Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"


Автор: Винокурова Юлия Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии

на уроках русского языка

Педагогические здоровьесберегающие технологии в образовании состоят в

умении построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм

и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках

учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, поэтому

учитель должен помнить, что от соблюдения гигиенических и психолого-

педагогических условий проведения урока, в основном, и зависит функциональное

состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Психическое здоровье имеет неоценимое значение для развития личности, то

есть состояние душевного, физического и социального благополучия.

Для снятия эмоционального напряжения на уроках используются игровые

технологии, игровые обучающие программы, оригинальные творческие задания.

Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому

взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса

к учебному предмету, значит, процесс обучения становиться более эффективным.

К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает

сблизить общение учителя и учеников, избавиться от страха и зажимов.

Значение игры невозможно оценить развлекательными возможностями. В том

и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в

обучение, в творчество.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве здоровьесберегательной технологии при освоений понятий, темы и

даже раздела учебного предмета;

- как элемент урока для снятия эмоционального напряжения;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля).

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко

подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса.

Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед

началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в

конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно

назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты,

путешествия, КВНы, экзамены и т. д.).

Например, Урок-путешествие. Пожалуйте в страну Русского языка. Чаще всего

это вводные или заключительные уроки. Во время таких занятий повторяется

пройденное в предыдущих классах или за прошедший курс обучения. Такие

путешествия можно сопровождать путевыми заметками, в которых излагаются

правила, определения и прочие премудрости. Так на первом уроке русского языка в 5

классе мы совершаем путешествие в волшебную страну Русского языка и посещаем

её столицу Орфографию, идём по улицам города (Графическая, Приставкина,

Гласная и т. д.), переходим по мосту через речку Чистописание. Ребята преодолевают

1

различные препятствия, вспоминают правила правописания, прежде чем им грозные

стражи порядка (например, Ъ и Ь знаки) позволят двигаться дальше. Попадают на

праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные

слова, строго следя за тем, чтобы в слово не закралась ошибка. Законы в стране

строгие: ошибки наказываются штрафом.

Следующая игра позволяет подобрать как можно больше однокоренных слов

при изучении темы "Состав слова и словообразование". "Знакомьтесь,

родственники". К предлагаемому корню подобрать производные слова и чем

больше, тем лучше.

Например, ЛЕС, ЛЕСОК, ЛЕСИЩЕ, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСОВОД,

ЛЕСОРУБ, ПЕРЕЛЕСОК, ПОДЛЕСОК.

Во всех предложенных игровых моментах ребята тут же видят результат своей

деятельности понимают, над чем им предстоит еще работать.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать

мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m

м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый —

Громкий — Низкий — Здоровый — Победа — и т.п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих

какое-либо слово.

Например: ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты:

Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое

время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ –

домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания: превратить имена существительные в имена

прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары –

победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и

написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

2

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

Лаю юла

Использование физминуток в форме игры дает учащимся возможность

«выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а за

тем с новыми силами взяться за дело. Физминутки способствуют повышению

умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного

наступления утомления и снятию у них мышечного статического напряжения.

Физкультминутки также могут способствовать развитию орфографической

зоркости.

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес,

активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос

прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных». Учитель

бросает мяч и называет слово «земляной». Ученик ловит мяч и называет

проверочное слово «земли». Ответивший на вопрос правильно может сесть на место,

тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить

положение.

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят

мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например: кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах –

быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой

подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Н-р, нужно подобрать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если

прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК,

ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

В 5 классе для проведения физкультминутки можно подобрать стихотворные

тексты, выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют

память.

Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема

современной школы и не только социальная, но и нравственная. Учитель русского

языка и литературы, как никакой другой предметник, имеет возможность говорить о

духовно – нравственных категориях. Нравственность есть не что иное, как жизнь на

основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия. И цель

«разбудить» в детях то сокровенное, что затаилось в глубинах их душ.

3



В раздел образования