Напоминание

"Адаптация для детей с нарушением интеллектуального развития, в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения"


Автор: Обухова Елена Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Верещагинская школа-интернат"
Населённый пункт: город Верещагино Пермский край
Наименование материала: Программа
Тема: "Адаптация для детей с нарушением интеллектуального развития, в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Программа «Адаптация»
для детей с нарушением интеллектуального развития, в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения – 8 вида Обухова Елена Владимировна, социальный педагог Верещагино 2016г.

Пояснительная записка
Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год в школе, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займёт у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Если говорить о таком образовательном учреждении как специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат – 8 вида, то становится естественным, что процесс «социальной адаптации» в данном случае носит свой индивидуальный характер. Яркими тому примерами являются следующие факты: количество вновь поступивших учащихся ежегодно составляет 35-40%, это первый, пятые классы и новые учащиеся в каждом классе (до 10 человек), контингент учащихся, нуждающихся в коррекции. В виду многочисленных проблем, связанных с адаптацией учащихся в условиях «МБОУ» мы считаем непросто актуальным, а крайне необходим создание социально-педагогических условий, сконцентрированных в рамках адаптационной программы. Таким образом,
целью
нашей программы является: создание оптимальных социально-педагогических условий, способствующих эффективности социальной адаптации детей в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат.
Объект деятельности:
учащиеся «МБОУ». Возраст детей 7-10 лет
Предмет

деятельности:
социально-педагогические условия, способствующие эффективности социальной адаптации детей.
Задачи
:  Диагностировать уровень адаптированности учащихся с помощью психолого-педагогических методик. 2
 Составить серию мероприятий по обеспечению эффективности процесса адаптации, необходимых в первые недели пребывания детей в МБОУ.  Разработать план проведения заседаний методических объединений педагогов по проблеме адаптации детей.  Составить сценарии организационных родительских собраний в первых классах, необходимых для работы с вновь поступившими детьми.  Оказание помощи по ликвидации кризисных ситуаций в микросреде ребёнка.
Ожидаемый результат:
обеспечение высокого уровня эффективности процесса «социальной адаптации» является необходимым условием для успешной социализации личности детей в «МБОУ».
Критерии эффективности программы
:  Исключение конфликтных ситуаций, самовольных уходов с территории школы-интернат.  Наличие здоровых отношений в системах: ребёнок-ребёнок, ребёнок-учитель, ребёнок-родитель.  Эффективное развитие процесса «социализация» через повышение уровня адаптированности детей и отсутствие явлений социальной дезадаптации. Следует отметить, что при создании программы мы опираемся на собственный практический опыт и различные теоретические источники для разработки мероприятий. Данная программа будет интересна руководителям, социальным педагогам, психологам, реализующим свою педагогическую деятельность в школах-интернатах. Реализация программы рассчитана на первую четверть учебного года, для всех вновь прибывших учащихся. Все мероприятия в рамках программы проводятся на территории «МБОУ». 3

Содержание и методическое обеспечение программы «Адаптация».
Программа «Адаптация» состоит из трёх взаимосвязанных между собой этапов: подготовительного, организационного и заключительного.
Подготовительный

этап
включает в себя знакомство с детьми при поступлении в учреждение, факторами среды и жизни ребёнка, установление различных межличностных связей и контактов. Педагогами ведётся учёт потребностей и возможностей детей. На этом этапе необходимо очень хорошо оперировать знаниями психологических и индивидуальных особенности детей, адекватно воспринимать реальность, соблюдать конфиденциальность, уметь организовывать сотрудничество и координировать деятельность, выступать в роли посредника и медиатора, уметь выслушать и дать обратную связь, стать другом, которому можно довериться. Первым шагом на данном этапе является знакомство педагогического состава школы-интерната с программой «Адаптация» в рамках методических объединений учителей и воспитателей с целью выработки единого подхода к программе. Картотека на вновь прибывших детей позволяет не только более детально познакомиться с детьми, их близким окружением, интересами, но и организовать в дальнейшем коррекционную и учебно-воспитательную работу. Первые родительские собрания в новом учебном году согласно программе необходимо проводить по вопросам адаптации детей в учреждении, так как родители это первые помощники педагогов в этот сложный период. Родителей необходимо познакомить с особенностями адаптации в конкретный возрастной период, предложить конкретные советы по адаптации детей в школе. Основными методами исследования на этом этапе являются: анкетирование, наблюдения, интервью. Основная форма занятий – игра (адаптационные игры, игры на знакомство). 4

Организационный этап
или основной этап программы делает особый уклон на разработку и проведение внеклассных адаптационных мероприятий второй половины дня. На этом этапе проводится анализ и классификация проблем, сложных ситуаций, возникающих у детей в процессе адаптация. Проводится анализ уровня самооценки детей, диагностическая методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося». Все данные оформляются на информационном стенде. Главной задачей этапа является организовать педагогическое воздействие таким образом, чтобы влияние педагогов не ограничивалось только сферой учебной деятельности или сферой досуга, а было комплексным. Необходимо развивать самые разные и полезные интересы детей, особых усилий требует формирование системы внутренней регуляции, навыков самоанализа и самовоспитания. Особо важной на этом этапе является работа социального педагога или другого специалиста ведущего программы для координирования педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
Заключительный этап
предполагает анализ адаптационного процесса в учреждении, подведение итогов на педагогическом совете школы-интерната по итогам первой четверти учебно-оздоровительного года по следующим показателям:  Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;  Баланс личностного (индивидуального) и группового (социального);  Самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям;  Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;  Гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников;  Активное участие в жизни детского коллектива;  Удовлетворённость своим социальным статусом и отношениями. 5
Для детей, которые с наименьшим успехом прошли процесс адаптации, составляются индивидуальные программы реабилитации на педагогических заседаниях учителей и воспитателей, непосредственно работающих с данными детьми.
Тематическое планирование мероприятий программы «Адаптация»
№ Мероприятие Сроки Ответственные 1 Подготовительный этап - Заседание методических объединений учителей и воспитателей; - Знакомство с детьми педагогов, детей друг с другом; - Использование в работе с детьми игробанка адаптационных игр (Приложение 2); - Составление картотеки вновь прибывших детей; - Проведение тематических родительских собраний (Приложение 3, 4); - Анкетирование «Адаптация»; - Наблюдения, интервью по определению творческой направленности детей; Конец августа Первая неделя сентября В течение первой четверти по необходимости Первая неделя сентября Вторая неделя сентября Первая неделя сентября Сентябрь Социальный педагог, завуч, психолог Воспитатели, классные руководители, учителя Все специалисты Классные руководители, воспитатели Классные руководители Социальный педагог, психолог Воспитатели 6
2 Организационный этап - Разработка и проведение внеклассных адаптационных мероприятий. - Рисуночный тест «Кактус» - Выявление уровня самооценки; - Анализ и классификация проблем, сложных ситуаций, возникающих у детей в процессе адаптации; - Диагностическая методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»; - Оформление информационного стенда (уголка) для педагогов; - Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми; Первая четверть Конец сентября Первая неделя октября Конец сентября Конец первой четверти сентябрь По необходимости Классные руководители, воспитатели Психолог, социальный педагог Психолог, социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог, психолог Социальный педагог Социальный педагог 3 Заключительный этап - Анализ адаптационного процесса в учреждении, предоставление итогов на педагогическом совете школы; - Разработка индивидуальных программ по работе с дезадаптированными детьми По итогам первой четверти По итогам первой четверти Социальный педагог Все специалисты 7

Литература
1. Гаврилова, Т.П. Игра в работе педагога. Т.П. Гаврилова.- Пермь, 2005. 2. Дереклеева, Н.И., Савченко, М.Ю. Артюхова, И.С. Справочник классного руководителя / Под ред. И.С. Артюховой.- М.: «Вако», 2005.- 304с. 3. Капустин, Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./ Н.П. Капустин.- М.: «Академия», 1999.-216с. 4. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. Р.В. Овчарова- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480с. 5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 128 с. 6. Пронина, Л.А. Программа помощи в адаптации вновь прибывшим учащимся / Л.А. Пронина/.Завуч. -2001-№1-С.127-129. 7. Травина, Г.А. Из опыта управления адаптивной развивающейся школой / Г.А Травина/ Завуч -2002.-№2-с.129-136. 8. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей / Вестник образования России.- 2003.- №15.- С. 53-55. 9. Фалькович, Т.А., Высоцкая, Н.В., Толстоухова, Н.С. Подростки XXI века. Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: «ВАКО», 2007. – 256 с. 10.Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога. Т.А. Шишковец. – М.: «Вако», 2007.- 335 с. 8
Приложение 2
Игробанк адаптационных игр

1
Адаптационная игра – игра на сближение детей друг с другом, на сближение детей и педагогов, способствующая снятию мышечных зажимов и эмоционального напряжения, создающие атмосферу непринуждённости и психологического комфорта. Адаптационные игры условно делятся на «игры на знакомство» и «игры- релаксации».
1.

Игры на знакомство:

Цель:
познакомить, сблизить детей друг с другом и с педагогом, помочь им привыкнуть к новой обстановке.
«Волшебное рукопожатие»
Игра проводится в кругу незнакомых людей. Перед игрой два или три игрока по секрету получают от ведущего задание вручить приз пятому по счёту игроку из тех, кто будет подходить к ним здороваться (или седьмому, десятому игроку в зависимости от количества участников игры). Затем ведущий предлагает всем игрокам, в том числе и тем, у кого находятся призы (то есть «секретчикам»), быстро передвигаясь по площадке, здороваться со всеми за руку, энергично пожимая руку и называя своё имя. «Секретчики» считают тех игроков, которые подходят к ним знакомиться, и когда к ним подходит пятый игрок, они кричат «СТОП», берут этого игрока за руку, поднимают её вверх и, объявляя его самым вежливым, вручают ему приз. Игра возобновляется и заканчивается когда все призы вручены.
«Назови имя справа (слева)»
Игроки встают в круг, запоминают имена тех, кто стоит справа и слева. Водящий вращается медленно в центре круга и неожиданно указывает на одного из игроков, говоря: «Назови имя справа! Раз, два, три». Игрок должен 1 Гаврилова, Т.П. Игра в работе педагога. Т.П. Гаврилова.- Пермь, 2005. 9
успеть назвать имя соседа до окончания счёта. Тот, кто не успел сделать это, становится водящим.
«Мяч по кругу»
Дети образуют круг и начинают читать стихотворение: Мяч по кругу! Мяч по кругу! Мы бросаем мяч друг другу. Раз! Раз! Раз! Познакомимся сейчас. Мяч находится у ведущего. Он называет своё имя и бросает мяч любому игроку. Тот тоже представляется и бросает мяч дальше. Далее мяч перебрасывается от одного игрока к другому.
«Сцена знакомства»
Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о том, как правильно познакомиться, чтобы произвести хорошее впечатление о себе. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся:  Космонавты с инопланетянами;  Охотники со снежным человеком;  Новый владелец замка с обитающими в нём приведениями;  Моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов;  Путешественник на машине времени со своим пра-пра-пра- прадедушкой.
«Знакомство»
Игра приемлема в компании незнакомых людей. Дети садятся вкруг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой вопрос одному из участников игры. Например: «Как тебя зовут?», 10
«Чего ты хочешь?», «Чего боишься?». Игрок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и задаёт свой вопрос следующему игроку и передаёт ему клубочек. Таким образом, в конце концов, клубочек возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа фигура, многое узнают друг о друге.
«Бинго»
Игроки парами идут по кругу, говоря: Мой лохматый славный пёсик У окна сидит, Мой лохматый славный пёсик На меня глядит. Затем, повернувшись лицом, друг к другу, образуют два круга (один внутри другого). Игроки внешнего круга стоят на месте. Игроки внутреннего круга начинают движение против часовой стрелки, переходя от одного игрока к другому, и, при этом, говорят: Б – хлопок в ладоши; И – хлопок по ладоням игрока, стоящего напротив; Н – Г – хлопок в ладоши; О – хлопок по ладоням игрока, стоящего напротив. Затем, взяв друг друга за руки, произносят фразу: «Бинго звать его, а меня зовут… (называют свои имена)». После этого игроки в парах продолжают движение по кругу.
«Узнай поближе своего соседа»
Игра помогает детям больше узнать друг о друге. Посадите всех в круг. Попросите детей разбиться на пары, выйти из круга и рассказать о себе по очереди. Не забудьте объявить, по какому признаку через две-три минуты дети должны поменяться ролями. Затем пусть все вернутся в большой круг, чтобы представить своего партнёра всей группе. Лучше всего, если дети будут представлять своих партнёров добровольно. Если же это 11
затруднительно, обойдите круг и попросите каждого представить своего товарища. Для детей, предпочитающих большую организованность, сформулируйте конкретный вопрос: «Назовите три дела, которые вы любите делать?». Дайте детям возможность подумать и затем попросите их разбиться на пары. В качестве ответов можно подсказать следующее: «летом я люблю ездить верхом на лошади. Зимой люблю играть в снежки».
2.

Игры – релаксации:

Цель:
создать хороший психологический климат в группе, атмосферу веселья, раскованности, способствовать бесконфликтному общению. Снять трудности привыкания к новой обстановке.
«Дирижер»
В этой игре каждый ребёнок получает возможность дать выход своим эмоциям. Игра взбадривает детей и создаёт у них ощущение тесной связи с другими людьми. Материалы: аудиокассета с записью задорной музыки Ведущий просит вспомнить детей, как двигается дирижёр за своим дирижёрским пультом. Затем включается музыка, дети встают и начинают дирижировать воображаемым оркестром. Они могут дирижировать руками, коленями, ногами и всем телом, чтобы показать музыкантам, как нужно играть.
«Держи свою мелодию»
По заданию ведущего игроки должны вспомнить песню, слова и мотив которой они хорошо знают. Каждый будет петь свою песню. По одинарному хлопку ведущего все начинают петь. Но только мысленно про себя. Когда ведущий хлопнет два раза подряд, все поют вслух, как можно громче. Старайтесь выдержать мелодию и не перепутать слова, несмотря на звуковые помехи. Когда ведущий хлопает вновь один раз, переходите на беззвучное пение, когда хлопнет два раза – опять пойте вслух. 12
Побеждает тот, кому удаётся допеть свою песню до конца, ни разу не сбившись.
«Рука в руке»
Водящий произносит фразу, например: «Рука в руке». Игроки меняются местами, и все участники игры, в том числе и ведущий должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнёром руками. Тот, кто не успел найти свободного партнёра, становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине!», «Нос к носу!», «Плечо к плечу!» и т.д.
«Признание»
Игроки рассаживаются в пределах одной небольшой комнаты. Один из игроков, взяв в руки листок скомканной бумаги (или маленький мяч, платок, связанный узлом), бросает его кому-нибудь из игроков с шуточным высказыванием, например: «Я не сижу в клетке целый день с обезьяной». Игрок, поймавший брошенный предмет должен немедленно произнести эту фразу, но уже в утверждающей форме: «А я сижу!», - и так далее. Пояснение: зная игроков, всегда можно придумать фразы, в которых будет безобидная шутка и вынужденное «признание»: «А я делаю!» - всегда вызывает смех. Условие: игроки должны хорошо знать друг друга.
«Ха-ха-ха»
Игроки садятся в круг. Первый игрок говорит: «Ха». Второй говорит: «Ха- ха», - и так далее, каждый игрок добавляет ещё одно «ха». Каждое «ха» должно произноситься торжественно и важно. Если кто-то из игроков засмеётся или попытается схитрить, он должен выйти из круга. Вышедшие игроки могут делать всё, чтобы заставить других игроков рассмеяться. Касаться игроков запрещено.
«Мой лучший друг»
13
Один игрок встаёт спиной к остальным и отвечает на следующие вопросы:  Какого цвета глаза у Вовы?  У кого из ребят похожие причёски?  У кого день рождение в н6оябре?  Кто моложе Саша или Маша? Эту игру можно использовать для того, чтобы помочь участникам лучше узнать друг друга.
«Прилагательные»
Эта Ира поднимает настроение, снимает напряжение у игроков, активизирует мышление и развивает быстроту реакции. В начале игры один из игроков загадывает слово и говорит, какого оно рода. Например: первый игрок говорит «стеклянная», второй – «сногсшибательная», третий – «загадочная» и так далее. А последний игрок говорит придуманное слово – «лопата». В итоге получается стеклянная, сногсшибательная, загадочная лопата. Затем слово загадывает следующий игрок. Игра проводится в быстром темпе.
«Горшины»
В ходе этой игры дети вступают во множество контактов, при этом у них снимаются напряжения и психологические зажимы, развивается инициативность. Дети учатся переживать радость победы или горечь поражения. Ведущий предлагает задание: «Отсчитайте по 10-15 горошин. Затем, зажав их в кулаке, начинайте ходить по классу. Как только вам захочется вступить в игру, остановитесь рядом с кем-нибудь и протяните ему кулак, в котором зажата какая-то часть ваших горошин. Протягивая своему партнёру сжатый кулак, спросите: «Чёт или не чёт?». Если второй игрок отгадывает, то он получает эти горошины себе, если не отгадывает, то отдаёт первому ровно столько горошин, сколько у него было в кулаке. Победит тот, у кого через десять минут окажется больше всех горошин.
«Аплодисменты»
14
Игра способствует повышению настроения и самооценки, активизирует участников. Игроки сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определённым умением или качеством. Например: «Встаньте те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, умеет играть в большой теннис». Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал, радуясь достижениям.
«Растопи лёд!»
Игроки делятся на команды. Каждая команда получает по одному кубику льда. Задача состоит в том, чтобы скорее растопить лёд. Участники могут греть его в руках, треть и так далее. Побеждают те, кто растопили лёд быстрее. 15
Приложение 3
Сценарий организационного родительского собрания:

«Трудности адаптации первоклассников к школе» (1 класс)

2

Задачи:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации к первому году обучения в школе. 2. Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
Форма работы
: круглый стол.
Вопросы для обсуждения
:  Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.  Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.  Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.  Родительский практикум по проблеме.
Ход собрания

1.

Обсуждение первого школьного дня ребёнка

2.

Родительский практикум
: Игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашем сердце и душе прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в корзину и выберете то чувство, которое вас переполняет более всего в то время, когда ваш ребёнок находится в школе, и назовите это чувство». Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребёнка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания. 2 Дереклеева, Н. И., Новые родительские собрания: 1-4 классы. Н.И. Дереклеева. - М.: «Вако», 2005. – 274с. 16
3.
Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации

ребёнка к школе»
Врач школы или приглашенные специалисты лечебных учреждений знакомят родителей с проблемами в здоровье ребёнка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребёнка. Специалисты должны обратить внимание родителей на: изменение режима дня ребёнка, предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук, рацион, воспитание самостоятельности и ответственности.
4.

Обсуждение

вопроса

«Психологические

условия

адаптации

ребёнка к школе»
Педагог-психолог, социальный педагог или классный руководитель рассказывают родителям, как правильно обеспечить психологическое здоровье ребёнка в период адаптации. Существует ряд незаурядных правил, о суще ствление которых может гарантировать бл а го п о л у ч н о е психологическое развитие ребёнка, например: создание благоприятного психологического климата, уровень самооценки, самоценность ребёнка для его родителей, проявление интереса родителей к жизнедеятельности ребёнка, недопустимость агрессии, наказаний, лишений, учёт темперамента, предоставление самостоятельности, поощрение.
5.

Знакомство

родителей

с

планом

воспитательной

работы,

традициями, спецификой школы.
Подробно рассказать родителям о методах и приёмах оздоровления, воспитания и обучения детей в МООУ «ВОСШИ».
6.

Итог собрания.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе, особенно в адаптационный период.  Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.  Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться. 17
 Не дерись без причины.  Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.  Играй честно, не подводи своих товарищей.  Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.  Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.  Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.  Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.  Старайся быть аккуратным.  Чаще говори: давай играть, давай дружить и т.п.  Помни ты не лучше и не хуже всех остальных! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! Желательно обращать внимание ребёнка хотя бы один раз в неделю на то, какие правила у него получается выполнять, а какие нет – и почему. 18


В раздел образования