Автор: Синельникова Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24 им. И.И. Вехова
Населённый пункт: ст. Александрийской, Георгиевского района, Ставропольского края
Наименование материала: презентация
Тема: "Взаимоотношения родителей и детей"
Раздел: начальное образование
Взаимоотношения
родителей и детей
Подготовил:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №24 им. И.И.Вехова
ст. Александрийской
Синельникова С.С.
Мать и отец, папа и мама – это
первые два авторитета, на которых
для ребенка зиждется мир, зиждется
вера в жизнь, в человека, во все
человеческое, доброе и святое.
Семья один из шедевров природы.
Счастье мыслящего человека
состоит не в том, чтобы играть
в жизни милыми игрушками, а в
том, чтобы вносить как можно
больше света и теплоты в
существовании всех окружающих
людей.
Д.И. Писарев.
11
Воспита-
тельная
функция
семьи
подготовка детей к
нормальной личной
жизни.
подготовка детей к
успешной
производственной и
общественной
деятельности.
обеспечение их психического, нравственного и
физического здоровья не частное дело, а
общественный долг родителей.
сокращение количества детей;
уменьшение доли многопоколенных семей;
распространение
национально-смешанных
браков;
распространение социально-смешанных браков;
снижение
стабильности
семейно-брачных
отношений;
рост числа неполных семей.
3
Тенденции в развитии
современной семьи
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
15
Сотрудничество семьи
и школы заключается
13
1) в установлении
доверительных
отношений с
родителями
1) в установлении
доверительных
отношений с
родителями
2) в открытии перед
родителями
неизвестных сторон и
знаний о
собственном ребенке
2) в открытии перед
родителями
неизвестных сторон и
знаний о
собственном ребенке
3) в организации
совместного
исследования и
формирования
личности ребенка
дома и в школе
3) в организации
совместного
исследования и
формирования
личности ребенка
дома и в школе
4) в совместном
вхождении учителей
и родителей в
проблемы
связанные с
обучением ребенком
4) в совместном
вхождении учителей
и родителей в
проблемы
связанные с
обучением ребенком
общие
1. Должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные
особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и
практический характер: разбор ситуаций, тренинги,
дискуссии и т.д.
общие
1. Должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные
особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и
практический характер: разбор ситуаций, тренинги,
дискуссии и т.д.
в классе
1 Форма просвещения родителей, возможность
демонстрации достигнутых ребенком успехов.
2. Характер и направленность подсказывает сама жизнь,
система организации работы в школе.
3. Тематика и методика собрания должны учитывать
возрастные особенности детей, уровень образованности и
заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания
и обучения стоящие перед школой.
в классе
1 Форма просвещения родителей, возможность
демонстрации достигнутых ребенком успехов.
2. Характер и направленность подсказывает сама жизнь,
система организации работы в школе.
3. Тематика и методика собрания должны учитывать
возрастные особенности детей, уровень образованности и
заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания
и обучения стоящие перед школой.
17
Родительские собрания
Индивидуальное
консультирование
Незнание возрастных норм развития, неверные
воспитательные установки и представления.
Психологические проблемы родителей.
Личностные характеристики родителей:
авторитарность, эгоцентризм, ригидность,
недостаточная зрелость, тревожность.
Потребность родителей в рекомендациях по
поводу оптимальной нагрузки, режима дня, без
претензий к поведению ребенка.
Наблюдение в работе с семьей
Наблюдение –целенаправленное, специальным образом организованное и
фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Ошибка «ложного
согласия»
Ошибка «средней
тенденции»
Ошибка
«первого
впечатления
»
Самонаблюдение
«Как Вы считаете, как Вас
воспринимает сын (дочь)?»
«Что Вы чувствуете, когда
ребенок не выполняет Ваших
требований?»
(
вопросы стимулируют обращение
родителей к опыту взаимодействия
с ребенком)
Неблагополучные
семьи
- отсутствие
духовных интересов,
семейных традиций
- безразличное
отношение к семейным
обязанностям
- беспорядок в ведении
хозяйства
Неблагополучные
семьи
- отсутствие
духовных интересов,
семейных традиций
- безразличное
отношение к семейным
обязанностям
- беспорядок в ведении
хозяйства
4
Типы семей
Формально-
благополучные семьи
- нацеленность на
благосостояние,
внешнее благополучие
- отсутствие уважения
между членами семьи,
духовной близости
- формальный подход к
семейному воспитанию
Формально-
благополучные семьи
- нацеленность на
благосостояние,
внешнее благополучие
- отсутствие уважения
между членами семьи,
духовной близости
- формальный подход к
семейному воспитанию
Благополучные семьи
- общие духовные
интересы и
потребности
- отношения строятся
на любви, общности
интересов, уважении
друг к другу
- творческий подход к
семейному воспитанию
Благополучные семьи
- общие духовные
интересы и
потребности
- отношения строятся
на любви, общности
интересов, уважении
друг к другу
- творческий подход к
семейному воспитанию
Сотрудничество как тип
взаимоотношений предполагает
построение межличностных
отношений в семье на основе общих
целей и задач совместной
деятельности. Именно в этой ситуации
преодолевается эгоистический
индивидуализм ребенка. Семья
становится группой высокого уровня
развития – коллективом.
Сотрудничество как тип
взаимоотношений предполагает
построение межличностных
отношений в семье на основе общих
целей и задач совместной
деятельности. Именно в этой ситуации
преодолевается эгоистический
индивидуализм ребенка. Семья
становится группой высокого уровня
развития – коллективом.
Сосуществование - система
отношений в семье, строящаяся
на признании возможности
независимого существования в
семье, целесообразности тактики
«невмешательства». В основе
этого типа взаимоотношений
лежит пассивность родителей как
воспитателей.
Сосуществование - система
отношений в семье, строящаяся
на признании возможности
независимого существования в
семье, целесообразности тактики
«невмешательства». В основе
этого типа взаимоотношений
лежит пассивность родителей как
воспитателей.
Опека
Система отношений, где родители,
удовлетворяя все потребности
ребенка, ограждают его от забот,
усилий и трудностей, принимая их на
себя. Виды воздействия – забота,
ограждение от трудностей. Результат:
у детей отсутствует
самостоятельность, инициатива.
Опека
Система отношений, где родители,
удовлетворяя все потребности
ребенка, ограждают его от забот,
усилий и трудностей, принимая их на
себя. Виды воздействия – забота,
ограждение от трудностей. Результат:
у детей отсутствует
самостоятельность, инициатива.
Диктат
Проявляется в систематическом
подавлении одними членами семейства
(преимущественно взрослыми)
инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов. Виды
воздействия: приказ, насилие, нажим,
принуждение, угрозы. Результат -
серьезные проблемы формирования
личности ребенка.
Диктат
Проявляется в систематическом
подавлении одними членами семейства
(преимущественно взрослыми)
инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов. Виды
воздействия: приказ, насилие, нажим,
принуждение, угрозы. Результат -
серьезные проблемы формирования
личности ребенка.
5
Типы семейных взаимоотношений
Стили родительского
поведения
Стили родительского
поведения
Авторитетный
стиль
Авторитарный
стиль
Либеральный
стиль
Индифферентный
стиль
Диаграмма детско –
родительских отношений
Опрос родителей в 1-х и 2-х классах. В опросе принимало участие 86
родителей. Результат показывает какая система отношений в семье:
отображает поведенческие стереотипы, особенности восприятия и понимания
характера личности ребенка, его поступков.
Источники знаний родителей о
воспитании и обучении ребенка
7
спец. литература
радио и телевидение
периодич. печать
учителя
врачи
знакомые и близкие
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
женщины
мужчины
Удовлетворенность уровнем
образования
Воспитание
эмоциями
Андре Бертин писал, что
“развивающееся существо
хранит в памяти клеток
сведения эмоционального
х а р а к т е р а ,
к о т о р ы е
поставляет ему мать”.
Чувства родителей
Чувства детей
Я высказывание
Позволяет выразить негативные чувства
в необидной для ребенка форме
Дает возможность детям ближе узнать родителей
Открытые и искренние выражения своих
чувств дают возможность детям быть
искренними в выражении своих
Высказывая свое чувство без приказа и вывода,
мы оставляем за детьми возможность самим
принять решения
Идеальные родители:
•
понимают своих детей;
•
любят своих детей;
•
помогают решать проблемы;
•
не кричат на своих детей;
•
готовы к тому, чтобы всегда выслушать и
поддержать своих детей;
•
не читают нотации;
•
не пьют.
Идеальный ребёнок -
это ребёнок, который:
•
слушается во всём своих родителей;
•
выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;
•
помогает старшим братьям и сёстрам и взрослым, не обижает
младших;
•
умеет отвечать за свои поступки;
•
самостоятелен и активен;
•
имеет друзей и дорожит ими;
•
в любой ситуации всегда говорит правду;
•
дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно
относится к своим родителям;
•
имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;
•
знает материальные возможности семьи и старается их
придерживаться;
•
умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего хочет
добиться в жизни.
Взять принятие, добавить к нему
признание, смешать с определённым
количеством родительской любви и
доступности, добавить собственной
ответственности, приправленной
любящим отцовским и материнским
авторитетом.
Запреты для родителей
Первый: дети - не наша собственность.
Чужая жизнь и душа не могут
принадлежать никому. Мы можем
принимать за маленького решения, но не
можем им распоряжаться.
Второй: не навешивайте на ребенка
ярлыки. Он растет, и все определения его
как личности весьма относительны.
Плохой, испорченный, глупый,
некрасивый, талантливый, послушный,
хороший — это только симптомы
огромной работы, совершающейся в
ребенке, но не ее результат. Не ставьте
окончательных диагнозов! Это лучшее
средство избаловать любимчика, навечно
обратить в серую мышку тихоню и
отнять надежду у слабого.
Третий: не укоряйте ребенка, когда он
ест, хочет спать, болеет, боится. Нельзя,
чтобы ребенок — как бы он ни нашалил,
ни надерзил — лег спать непрощеным.
Помиритесь до наступления ночи — это
древнее, библейское правило. Если же в
вашем доме объявлена война до полной и
безоговорочной капитуляции одной из
сторон, то знайте: она вам не поможет.
Четвертый: разговаривайте с детьми
обо всем на свете, даже о взрослых делах
и о вашей работе. За это они простят вам
то, что вы не умеете по-настоящему
играть, что мама — все-таки не фея, а
папа — не супермен. И то, что вы устаете,
раздражаетесь, бываете невнимательны и
несправедливы, словом, самые
обыкновенные люди. Они любят нас и
такими. И той самой любовью, о которой
мы мечтаем и которой не заслуживаем, —
верной и беспредельной. Да вот беда:
когда такая любовь исходит от ребенка,
мы часто ею пренебрегаем.
Наше равнодушие - трагедия для детей. Никакие подарки не восполняют им дефицит
родительского доверия. Но если не доверяете своим детям, то кому же доверитесь?
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды
отражается солнце, так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца».
В.А. Сухомлинский.