Напоминание

"Развитие инициативы ребенка через соблюдение этических норм и правил общения средствами сюжетно–ролевой игры в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Осокина Инга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад №3"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие инициативы ребенка через соблюдение этических норм и правил общения средствами сюжетно–ролевой игры в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие инициативы ребенка через соблюдение этических норм и правил

общения средствами сюжетно-ролевой игры в практике работы воспитателя ДОУ

Осокина Инга Александровна, воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №3» г.Новокузнецк

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных институтов:

семьи, дошкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации

(печать,

радио,

телевидение)

и

живого,

непосредственного

общения

ребёнка

с

окружающими людьми.

Основы будущей личности формируются в дошкольном возрасте, и, следовательно,

правильное

и

рациональное

воспитание

должно

начинаться

с

первых

дней

жизни

человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его

мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно

сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса

становления

личности,

освоение

растущим

человеком

моральных

ценностей.

Оно

включает

в

себя

формирование

нравственных

качеств

и

способность

жить

согласно

принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления

воплощаются в реальных поступках и поведении.

Спецификой

дошкольного

возраста

является

изменение

социальных

условий

(социальной

ситуации

развития),

в

которых

живет

ребенок.

Он

становится

более

самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система

отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт

между своими желаниями, потребностями быть «как большой» и недостатком физических

и психических возможностей реализовывать это. Возникает кризисная ситуация, имеющая

несколько особенностей:

негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых);

упрямство (ребенок настаивает на собственных требованиях и решениях);

строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме);

своеволие (проявляется в стремлении отделиться от взрослого);

обесценивание

взрослых

(мать

может

услышать

от

ребенка,

что

она-

«дура»);

протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями);

в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.

Разрешение

возрастного

кризиса

лежит

в

открытии

для

ребенка

новых

видов

деятельности,

дающих

ему

возможность

проявить

свою

инициативу,

и

в

системе

социальных связей, способствующих личностному росту.

В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы

отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в

этом возрасте: «Я сам!». Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в

его

самоутверждении,

то

у

него

сформируются

такие

качества,

как

инициативность,

предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению

ребенком своего «Я», у него могут сформироваться чувства вины и зависимости.

Важным аспектом развития ребенка в дошкольном возрасте является

Становление нравственных чувств и моральных суждений. Уже в раннем периоде

его побуждают считаться с другими людьми.

Эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе развития самооценки,

отношения к самому себе и к своим качествам.

Наиболее ранней формой обогащения нравственного опыта является подражание.

Ребенок

подражает

родителям

не

только

внешне,

но

и

перенимая

эталоны

оценки

происходящего. Важно научить ребенка ставить себя на место другого.

Нравственное сознание состоит из знаний, чувств и поведения. Ребенок по мере

взросления учится распознавать хорошее и плохое, доброе и злое, приобретает опыт

переживаний

«несправедливого»

наказания,

уважения

к

старшим.

Он

действует

в

соответствии с усвоенными эталонами поведения. Именно с таким усвоением связано

проявление ябедничества у дошкольников.

Поведение

ребенка

во

многом

зависит

от

опыта

разрешения

нравственных

ситуаций: помочь больной маме или поиграть машинкой; пожалеть раненого котенка или

побежать

с

друзьями

на

качели.

Родителям

стоит

стимулировать

пробуждение

нравственных чувств, основанных на альтруизме, бескорыстии. В этом случае быстрее

формируются внутренние моральные побудители (совесть), чем в случаях прагматически

ориентированного воспитания, построенного по принципу обмена («ты - мне, я - тебе»).

Конечно,

у

дошкольника

еще

нет

развитых

моральных

суждений,

глубокого

понимания причин своих поступков и действий других людей. Но взрослые могут сделать

очень многое для того, чтобы помочь ребенку в его моральном становлении: это и личный

пример, и обсуждение и реальное проживание вместе с ребенком проблемных ситуаций, с

которыми он встречается в жизни.

2

Ведущей деятельностью детей становится сюжетно-ролевая игра, имеющая важное

значение для психического развития ребенка.

Участие в игре предполагает согласование действий, помощь товарищу по игре,

подчинение и руководство.

В

ней

происходит

развитие

инициативы

ребенка,

способности

подчиняться

правилам, стремления соблюдать этические нормы и правила общения.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в

том,

как

он

относится

к

достижениям

других.

Известно,

что

дети

с

повышенной

самооценкой не обязательно любуются собой, но охотно критикуют все, что делают

другие. Дети с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения

друзей. Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что, даже

ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку,

что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе.

Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при

воспитании ребенка дошкольного возраста, следующие:

Формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение.

Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?». Ребенок

способен

управлять

своими

эмоциями,

ставить

перед

собой

цели.

Это

свидетельствует о формировании произвольного поведения.

Ребенок

отделяет

себя

от

мира

других

людей,

что

является

основой

формирования самосознания.

Нравственное сознание состоит из знаний, чувств и поведения. Ребенок по мере

взросления учится распознавать хорошее и плохое, доброе и злое, приобретает опыт

переживаний

«несправедливого»

наказания,

уважения

к

старшим.

Он

действует

в

соответствии с усвоенными эталонами поведения. Именно с таким усвоением связано

проявление ябедничества у дошкольников.

3

Важным регулятором поведения ребенка является самооценка, т. е. его отношение к

своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Чтобы правильно оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать других людей.

Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при

воспитании ребенка дошкольного возраста, следующие:

1. Потребность в уважении

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно

быть самым внимательным, обращение - вежливым и обходительным. Детям нужно,

чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям,

которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их

уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями. При

обращении с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он

будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете, он совсем отобьется от

рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-

таки уверены, что с ними что-то не так, - нередко это становится их подсознательным

убеждением. Неделикатность, грубость, невнимательное обхождение со стороны взрослых

часто

бывают

результатом

нашей

неосмотрительности.

При

общении

с

детьми

надо

стараться не допускать грубость, ложь, унижение. Взрослые должны стремиться к тому,

чтобы

понять

причины

неблаговидных

поступков

детей

и

помочь

им

вести

себя

подобающим образом. Неуместный или чрезмерный гнев, раздражение или насмешки

родителей

провоцируют

ребенка

защищать

свою

позицию

изо

всех

сил

-

например,

отвечать тем же. Каждый раз, когда мы не слушаем наших детей, отвлекаемся, не уделяем

им внимания и даже игнорируем, мы демонстрируем тем самым свое неуважительное к

ним отношение.

2. Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу,

влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу ». Если дети не чувствуют себя

нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них

не

получается

удовлетворить

эту

свою

потребность

«законно

»,

дети,

скорее

всего,

попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они

могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или

шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать

на путь преступления. Другая крайность - такие дети могут впасть в апатию, замкнуться в

себе, потерять интерес к жизни и желание к чему-либо стремиться, попасть в зависимость

от

окружающих,

стать

полностью

пассивными.

Помочь

детям

удовлетворить

их

4

потребность в собственной значимости, развить в них чувство собственного достоинства,

дать детям возможность ощутить себя нужными и полезными, сформировать, в конечном

счете, полноценную личность - всё это величайшие испытания для родителей, семьи и

общества в целом. Взрослые не должны быть всемогущими, не должны принимать сами

все

решения,

держать

всё

происходящее

под

своим

контролем

и

выполнять

всю

домашнюю работу. Привлекайте к этому своих детей - интересуйтесь их мнением, давайте

им

задания.

Вместе

находите

выходы

из

трудных

ситуаций,

наделяйте

детей

определенными полномочиями и признавайте ценность того, что они делают; наберитесь

терпения, если ребенок справляется с работой медленнее и хуже вас. Детям необходимо

чувствовать свою силу, значимость и полезность. Если предоставить им возможность

ощутить свою значимость и если обращаться с ними как с уважаемыми людьми, детям не

придется играть в жизни чьи-то роли.

3. Потребность принятия

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто

копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального

сына или дочери. Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства,

желания и представления о мире. Принимать чувства ребенка - это значит признавать, что

дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не

надо

их

бояться

-

их

надо

принимать,

понимать

и

обсуждать,

при

необходимости

совместно

с

ребенком

работая

над

их

развитием.

Если

детские

чувства

и

эмоции

подавляются или опошляются, ребенок может разувериться в себе и замкнуться. Если мы

откажемся прислушиваться к его переживаниям, ребенок будет тихо терзаться, а потом

выплеснет наболевшее, совершив какой-то неадекватный или нехороший поступок. Кроме

того, в трудной ситуации такой ребенок вряд ли спросит нашего совета. Принимать детей -

значит слушать их, стараться понять и признавать за ними право на собственное мнение,

свои чувства, желания и представления. Если же родители всем своим видом дают понять,

что дети не вправе о чем-то думать и что-то чувствовать, то тем самым они словно

намекают, что их дети не вполне нормальны. Дети, скорее всего, не станут слушать таких

родителей, и никакого позитивного воздействия на их поведение оказать уже не удастся.

Приятие

не

означает

вседозволенность.

Наоборот,

все

вредное

и

опасное

следует

пресекать. Приятие ребенка таким, какой он есть, поможет устранить враждебность в

отношениях и исключить саму возможность борьбы за власть.

4.Потребность чувствовать связь с окружающими

5

Детям необходимо чувствовать себя «в команде ». Им нужно, чтобы о них не забывали и

позволяли участвовать в происходящих событиях. Если люди занимаются каким-то делом

сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь.

Семейные мероприятия помогут ребенку испытать что-то новое, расширят круг его

интересов и сблизят с родными. Таких мероприятий, в которых можно участвовать всей

семьей, великое множество. Совместные походы в театр, зоопарк, выставки и многое

другое. Рассказывайте детям, где и кем вы работаете, как относитесь к своей должности и

к сотрудникам. Постарайтесь, как можно доходчивее растолковать детям эту сторону

вашей жизни. Если можно, покажите им ваше рабочее место, познакомьте с коллегами,

проведите экскурсию по офису. Пусть ребенок задает вам вопросы, а потом поделится

своими впечатлениями - расскажет, что его поразило, чему он сумел научиться.

5.Потребность в безопасности

Защитить

ребенка

означает

создать

стабильное,

безопасное,

спокойное

и

внимательное

окружение,

в

котором

ребенок

будет

чувствовать,

что

его

любят

и

оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой

о

его

благополучии.

Искусство

обхождения

с

детьми

-

это,

в

том

числе,

искусство

балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без

ограничений

дети

не

смогут

чувствовать

себя

в

безопасности.

Вседозволенность

порождает

тревогу,

ребенок

постоянно

будет

чувствовать

какую-то

опасность,

а

незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным. Взаимоотношения

между родителями. Если отец с матерью часто ссорятся, унижают друг друга и редко

проявляют свою любовь, дети чувствуют себя очень неуверенно и тревожно. В счастливых

семьях принято открыто проявлять свою любовь к родным людям. Чтобы чувствовать себя

уверенно и в безопасности, ребенку необходимо видеть, что его родители любят друг

друга

и

любят

его.

Игровая

деятельность

влияет

на

формирование

произвольности

поведения

и

всех

психических

процессов

от

элементарных

до

самых

сложных.

Выполняя

игровую

роль,

ребенок

подчиняет

этой

задаче

все

свои

сиюминутные,

импульсивные действия. Дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают в условиях

игры, чем по прямому заданию взрослого.

Общение

дошкольника

со

сверстниками

разворачивается

главным

образом

в

процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия

другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

6

В

игре

складываются

другие

виды

деятельности

ребенка,

которые

потом

приобретают

самостоятельное

значение.

Так,

продуктивные

виды

деятельности

(рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой.

Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в

ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности

приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Определить сущность сюжетно-ролевой игры непросто. Эта деятельность содержит

в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и

жестко

регламентированной,

непосредственной

и

опосредованной,

фантастической

и

реальной, эмоциональной и познавательной.

Центральным

моментом

ролевой

игры

является

роль,

которую

берет

на

себя

ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого

человека («Я — космонавт», «Я — мама», «Я — доктор»), а, что является самым главным,

действует

как

взрослый

человек,

роль

которого

он

взял

на

себя

и

этим

как

бы

отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка

с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе

связь ребенка с обществом.

Между

ролью

и

соответствующими

ей

игровыми

действиями

имеются

тесная

взаимосвязь

и

противоречивое

единство.

Чем

обобщеннее

и

сокращеннее игровые

действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности

взрослых. И наоборот - чем более конкретны и развернуты игровые действия, тем больше

7

уходят на второй план отношения между людьми и тем больше выходит на первый план

предметное содержание воссоздаваемой деятельности.

Сюжет

игры

это

та

область

социальной

действительности,

которая

воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр

отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих

конкретных

условий,

вместе

с

расширением

кругозора

ребенка

и

его

знакомством

с

окружающим. Если дети плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало,

их игры однообразны и ограниченны.

Содержание

игры

это

то,

что

воспроизводится

ребенком

в

качестве

центрального момента в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более

или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно

может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека — только то, с чем и как

действует человек, или отношения человека с другими людьми, или смысл человеческой

деятельности.

Конкретный

характер

тех

отношений

между

людьми,

которые

дети

воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых,

окружающих

ребенка.

эти

варианты

отражают

то,

что

«вливается»

в

ребенка

из

окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не

только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает

из условий жизни ребенка в обществе и отражает, воспроизводит эти условия.

Беря

на

себя

роль

взрослого,

ребенок

тем

самым

начинает

следовать

определенному, понятному для себя способу поведения, присущему этому взрослому.

Но ведь ребенок берет в игре роль взрослого только условно, «понарошку». Может

быть, и выполнение правил, по которым он должен вести себя, тоже является условным и

можно обращаться с ними совершенно свободно, меняя их по своему произволу.

Еще одна воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что они

служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его

мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы

деятельности ребенка.

Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в

учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более

сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.

Иногда

элементы

игры

полезно

вносить

в

само

учение,

общение

и

труд

и

использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности.

Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 5- 7 летнего

8

возраста в старших группах детского сада в полуигровой форме, в виде обучающих

дидактических игр.

Через

игру

можно

решить

следующие

задачи:

научить

ребёнка

играть,

содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать

детей

соблюдать

во

время

игры

правила,

воспитывать

чувство

доброжелательности,

взаимопомощи. Работа по развитию сюжетно-ролевых игр проходит в двух направлениях:

1.

Создание необходимой игровой среды

2.

Непосредственное руководство играми детей.

Игра выполняет ряд функций:

1. Функцию самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором

он может реализовать себя как личность. В этом плане важен сам процесс, а не результат

игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра

позволяет познакомить детей с широким

спектром различных областей человеческой

практики

и

сформировать

проект

снятия

конкретных

жизненных

затруднений.

Она

реализуется

не

только

в

рамках

конкретной

игровой

площадки;:

но

и

включается

в

контекст

опыта

человечеству

что

позволяет

детям

познать

и

освоить

культурную

и

социальную среду.

2. Коммуникативную. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по

правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения,

складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается

и: затем реализуется в реальном взаимодействии.

3. Диагностическую. Игра обладает предсказательностъю, она диагностичнее, чем

любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта

функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудно применимы методы опроса,

тесты.

Более

адекватным

для

них

является

-

создание

игровых

экспериментальных

ситуаций. В игре ребенок выражается и утверждает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно

увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.

4 . Терапевтическую. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В

игре

ребенок

может

вернуться

к

травмирующим

переживаниям

своей

жизни

или

к

обстоятельствам; в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке

заново проиграть то, что причиняло ему боль, расстроило или напугало. Дети сами

используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. К примеру,

различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями

культурных традиций общества, с другой — являются мощным средством проявления

эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской

9

игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых

социальных

отношений,

которую

получает

ребенок

в

ролевой

игре...

Отношения,

в

которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и

сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к

терапевтическому эффекту.

5. Функцию коррекций,

которая близка к терапевтической функции. Одни авторы

объединяют

их,

подчеркивая

коррекционно-терапевтические

возможности

игровых

методов,

другие

разделяют,

рассматривая

терапевтическую

функцию

игры

как

возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную -

как трансформацию типов пoведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением

детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение

ребенка к себе.

6 . Развлекательную. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к

участию в ней. Игра - тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором

он идёт от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать здоровью,

помогает

устанавливать

позитивные

отношения

между

людьми,

дает

общую

удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки. Игры-развлечения могут

использоваться при организации праздников, а также как демонстрация родителям и

педагогам для использования в воспитательных целях.

7. Функцию реализации задач возраста. Для дошкольника и младшего школьника

игра создаёт возможность для эмоционального реагирования трудностей.

Умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого

и умственного развития. Известно, что дети, хорошо владеющие речью, хорошо играют в

сюжетно-ролевые игры: они умеют планировать сюжет, могут взять на себя какую-либо

роль.

Когда

дети

играют

в

ролевые

игры,

они

одновременно

находятся

на

двух

смысловых уровнях - с одной стороны, на уровне реальных действий, а с другой стороны

на уровне вымышленных действий. Играя, дети должны сохранять две системы отсчета:

реальную и игровую. Находясь в реальной системе отсчета, дети, знают, что они - всего

лишь

дети

и

поэтому

не

могут

летать

или

превращаться

во

что-нибудь.

Но

они

одновременно

пребывают

и

в

другой,

вымышленной

реальности,

разыгрывая

какую-

нибудь историю, в которой в очередной раз спасают мир или побеждают врагов. Когда в

ходе игры между детьми возникает спор, они могут легко изменить систему отсчета и

перейти на реальный уровень, чтобы разрешить спор, а потом снова продолжают свою

игру, действуя понарошку, то есть дети могут легко переключаться с игровой ситуации на

10

реальную и обратно, все это время, помня, в какой смысловой системе они находятся.

Дошкольники способны изобразить понарошку самые разные вещи. Они могут перенести

свойства одного объекта на другой, представить себя или другого человека в роли кого-то,

разыграть

какие-то

события

или

сценку.

Становясь

старше,

дети

начинают

реже

пользоваться разными бутафорскими предметами. Еще один аспект их игрового развития -

все возрастающая гибкость при смене ролей. Сначала он - одновременно и субъект и

объект действия в игре, в которую он играет в одиночку, например, он делает вид, что

ложится спать, что ест, что печет куличи и др. Затем он начинает использовать игровой

объект (игрушку) в роли субъекта - укладывает куклу спать так, как будто она делает это

самостоятельно. Дети создают свой собственный мир, свою собственную субкультуру, в

которой, конечно, воспроизводят типичные роли и отношения между взрослыми.

Однако

следует

обязательно

вмешаться

в

игру,

если

вы

видите,

что

ребенок

испытывает какие-то затруднения, скажем, не знает, как обращаться с новой игрушкой. В

этом

случае

родители

непременно

должны

показать,

как

выйти

из

затруднительной

ситуации, иначе игра быстро наскучит ребенку.

Чтобы ребенок не заскучал, родители могут время от времени подыгрывать ему,

взять на себя одну из сюжетных ролей игры (например, если ваш ребенок играет в

магазин,

ему

обязательно

понадобятся

покупатели,

роль

которых

могут

исполнить

родители). При этом, играя, не забывайте придавать своему голосу правильные интонации,

в этом случае игра покажется вашему ребенку более увлекательной. Резко прерывать игру

не стоит. Ничего не случится, если ребенок сядет обедать или отправится на прогулку на

десять минут позже положенного времени. Проявите терпение и дайте ребенку несколько

минут, чтобы закончить игру. Если вам необходимо выйти из игры, постарайтесь это как-

нибудь обыграть в зависимости от ситуации.

Склонность

к

игровой

деятельности

присуща

не

всем

людям

и

зависит

от

особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают

интеллектуальную

деятельность,

спортивные

или

компьютерные

игры.

Но

это

неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?

Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как

играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.

Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского

ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре.

Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и

не «забил » вашего ребенка.

11

В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления

инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы,

ассоциации, новые игры и новые роли.

Если

он

стесняется

и

не

обладает

должным

артистизмом,

предоставьте

ему

побыть

режиссером или критиком. Очень полезны театрализованные представления, сочетающие

элементы кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность

имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить

ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя

слитым

с

социальным

фоном,

не

выделяющимся

среди

других

людей.

Полезны

и

карнавальные представления.

Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки

желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется

подавленным

более

активными

участниками,

возможный

праздник

легко

может

превратиться в психотравму.

В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент жизненной

философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.

12

Литература

1.

Андреева

Г.М.

Социальная

психология:

учеб.

пособие

для

студ.

высш.

учеб.

заведений/Г.М. Андреева.-5-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 365с.

2.

Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. Пособие

для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- 5-е изд.,

испр. - М.: Изд.центр «Академия»,2005.- 624с.

3.

Дьяченко О.М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам,

педагогам

и

родителям/

О.М.

Дьяченко,

Н.Е.Веракса,

А.Н.

Веракса.-М.:

Чистые

пруды,2007.-

32с.-

(Библиотечка

«Первого

сентября»,серия

«Школьный

психолог».Вып.2(4)

4.

Мухина

В.С.

Возрастная

психология:

феноменология

развития,

детство,

отрочество:

Учебник

для

студ.

Вузов.-4-е

изд.,

стереотип.-М.:

Издательский

центр

«Академия», 1999.-456 с.

5.

С.Л.

Рубинштейн

Основы

общей

психологии:

сост.

А.В.

Брушлинский,

К.А.

Абульханова-Славская.- Спб: изд-во «Питер»,2000.-720с.

13

ПРИЛОЖЕНИЕ

14

Приложение 1

55 фраз для похвалы ребенка

и стимулирования его к лучшим своим проявлениям

1)

Молодец!

2)

Ты на верном пути!

3)

Здорово!

4)

Ты в этом разобрался!

5)

Удивительно!

6)

Это как раз то, что нужно!

7)

Гораздо лучше, чем я ожидал!

8)

Великолепно!

9)

Поздравляю!

10) Прекрасно!

11) Я тобой горжусь!

12) Грандиозно!

13) Я просто счастлив!

14) Незабываемо!

15) Ух, как здорово!

16) Мне очень важна твоя помощь!

17) Именно этого мы давно ждали!

18) Работать с тобой просто радость!

19) Это трогает меня до глубины души!

20) Ты мне необходим!

21) Сказано здорово – просто и ясно!

22) Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует!

23) Остроумно!

24) Талантливо!

25) Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится!

26) Экстра – класс!

27) Ты одаренный!

28) С каждым днем у тебя получается всё лучше!

29) Ты сегодня много сделал!

15

30) Уже лучше!

31) Для меня нет никого красивее тебя!

32) Отлично!

33) Еще лучше, чем прежде!

34) Научи меня делать так же!

35) Потрясающе!

36) Тут мне без тебя не обойтись!

37) Классно!

38) Я знала, что тебе это по силам!

39) Поразительно!

40) Ты мне нужен именно такой, какой есть!

41) Неподражаемо!

42) Несравненно!

43) Никто не может заменить тебя!

44) Красота!

45) Я горжусь тем, что тебе это удалось!

46) Как в сказке!

47) Очень ясно!

48) Я сам не смог бы сделать лучше!

49) Ярко, образно!

50) Фантастика!

51) Очень эффектно!

52) Лучше, чем все, кого я знаю!

53) Прекрасное начало!

54) Ты просто чудо!

55) К этому осталось добавить: « Я люблю тебя!»

Каждому из нас так важно услышать это от тех, кто нам дорог!

16



В раздел образования