Напоминание

Особенности организации двигательной активности детей


Автор: Малюкова Татьяна Алексадровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ«Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»
Населённый пункт: город Балашов Саратовской области
Наименование материала: Семинар–практикум "Особенности организации двигательной активности детей с низкой и высокой двигательной активностью"
Тема: Особенности организации двигательной активности детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 слайд Семинар-практикум

Особенности организации двигательной активности детей с низкой и

высокой двигательной активностью

2 слайд

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего

организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и

замедлением роста в целом. Разнообразие активности способствует совершенствованию

механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем. Рациональный

двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования и

развития детского организма

3 слайд

Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма.

Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает

большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и

внутренних органов, улучшается обмен веществ, совершенствуется нервная система.

Наиболее активно работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Сердце под

влиянием адекватных нагрузок становится сильнее. Позитивные изменения отмечаются

даже у детей, изначально имеющих нарушения в работе сердца.

Емкость легких возрастает, увеличиваются их функциональные возможности: ткани тела

лучше кровоснабжаются и получают больше кислорода. Особенно полезны упражнения на

улице, способствующие закаливанию

4 слайд

Двигательная активность – это естественная потребность в движении.

2. Она зависит: - от пола ребенка;

– от времени года;

- от времени суток;

- от дня недели.

3. В зависимости от степени подвижности детей целесообразно разделить на 3 подгруппы

(высокая, средняя и низкая подвижность).

4. Двигательный режим включает в себя:

1 . Физкультурно-оздоровительные занятия, состоящие из различных

видов занятий.

2. Учебные занятия (по физкультуре, по плаванию).

3. Самостоятельные занятия.

4. Физкультурно-массовые занятия.

5. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий.

6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.

7. Требования к ДА: должна быть целенаправленна и соответствовать опыту

дошкольника, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма

5 слайд

Характер двигательного режима напрямую зависит от возраста детей. Дети

младшего возраста более активны, выбираемые ими игры отличаются подвижностью. У

детей старшего дошкольного возраста приоритеты смещаются в сторону образовательных

занятий, появляется интерес к компьютерным играм.

3-4 года

В этом дошкольном возрасте движение является обязательным условием всестороннего

развития. Двигательная активность учит общению, положительно влияет на эмоции и

воображение, способствует развитию интеллекта. В основе режима лежит

нерегламентированная активность, когда игры ребенок выбирает самостоятельно. Но и

некоторые сложные движения уже под силу малышу (бег, движение спиной вперед,

подпрыгивания на одной ноге).

6 слайд

5 лет

Ярко проявляются половые различия в активности детей дошкольного возраста, их

игровая деятельность приобретает различную направленность. Мальчики проявляют

интерес к играм подвижного характера (футбол). Девочкам нравятся спокойные сюжетные

игры («Дочки-матери», «Кухня»).

6 лет

Совершенствуются двигательные навыки, улучшается координация. Деятельность

становится разнообразной и осознанной. Резкие отличия в выборе самостоятельной

активности исчезают, дети организовываются в небольшие группы с участием мальчиков и

девочек и вместе выполняют несложные упражнения (прыжки через препятствия,

бросание мяча, ходьба по бревну).

7 лет

Проявляется устойчивый интерес к определенным видам активности, спортивным играм.

У детей старшего дошкольного возраста появляется чувство самоконтроля и самооценка.

Они целенаправленно тренируют конкретные навыки, многократно повторяют одни и те

же движения, оценивают свою деятельность в сравнении с другими.

7 слайд

Двигательная активность неодинакова в различные периоды и подвержена определенным

колебаниям. Сезонная зависимость является общебиологическим явлением: в весенне-

летний период она возрастает, а в осенне-зимний идет на спад. Суточные колебания

связаны с режимом детского сада, наибольшую активность ребенок проявляет во время

прогулки, а также утром и вечером.

8 слайд

В зависимости от степени подвижности, проявления самостоятельности и склонности к

определенным занятиям дети делятся на три подгруппы. Подобный подход дает

возможность проводить прицельную работу и применять индивидуальный подход.

Высокая активность

Гиперактивные дети всегда заметны, часто конфликтуют, поведение их неуравновешенно.

Из-за чрезмерной активности они не успевают вникать в суть деятельности. Выбирают бег

и прыжки, избегая занятий, требующих высокой сосредоточенности и точности. Движения

быстрые, но бесцельные.

Есть мнение, что гиперактивных детей нужно сдерживать. Однако лучшим решением

будет не ограничение подвижности, а ее регулирование, направление в иное русло.

Деятельность остается активной, но требующей развития осмысленности, осторожности.

Полезны будут перемещения по ограниченной площади, метания, занятия в паре с

выполнением движений по очереди.

9 слайд

В зависимости от степени подвижности, проявления самостоятельности и

склонности к определенным занятиям дети делятся на три подгруппы. Подобный подход

дает возможность проводить прицельную работу и применять индивидуальный подход.

Высокая активность

Гиперактивные дети всегда заметны, часто конфликтуют, поведение их неуравновешенно.

Из-за чрезмерной активности они не успевают вникать в суть деятельности. Выбирают бег

и прыжки, избегая занятий, требующих высокой сосредоточенности и точности. Движения

быстрые, но бесцельные.

Есть мнение, что гиперактивных детей нужно сдерживать. Однако лучшим решением

будет не ограничение подвижности, а ее регулирование, направление в иное русло.

Деятельность остается активной, но требующей развития осмысленности, осторожности.

Полезны будут перемещения по ограниченной площади, метания, занятия в паре с

выполнением движений по очереди.

Средняя активность

Поведение спокойное, подвижность умеренная и постоянная. Движения осмысленные,

уверенные, целенаправленные, настроение хорошее. Ярко выражена саморегуляция

двигательной активности при наличии необходимых условий (достаточное пространство,

игрушки, спортивный инвентарь). Корректировка двигательного режима сложностей не

вызывает.

Низкая активность

Плохой прогностический признак развития малыша. Причинами могут быть слабое

здоровье, плохая психологическая атмосфера в дошкольной группе, постоянные запреты

взрослых и др. Такие ребята обычно пассивные, молчаливые, быстро устают. Они

предпочитают находиться в стороне, избегают активных игр. Хорошим способом

корректировки двигательного режима будет увеличение площади и предметное ее

обогащение.

10слайд

Гиперактивность встречается у большого количества детей и серьезно мешает

их адаптации в обществе.

По данным различных исследований, ей страдают

от 2 до 18 % малышей

По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается

гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания.

11слайд

Гиперактивным детям свойственно:

высокая подвижность, двигательная расторможенность, несдержанность,

суетливость;

импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;

игнорирование правил и норм поведения;

задержка речевого развития и т.д.,

неблагоприятные реакции на физическую нагрузку со стороны сердечно-

сосудистой системы

12 слайд

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми:

Корректно формулируйте запреты

Четко ставьте задачи

Будьте последовательны

Контролируйте временные рамки

Придерживайтесь позитивной модели общения

Определите рамки и критерии поведения

Создайте малышу комфортные условия

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии

13

слайд

И

ГРЫ

ДЛЯ

ГИПЕРАКТИВНЫХ

ДЕТЕЙ

Игры, требующие сосредоточения внимания, нацеленные на развитие произвольности,

самоконтроля:

Игры-имитации, игры с двигательной импровизацией, проявлением невербальной

выразительности

Игры на согласованность действий с другими детьми, игры-сотрудничества

Игры, снимающие мышечное, психо-эмоциональное напряжение

Малоподвижные игры, тренирующие психические процессы

14 слайд

Давайте поздороваемся», «Не урони снежок»

15слайд

«Не упусти мяч», «Забей гол»

16 слайд

Не теряй домик», «Сбей мяч»,«Прыгай с мячом»

17 слайд

Малоподвижные дети

Дети с низкой двигательной активностью составляютпримерно четвертую часть

дошкольников, посещающих ДОУ

Характерно:

отставание показателей развития ОВД и физических качеств от возрастных

нормативов;

однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического

компонента;

отказ выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях;

вялость, пассивность, устают быстрее других;

робость в общении, неуверенность в себе;

18 слайд

Игры для малоподвижных детей

должны воспитывать интерес к

движениям, потребность в двигательной активности;

развитие двигательных умений и навыков, физических качеств: быстроты, скорости,

выносливости. Предпочтение отдают простым, активным движениям, в которых

нужна точность.

19 слайд

Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на

протяжении всего дня.

Роль педагога заключается в том, чтобы создать условия для игры с движениями

(выделить место, игрушки и пособия), вызвать у детей желание играть, двигаться.

20 слайд

Упражнения с мячом: бросание вверх, вдаль, прокатывание по полу (резко, с

силой) между ног назад, скатывание с наклонных поверхностей в сочетании с бегом за

мячом; перебрасывание через голову назад; прыжки на двух ногах с зажатым между ним

мячом; отбивание от пола (без ловли); вкатывание на горку, желоб (резким толчком);

перебрасывание мяча через гимнастическую скамейку, натянутую веревку.

Упражнения с обручем: катание обруча вперед, скатывание с горки и бег за ним; прыжки с

надетым на носки ног обручем, прыжки из обруча в обруч; прыжки и бег по дорожке из

обручей.

Упражнения с мягким бревном, со скамейкой, с бумом: спрыгивание, перешагивание;

прыжки вдоль предмета.

21 слайд

«Мяч – в гору», «Догони мяч»

22слайд

Быстро возьми» ,«Прятки с парашютом»

23

слайд Кроме прицельной работы с каждой из групп в отдельности, полезно объединять

детей разной подвижности в совместных играх,где малоподвижный как бы « тормозит»

гиперактивного и наоборот малоподвижный немного сдерживает ребенка с высокой

активностью. Им нужно давать, например, одну игрушку, пособие на двоих, и т.д.

24 слайд

Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной

деятельности, игры и упражнения реализуемые в процессе физического воспитания в

дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные,

благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье

детей



В раздел образования