Автор: Савушкина Марина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Мценская детская художественная школа"
Населённый пункт: город Мценск, Орловская область
Наименование материала: урок
Тема: "Виды и жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр"
Раздел: дополнительное образование
Тема: Виды и жанры изобразительного искусства.
Анималистический жанр
1 класс
МБУДО «Мценская детская художественная школа»
Преподаватель: Савушкина М.А.
Мценск, 2018г.
Тема урока: Виды и жанры изобразительного искусства.
Анималистический жанр.
Тип урока: комбинированный (повторения и усвоения новых знаний)
Форма урока: урок – экскурсия
Цель:
закрепление знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
расширение
знаний
у
обучающихся
о
жанрах
изобразительного
искусства
(анималистический
жанр),
а
также
знакомство
с
произведениями и мастерами этого искусства.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры
изобразительного искусства;
познакомить
учащихся
с
отдельными
жанрами,
особенностями
их
выражения
в
произведениях
изобразительного
искусства
(анималистический жанр), выработать у учащихся интерес к работам
художников-анималистов;
знакомить учащихся с техникой изображения животного в движении.
Коррекционно-развивающие:
формировать
умения
воспринимать
и
различать
величину,
форму,
положение
геометрических
фигур
при
изображении
и
передаче
движения животного;
устранять недостатки владения техникой рисования.
Воспитательные:
продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
способствовать повышению эстетической культуры обучающихся;
прививать любовь к животным.
Ресурсы:
для
преподавателя
–
доска,
мультимедийная
аппаратура
(слайды
репродукций
картин,
рисунки
и
скульптуры
В.
Ватагина,
стихотворения о жанрах изобразительного искусства).
для обучающихся – тетрадь, авторучка, простой карандаш, альбомный
лист, резинка.
Ход урока
1.
Организационный момент
приветствие обучающихся;
проверка психологической готовности обучающихся к уроку.
2. Повторение ранее изученного материала
Учитель: Ребята, мы сегодня с вами продолжим беседу о видах и жанрах
искусства, а с помощью мультимедийной аппаратуры совершим
экскурсию по репродукциям относящихся к определенным видам и
жанрам
изобразительного
искусства.
И
нам
всем
будет
очень
хорошо видны все картины и задания.
С древнейших времен, по мере развития изобразительного искусства,
выделялись
его виды.
Нам
неоднократно
доводилось
видеть
рисунки,
выполненные
карандашом
или
углем
на
бумаге;
картины,
написанные
красками на холсте, памятники – гранитные или мраморные; здания храмов и
музеев. Как вы знаете, все это – произведения изобразительного искусства
различных его видов.
Друзья, давайте посмотрим на экран и определите к какому виду мы
отнесем представленное изображение.
Слайд 2. Живопись
Ответы детей: Работа выполненная в цвете, красками, на плоскости.
Слайд 3. Графика
Ответы детей: Работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без
красок.
Учитель:
-
А
теперь
взгляните
на
изображения
различных
сооружений,
зданий
и
определите, к какому виду они относятся.
Слайд 4. Архитектура
Ответы
детей:
Искусство
создавать
здания,
сооружения,
комплекс
сооружений.
Слайд 5. Скульптура
Ответы детей:
Работа выполненная в объеме путем высекания, лепки,
отливки.
Учитель:
– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды изобразительного искусства,
которые изучали. А сейчас перейдем к жанрам изобразительного искусства, с
которыми мы знакомы. Давайте вспомним, что такое жанр.
Жанр –
это
несколько
особенных
признаков,
присущих
произведениям
искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И в зависимости
от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим
словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию. (Слайд 6.)
– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком
жанре изобразительного искусства идет речь.
Слайд 7. Пейзаж
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж. (Изображение природы)
Слайд 8. Натюрморт
– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося
слова.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт
.
(Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)
Слайд 9. Портрет
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
(Изображение человека)
Слайд 10. Батальный
Если видишь на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море – корабли
Иль штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята –
Называется …
(
батальным
)
Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий
)
Слайд 11. Исторический
Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям
прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)
Слайд 12. Марина (морской)
Жанр
изобразительного
искусства,
изображающий
морской
вид,
а
также
сцену
морского
сражения
или
иные
события,
происходящие
на
море.
Является разновидностью пейзажа.
Слайд 13. Бытовой
Если видишь на картине
Повседневный труд людской
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в школе,
Это навсегда усвой –
Жанр картины – …(бытовой)
3. Исследование нового материала
Учитель:
–
Сегодня
мы
на
уроке
узнаем
еще
об
одном
жанре
изобразительного
искусства. Называется этот жанр – анималистический. (Слайд 14.)
Как вы понимаете это слово? Может где-то слышали вы его?
Ответы детей.
Учитель:
- Телевизор любите смотреть? Есть кабельное телевидение? Канал «Animal»
смотрите? И кого там постоянно показывают?
Ответы детей
Учитель:
- Да, животных. Поэтому и назвали этот канал «Animal» т.е. в переводе с
английского языка – животные.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Слайд 15.)
Если видишь на картине
Нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Значит, жанр такой картины –
Анималистический. (Изображение животных)
Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках
и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные,
называют анималистическими, а художников – анималистами.
Давайте все вместе прочитаем это слово с доски и запишем в тетради.
Животных
изображали
карандашом,
красками,
углем
и
одним
из
русских художников-анималистов был Василий Алексеевич Ватагин, который
очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику,
восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью
силуэтов. (Слайд 16.)
– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и
люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.
(Слайды 17, 18, 19 с работами художника В. Ватагина. Рассматривание и
обсуждение.)
– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и
выразительность
образа
животного
с
его
характером
(рассматривание
картин).
Характер
зверя
выражается
через
движение
и
форму
тела,
стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера, крокодил,
медведь),
изящного
или
могучего;
через
пропорции:
большая
голова,
длинные ноги и короткие лапы, выгнутая спина, большие и маленькие глаза;
через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей,
когти,
усы,
блеск
глаз.
Художник
не
просто
копирует,
но
эмоционально
усиливает
то,
что
выражает
характер,
делает
видимым
то,
что
понял,
почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.
Мир
животных
величественный
и
гордый.
Ребята,
вы
смотрели
мультфильм
«Маугли»?
Вот
этот
мультфильм
иллюстрировал
художник-
анималист В.Ватагин. (Слайд 20.)
Рассмотрим следующие работы художника.
В одном рисунке художник В.Ватагин создал суровый и грозный образ
зверя, а в другом – печальный.
Слайд 21.
(В.Ватагин. Пантера. Тушь. Перо.)
На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить
свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным
характером.
Слайд 21. (В.Ватагин. Бегемот. Карандаш)
А
на
этом
рисунке
художник
изобразил
бегемота
медлительным
и
неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным
.
– Ребята, мы сегодня с вами узнали еще об одном жанре изобразительного
искусства, где изображаются животные. Как он называется?
Ответы детей
Учитель:
– А как называют художников, которые изображают животных?
Ответы детей.
На
этом
наша
экскурсия
по
видам
и
жанрам
изобразительного
искусства окончена.
Физкультминутка (Слайд 22.)
Учитель:
-
Дети давайте встанем из-за парт и постарайтесь изобразить животное,
которое вам симпатично.
4. Практическая работа детей
Учитель:
– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных? У вас есть домашние
животные? Мы с вами уже говорили, что художник В.Ватагин очень любил
животных
и
рисовал
только
их.
Давайте
мы
с
вами
тоже
попробуем
нарисовать своих любимых животных. Мы выполним графическую работу. А
какие материалы нам для этого нужны?
Ответы детей
Учитель:
Возьмите листочки (1/2 альбомного листа), простой карандаш, резинку и
попытайтесь нарисовать свое любимое животное. Приступая к работе, не
забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать
на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа).
Итак,
расположите
лист
вертикально
или
горизонтально,
кому
как
удобно.
Я люблю кошку. (Слайд 23.) Посмотрите, как я буду рисовать ее. Кошка
может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она
всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (Слайд 24, 25)
Слайд 26.
Задание: Выполнить графический рисунок любимого животного (используя
простой карандаш)
Преподаватель:
проверяет
организацию
обучающимся
рабочего
места;
наблюдает
за
правильностью
выполнения
работы;
оказывает
помощь
обучающимся,
испытывающим
затруднения;
осуществляет
контроль
за
объемом и качеством выполненной работы.
– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите
порядок на рабочем месте.
5. Итог урока. Рефлексия
Выставка работ учащихся.
Самоанализ деятельности учащихся.
Беседа по вопросам:
- Что вы нового узнали на уроке?
- Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали?
- Довольны ли вы своей работой?
- Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему?
Ф.И.О. Савушкина М.А.
Предмет: Беседы об искусстве
Класс: 1
Тип урока: комбинированный (повторение и усвоение новых знаний)
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Организационный
момент. Мотивация к
учебной деятельности
(2 мин.)
Проверяет готовность детей к уроку.
Просит вспомнить материал предыдущего урока.
Самостоятельно организуют своё рабочее место
Проверяют готовность необходимого материала.
2.
Актуализация
ранее изученного
материала
(10 мин.)
Актуализирует
знания
детей
о
видах
и
жанрах
изобразительного искусства.
Просмотр
презентации
–
экскурсии
по
видам
и
жанрам изобразительного искусства
Выявляет уровень знаний
Взаимодействие с учителем
Смотрят видеоряд
Отвечают на вопросы учителя.
Контролируют
правильность
ответов
учащихся,
оценивают ответ товарища.
3.
Постановка целей и
задач урока.
Исследование нового
материала
Физкультминутка
(16 мин.)
Создаёт
проблемную
ситуацию.
Активизирует
знания учащихся.
Организует
беседу
выявляющую
представление
д е т е й
о б
а н и м а л и с т и ч е с к о м
ж а н р е
в
изобразительном искусстве.
Продолжение
презентации,
в
котором
знакомит
детей с художником-анималистом В.А.Ватагиным.
Предлагает детям выйти из-за парт и изобразить
животное, которое им нравится
Внимательно слушают.
Смотрят на показ предложенный учителем.
Делают записи в тетради
Дети изображают животное, которое им симпатично
4. Практическая работа
детей
(7 мин.)
Дает практическое задание
Предлагает приступить к работе
Осуществляет контроль за выполнением задания
Даёт необходимые рекомендации
Выслушивают задание
Приступают к практической работе
Выполняют творческое задание.
Осознают способы и приёмы действий.
Наводят порядок на рабочем месте
5. Итог урока. Рефлексия
(5 мин.)
Вывешивает на доску работы учащихся.
Предлагает
рассмотреть и
оценить,
выбрав
наиболее выразительные и интересные.
Предлагает оценить собственную (личную) работу
Р а с с м ат р и в а ю т
р а б о т ы ,
в ы б и р а ю т
н а и б о л е е
выразительные, объясняют свой выбор.
Обсуждают итоговую работу.
Выслушивают ответы одноклассников, анализируют их,
активно участвуют в работе.
Осуществляют самооценку.