Напоминание

"Важность духовно – нравственного воспитания в становлении личности."


Автор: Лаврентьева Дарья Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Важность духовно – нравственного воспитания в становлении личности."
Раздел: среднее образование





Назад




Важность духовно – нравственного воспитания в становлении

личности.

Прежде, чем начать разговор о важности духовно нравственного воспитания

в деле становления личности, необходимо разобраться с понятиями

духовность и нравственность.

Что же такое духовность? Однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Обратимся к литературе. Вот какие определения понятия духовность дают

нам различные источники:

- «Духовность — такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой

личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами

ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности…»

(Прохоров Б.Б. Экология человека. – 2005)

- «Духовность — главное условие нравственного возрождения людей. По

мнению составителя словаря, позитивная духовность связана с ориентацией

человека на высшие общечеловеческие ценности: любовь, доброту,

сострадание, милосердие…» (Евразийская мудрость от А до Я)

- «Духовность – причастность человека Духу Святому, мера приближения

человека к Богу. Духовность человека по-разному понимается в светском и

христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности,

интеллектуальности, добродетельности…» (Православная энциклопедия

"Азбука веры")

- «Духовность в образовании рассматривается в осн. как способность

человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и

подчинять им свои поступки и поведение» (Психология общения:

энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М., 2011)

- «Духовность - 1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность;

наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного

развития духовных способностей человека» (Кемеров В. Философская

энциклопедия. - М., 1998)

Сделав анализ определений понятия «духовность», можно придти к выводу,

что в большинстве толкований духовность связывают с религионой верой и

высокими нравственными качествами человека, с его душевной чистотой и

внутренней гармонией.

А что же такое нравственность?

Есть масса определений термина, но все они

сводятся к единому мнению. Нравственность − это способность принять на

себя ответственность за свои мысли и действия. Нравственность это

ценность, внутреннее состояние человека, его жизненная установка,

позволяющая принимать любые поступки, основываясь на совести.

Определив значение понятий духовность и нравственность, мы приходим к

выводу о том, что они тесно взаимосвязаны. Нравственность - это показатель

степени духовности человека и общества в целом.

Духовно-нравственное воспитание — один из важных аспектов воспитания,

направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в

практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Духовно-

нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного

расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности,

формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать

отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на

основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных

установок.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие

высшие духовные ценности:

- индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь,

достоинство);

- семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её

традиции);

- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны,

национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура,

единство нации);

- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая

культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание

личности направлено на формирования её:

- нравственных чувств совести, долга, веры, ответственности,

гражданственности, патриотизма;

- нравственного облика -терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

- нравственной позиции - способности к различению добра и зла,

проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных

испытаний;

- нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству,

проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

В современном обществе уровень духовно – нраственного развития невысок,

особенно среди молодёжи. У молодых людей отмечается тенденция в

завышении требований к материальной стороне жизни, материальным

ценностям и благам. Размытость ценностных ориентиров ведет к снижению

социальной активности, распространению инфантильности, росту

депрессивных состояний среди подростков, потере смысла жизни, трудности

в самореализации, раскрытии внутреннего потенциала. Поэтому перед нами,

обществом в целом, стоит задача формирования духовно-нравственной

личности.

Конечно же, духовно-нравственное развитие личности начинается в семье.

Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни,

имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Но, роль

школы в этом вопросе тоже очень велика. Духовно-нравственное развитие и

воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной

образовательной системы и представляет собой важный компонент

социального заказа для образования. В «Концепции духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что

«важнейшей целью современного отечественного образования и одной из

приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-

педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,

ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина

России».

Воспитывать обучающихся можно через любой предмет, но наибольшими

возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности

обладают гуманитарные предметы. История, обществознание, литература –

это именно те предметы, которые предоставляют широкое поле деятельности

для учащихся: для проявления их интеллектуальной, творческой групповой и

индивидуальной активности, что, как известно, является важнейшей

составляющей социализации личности ребенка. Эти предметы содержат

очень ценный материал. Учитель должен стараться сделать так, чтобы дети

не только обрели необходимые знания, умения, навыки, но и обратили

внимание на проблемы нравственного выбора, поведение в различных

ситуациях. Важно научить детей оценивать человеческие поступки, не быть

равнодушными. История России, обществознание, литература богаты

примерами, помогающими это сделать. Учитель может использовать

различные типы заданий, ориентированные на нравственный поиск.

Обучающиеся должны давать нравственную оценку историческим деятелям и

событиям, литературным героям. В процессе переживания каких-то эмоций,

положительных или отрицательных у детей формируется собственный взгляд

на мир. Умение отстаивать свое мнение, верить в высокие идеалы, уметь

противостоять обстоятельствам формируют сильную личность, воспитывают

характер.

Так же необходимо сказать, что в деле воспитания подрастающего поколения

очень важен и личный пример учителя. Говоря о нравственном примере

педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого

педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности

её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он

руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его

отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это

имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут

эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся

пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Усвоение обучающимися духовно – нраственных ценностей, вовлечение их в

свои взаимоотношения с другими людьми, привитие любви к Родине, ко

всему человечеству, является важнейшим этапом становления личности, её

гражданственности. Духовно – нравственное воспитание личности

гармонично влияет на сознание человека, делая его сильнее, крепче духом и

морально устойчивей. Общество получает высоконравственного, мыслящего

человека с богатым духовным миром. Общество получает настоящую

личность. И в заключении хотелось бы привести цитату из«Концепции

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России»: «Темпы и характер развития общества непосредственным образом

зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы,

жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и

духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно

развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и

совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».



В раздел образования