Напоминание

"Взаимоотношения родителей и детей"


Автор: Синельникова Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24 им. И.И. Вехова
Населённый пункт: ст. Александрийской, Георгиевского района, Ставропольского края
Наименование материала: презентация
Тема: "Взаимоотношения родителей и детей"
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимоотношения

родителей и детей

Подготовил:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №24 им. И.И.Вехова

ст. Александрийской

Синельникова С.С.

Мать и отец, папа и мама – это

первые два авторитета, на которых

для ребенка зиждется мир, зиждется

вера в жизнь, в человека, во все

человеческое, доброе и святое.

Семья один из шедевров природы.

Счастье мыслящего человека

состоит не в том, чтобы играть

в жизни милыми игрушками, а в

том, чтобы вносить как можно

больше света и теплоты в

существовании всех окружающих

людей.

Д.И. Писарев.

11

Воспита-

тельная

функция

семьи

подготовка детей к

нормальной личной

жизни.

подготовка детей к

успешной

производственной и

общественной

деятельности.

обеспечение их психического, нравственного и

физического здоровья не частное дело, а

общественный долг родителей.

сокращение количества детей;

уменьшение доли многопоколенных семей;

распространение

национально-смешанных

браков;

распространение социально-смешанных браков;

снижение

стабильности

семейно-брачных

отношений;

рост числа неполных семей.

3

Тенденции в развитии

современной семьи

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

15

Сотрудничество семьи

и школы заключается

13

1) в установлении

доверительных

отношений с

родителями

1) в установлении

доверительных

отношений с

родителями

2) в открытии перед

родителями

неизвестных сторон и

знаний о

собственном ребенке

2) в открытии перед

родителями

неизвестных сторон и

знаний о

собственном ребенке

3) в организации

совместного

исследования и

формирования

личности ребенка

дома и в школе

3) в организации

совместного

исследования и

формирования

личности ребенка

дома и в школе

4) в совместном

вхождении учителей

и родителей в

проблемы

связанные с

обучением ребенком

4) в совместном

вхождении учителей

и родителей в

проблемы

связанные с

обучением ребенком

общие

1. Должно просвещать родителей, а не констатировать

ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные

особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и

практический характер: разбор ситуаций, тренинги,

дискуссии и т.д.

общие

1. Должно просвещать родителей, а не констатировать

ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные

особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и

практический характер: разбор ситуаций, тренинги,

дискуссии и т.д.

в классе

1 Форма просвещения родителей, возможность

демонстрации достигнутых ребенком успехов.

2. Характер и направленность подсказывает сама жизнь,

система организации работы в школе.

3. Тематика и методика собрания должны учитывать

возрастные особенности детей, уровень образованности и

заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания

и обучения стоящие перед школой.

в классе

1 Форма просвещения родителей, возможность

демонстрации достигнутых ребенком успехов.

2. Характер и направленность подсказывает сама жизнь,

система организации работы в школе.

3. Тематика и методика собрания должны учитывать

возрастные особенности детей, уровень образованности и

заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания

и обучения стоящие перед школой.

17

Родительские собрания

Индивидуальное

консультирование

Незнание возрастных норм развития, неверные

воспитательные установки и представления.

Психологические проблемы родителей.

Личностные характеристики родителей:

авторитарность, эгоцентризм, ригидность,

недостаточная зрелость, тревожность.

Потребность родителей в рекомендациях по

поводу оптимальной нагрузки, режима дня, без

претензий к поведению ребенка.

Наблюдение в работе с семьей

Наблюдение –целенаправленное, специальным образом организованное и

фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Ошибка «ложного

согласия»

Ошибка «средней

тенденции»

Ошибка

«первого

впечатления

»

Самонаблюдение

«Как Вы считаете, как Вас

воспринимает сын (дочь)?»

«Что Вы чувствуете, когда

ребенок не выполняет Ваших

требований?»

(

вопросы стимулируют обращение

родителей к опыту взаимодействия

с ребенком)

Неблагополучные

семьи

- отсутствие

духовных интересов,

семейных традиций

- безразличное

отношение к семейным

обязанностям

- беспорядок в ведении

хозяйства

Неблагополучные

семьи

- отсутствие

духовных интересов,

семейных традиций

- безразличное

отношение к семейным

обязанностям

- беспорядок в ведении

хозяйства

4

Типы семей

Формально-

благополучные семьи

- нацеленность на

благосостояние,

внешнее благополучие

- отсутствие уважения

между членами семьи,

духовной близости

- формальный подход к

семейному воспитанию

Формально-

благополучные семьи

- нацеленность на

благосостояние,

внешнее благополучие

- отсутствие уважения

между членами семьи,

духовной близости

- формальный подход к

семейному воспитанию

Благополучные семьи

- общие духовные

интересы и

потребности

- отношения строятся

на любви, общности

интересов, уважении

друг к другу

- творческий подход к

семейному воспитанию

Благополучные семьи

- общие духовные

интересы и

потребности

- отношения строятся

на любви, общности

интересов, уважении

друг к другу

- творческий подход к

семейному воспитанию

Сотрудничество как тип

взаимоотношений предполагает

построение межличностных

отношений в семье на основе общих

целей и задач совместной

деятельности. Именно в этой ситуации

преодолевается эгоистический

индивидуализм ребенка. Семья

становится группой высокого уровня

развития – коллективом.

Сотрудничество как тип

взаимоотношений предполагает

построение межличностных

отношений в семье на основе общих

целей и задач совместной

деятельности. Именно в этой ситуации

преодолевается эгоистический

индивидуализм ребенка. Семья

становится группой высокого уровня

развития – коллективом.

Сосуществование - система

отношений в семье, строящаяся

на признании возможности

независимого существования в

семье, целесообразности тактики

«невмешательства». В основе

этого типа взаимоотношений

лежит пассивность родителей как

воспитателей.

Сосуществование - система

отношений в семье, строящаяся

на признании возможности

независимого существования в

семье, целесообразности тактики

«невмешательства». В основе

этого типа взаимоотношений

лежит пассивность родителей как

воспитателей.

Опека

Система отношений, где родители,

удовлетворяя все потребности

ребенка, ограждают его от забот,

усилий и трудностей, принимая их на

себя. Виды воздействия – забота,

ограждение от трудностей. Результат:

у детей отсутствует

самостоятельность, инициатива.

Опека

Система отношений, где родители,

удовлетворяя все потребности

ребенка, ограждают его от забот,

усилий и трудностей, принимая их на

себя. Виды воздействия – забота,

ограждение от трудностей. Результат:

у детей отсутствует

самостоятельность, инициатива.

Диктат

Проявляется в систематическом

подавлении одними членами семейства

(преимущественно взрослыми)

инициативы и чувства собственного

достоинства у других его членов. Виды

воздействия: приказ, насилие, нажим,

принуждение, угрозы. Результат -

серьезные проблемы формирования

личности ребенка.

Диктат

Проявляется в систематическом

подавлении одними членами семейства

(преимущественно взрослыми)

инициативы и чувства собственного

достоинства у других его членов. Виды

воздействия: приказ, насилие, нажим,

принуждение, угрозы. Результат -

серьезные проблемы формирования

личности ребенка.

5

Типы семейных взаимоотношений

Стили родительского

поведения

Стили родительского

поведения

Авторитетный

стиль

Авторитарный

стиль

Либеральный

стиль

Индифферентный

стиль

Диаграмма детско –

родительских отношений

Опрос родителей в 1-х и 2-х классах. В опросе принимало участие 86

родителей. Результат показывает какая система отношений в семье:

отображает поведенческие стереотипы, особенности восприятия и понимания

характера личности ребенка, его поступков.

Источники знаний родителей о

воспитании и обучении ребенка

7

спец. литература

радио и телевидение

периодич. печать

учителя

врачи

знакомые и близкие

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

женщины

мужчины

Удовлетворенность уровнем

образования

Воспитание

эмоциями

Андре Бертин писал, что

“развивающееся существо

хранит в памяти клеток

сведения эмоционального

х а р а к т е р а ,

к о т о р ы е

поставляет ему мать”.

Чувства родителей

Чувства детей

Я высказывание

Позволяет выразить негативные чувства

в необидной для ребенка форме

Дает возможность детям ближе узнать родителей

Открытые и искренние выражения своих

чувств дают возможность детям быть

искренними в выражении своих

Высказывая свое чувство без приказа и вывода,

мы оставляем за детьми возможность самим

принять решения

Идеальные родители:

понимают своих детей;

любят своих детей;

помогают решать проблемы;

не кричат на своих детей;

готовы к тому, чтобы всегда выслушать и

поддержать своих детей;

не читают нотации;

не пьют.

Идеальный ребёнок -

это ребёнок, который:

слушается во всём своих родителей;

выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;

помогает старшим братьям и сёстрам и взрослым, не обижает

младших;

умеет отвечать за свои поступки;

самостоятелен и активен;

имеет друзей и дорожит ими;

в любой ситуации всегда говорит правду;

дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно

относится к своим родителям;

имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;

знает материальные возможности семьи и старается их

придерживаться;

умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего хочет

добиться в жизни.

Взять принятие, добавить к нему

признание, смешать с определённым

количеством родительской любви и

доступности, добавить собственной

ответственности, приправленной

любящим отцовским и материнским

авторитетом.

Запреты для родителей

Первый: дети - не наша собственность.

Чужая жизнь и душа не могут

принадлежать никому. Мы можем

принимать за маленького решения, но не

можем им распоряжаться.

Второй: не навешивайте на ребенка

ярлыки. Он растет, и все определения его

как личности весьма относительны.

Плохой, испорченный, глупый,

некрасивый, талантливый, послушный,

хороший — это только симптомы

огромной работы, совершающейся в

ребенке, но не ее результат. Не ставьте

окончательных диагнозов! Это лучшее

средство избаловать любимчика, навечно

обратить в серую мышку тихоню и

отнять надежду у слабого.

Третий: не укоряйте ребенка, когда он

ест, хочет спать, болеет, боится. Нельзя,

чтобы ребенок — как бы он ни нашалил,

ни надерзил — лег спать непрощеным.

Помиритесь до наступления ночи — это

древнее, библейское правило. Если же в

вашем доме объявлена война до полной и

безоговорочной капитуляции одной из

сторон, то знайте: она вам не поможет.

Четвертый: разговаривайте с детьми

обо всем на свете, даже о взрослых делах

и о вашей работе. За это они простят вам

то, что вы не умеете по-настоящему

играть, что мама — все-таки не фея, а

папа — не супермен. И то, что вы устаете,

раздражаетесь, бываете невнимательны и

несправедливы, словом, самые

обыкновенные люди. Они любят нас и

такими. И той самой любовью, о которой

мы мечтаем и которой не заслуживаем, —

верной и беспредельной. Да вот беда:

когда такая любовь исходит от ребенка,

мы часто ею пренебрегаем.

Наше равнодушие - трагедия для детей. Никакие подарки не восполняют им дефицит

родительского доверия. Но если не доверяете своим детям, то кому же доверитесь?

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды

отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца».

В.А. Сухомлинский.



В раздел образования