Автор: Козлова Галина Трофимовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МКОУ(В(С)ОШ№4 ПРИ ИК" Населённый пункт: г Мариинск. Кемеровская область. Наименование материала: Методическая разработка Тема: Как избежать конфликта Раздел: среднее образование
«КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА»
игра для старшеклассников.
Цель игры : развивать навыки позитивного группового взаимодействия.
Задачи игры: дать возможность проиграть некоторые конфликтные ситуации, умение
считаться с взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации.
Предполагаемый психологический результат: Участники игры должны почувствовать
значимость внутригрупповых отношений, получить навыки конструктивного решения
конфликтных ситуаций.
Время игры: 1 час 10 минут.
Игра может проводиться в аудитории, актовом зале.
Материалы для игры: карточки с заданиями, листочки с правилами, поощрительные
призы по количеству участников.
Участники : обучающиеся старших классов (10-14 человек), учителя (жюри).
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
Вводная часть
Ведущий : Мы собрались здесь, чтобы принять участие в игре «Как избежать конфликта».
А для начала проведём разминку.
Разминка, проводимая вначале игры должна настроить на положительные эмоции.
Упражнение «Здравствуй».
Участникам нужно рассчитаться по команде ведущего на первый- второй.
После этого нужно встать первым номерам и вторым друг против друга. Поздороваться
друг, с другом соприкоснувшись коленками и улыбнуться. Участники, стоящие в первом
ряду остаются на местах, а вторые участники меняются местами. Поздороваться нужно с
каждым, кто стоит в первом ряду.
Далее идёт разделение на две команды. Первые номера – 1 команда, вторые номера -2
команда. Участники дают название командам, выбираются капитаны.
Основная часть
Задание №1
Придумать какую- нибудь конфликтную ситуацию и продемонстрировать её (время
подготовки 5 минут). Жюри оценивает каждое задание, ваш креативный подход к
проигрыванию конфликтных ситуаций.
Ведущий. Что вы чувствовали, когда проигрывали придуманные конфликтные ситуации?
Конфликт- это психологическое противоборство людей, имеющих несовместимые цели и
интересы. Существуют три основных способа разрешения конфликта: силовое решение
(борьба), уход из одной сторон, преодоление конфликта, т.е. поиск взаимовыгодного
решения.
Задание №2 . Сейчас командам раздадутся карточки с заданием. Нужно
продемонстрировать конфликтную ситуацию, а другой команде отгадать, что это за способ
разрешения конфликта.
Карточка для команды №1
К.С.: Два ученика идут навстречу друг другу. Один нечаянно задевает другого плечом. Тот
разворачивается и начинается словесная перепалка.
- Извинись, за то, что ты меня задел плечом!
- Не собираюсь!
- Тогда я тебя тоже как задену!
- Только попробуй!
(доходит до силовой борьбы участники начинают толкать друг друга)
Карточка для команды №2
К.С.: в Магазине большая очередь. Один человек подходит к прилавку и начинает
просить у первого человека в очереди, чтобы тот его пропустил.
- Встаньте в очередь!
- Мне некогда стоять в очереди!
- Всем некогда!
- Пропустите меня, пожалуйста, я тороплюсь.
- А я Вам говорю, встаньте в очередь!
- Какие все нервные и неуступчивые!
(уходит из магазина).
Ведущий обращается к командам и спрашивает: «Какие способы разрешения конфликта
были использованы?»
Третье задание выполняется совместно.
Выходят капитаны команд. Задание аналогичное. Им выдаётся карточка №3. Время
подготовки 5 минут.
Карточка №3
К.С.: Ученик приходит на урок.
Учитель: «Ты не сдал мне ни одного зачёта. Пока ты этого не сделаешь на моих уроках, не
появляйся!»
Ученик: «У Вас многие не сдали зачет и почему то присутствуют сейчас на уроке. А я что
хуже всех?»
Учитель: «Они то сдают, один ты бездельничаешь!»
Ученик: «Да я вообще их сдавать не буду!»
(уходит). Ведущий комментирует: «Прошла неделя. Ученик не посещает уроки. Конфликт
затягивается. Ученик приходит опять на урок ».
Учитель: «Я же сказала, пока ты мне не сдашь, зачёты на моих уроках не появляйся!»
Ученик: «Вы не имеете права не пускать меня на урок! Это моё право!»
Учитель: «Свои права я так понимаю, ты знаешь. А зачёты сдавать в твои обязанности не
входит?»
Ученик: «Входит. Я Вам обещаю, что всё сдам. Можно я войду в класс и буду
присутствовать на уроке?»
Учитель: «Проходи, садись».
Ведущий: «Ребята! Какой из способов разрешения конфликтов мы с вами сейчас увидели?
Да такой способ компромисса быстро решает конфликтную ситуацию. А теперь давайте
вспомним добрые правила поведения среди людей».
Участникам команд раздаются бумажные листочки, и они начинают правила читать вслух.
Правило №1
Не вступайте в споры. Это форма агрессии. В этой ситуации человека легче всего выбить
из колеи.
Правило №2 Старайтесь не отвечать на оскорбления. Не ответив на него вы погасите его,
оно вернётся к тому, кто его послал.
Правило №3 Старайтесь не проявлять агрессию- это экономит энергию. Вы не потратите
впустую свои силы.
Правило №4 Умейте прощать. Простив агрессора, вы нейтрализуете его своим
прощением.
Правило №5 Всегда извиняйтесь, если вы не правы.
Правило №6 Помогайте людям просящим вас о помощи, но не навязывайте свою помощь
никому. Помогли не попрекайте этим человека, не хвалитесь, что оказали помощь.
Правило №7 Благодарите других людей.
Правило №8 Не присваивайте себе результаты чужого труда. Помните, что у вора рано
или поздно всё будет отнято.
Заключительная часть.
Подведение итогов игры.
Ведущий: На этом наша игра заканчивается. Сейчас жюри объявит результаты.
Награждение: призы двум командам.