Напоминание

"Предложение, дифференциация гласных звуков"


Автор: Вальнова Марина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №21 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО Югра
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Предложение, дифференциация гласных звуков"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: «Предложение, дифференциация гласных звуков»
Разработала: Вальнова Марина Валентиновна Воспитатель МАДОУ ДС №21 «Звёздочка» город Нижневартовск.
Программное содержание:
Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; ознакомить с предложением, учить выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; упражнять детей в умении делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие (гласные звуки); закрепить соотношение звук — буква.
Предварительная работа:
чтение рассказа В. Катаева «Цветик — семицветик», дидактические игры, настольно - печатные игры.
Наглядный материал:
Презентация,набор картинок, фишки для звукового анализа слова, доска.
Раздаточный материал:
наборыдля звукового анализа слова,карточки с заданием на определение слогов в слове, карандаши, полоски для выкладывания схемы предложения.
Место проведения:
кабинет логопеда - дефектолога.
Ход занятия.
Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришла девочка Женя из сказки «Цветик – семицветик». Вы помните эту сказку? (Ответы детей) Она потратила на свои желания все лепесточки от цветка. В сказке Жене помогла волшебница, а сегодня она просит нас, помочь ей вернуть все потерянные лепестки её волшебному цветку. Ну что вы готовы помочь Жене? (ответ детей)
Воспитатель:
Тогда будьте внимательны. Если вы будете правильно выполнять задания, то к цветку будут возвращаться его утерянные лепесточки.
Итак, слушайте

первое задание.

1.
Педагог показывает буквы на панно, дети называют соответствующие звуки. Уточняют, что все названные звуки — гласные. Дети дают
характеристику гласных звуков (при их произнесении воздушная струя не встречает преград). (
На слайде появляется первый лепесток)

2. Игра «Найди гласный звук»
Дети берут лежащие на столе картинки. На одной картинке изображены предметы, названия которых — односложные слова (с одним гласным звуком): дом, мак, лук, дым, кот, нос, рак, рысь и т. д. На другой картинке изображены предметы, названия которых — двусложные слова (с двумя гласными звуками): лужа, лапа, бусы, книга, часы, гуси и т. д.
Задания детям:
Выбрать картинку, в названии которой слышится один гласный звук. Произнести слово, выделяя (протягивая) гласный звук, и назвать его. Например, в слове лу-у-у-к — гласная [у]; Взять оставшиеся картинки, произнести слово, найти гласные звуки и назвать их. Например: в слове лу-у-у-ужа-а-а-а — два гласных звука — [у] и [а].
(На слайде появляется второй лепесток)

3. Игра «Измени слово».
Детям предлагается взять картинки с односложными словами и изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом— домик.
(На слайде появляется третий лепесток)
Ребята, а скажите, кроме гласных, какие ещё бывают звуки? (согласные звуки, они бывают твёрдые и мягкие). Дети дают характеристику согласным звукам (при их произнесении воздушная струя встречает преграду: гуды, зубы, язык). А сейчас слушайте следующее задание. Мы с вами должны, определить, какие же звуки спрятались в слове
СЫР.

4. Звуковой анализ слова СЫР (На слайде появляется четвёртый

лепесток)

5. Физ. мин. (На слайде появляется пятый лепесток)

5.

Сколько слогов в слове?

Воспитатель:
Ребята, скажите, на что можно поделить слово? (на слоги). Помните, мы с вами говорили, сколько раз у нас хорошо открывается рот, столько и слогов в слове. Сейчас нам нужно с вами, закрасить столько
«кирпичиков», сколько слогов в этом слове. (Работа за столами с карточками).
( После выполнения на слайде появляется шестой

лепесток)

6.
Педагог обращает внимание детей на то, что они работали с отдельными словами. — Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают. Например: слово дом. Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. п. Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они должны подружиться друг с другом. Например: Рабочие построили новый дом. Сколько здесь слов подружилось? (4). Из дружных слов получилось предложение, а теперь, давайте выложим схему этого предложение. Вводится условное обозначение слов в предложении (короткие линии на полосках бумаги | — —• | )
Упражнение «Составь предложение и выложи схему предложения».
Воспитатель предлагает детям составить предложения, взяв за основу слово - КОТ. Дети самостоятельно составляют предложение и выкладывают схему к этому предложению. Далее дети сами придумывают предложения из 3 – 4 слов и выкладывают схемы предложения.
( После выполнения на

слайде появляется последний лепесточек)

Итог занятия.

Воспитатель:
Женя очень вас благодарит ребята, вы вернули все лепесточки её волшебному цветку. Теперь она может сделать очень много добрых дел с помощью цветика – семицветика. Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания. Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? А сейчас, кто из вас считает, что он справился со всеми заданиями, возьмёт себе красную звёздочку, а кто считает, что он, где то допускал ошибки возьмёт себе синюю звёздочку.


В раздел образования