Напоминание

"Интегрирование литературы на уроках биологии"


Автор: Ратанова Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Льговская ОШ"
Населённый пункт: село Льговское, Кировский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрирование литературы на уроках биологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрирование литературы на уроках биологии

Интегрированные уроки все чаще пополняют копилку многих учителей-предметников. Благодаря им

ученики могут расширить свой кругозор, узнать о взаимосвязи явлений и предметов, о

существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Во время

преподавания дисциплин естественного цикла не всегда учитываются особенности психического

развития учащихся. Обучение строится в основном на смысловом запоминании учебного материала,

тогда как образная память используется гораздо реже. Эмоциональности же в преподавании эти

жизнеутверждающих дисциплин вообще не хватает. Конечно, нецелесообразно требовать на каждом

уроке нового представления, ведь тогда часть учащихся перейдёт в разряд зрителей и ценность этих

уроков будет сомнительной для каждого из них. Но введение некоего творческого элемента, который

выходит за границы только одного цикла дисциплин, есть признаком педагогического мастерства.

Использование литературных произведений на уроках позволяет внести в них элемент дискуссии,

поскольку авторы в большинстве случаев жертвуют истиной ради художественной выразительности.

Не менее важным есть и развитие интереса к народной культуре и творчеству для воспитания

достойных патриотов своей страны России. В нашем МБОУ «Льговская ОШ» в последние годы

часто используются произведения русских и зарубежных поэтов в преподавании биологии и

внеурочной деятельности, что сыграло определённую роль в повышении интереса к предмету и

качества знаний учащихся.

Использование фрагментов литературных произведений возможно на любом этапе урока, начиная с

актуализации опорных знаний и заканчивая подведением итогов урока и домашним заданием.

Главным аргументом в мотиве целесообразности такого методического приёма есть соответствие

определённого произведения концепции урока и его значимость.

Введение поэзии на уроках биологии требует подготовки учащихся. Первым этапом должно стать

рассмотрение учеником произведения по основным вопросам, которые задает учитель. Например:

1.

Какую тему выбрал автор для своего произведения?

2.

Перескажите содержание произведения своим словами.

3.

О чем говорится в этом произведении?

На этом этапе главное вовремя корректировать ответы. На следующем этапе можно искать

неточности в конкретном стихе и затем доверить комментирование произведения нескольким

учащимся, чтобы вызвать конструктивную дискуссию в классе. Стих можно вводить на последнем

этапе, как своеобразный эпиграф, как учебный материал и способ закрепления учебных достижений.

ОХРАНА РАСТЕНИЙ. КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

...А где-то в урманах таится

Волшебная сон-трава. Всю ночь,

До восхода солнца.

Чтоб людям прибавить сна,

В лиловые колокольца

Беззвучно звонит она...

(Л. К. Татъяничева) этом этапе

Лес

Многоэтажный этот дом

Не знает праздного безделья.

Упорным занят он трудом

От купола до подземелья.

Здесь ловят солнце зеркала

В лаборатории высокой.

И движутся внутри ствола

Добытые корнями соки.

Бормочут листья в полусне,

Но это мнимая дремота.

В глуши, в покое, в тишине

Идет незримая работа.

(С. Я. Маршак)

Б

ОЛОТО

Я целый, час болотом занялся.

Там белоус торчит, как щетка жесткий;

Там точно пруд зеленый разлился;

Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,

На старый пень, торчащий из воды,

На солнце нежится и дремлет...

Белым Пушком одеты тощие цветы...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Словно здесь никогда не бывали:

Все исчезло — и речка, и плес...

Мы с трудом эту местность узнали,

А узнав, задохнулись от слез.

Неживые поляны, дубравы,

Перелески в засохших цветах,

Вы какое имеете право,

Чтобы так расплываться в глазах!

Неподвижные рощи лесные!

Что за ветер вас пылью занес?

Как стволы этих нежных берез

Превратились в столбы соляные?

(II. Солнцева)

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ

* * *

Природа — сфинкс, и тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

* * *

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

(Ф. И. Тютчев)

РАЗНООБРАЗИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

* * *

У животных нет названья.

Кто им зваться повелел?

Равномерное страданье —

Их невидимый удел.

(Н. А. Заболоцкий)

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Приметы

Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Так, если лебеди, на лоне тихих вод

Плескаясь вечером, окличут твой приход,

Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,

Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий

Иль бьющий в окна град, а ранний селянин,

Готовясь уж косить высокий злак долин,

Услыша бури шум, не выйдет на работу

И погрузится вновь в ленивую дремоту.

(А. С. Пушкин)

Приметы

И тихо и светло — до сумерек далеко;

Как в дымке голубой и неба и воды,—

Лишь облаков густых с заката до востока

Лениво тянется лиловая гряда.

Вот розовый с каемкою узорной.

Вот золотой — шесть языков огня.

А есть цветок почти как уголь черный,

Лоснистый, точно кожа у коня.

В диковинных цветах земли восточной

Я удалое племя узнаю.

Поддерживает чашу стебель прочный,

Пробившийся на свет в степном краю.

В кувшине на столе прожив неделю,

Земли, корней лишенные цветы

Не съежились ничуть, не побледнели

И сохранили свежесть красоты.

Вот первый лепесток пропал без вести,

За ним другому отлететь пришлось.

Но братья-лепестки не вянут вместе,

Живут в семье, а умирают врозь.

(С. Я. Маршак)

Что за метаморфоза!

Вот бы знать для курьеза,

Что еще будет розой!

Ты, любовь моя, роза,

Только это не поза,

Ты действительно роза.

(Р. Фрост)

Тюльпаны

Какие гости в комнате моей!

Узбекские, туркменские тюльпаны.

Они пришли в одежде пестротканной

К нам из садов, из парков, из степей.

Да, тихо и светло; но ухом напряженным

Смятенья и тоски ты крики разгадал:

То чайки скликались над морем усыпленным

И, в воздухе кружась, летят к навесам скал.

Ночь будет страшная, и буря будет злая,

Сольются в мрак и гул и небо и земля...

А завтра, может быть, вот здесь волна седая

На берег выбросит обломки корабля.

(А. Фет)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА РАСТЕНИЯ

* * *

Деревья надышали небо

За десять миллиардов лет.

Иное криво и согбенно,

И кажется — в нем жизни нет.

Оно весной шуршит все тише,

Понуро стоя над ручьем,

И все же дышит, дышит, дышит,

Не помышляя ни о чем.

И эту сложную заботу

Не покидая ни на миг,

Стоит оно сродни заводу

И поучает нас самих.

Как не склониться пред тобой?

Ты людям древесину выдал,

Ты дал им скрипку и гобой,

Избу и шхуну, и посуду,

Но даже сгорбясь и склонясь,

Ты дал понять, что небо всюду —

И в вышине, и вокруг нас.

(И. Селъвинский)

УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Сквозь волшебный прибор Левенгука

Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы.

Государство смертей и рождений,

Нескончаемой цепи звено,—

В этом мире чудесных творений

Сколь ничтожно и мелко оно!

Но для бездн, где летят метеоры,

Ни большого ни малого нет,

И равно беспредельны просторы

Для микробов, людей и планет.

В результате их общих усилий

Зажигается пламя Плеяд,

И кометы летят легкокрылей,

И быстрее созвездья летят.

И в углу невысокой вселенной,

Под стеклом кабинетной трубы,

Тот же самый поток неизменный

Движет тайная воля судьбы...

(Н. А. Заболоцкий)

РАЗНООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ

Кувшинки

Как чаши, на глади речного залива

Раскрылись кувшинки в июльские дни.

Порою волна покачнет их лениво,—

И вновь без движенья застынут они.

Их стебли далеко уходят в глубины —

В сплетение зарослей, смутных теней,

Где рыбок скользят серебристые спины

Да щука таится у мшистых камней.

Когда ты потянешься с лодки рукою

К цветку, что сверкает красой юс ко вой,

То стебель, пружиня под темной водою,

Не сразу отдаст тебе венчик живой.

А круглые листья, где любят стрекозы

В прохладе от летней жары отдыхать,

Качнутся, стряхнув набежавшие слезы,

И в сонном покое застынут опять.

Кувшинки, глядящие в высь голубую,

Всегда неподвижные, словно во сне,

Вы знаете каждую тайну речную,

Вы сами родились глубоко на дне.

И, выйдя на свет, где все ярче и краше,

Где лес, убаюканный зноем, затих,

Раскрыли свои белоснежные чаши

Над тихой водою, в затонах родных.

(Вс. А. Рождественский)

Ночная фиалка

В местах сыроватых, где бродят туманы,

Где в травах опушек росинки блестят,

Ты в сумерках запах услышишь медвяный:

Ночная фиалка струит аромат.

В Бразилии где-то цветут орхидеи —

Большие, как бабочки, чудо-цветы,

Но северный цветик нам ближе, роднее,

Хоть пышной ты в нем не найдешь красоты.

(Вс. А. Рождественский)

Над ними мошки вьются роем целым;

Лишь незабудок сочных бирюза

Кругом глядит умильно мне в глаза,

Да оживляют мир болотный

Порханье белой бабочки залетной

И хлопоты стрекозок голубых

Вокруг тростинок тощих и сухих.

Ах! прелесть есть и в этом запустенье!..

(А. Н. Майков)



В раздел образования