будьте внимательны. Если вы будете правильно
выполнять задания, то к цветку будут возвращаться его утерянные
лепесточки.
Итак, слушайте
первое задание.
1. Педагог показывает буквы на панно, дети называют соответствующие
звуки. Уточняют, что все названные звуки — гласные. Дети дают
характеристику гласных звуков (при их произнесении воздушная струя не
встречает преград). ( На слайде появляется первый лепесток)
2. Игра «Найди гласный звук»
Дети берут лежащие на столе картинки. На одной картинке изображены
предметы, названия которых — односложные слова (с одним гласным
звуком): дом, мак, лук, дым, кот, нос, рак, рысь и т. д.
На другой картинке изображены предметы, названия которых —
двусложные слова (с двумя гласными звуками): лужа, лапа, бусы, книга, часы,
гуси и т. д.
Задания детям:
Выбрать картинку, в названии которой слышится один гласный звук.
Произнести слово, выделяя (протягивая) гласный звук, и назвать его.
Например, в слове лу-у-у-к — гласная [у];
Взять оставшиеся картинки, произнести слово, найти гласные звуки и
назвать их. Например: в слове лу-у-у-ужа-а-а-а — два гласных звука — [у] и
[а]. (На слайде появляется второй лепесток)
3. Игра «Измени слово».
Детям предлагается взять картинки с односложными словами и
изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом—
домик. (На слайде появляется третий лепесток)
Ребята, а скажите, кроме гласных, какие ещё бывают звуки?
(согласные звуки, они бывают твёрдые и мягкие). Дети дают характеристику
согласным звукам (при их произнесении воздушная струя встречает преграду:
гуды, зубы, язык).
А сейчас слушайте следующее задание. Мы с вами должны,
определить, какие же звуки спрятались в слове СЫР.
4. Звуковой анализ слова СЫР (На слайде появляется четвёртый
лепесток)
5. Физ. мин. (На слайде появляется пятый лепесток)
5.
Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Ребята, скажите, на что можно поделить слово? (на слоги).
Помните, мы с вами говорили, сколько раз у нас хорошо открывается рот,
столько и слогов в слове. Сейчас нам нужно с вами, закрасить столько
«кирпичиков», сколько слогов в этом слове. (Работа за столами с
карточками). ( После выполнения на слайде появляется шестой
лепесток)
6. Педагог обращает внимание детей на то, что они работали с отдельными
словами.
— Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не
рассказывают. Например: слово дом. Мы можем его произнести много раз, но
никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый);
где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем
живет и т. п.
Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они
должны подружиться друг с другом. Например: Рабочие построили новый
дом. Сколько здесь слов подружилось? (4).
Из дружных слов получилось предложение, а теперь, давайте выложим
схему этого предложение. Вводится условное обозначение слов в
предложении (короткие линии на полосках бумаги | — —• | )
Упражнение «Составь предложение и выложи схему предложения».
Воспитатель предлагает детям составить предложения, взяв за основу
слово - КОТ. Дети самостоятельно составляют предложение и выкладывают
схему к этому предложению. Далее дети сами придумывают предложения из
3 – 4 слов и выкладывают схемы предложения. ( После выполнения на
слайде появляется последний лепесточек)
Итог занятия.
Воспитатель: Женя очень вас благодарит ребята, вы вернули все лепесточки
её волшебному цветку. Теперь она может сделать очень много добрых дел с
помощью цветика – семицветика. Ребята, скажите, вам понравилось сегодня
выполнять задания. Что больше всего понравилось? С выполнением, какого
задания у вас возникли трудности?
А сейчас, кто из вас считает, что он справился со всеми заданиями, возьмёт
себе красную звёздочку, а кто считает, что он, где то допускал ошибки
возьмёт себе синюю звёздочку.