Автор: Кремер Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста навыков игры в ансамбле в практике работы музыкального руководителя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей дошкольного возраста навыков игры в ансамбле
в практике работы музыкального руководителя ДОУ
Кремер Ольга Владимировна, музыкальный руководитель
МБ ДОУ «Детский сад № 37»,г.Новокузнецк
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные
занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки,
музыкально - ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание,
так
как
именно
детское
музицирование
расширяет
сферу
музыкальной
деятельности
дошкольника:
повышает интерес к музыкальным занятиям
способствует развитию музыкальной памяти, внимания
помогает преодолению излишней застенчивости, скованности
расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:
наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются
творческие и музыкальные способности.
1
Обучаясь
игре
на
музыкальных
инструментах,
дети
открывают
для
себя
мир
музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных
инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических
движений ( четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных
инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни
из них созданы на основе :
народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон),
по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон,
гобой, кларнет).
Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные,
духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.
Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько
разновидностей детского оркестра:
шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих
звукоряда),
ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов),
смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).
Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать
уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками
сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения
можно
использовать
такие
инструменты
и
игрушки,
как
колокольчик,
погремушка,
барабан,
бубен,
коробочка.
Большого
разнообразия
инструментов
такой
оркестр
не
требует.
Важно
подбирать
тембры,
которые
выразительно
подчеркивали
бы
характер
музыки, элементы изобразительности.
Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты
играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от
характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те
инструменты
и
их
сочетания,
которые
в
каждой
части
пьесы
(музыкальной
фразе)
наиболее соответствуют настроению музыки.
Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие
инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части и
первая
веселая,
шутливая,
а
вторая
нежная,
мягкая,
то
можно
использовать
сначала
погремушку, бубен (вместе или поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т. д.
2
Педагог
должен
по
возможности
учитывать
желания
детей
в
выборе
музыкального
инструмента.
Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей (средняя и старшая
группы).
В
него
иногда
включают
несколько
других
ударных
инструментов
(бубен,
треугольник и т. д.). Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют
ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например металлофонов, цитр.
Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого
ребенка был свой инструмент.
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей
музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и
игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга,
стараться передавать настроения, выраженные в музыке.
Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра
небольшими группами (по 2—3 человека). Детей объединяют в подгруппы лишь тогда,
когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.
Для
гармоничного
звучания
смешанного
оркестра
необходима
большая
предварительная
работа
с
детьми
—
сначала
индивидуальная,
затем
небольшими
группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.
В работе с оркестром музыкальные руководители в основном пользуются готовыми
инструментовками
(переложениями
пьес
для
оркестра),
опубликованными
в
детских
сборниках.
Зная
некоторые
правила инструментовки, они могут сами (с участием
детей),
исходя
из
характера
музыки,
определять
состав
оркестра,
выбирать
группы
солирующих
инструментов,
распределять,
каким
инструментам
поручить
различные
элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные
доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).
Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом другие (по музыкальным
фразам
или
предложениям).
Чтобы
звучание
не
было
однообразным,
метрическую
пульсацию
также
могут
исполнять
несколько
инструментов,
чередуясь.
На
фоне
инструментов,
выполняющих
какой-либо
элемент
фактуры
(например,
ритмический
рисунок
мелодии
или
метрическую
пульсацию),
акценты
лучше
поручить
другому
инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки), а сильные доли тактов — третьему
(в зависимости от характера музыки).
Таким образом, для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные
элементы
фактуры
произведения
(мелодия,
бас,
характерный
ритм,
акценты)
лучше
поручать инструментам, отличающимся по тембру.
3
Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя
из самой музыки.
При
исполнении
народных
мелодий
следует
больше
привлекать
народные
инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.).
Для
классической
музыки
они
неприемлемы
—
здесь
предпочтительнее
использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре
(треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).
Соотношение количества инструментов в каждой группе (струнные, духовые, ударные)
определяется по яркости тембров. Струнных (тихих) инструментов должно быть примерно
в два раза больше, чем звонких металлофонов. Аккордеонов или триол, имеющих яркое
звучание, может быть несколько (2—4 инструмента). Количество ударных тоже не должно
быть очень большим.
При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и
способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно
поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно
иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического
рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.
Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в
ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои
партии, начиная с осознания направления движения мелодии:
пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.),
определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии
(выкладывают звуки на фланелеграфе,
показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием).
прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с
помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в
нотной грамоте
делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та).
играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже
воспроизводят ее на музыкальном инструменте.
Работа
оркестра
в
ДОУ
проводится
организованно
и
последовательно,
применяются
разнообразные методы и приёмы, расширяется база детских музыкальных инструментов.
Этапы работы над произведением в оркестре детских музыкальных инструментов
Провести цикл занятий: «Знакомство с музыкальными инструментами»
4
Цель: используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами
симфонического, духового, детского оркестра.
Задачи: развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
учить
по
слуху
и
зрительно
различать
основные
группы
инструментов
симфонического оркестра;
дать
представление
об
основных
особенностях
строения
инструментов,
звукоизвлечении и приемах игры
Ресурсы:
мультимедийная
система;
видео-фото
презентация,
папки-передвижки
в
группах.
Знакомство с музыкальным произведением, с историей его создания, автором.
Знакомство с музыкальными инструментами и техникой исполнения. - Сделать
аранжировку всего произведения в целом и отдельных элементов в частности.
Определить инструментальный состав детского оркестра, учитывая тембровое
разнообразие: - ударные инструменты без определённой высоты звука (барабаны,
румбы, джингл-стик, маракасы, треугольники, колокольчики, тарелки, тамбурины с
низким и высоким тоном звучания). - ударные мелодические инструменты
(ксилофоны, металлофоны); - электромузыкальный инструмент (синтезатор), -
фортепиано.
Разучивание мелодий на музыкальных мелодических инструментах.
Формирование у детей навыков игры в ансамбле, (приучаем слушать себя и других,
играть с динамическими оттенками).
Подготовить живое исполнение музыкального сопровождения.
Исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование
навыков коллективной игры.
Педагог должен быть внимателен к каждому ребенку. Некоторые дети подбирают мелодии
по слуху легче других, следовательно, им не нужны все подготовительные упражнения.
Те, кто играет на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, выучивают свои партии
под фортепианное сопровождение, под пение и постепенно объединяются с другими.
Надо стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них
добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях,
игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают на занятиях, во
время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все
эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества.
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам:
маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя.
5
они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу.
музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не
класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись.
духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени
От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть
дети
должны
одинаково
и
на
репетициях,
и
на
выступлениях.
Участников
детского
оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева –
высоко звучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном
порядке.
С
первых
занятий
приучаю
маленьких
оркестрантов
к
своим
постоянным
рабочим местам. В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий:
индивидуальную
(на
начальном
этапе
обучения
игре
на
музыкальном
инструменте),
групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах)
коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты,
если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями
педагога.
Надо стараться учить детей не только играть на музыкальных инструментах, но и
самостоятельно применять полученные умения и навыки в жизни.
В детском саду в каждой группе должны быть музыкальные уголки, где дети могут
послушать любимые произведения в грамзаписи, спеть понравившиеся песни, подобрать
мелодию на металлофоне, аккордеоне, поиграть в музыкально-дидактические игры. В
таком уголке должны быть:
разнообразные музыкальные и нструменты для детей;
подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями;
пособия, игрушки, атрибуты;
различные виды театров;
ширма для кукольного театра;
детские и взрослые костюмы;
детские хохломские стулья и стол;
шумовые коробочки;
дидактические наборы («Музыкальные инструменты», «Русские композиторы»);
детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии
Стремление
детей
освоить
новый
музыкальный
инструмент
побуждает
музыкального
руководителя обогащать материально – техническую базу, находить новый интересный
музыкальный материал. Игра в оркестре – прекрасная возможность познакомить детей с
6
классическим музыкальным материалом в доступной форме. А деятельностный подход в
решении данной задачи отражает сущность детского восприятия окружающего мира.
Литература
1.
Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка» Москва. Просвящение. 1983г.
2.
Н.Г.
Кононова
«Обучение
дошкольников
игре
на
детских
музыкальных
инструментах» Москва. Просвящение 1990г.
3.
Т.Н. Девятова «Звук-волшебник» (Образовательная программа по воспитанию детей
старшего дошкольного возраста) Москва. Линка-пресс 2006г.
4.
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» «Этот удивительный ритм» (пособие
для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений)
СПб. Композитор 2005г.
5.
С. Бублей «Детский оркестр» (пособие для музыкальных руководителей детских
дошкольных учреждений) Издание 2-е, Ленинград «Музыка»1989г.
6.
Е.В. Евтух «Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности
учащихся» (методическое пособие) Спб. 2002 г.
7.
Л.В. Малахова «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста»,
8.
Ж.
Металлиди
и
А.
Перцовская
«Сольфеджио
для
дошкольной
группы»,
СПб.
Композитор 2001г.
9.
Сорокина А. С. Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
// Вопросы дошкольной педагогики. — 2015.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
« День музыки в детском саду »
Сценарий праздника в детском саду
Действующие лица:
8
Ведущие – взрослые
Дети:
Барабанщицы
Дирижер
Ложкари
Птичка
(На экране демонстрируется слайд: оркестр и дирижер. На сцене оркестр народных
инструментов. Дети школы искусств исполняют русскую народную мелодию «Перевоз
Дуня держала», по окончании которой выходят ведущие.)
1-й ведущий: Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном!
2-й ведущий: И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг. Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
1-й ведущий: Вдаль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой!
2-й ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Мы
собрались
с
вами
на
празднике
оркестра,
чтобы
познакомиться
с
разными
музыкальными инструментами и послушать, как на них играют дети нашего детского
сада.
(Звучат фанфары.)
1-й ведущий: Музыка льется, сверкает, искрится!
Радость и праздник! Солнце и свет!
Будто велит всем печалям забыться,
Музыка счастья – первый концерт!
2-й ведущий: Он в чести у многих стран – Громкий, круглый барабан! Четко, весело
стучит, На парад идти велит!
(Выходят барабанщицы и исполняют «Военный марш», муз. Г. Свиридова.)
1-й ведущий: Льется музыка рекой, Вьется нотною строкой.
2-й ведущий: Вот и мы с вами будем сейчас веселиться. Давайте поиграем. Игра
«Веселый бубен»
Мы будем передавать бубны по рядам. Как только я скажу слова:
9
Ты беги, веселый бубен, Быстро-быстро по рядам.
У кого веселый бубен, Тот сейчас сыграет нам.
( У кого бубен окажется в руках в конце этих слов, тот встает и под веселую музыку
играет на нем. )
1-й ведущий: А хотите узнать, как называют человека, который профессионально умеет
играть на бубне? Давайте подумаем вместе.
На трубе играет… Дети: Трубач. (Демонстрируется слайд «Трубач».)
На скрипке играет… Дети: Скрипач. (Демонстрируется слайд «Скрипач».)
На пианино играет… Дети: Пианист. (Демонстрируется слайд «Пианист».)
А на бубне играет… Дети: Бубнист. (Демонстрируется слайд «Бубнист».)
1-й ведущий: Молодцы! Совершенно верно.
2-й ведущий: Ложки в дробь пошли послушно,
Не приемля фальшь и брак.
Вид народного искусства,
Не какой-нибудь пустяк.
1-й ведущий: И уже душа в восторге
Поднимается волной,
И уже танцуют ноги,
Словно бабочки весной.
(Дети исполняют «Танец с ложками» под русскую народную мелодию «Калинка».)
2-й ведущий: Россия – как из песни слово.
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
(Дети исполняют русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».)
1-й ложкарь: Ложкари, ложкари, мы играем, посмотри!
Ты держи за ручки ложки и стучи, стучи, стучи!
Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг,
И кораблики мелодий выплывают из-под рук.
(Дети исполняют польку «Анна», муз. И. Штрауса.)
Дирижер: Я назначен дирижером, весь оркестр в руках держу!
10
За моей рукой следите, все, что надо, покажу!
Без меня не начинайте, палочкой взмахну – вступайте!
(Дети исполняют песню «Капель», муз. В. Алексеева, сл. М. Филатовой.)
2-й ведущий: Сейчас оркестр выступит перед вами,
Но не простой, а уникальный самый!
Называется он – музыкальный!
Инструментов всех здесь не счесть: металлофоны и треугольник есть!
И сейчас нам малыши на них сыграют от души!
(Дети исполняют «Вальс», муз. А. Петрова.)
1-й ведущий: Дети, а загадки вы отгадывать умеете? Дети (хором): Умеем!
2-й ведущий: Тогда слушайте внимательно. Что это за палочка? Что это за трубочка?
Дунешь в дырочку, и вот Она сразу запоет.
Дети: Дудочка! (Демонстрируется слайд «Дудочка».)
1-й ведущий: Сам пустой, голос густой. Дробь отбивает, шагать помогает.
Дети: Барабан! (Демонстрируется слайд «Барабан».)
2-й ведущий: Динь-дон, динь-дон! Узнаете этот звон?
Никогда он не грустит, Переливисто звенит.
Дети: Колокольчик! (Демонстрируется слайд «Колокольчик».)
1-й ведущий: Он любит, когда его бьют, Покоя ему не дают. Он пляшет в руках и
звенит, И добрых людей веселит.
Дети: Бубен! (Демонстрируется слайд «Бубен».)
2-й ложкарь: Это дождик озорной, Он стучит по мостовой.
3-й ложкарь: Ложкари, ложкари, Мы играем, посмотри! Черпачок зажми в ладошке, А
другою постучи!
4-й ложкарь: Это конь бежит лихой, Цокает по мостовой.
1-й ведущий: Это вам не черпать ложкой борщ домашний и густой.
Нужно слух иметь немножко и хоть навык небольшой.
Так мелодией народной, словно пламенем зари,
Озорство и дух свободный разжигают ложкари!
(Дети исполняют русскую народную песню «Коробейники».
По окончании песни звучит какофония звуков.)
2-й ведущий: Что за звуки? Что случилось?
Дирижер: В дирижера я играл, лихо палочкой махал.
Но оркестр на беду вдруг понес белиберду.
Вразнобой и невпопад... кто же в этом виноват?
11
1-й ведущий: Дети, как можно справиться с этой ситуацией? Что нужно делать
оркестру, чтобы музыка звучала правильно?
( Дети: Музыкантам нужно репетировать. )
2-й ведущий: Правильно!
И вот, построясь в длинный ряд,
Уж репетируют они, который час подряд!
Как звуки их оркестра прекрасны и нежны,
А инструменты все послушны и дружны!
(Дети исполняют «Рондо» В. Моцарта.)
1-й ведущий: Вот и подошел к концу наш концерт. Давайте поблагодарим наших юных
музыкантов и пожелаем им творческих успехов.
2-й ведущий: Всем праздники нужны нам, вне сомнения!
И вот – день музыки, и в праздник пожелать
Хотим вам, музыканты, вдохновения!
И снова, снова, снова музыку играть!
(Трио
баянистов
детской
школы
искусств
исполняют
попурри
на
тему
русских
народных мелодий)
12