Автор: Глухова Ольга Аркадьевна
Должность: педагог дополнительного образования, руководитель детского хореографического ансамбля танцев народов Крайнего Севера "Сулустар"
Учебное заведение: МБУДО "Центр дополнительного образования детей" п. Усть – Камчатск
Населённый пункт: Камчатский край, п. Усть – Камчатск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Первые шаги"
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
УСТЬ-КАМЧАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» П.УСТЬ-КАМЧАТСК
Принято на заседании Утверждаю:
педагогического совета директор МБУДО «ЦДОД» От
«_____»______2017г _________Гафаров Ф.Ф.
Протокол №__________ «____»_________2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Первые шаги»
Возраст учащихся: 3- 6 лет
Срок реализации - 3 года
Программу реализует
Педагог дополнительного образования
Глухова Ольга Аркадьевна
Усть-Камчатск
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Дошкольный возраст – важный период в жизни каждого человека. Именно в эти
годы
закладываются
основы
здоровья,
гармоничного
умственного,
нравственного
и
физического развития ребенка, формируется личность человека.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще применяют различные
средства
физического
воспитания
детей,
в
том
числе
и
ритмику,
хореографию.
Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно
широки.
В
этой
связи
актуальной
становится
проблема
разработки
программы
по
хореографии
для
детей
дошкольного
возраста
с
использованием
современных
эффективных
форм,
средств
и
методов
физического,
эстетического
и
музыкального
воспитания детей.
Хореография
–
искусство
особо
любимое
детьми.
Оно
по
своей
природе
синтетично
и
таит
в
себе
огромное
богатство
для
успешного
художественного
и
нравственного
воспитания,
социализации
ребенка.
Оно
сочетает
в
себе
не
только
эмоциональную сторону искусства, привносит радость, как исполнителю, так и зрителю,
раскрывает и растит духовные силы, но и воспитывает художественный вкус и любовь к
прекрасному.
Эффективность
занятий
по
хореографии
основывается
на
разностороннем
воздействии
на
опорно-двигательный
аппарат,
сердечно-сосудистую,
дыхательную
и
нервную
системы
человека.
Эмоциональность
достигается
не
только
музыкальным
сопровождением
и
танцевальными
элементами,
но
и
образными
упражнениями,
сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников,
склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Программа модифицированная, имеет художественную направленность. В основе
– программа Бурениной А.И. по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего
школьного возраста «Ритмическая мозаика».
Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами
в области образования РФ, а именно:
- Закон «Об образовании в РФ»;
-
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ от 29.08.2013 № 1008);
-
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
учреждениям
дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014 № 41);
-
Примерные
требования
к
программам
дополнительного
образования
детей (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844).
Цель и задачи программы
Основная цель программы – создание условий для раскрытия хореографических
способностей каждого учащегося и преодоления психологических барьеров, мешающих
полноценному самовыражению.
Задачи программы:
формирование первоначальных знаний детей в области хореографической культуры,
обогащение их представлений об искусстве;
формирование у детей хореографической пластики, музыкального ритма, моторно-
двигательной памяти;
развитие
фантазии
и
образного
мышления
учащихся,
формирование
навыков
творческого самовыражения средствами хореографии;
художественное воспитание дошкольников, формирование эстетического вкуса;
нравственное
воспитание,
выражающееся,
в
частности,
в
соблюдении
правил
поведения
в
коллективе,
трудолюбии,
взаимопомощи,
формирование
учебной
мотивации.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа рассчитана на
детей от 3 до 6 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
В
группы
1
года
обучения
принимаются
все
желающие
дети,
не
имеющие
медицинских
противопоказаний,
т.к.
научиться
хорошо
танцевать
может
каждый,
тренируясь регулярно и с самоотдачей, главное – желание и вера в успех. В группы 2 и 3
годов
обучения
дополнительный
набор
производится
на
основе
конкурса,
где
проверяются, прежде всего, выразительность ребенка, его музыкальность и чувство ритма,
способность к координации движений.
Отличительные
особенности
содержания
программы.
Своеобразие
условий
работы
в
дополнительном
образовании
требует
иного,
нового
подхода
к
учебным
программам и заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном
хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала, к методике
преподавания при непременном сохранении основных принципов, лежащих в основе
ведения танцевальных дисциплин.
В
то
же
время
образовательная
работа
отличается
от
профессионального
хореографического
образования,
где
основным
является
обучение
для
развития
узкоспециальных
способностей.
Основная
цель
данной
программы
–
всестороннее
развитие
ребенка.
При
работе
по
данной
программе
педагог
может
корректировать
учебный
план
для
каждой
отдельной
учебной
группы
для
осуществления
дифференцированного подхода.
Учебно-тематический план обучения на год
№
п/п
Название тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Введение
2
1
1
2.
Основы музыкальной грамоты
20
2
18
3.
Стрейчинг
60
10
50
4.
Танцевальные этюды, игры и танцы
60
8
52
5.
Контрольные занятия
2
-
2
Итого
144
21
123
Содержание программы
Содержание программы построено таким образом, что в процессе занятий дети
изучают основные элементы музыкальной грамоты и передачи их в движениях, в пластике
тела, рук, ног, и головы, учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с комплексом
движений на развитие групп мышц и подвижность суставов. Дошкольники разучивают
упражнения, этюды, игровые танцы на развитие художественно-творческих способностей,
а также ритмические этюды. Дети учатся средствами несложных танцевальных движений
передавать
содержание
музыкальных
произведений,
соответствующее
их
возрасту
и
технической подготовленности. Знакомство с простейшими элементами народных танцев
и сценические постановки на их основе развивают в детях любознательность и любовь к
искусству танца других народов.
Программа включает следующие разделы:
основы
музыкальной
грамоты
(раздел
направлен
на
формирование
музыкального
восприятия,
представления
о
выразительных
средствах
музыки,
развитие
чувства
ритма, что поможет детям согласовывать музыку с движениями, т.к. недостаточное
музыкальное
развитие
детей
дошкольного
возраста
обычно
является
основным
тормозом в развитии танцевальных способностей);
стрейчинг (раздел включает тренаж, партерную гимнастику, ознакомление с основами
строения и функций организма человека для осознанного правильного выполнения
движений);
танцевальные
этюды,
игры
и
танцы
(раздел
предполагает
знакомство
с
основами
танцевальной культуры, выполнение заданий для развития ориентации в пространстве,
упражнений на актерское мастерство, изучение основных танцевальных движений,
разучивание простейших танцевальных комбинаций, игр, этюдную работу).
Хотя программа разделена на отдельные тематические части, в связи со спецификой
занятий в хореографическом коллективе границы их несколько сглаживаются, на одном
занятии могут изучаться элементы танца, исполняться задания на импровизацию. Работа
выстраивается таким образом, чтобы не разрушать целостный педагогический процесс,
учитывая
тренировочные
цели,
задачи
эстетического
воспитания
и
конкретные
перспективы коллектива.
В
зависимости
от
индивидуальных
возможностей
и
интересов
детей,
уровня
усвоения знаний, материально-технического оснащения и др., количество учебных часов,
отведенное на изучение той или иной темы по каждому из разделов программы, может
варьироваться с сохранением общего количества часов на учебный год.
В целях развития общего кругозора детей регулярно в специально отведенные
учебные часы и в процессе внеурочной воспитательной работы проводятся циклы бесед о
хореографическом
искусстве,
о
совместно
просмотренных
концертных
и
конкурсных
выступлениях,
нормах
и
правилах
поведения
в
коллективе
в
различных
жизненных
ситуациях (на занятиях, репетициях и за кулисами во время выступлений).
Формы и режим занятий. Согласно уставным нормам учреждения и нормам СанПиН
2.4.4. 3172-14 одна группа учащихся составляет 8 - 15 человек. Продолжительность одного
учебного часа составляет 25минут.
В основе обучения - групповые занятия (4 часа в неделю; 144 часа в год).
Программой предусмотрены постановочные занятия (2 часа в неделю; 72 часа в год),
на которых создаются хореографические номера и проводятся сводные репетиции.
Индивидуальные занятия (2 часа в неделю; 72 часа в год) проводятся с одаренными и
наиболее способными детьми.
Количество учебных часов:
1 год обучения
-групповые занятия 4 ч в неделю или 144ч в год;
- постановочные занятия 2 ч в неделю или 72 часа в год;
Итого 216 час.
2 год обучения
- групповые занятия 4 ч в неделю или 144ч в год;
- постановочные занятия 2 ч в неделю или 72 часа в год
- индивидуальные занятия 2 ч в неделю или 72 часа в год (по востребованности)
Итого – 216 ч (288 час.)
3 год обучения
- групповые занятия 4 ч в неделю или 144ч в год;
- постановочные занятия 2 ч в неделю или 72 часа в год
- индивидуальные занятия 2 ч в неделю или 72 часа в год (по востребованности)
Итого – 216 час. (288 час.)
Основная форма работы по программе – групповое занятие, структура которого
видоизменяется в зависимости от типа занятия, его цели и задач. С целью повышения
мотивации учащихся следует планировать занятия не только в традиционной, но и в
нетрадиционной
форме:
занятие-игра,
занятие-путешествие,
занятие-соревнование,
сюжетное занятие и т.п.
Для разучивания и отработки танцевальных номеров и с целью подготовки к
концертной
деятельности
предусмотрены постановочные
занятия.
На
одну
группу
отводится по 2 постановочных часа в неделю.
С
одаренными
и
наиболее
способными
детьми
создаются
индивидуальные
хореографические
номера.
Это
предусматривает
наличие индивидуальных занятий, на
которые может отводиться, начиная со второго года обучения, по 2 часа в неделю.
Планируемые результаты
Ожидаемые
результаты. В
результате
освоения
программы
дети
получают
представление о танцевальной культуре в целом, умеют красиво и свободно двигаться, у
них формируется эстетический и художественный вкус, потребность в здоровом образе
жизни,
активной
организации
досуга.
По
каждому
году
обучения
программой
предусмотрен перечень предметных компетенций (знания и умения).
Формы
подведения
итогов
реализации
программы.
Система
отслеживания
результатов включает в себя: контрольные занятия, открытые занятия для родителей и
педагогов, отчётные концерты, участие в городских мероприятиях, конкурсах различного
уровня.За период обучения программа позволяет учащимся применить свои способности,
развить склонности, приобрести опыт собственной творческой деятельности.
Контроль
осуществляется
посредством
методов
педагогического
наблюдения,
бесед,
тестирования.
Результаты
(выявленный
уровень
знаний,
умений
и
навыков
учащихся) заносятся в начале, середине и в конце учебного года в специальную карту,
позволяющую
оценивать
динамику
развития
каждого
ребенка.
Итоговая
аттестация
проводится
на
контрольном
занятии
с
применением
разнообразных
форм
и
методов
работы, направленных на оценку теоретических знаний и практических умений за курс
обучения.
Календарно-тематическое планирование первого года обучения
№ Формулировка темы
Кол-во часов
дата
всего
теори
я
практика
по
плану
Факт
1
Введение.
2
1
1
2
Основы музыкальной
грамоты:
20
2
18
1.
Характер музыки
(весёлый грустный)
2
2
2.
Динамика музыки
(тихо, громко)
2
2
3.
Жанры
музыки
(марш,
песня, танец)
2
2
4.
Музыка льный
т е м п
( б ы с т р ы й ,
с п о к о й н ы й ,
медленный)
2
2
5.
Ритмический
рисунок
(размеры – 2/4, 3/4, 4/4)
4
4
6.
Сильные и слабые доли
4
4
7.
Части
музыкального
произведения
(затакт,
пауза,
вступление,
куплет,
запев,
припев)
4
4
3
Стрейчинг
60
10
50
1.
Постановка корпуса
2
2
2.
Положение анфас
2
2
3.
Позиции рук
(подготовительное
положение, 1, 2, 3);
2
2
4.
Позиции ног (1, 2, 3, 6)
2
2
5.
Releve по VIпоз
2
2
6.
Sotte по IVпоз
2
2
7.
П оворот ы
и
н а к л о н ы
головы
2
2
8.
Наклоны корпуса вперед, в
сторону и назад
2
2
9.
Поклон и реверанс
2
2
10.
Танцевальный шаг
2
2
11.
Шаг на полу/пальцах
вперёд и назад
2
2
12.
Шаг с носка
2
2
13.
Легкий бег
2
2
14.
Русский бег
2
2
15.
Бег колени вперед
2
2
16.
Боковой галоп
2
2
17.
Упражнения для
развития танцевального
шага
2
2
18.
Упражнения для
развития гибкости корпуса
2
2
19.
Упражнения для
развития выворотности
бедра
4
4
20.
Упражнения для
развития подвижности
стопы
4
4
21.
Упражнения для
развития эластичности
мышц
4
4
22.
Упражнения для
развития для укрепления
мышц спины
4
4
23.
Упражнения для
развития брюшного
пресса
4
4
24.
Упражнения для
развитияног.
4
4
4
Танцевальные этюды,
игры и танцы
60
8
52
1.
Игры на творчество
воображение.
4
4
2.
Импровизация на
заданную тему
6
6
3.
Игры на ориентацию в
пространстве. Построение
в линии, шеренгу, колонну
по одному.
10
10
4.
Игры на ориентацию в
пространстве.
Перестроение из колонны
по одному в пары и
обратно.
10
10
5.
Игры на ориентацию в
пространстве. Построение
в диагональ, две
диагонали.
10
10
6.
Игры на ориентацию в
пространстве. Построение
в круг, сужение и
расширение круга.
10
10
7.
Игры на ориентацию в
пространстве
10
10
5
Контрольные занятия
2
-
2
Итого
144
21
123
Индивидуальный
учебный
план 1 года обучения
на
постановочные
занятия
№
Раздел программы
Кол-
во
часов
Дат
а
Примечание
II.
Работа над постановкой хореографического номера «Малинки» 70 часа
1.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание движений
2
2.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка движений
2
3.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации №1
2
4.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинаций№ 1
2
5.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации №2
2
6.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинаций № 2
2
7.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации №3
2
8.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинаций №3
2
9.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации №4
2
10.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинаций № 4
2
11.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации № 5
2
12.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинации №5
2
13.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации №6
2
14.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинаций № 6
2
15.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации №7
2
16.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинации № 7
2
17.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации №8
2
18.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинаций№ 8
2
19.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации №9
2
20.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинаций № 9
2
21.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Разучивание комбинации №10
2
22.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» Отработка комбинации №10
2
23.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» «Завязка»
4
24.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» «Развитие действия»
4
25.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» «Кульминация»
4
26.
Работа над хореографическим номером «Я
танцую» «Финал»
4
27.
Отработка номера «Я танцую» на сцене. Сводные
репетиции
10
III
.
Контрольные занятия. (Выступления)
2
Итого:
Итого
:
72
-----------------
-
Критерии знаний, умений и навыков учащихся
К концу 1 года обучения должны знать:
особенности танцевальных жанров (марш, полька);
основные музыкальные и хореографические понятия (в пределах
программы);
основные
позиции
и
положения
рук,
ног,
головы
в
танце
(сольном,
групповом, парном).
К концу 1 года обучения должны уметь:
делать простейший анализ музыкального произведения;
определять размеры 2/4 и 3/4, ощущать сильную долю;
сохранять правильную осанку;
передвигаться по определенной площадке и в определенном рисунке, запоминая
изменения рисунка;
согласовывать движения с музыкой (чувствовать характер музыки, темп, динамику,
строение музыкального произведения, слышать смену характера музыки в одном
произведении и реагировать на это движением);
выполнять основные движения партерной гимнастики;
выполнять танцевальные движения и простейшие танцевальные комбинации (с
галопом, с притопами, с хлопками).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Введение (1 часа)
Содержание.
Знакомство
с
обучающимися.
Цель,
задачи
и
содержание
деятельности
курса
обучения.
Правила
внутреннего
распорядка
(беседа
с
детьми
о
правилах поведения на занятиях, о форме одежды для занятий, вводный инструктаж по
технике безопасности и правилам пожарной безопасности).
2. Основы музыкальной грамоты (20 часов)
Теория. Ознакомление с понятиями: жанры музыки (марш, танец, песня), характер
музыки, темп (быстрый, спокойный, медленный), ритмический рисунок (размеры – 2/4,
3/4,
4/4),
сильные
и
слабые
доли;
части
музыкального
произведения
(затакт,
пауза,
вступление, куплет, запев, припев).
Практика. Знакомство с музыкой, различной по характеру (бодрой, энергичной,
спокойной, веселой, плавной, отрывистой) и жанру (марш, танец, песня).Привлечение
внимания детей к отдельным музыкально-выразительным средствам (темп, динамика,
регистры,
лад),
элементарный
анализ
музыкального
произведения.
Точное
начало
и
окончание движения вместе с началом и окончанием музыкальной части. Движение в
различных темпах (быстро, медленно). Передача хлопками простейшего ритмического
рисунка (4/4, 3/4, 2/4). Передача акцентов в движении в виде хлопка, притопа, прыжка.
Ритмические игры.
3. Стрейчинг (60 часов)
Теория. Краткие сведения о строении тела (части тела), об опорно-мышечном
аппарате (кости, суставы, мышцы). Двигательные качества (гибкость, быстрота, ловкость,
прыгучесть,
сила,
выносливость)
и
их
развитие.
Значение
партерной
гимнастики.
Знакомство с хореографическими понятиями и терминами: корпус, позиции рук и ног,
реверанс, бег и галоп, партерная гимнастика.
Практика. Тренаж:
постановка
корпуса,
положение
анфас;
позиции
рук
(подготовительное положение, 1, 2, 3); позиции ног (1, 2, 3, 6); релеве, соте; повороты и
наклоны
головы;
наклоны
корпуса
вперед,
в
сторону
и
назад;
поклон
и
реверанс;
танцевальный шаг, шаг на полупальцах вперёд и назад, шаг с носка; легкий бег, русский
бег,
бег
колени
вперед;
боковой
галоп
по
3,
6
позиции
ног.
Партерная
гимнастика
(упражнения для развития танцевального шага, гибкости корпуса, выворотности бедра,
подвижности стопы, эластичности мышц, для укрепления мышц спины, брюшного пресса,
ног).
4. Танцевальные этюды, игры и танцы(60 часов)
Теория. Знакомство с понятиями: линия, шеренга, колонна, пара, диагональ, круг,
интервал,
образ,
мимика.
Танцевальный
образ
(мимика,
характер
исполнения),
его
значение. Особенности танцевальных жанров: польки, галопа, вальса, марша, хоровода.
Практика. Упражнения
и
игры
на
ориентацию
в
пространстве
(построение
в
линии, шеренгу, колонну по одному; перестроение из колонны по одному, в пары и
обратно;
построение
в
диагональ,
две
диагонали;
построение
в
круг,
сужение
и
расширение круга; свободное размещение в зале). Упражнения на развитие актерского
мастерства (работа над мимикой лица, создание образов и передача чувств с помощью
пантомимы,
импровизация
на
заданную
тему,
игры
на
творчество).
Танцевальные
движения (тройной притоп, хлопки в ладоши по одному и в парах). Положение рук в
парных танцах (за одну руку, накрест, за две руки). Простейшие танцевальные комбинации
(с галопом, с притопами, с хлопками). Игровые комбинации со словами, по кругу. Работа с
предметами. Этюдная работа в классическом, народном, эстрадном жанрах.
5. Контрольные занятия (2 часа)
Содержание.
Беседа-повторение
пройденного
материала.
Выполнение
практических заданий. Награждение наиболее отличившихся за год учащихся (самых
активных, организованных, самостоятельных и т.д.).
Учебно-тематический план
2 года обучения
№
п/п
Название тем
Количество часов
всего
теория
практик
а
1.
Введение
2
1
1
2.
Основы музыкальной грамоты
20
2
18
3.
Стрейчинг
60
10
50
4.
Танцевальные этюды, игры и танцы
60
8
52
5.
Контрольные занятия
2
-
2
Итого
144
21
123
Календарно-тематическое планирование второго года обучения
№
Формулировка темы
Кол-во часов
дата
Всего
Теория
Практика
по
плану
Факт
1.
Вводное занятие.
2
1
1
2.
Основы музыкальных знаний
20
2
18
Знакомство с различным характером,
темпом музыкального произведения.
4
4
Точное начало и окончание движения
вместе с началом и окончанием
музыкальной части.
4
4
Движение в различных темпах
(быстро, медленно).
4
4
Передача хлопками простейшего
ритмического рисунка (4/4, ¾, 2/4).
4
4
Ритмические игры
4
4
3.
Стретчинг
60
10
50
1.
Упражнения для развития
танцевального шага
4
4
2.
Упражнения для развития
гибкости корпуса
4
4
3.
Упражнения для развития
выворотности бедра
4
4
4.
Упражнения для развития
подвижности стопы
4
4
5.
Упражнения для развития
эластичности мышц
4
4
6.
Упражнения для развития для
укрепления мышц спины
4
4
7.
Упражнения для развития
брюшного пресса
4
4
8.
Упражнения для развития
9.
ног.
4
4
10.
Sotteпо IV позиции
4
4
11.
Повороты и наклоны головы.
Наклоны корпуса вперед, в
сторону и назад.
4
4
12.
Танцевальный шаг, шаг на полу
пальцах вперед и назад, шаг с
носка.
4
4
13.
Легкий бег, русский бег, бег
колени вперед.
4
4
14.
Боковой галоп по 3, 6 позиции
ног.
4
4
15.
Разножка.Поджатые.
4
4
4.
Танцевальные этюды, игры и
танцы
60
8
52
1.
Построение в колонку по одному,
перестроение в колонны по три,
по четыре человека.
6
6
2.
Перестроение из троек и четверок
в кружочки и звездочки.
8
8
3.
Повороты в прыжке – направо и
6
6
налево по точкам.
4.
Построение в парах: обход одним
партнером другого, до – за – до.
8
8
5.
Рисунок танца – «змейка»,
«ручеек»
8
8
6.
Игры на ориентацию в
пространстве
6
6
7.
Создание образов
6
6
8.
Работа над мимикой лица
6
6
9.
Игра на актерское мастерство
6
6
10.Игры на ритмичность
6
6
5.
Контрольное занятия.
2
-
2
ИТОГО:
144
21
123
Индивидуальный
учебный
план2 года обучения
на
постановочные
занятия
№
Раздел программы
Кол-
Дат
Примечани
во
часо
в
а
е
I.
Работа над постановкой хореографического номера «Я танцую» 70 часа
1.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание движений
2
2.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка движений
2
3.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации №1
2
4.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинаций№ 1
2
5.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации №2
2
6.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинаций № 2
2
7.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации №3
2
8.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинаций №3
2
9.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации №4
2
10.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинаций № 4
2
11.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации № 5
2
12.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинации №5
2
13.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации №6
2
14.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинаций № 6
2
15.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации №7
2
16.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинации № 7
2
17.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации №8
2
18.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинаций№ 8
2
19.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации №9
2
20.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинаций № 9
2
21.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Разучивание комбинации №10
2
22.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
Отработка комбинации №10
2
23.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
«Завязка»
4
24.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
«Развитие действия»
4
25.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
«Кульминация»
4
26.
Работа над хореографическим номером «Я танцую»
«Финал»
4
27.
Отработка номера «Я танцую» на сцене. Сводные
репетиции
10
III
.
Контрольные занятия. (Выступления)
2
Итого:
72
----
Критерии знаний, умений и навыков учащихся
К концу 2 года обучения должны знать:
особенности танцевальных жанров (марш, полька, вальс);
основные музыкальные и хореографические понятия (в пределах программы);
названия темпов: быстро, умеренно, не спеша, шагом;
обозначения ритмических оттенков: тихо, громко, очень громко;
музыкальный размер 2/4 и 3/4, 4/4
К концу 2 года обучения должны уметь:
применять
в
танце
навыки
актерской
выразительности
(уметь
изобразить
в
танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном
состоянии);
исполнять программный репертуар;
добиваться качества выполнения движения во всех упражнениях, танцах и играх;
переходить из одного движения в другое;
выполнять простейшие танцевальные элементы на середине зала;
в работе с предметом четко под музыку выполнять упражнения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Введение (1 часа)
Содержание. Цель, задачи и содержание 2 года обучения. Правила внутреннего
распорядка (беседа с детьми о правилах поведения на занятиях и выступлениях, о форме
одежды для занятий).
2. Основы музыкальной грамоты (20 часов)
Теория. Дирижерский жест как способ, помогающий сохранить заданный темп.
Построение музыкальной структуры (музыкальная фраза, предложение).
Понятие о ритмическом рисунке.
Практика. Умение
дирижерским
жестом
показать
сильную
долю,
изменяя
амплитуду движения в соответствии с темпом.
Ощущение и передача в движении равномерной пульсации в размере 2/4 и 3/4.
Фиксация сильных долей в этих размерах (например, передача какого-либо предмета по
кругу на сильные доли). Определение на слух размеров 2/4 и 3/4. Знакомство с размером
4/4.
Ощущение
относительно
сильной
третьей
доли.
Знакомство
с
длительностями:
четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, половинные с точкой, целые. Выполнение
ритмических рисунков, включающих эти длительности, хлопками, шагами.
Передача динамических оттенков в движении (в одном произведении или при
сопоставлении разных по характеру произведений).
Ритмические упражнения с музыкальными заданиями.
Передача в движении длительностей, смены частей музыкального произведения.
Передача хлопками сложных ритмических рисунков.
Ритмические игры.
3. Стрейчинг (60 часа)
Теория. Задачи партерной гимнастики. Ошибки, их предупреждение и исправление.
Знакомство с хореографическими понятиями и терминами.
Практика.
Тренаж:
повороты
и
наклоны
головы;
наклоны
корпуса
вперед,
в
сторону и назад; поклон и реверанс; танцевальный шаг, шаг на полупальцах вперёд и
назад, шаг с носка; легкий бег, русский бег, бег колени вперед; боковой галоп по 3, 6
позиции ног;
Sote по 6 позиции; разножка; поджатые.
4. Танцевальные этюды, игры и танцы (60 часов)
Теория. Особенности танцевальных жанров.
Практика. Упражнения
и
игры
на
ориентацию
в
пространстве
(соблюдение
интервалов и равнения при любых построениях и перепостроениях; построение в колонну
по росту, перестроение в колонны по три, по четыре человека; перестроение в звеньевые
колонны, в шеренгу, в круг, в несколько кружков; перестроение из троек и четверок в
кружочки и звездочки; «рассыпное» построение с занятием всего свободного пространства
помещения; повороты в прыжке – направо и налево по точкам; построение в парах: обход
одним партнером другого, до – за – до; рисунок танца – «змейка», «ручеек»). Упражнения
на развитие актерского мастерства (работа над мимикой лица, создание образов и передача
чувств с помощью пантомимы, импровизация на заданную тему, игры на творчество).
Двигательная импровизация под музыку и сочинение танцевальных и других движений
под
музыку
разных
жанров.
Танцевальные
движения
(подготовка
к
ковырялочке
и
присядке; переменный шаг; хороводный, гармошка, ёлочка; простой ключ; прыжки на
месте и с продвижением вперед, подскоки, подскоки, легкий бег, шаг польки по 6 позиции;
Pordebras
(классический
и
русский
характер).
Простейшие
танцевальные
комбинации
(галоп
с
притопом;
с
ковырялочкой;
полька
с
подскоком).
Игровые
комбинации
со
словами, хлопками, притопами; по кругу. Работа с предметами.
5. Контрольные занятия
(2 часа)
Содержание. Контрольное занятие за полугодие и итоговая аттестация учащихся
(беседа-повторение пройденного материала, опрос, выполнение практических заданий).
Награждение наиболее отличившихся учащихся.
2.10 Календарный учебный график
Календарно-тематическое планирование третьего года обучения
№
Формулировка темы
Кол-во часов
дата
всег
о
теори
я
практик
а
по
план
у
Факт
1.
Введение
2
1
1
2
Основы музыкальной грамоты
20
2
18
1.
С л у ш а н и е
и
а н а л и з
танцевальной музыки, определение
ее характера.
4
4
2.
П е р е д а ч а
в
д в и ж е н и и
разнообразных
оттенков
характера
музыкальных произведений.
2
2
3.
Выполнение
движений
с
различной
силой,
амплитудой
в
зависимости
от
динамических
оттенков музыки.
2
2
4.
Воспроизведение на хлопках и
шагах ритмических рисунков.
2
2
5.
Изменение движений в
зависимости от смены.музыкальных
частей, фраз.
2
2
6.
Маршевая и танцевальная
музыка.
2
2
7.
Изучение построения
музыкальной структуры
(музыкальная фраза, предложение).
2
2
8.
Понятие о ритмическом
рисунке.
2
2
9.
Ритмические упражнения с
музыкальными заданиями.
2
2
3
Стрейчинг
60
10
50
1.
Комбинации
-
для
развития
танцевального шага.
10
10
2.
Комбинации - для развития
гибкости корпуса.
10
10
3.
Комбинации -для развития
выморочности бедра.
10
10
4.
Комбинации - для укрепления
мышц брюшного пресса.
10
10
5.
Комбинации - для развития
подвижности стопы.
10
10
6.
Комбинации - для развития
эластичности мышц.
10
10
4
Танцевальные этюды, игры и
танцы
60
8
52
1.
Марш: на месте, с
продвижением.
4
4
2.
Шаги .Проходки.
4
4
3.
Виды танцевального бега.
4
4
4.
Подскоки.
4
4
5.
Галоп.
4
4
6.
Танцевальные шаги.
4
4
7.
Присядки «мячик».
4
4
8.
Движение плеч и корпуса,
наклоны корпуса вперед, назад, в
6
6
сторону.
9.
«Гармошка»
4
4
10.
"Елочка"
4
4
11.
"Ковырялочка"
4
4
12.
Игровые
этюды
на
развитие
чувства ритма.
6
6
13.
И г р о в ы е
э т ю д ы
н а
внимательность.
8
8
5
Контрольные занятия.
2
-
2
ИТОГО:
20
124
20
Индивидуальный
учебный
план3 года обучения
на
постановочные
занятия
№
Раздел программы
Кол-
во
часо
в
Дат
а
Примечани
е
II.
Работа над постановкой хореографического номера «Часики» 70 часа
28.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание движений
2
29.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка движений
2
30.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание комбинации №1
2
31.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинаций№ 1
2
32.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание комбинации №2
2
33.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинаций № 2
2
34.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание комбинации №3
2
35.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинаций №3
2
36.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание комбинации №4
2
37.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинаций № 4
2
38.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание комбинации № 5
2
39.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинации №5
2
40.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание комбинации №6
2
41.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинаций № 6
2
42.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание комбинации №7
2
43.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинации № 7
2
44.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание комбинации №8
2
45.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинаций№ 8
2
46.
Работа над хореографическим номером «Часики»
2
Разучивание комбинации №9
47.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинаций № 9
2
48.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Разучивание комбинации №10
2
49.
Работа над хореографическим номером «Часики»
Отработка комбинации №10
2
50.
Работа над хореографическим номером «Часики»
«Завязка»
4
51.
Работа над хореографическим номером «Часики»
«Развитие действия»
4
52.
Работа над хореографическим номером «Часики»
«Кульминация»
4
53.
Работа над хореографическим номером «Часики»
«Финал»
4
54.
Отработка номера «Я танцую» на сцене. Сводные
репетиции
10
III
.
Контрольные занятия. (Выступления)
2
Итого:
72
Критерии знаний, умений и навыков учащихся
К концу 3 года обучения должны знать:
краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы);
понятия об общей и специальной физической подготовке;
упражнения
на
развитие
двигательных
качеств:
гибкости,
быстроты,
ловкости,
прыгучести, силы, выносливости;
позиции рук, ног.
К концу 3 года обучения должны уметь:
применять
в
танце
навыки
актерской
выразительности
(уметь
изобразить
в
танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном
состоянии);
исполнять программный репертуар;
добиваться качества выполнения движения во всех упражнениях, танцах и играх;
переходить из одного движения в другое;
выполнять простейшие танцевальные элементы на середине зала;
в работе с предметом четко под музыку выполнять упражнения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Введение (1 часа)
Содержание. Цель, задачи и содержание 2 года обучения. Правила внутреннего
распорядка (беседа с детьми о правилах поведения на занятиях и выступлениях, о форме
одежды для занятий).
2. Основы музыкальной грамоты (20 часов)
Теория.
Названия темпов: быстро (allegro),умеренно (moderato),не спеша (andante), шагом.
Ритмические оттенки:тихо (piano),громко (forte),очень громко (fortissimo).
Названия штрихов: связно (legato),отрывисто (staccato).
Характер музыки (анализ несложных произведений на слух, передача в движении
характера
музыкальных
произведений).Темп(движение
в
различных
темпах,
умение
удерживать заданный темп после прекращения звучания музыки, соблюдение четкости
движения
при
ускорении
и
замедлении
в
музыке).Динамика(выполнение
различных
динамических
оттенков,
акцентов;
изменение
характера
движения
соответственно
штрихам
музыки
(legato,
staccato)).Метроритм(выполнение
ритмических
рисунков
с
включением
группы
из
четырех
шестнадцатых
в
размерах
2/4,
3/4,
4/4;
выполнение
ритмических рисунков с пунктирной группой четверть с точкой и восьмая в пройденных
размерах;
интуитивное
выполнение
в
движении
ритмических
групп:
восьмая
и
две
шестнадцатых,
две
шестнадцатых
и
восьмая;
закрепление
размера
4/4
на
слух
как
сложного размера;дирижирование на 4/4; определение долей и длительностей в затакте,
правильное
дирижирование
затактовых
построений;
определение
при
помощи
дирижерского жеста длительностей в ритмическом рисунке незнакомого музыкального
примера).Музыкальная форма(анализ примеров, построенных в форме периода,членение
его на фразы и предложения и подчеркивание цезур соответствующими движениями;
выполнение упражнений в трехчастной репризной форме.
3. Стрейчинг (60 часа)
Теория.
Сведения
об
опорно-мышечном
аппарате
(кости,
суставы,
мышцы).
Понятие об общей и специальной физической подготовке.
Практика.
Партерная гимнастика (упражнения для развития танцевального шага, гибкости
корпуса, выворотности бедра, подвижности стопы, эластичности мышц, для укрепления
мышц брюшного пресса).
Упражнения на координацию рук и ног в любых движениях.
Выполнение комплексов акробатических упражнений.
4. Танцевальные этюды, игры и танцы (60 часов)
Теория.
Особенности
танцевальных
жанров. Основы классического и народного
танцев.
Практика.
Танцевальные
движения
(подготовка
к
ковырялочке
и
присядке;
переменный шаг; хороводный,гармошка, ёлочка; простой ключ; прыжки на месте и с
продвижением вперед, подскоки, подскоки, легкий бег, шаг польки по 6 позиции; Pordebras
(классический
и
русский
характер).
Простейшие
танцевальные
комбинации
(галоп
с
притопом;
с
ковырялочкой;
полька
с
подскоком).
Игровые
комбинации
со
словами,
хлопками, притопами; по кругу. Работа с предметами. Этюдная работа в классическом,
народном,
эстрадном
жанрах.
Плясовые
движения:
полуприседания
с
поочередным
выставлением ноги на каблук; топающий шаг на месте, с продвижениями вперед, назад и в
сторону, с кружением; припадания в сторону и кружение на припадании, боковой галоп с
притопом
(полученные
танцевальные
навыки
в
дальнейшем
используются
в
зафиксированных танцах и играх).
5. Контрольные занятия (2 часа)
Содержание. Контрольное занятие за полугодие и итоговая аттестация учащихся
(беседа-повторение пройденного материала, опрос, выполнение практических заданий).
Награждение наиболее отличившихся учащихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа позволяет решить задачи начального танцевального обучения с
учётом
индивидуальных
и
возрастных
особенностей
учащихся.
В
основе
программы
лежит комплексный подход к обучению основам хореографии, который заключается в
гармоничном сочетании музыки, пластики и актерского мастерства.
Процесс
обучения
строится
с
учётом
принципов
культуросообразности,
природосообразности, личностного и деятельностного подхода в обучении.
Танцевальный
репертуар
и
физическая
нагрузка
в
программе
спланированы
в
соответствии со спецификой возраста детей, их интересов, уровня интеллектуального и
физического
развития,
что
позволяет
последовательно
реализовывать
принцип
постепенности обучения, движения от простого к более сложному.
Дети дошкольного возраста отличаются чрезвычайной подвижностью, нуждаются в
частой
смене
движений.
Организм
их
ещё
недостаточно
окреп,
поэтому
необходимо
внимательно отнестись к дозировке упражнений. Сохранение точных форм движений в
танцевальной подготовке представляет для дошкольников большую трудность, в связи с
этим необходимо ограничится подготовительными движениями и упражнениями, цель
которых – выработать правильную осанку, развить первоначальные танцевальные навыки.
Большое
внимание
уделяется
ритмическим
упражнениям,
построенным
на
простых
элементах и движениях, которые развивают у детей умение согласовывать свои движения
с музыкой.
Музыкальные игры, а также игры организующего порядка особенно полезны. Они
помогают детям освоиться в новой для них обстановке. Репертуаром для детей этого
возраста являются массовые танцы, построенные на рисунке и одном или двух элементах
народных танцев, а также игрового характера, инсценировки песен, сказок и т.д. Педагог,
всячески поощряя творческую активность учащихся, должен все время следить, чтобы они
правдиво, технически правильно и логично исполняли танец.
Дети 5-8 лет быстро устают и допускают много ошибок, забывают пройденный
материал. Чтобы добиться результатов в обучении педагог должен использовать такие
приемы, которые делают занятие наиболее интересным и максимально концентрируют
внимание учащихся. Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (задание
на ориентировку, ритмичные упражнения, разучивание и повторение танцев), так и по
набору применяемых методов, в числе которых могут быть: прослушивание музыки,
небольшая беседа, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание
движений и танцевальных элементов, их повторение.
При
повторении
необходимо
избегать
скуки,
и
в
знакомые
движения
вводить
элементы новизны, предъявлять новые требования, ставить иные задачи. Весь процесс
обучения строится на сознательном усвоении знаний и навыков. Это побуждает интерес к
занятиям и повышает запоминание.
Занятия должны проходить в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и
то же движение, долго объяснять и пытаться научить всему сразу. На занятии следует
закреплять навыки, которые вырабатывались ранее, повторять пройденные движения и
фигуры.
Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать
одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую
двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические
потребности;
быстрая
смена
разнообразных
двигательных
упражнений
тренирует
внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ
и
характер
исполнения
движений
развивают
фантазию
и
творческое
воображение.
Композиционные
перестроения
развивают
умение
ориентироваться
в
пространстве.
Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности
детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции в течение 2-3 минут у
детей
развиваются
разнообразные
умения
и
способности,
а
также
формируются
важнейшие качества личности.
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям
высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными
музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для
двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
небольшой по объему (от 1,5 минут до 3-4-х минут);
умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для детей 5-6
лет и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для детей 6-8
лет;
2-х или 3-частной (каждая часть музыки – контрастная по звучанию), с четкой,
ясной фразировкой для пятилетних и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для
6-8-летних детей;
музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны
быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера –«дождик», «ветер
качает листики», «зайчик прыгает» и т.д.).
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными
по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые,
задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разно-
образию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как:
детские песни современных российских композиторов: Г.Струве, В.Шаинского,
Б.Савельева, Г.Гладкова и др.;
народные мелодии: «Калинка», «Валенки» и др.;
эстрадные мелодии (например, пьесы А.Петрова из кинофильмов);
классические
произведения:
«В пещере
горного
духа»
Э.Грига,
«Аквариум»
К.Сен-Санса,
«Менуэт»
Л.Боккерини,
«Вечерняя
серенада»
Ф.Шуберта,
«Итальянская
полька» С.Рахманинова и др.
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает
у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к
музыке, формирует художественный вкус.
Содержанием программы предусмотрен теоретический и практический материал,
который должен изучаться во взаимосвязи. Теоретический материал включает рассказы,
беседы о хореографии с использованием демонстрации наглядного материала (просмотр
специальной
литературы,
фото-
и
видеоматериалов),
посещения
концертов
с
последующим обсуждением. На практических занятиях объяснение методики исполнения
танцевальных и спортивных упражнений сопровождается показом. С детьми активно
проводятся танцевальные игры, развивающие этюды и танцевальные композиции.
Основной формой обучения является традиционное занятие, которое строится по
следующему плану:
организованный вход детей в зал под музыку, поклон;
разминка
(простые
ритмичные
упражнения
по
кругу,
приучающие
детей
внимательно слушать музыку);
подготовительные
танцевальные
упражнения
по
классической
системе
танца;
задания по освоению основ музыкальной грамоты;
исполнение танцевальных элементов, комбинаций, этюдов;
танцы,
включающие
игровые
моменты;
упражнения
на
актерское
мастерство;
творческие задания; импровизация под музыку;
подведение итогов занятия, поклон.
Кроме
того,
могут
быть
использованы
нетрадиционные
формы
занятия:
игра,
соревнование, сказка, экскурсия, конкурс, турнир и др.
В обучении детей дошкольного возраста хореографии можно условно выделить три
этапа.
В
основе
первого
этапа
обучения
(начало
использования
в
работе
с
детьми
музыкально-ритмических композиций) –подражание детей образцу исполнения движений
педагогом
в
процессе
совместной
деятельности.
Совместное
исполнение
движений
способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под
музыку
регулирует
психофизиологические
процессы,
максимально
концентрирует
внимание.
На таких групповых занятиях важен артистический показ педагога, который должен
быть «опережающим», т.е. на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо
для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию,
т.е. необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения
точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то
движения детей все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет
формирование музыкально-ритмических навыков.
Еще одна особенность такого показа – он должен быть в «зеркальном» отражении,
поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей
легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения, дети справляются с
такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при
фрагментарном
показе
со
словесными
объяснениями.
Однако
степень
сложности
двигательных упражнений, которые дети могут выполнить в процессе подражания, не
безгранична.
Чтобы
ее
определить,
педагог
должен
определить
«ближайшую
зону»
развития
ребёнка
(по
Л.С.Выготскому),
что
позволяет
предвидеть
последующую
ступеньку
в
его
развитии.
В
процессе
совместного
исполнения
важно
дать
детям
почувствовать
свои
возможности
и
закрепить
их
в
сознании.
При
последующих
повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей
это происходит по-разному – у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то
своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы),
не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно
сложные
элементы
упражнений,
повторяющиеся
в
различных
композициях,
будут
освоены.
Второй
этап
занятий
–
это
развитие самостоятельности детей
в
исполнении
композиций и отдельных движений. Происходит это постепенно, как бы незаметно для
занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного
исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это
очень важный момент, т.к. в случае исполнения только по показу у детей не тренируется
произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю
композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми
жестами). На этом этапе используются следующие приёмы:
показ
исполнения
композиций
детьми
(выбор
ведущих
вместо
педагога
–
по
очереди или по желанию);
показ упражнения условными жестами, мимикой;
словесные указания;
«провокации»,
то
есть
специальные
ошибки
педагога
при
показе
с
целью
активизации
внимания
детей
и
побуждения
к
тому,
чтобы
они
заметили
и
исправили ошибку.
Не
все
композиции
следует
выучивать
с
детьми
до
уровня
самостоятельного
исполнения по памяти. Задача педагога – накопить двигательный опыт, сформировать
навыки и умения. Для того, чтобы добиться автоматизма, нужно много двигаться, поэтому
этот этап работы является интенсивным тренингом.
Некоторые
композиции
можно
выучить
с
детьми
с
целью
последующего
выступления. В этом случае ведется более тщательная работа над качеством исполнения,
так как у детей важно воспитывать чувство красоты, культуры движения, стремление все
делать с полной отдачей сил. Таким образом, часто параллельно присутствуют два уровня
в работе над композициями: «тренинг», исполнение по показу (без тщательной отработки
движений)
и
подведение
детей
к
самостоятельности,
выразительности
исполнения
движений (на отдельных композициях, доступных индивидуальным возможностям детей)
с целью воспитания и развития личности ребенка.
Самостоятельное
исполнение
упражнений
говорит
о
сформированности
двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень
развития
важнейших
психических
процессов
–
воли,
произвольного
внимания,
музыкальной и двигательной памяти.
Третий этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального
произведения,
развитие
способности
к самовыражению в
движении
под
музыку,
формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и
придумывать собственные, оригинальные. Реализация этих задач наиболее важна в данной
программе,
т.к.
именно
в
развитии
творчества,
способности
к
импровизации
концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального
восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.
В некоторых композициях сразу заложена «вопросно-ответная» форма исполнения,
где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент – проигрыш,
припев и т.д. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость
внимания и развитие произвольности движений, а с другой – готовят к импровизации на
целостные музыкальные произведения.
Процесс
импровизации,
обыгрывания
песен
более
длительный,
чем
просто
разучивание. Так, в начале детям предлагается прослушивание песни, проговаривание
текста,
затем
–
игровые
«пробы»,
в
которых
дети
пытаются
выразить
в
движениях
содержание песни. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но
ни в коем случае не перехватывать их инициативу, а помогать в подборе образных
движений и оформлении целостной композиции. Для подобных заданий подбираются
песни с ярким, динамичным сюжетом, побуждающим к движению.
Старшим
дошкольникам
и
младшим
школьникам
могут
предлагаться
и
более
сложные задания, например, пластические импровизации на классическую музыку или
сочинение
сказок,
«балетов»
и
т.д.
В
творческих
заданиях
необходимо
выявить
эмоциональный настрой и характер произведения, а также национальные особенности
данной музыки. Прослушав музыку, педагог предлагает детям самостоятельно отобразить
её характер в движениях. Это даёт ему возможность выявить детей отношение к данному
произведению,
а
также
определить
их
творческие
возможности.
Педагог
обращает
внимание детей на более удачное исполнение. Иногда лучшие варианты повторяются
всеми
детьми.
Так
создаются
сочиненные
детьми
и
совместно
с
педагогом
игровые
упражнения,
танцы.Творческий
процесс
способствует
развитию
познавательного
интереса. Важно уметь подбирать такие упражнения, игры, пляски, которые формировали
бы у детей отношение к окружающему миру, углубляли их представления о жизни, труде,
природе.
На этом этапе работы можно использовать следующие методические приемы:
слушание
музыки
и
беседы
о
ней;
рисование,
словесные
описания
музыкальных образов;
подбор
стихов,
сказок
и
других
произведений,
помогающих
интерпретировать музыкальный образ;
пластические импровизации детей, «пробы»– без показа педагога;
показ
вариантов
движений
педагогом,
а
детям
предлагается
выбрать
наиболее удачный.
Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность
детей,
например,
при
оформлении
движений,
придуманных
детьми,
в
единую
композицию.
Следует
помнить,
что
художественная
импровизация
возможна
только
на
базе
развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного
владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают
внимания на технику их исполнения.
Данные этапы могут сочетаться на одном занятии, но на разном репертуаре.
В процессе всего курса обучения следует уделять особое внимание сохранению
здоровья учащихся. Во всех упражнениях педагог должен следить за правильной осанкой,
что
предусматривает
нормальное
положение
позвоночника,
слегка
отведенные
назад
плечи,
втянутый
живот
и
немного
приподнятую
голову.
Необходимо
систематически
проводить беседы с детьми и родителями по вопросам оптимального распределения
нагрузки,
особенностей
питания,
а
также
собирать
информацию
об
индивидуальных
особенностях состояния здоровья учащихся.
Создание теплой, дружественной и непринужденной атмосферы игрового общения
ребенка и взрослого – одно из основных условий полноценного развития детей. В этом
отношении важна позиция педагога, понимание главного смысла своей деятельности.
Необходимо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без
принуждения, муштры, излишней дидактики (указаний, пояснений, замечаний и т.д.).
Самое главное – не столько отточенность движений в пляске как результат обучения,
сколько
сам
процесс
движения,
доставляющий
радость.
Ребенок
должен
получить
возможность почувствовать уверенность в собственных силах, ощутить стремление к
творческому самовыражению под музыку.
Создание психологически комфортной атмосферы занятий способствует появлению
у детей чувства защищенности, пропадает боязнь сделать что-нибудь не так, проявить свое
неумение и т.д. Важно, чтобы материал был доступен для исполнения, соответствовал
возрастным и индивидуальным особенностям детей. Педагог должен стремиться сделать
привлекательным
процесс
занятий
путем
подбора
яркой
музыки,
оригинальных
двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием
игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
Другой, не менее важной частью педагогического процесса является личностное
развитие и воспитание детей посредством ориентации на творчество, на привитие им
культуры общения и поведения в танцевальном коллективе. Решить эти трудные задачи
помогает, прежде всего, собственный пример педагога. Тон голоса педагога, его внешний
вид,
выражение
лица
всё
должно
находиться
в
гармоническом
соответствии
поставленных задач и используемых средств обучения. Объяснение педагога и показ
примера, поощрение детей и подчеркивание в них чувства собственного достоинства,
многократное
закрепление
правил
танцевального
этикета
на
занятиях,
все
это
способствует формированию привычек и становится нормой поведения. Как правило,
элементарные
правила
этикета
дети
воспринимают
естественно,
им
нравится
их
выполнять, и поэтому они легко усваиваются.
С
целью
отслеживания
результатов
обучения,
определения
уровня
освоения
программного материала в конце учебного полугодия и года проводятся контрольные
занятия. Занятие контроля знаний, умений и навыков учащихся может быть проведено по
традиционной схеме или в форме концерта, турнира, конкурса. При этом важна не столько
демонстрация
успехов,
сколько
активность
всех
учащихся
творческого
объединения,
независимо
от
их
творческих
достижений.
Осознание
ребятами
своих
способностей,
достигнутых успехов, пусть даже незначительных, повышает их волевую активность,
укрепляет веру в свои силы.
Необходимым
условием
успешной
реализации
образовательной
программы
по
хореографии
является
наличие
материально-технической
базы:
специально
оборудованного
помещения
для
занятий
(станки,
зеркала,
профессиональный
пол),
техниче ских
средств
(музыкальный
цент р, б а я н ,
ф о р т е п и а н о , телевизор,
видеомагнитофон,
видеокамера),
а
также
обеспеченность
занятий
музыкальным
материалом
(накопление
музыкального
и
нотного
материала).
Для
результативной
организации учебного процесса каждый учащийся должен иметь специальную форму для
занятий. Для концертных выступлений необходимо наличие специального инвентаря и
сценических костюмов в соответствии с репертуаром.
Методические материалы
1-й год обучения
Раздел
Форма уроков
ТСО, литература
дидактический материал
Форма
подведения
итогов
Вводный урок,
инструктажи
по ТБ и ПЖ
беседа
Инструкция по ТБ в
танцевальном зале, Правила
поведения обучающихся, [2],
[3]
Опрос,
собеседование
I. Элементы
музыкальной
грамоты.
Определение и
передача в
рассказ,
практикум,
самост. работа,
прослушивание
муз.отрывков
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, [1], [2], [3], [5]-
[8], [15] -[28]
Контрольный
урок
движении
II. Образные
упражнения и
музыкальные
игры
показ, урок-игра,
самост. работа,
практикум, урок -
фантазия
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
игр, [1], [2], [3], [5]-[8], [15] -
[28]
Урок-творчество
III.
Ритмические
разминки на
развитие
художественны
х способностей
показ, урок-игра,
урок-
соревнование
практикум, урок-
фантазия
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, скакалки,
реквизит для игр, [1], [2], [3],
[5]-[8], [15]-[28], [30], [31],
[32], [35]
Контрольный
урок
IV. Упражнения
на развитие
ориентации в
пространстве
показ, урок-игра,
урок-
соревнование
практикум
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, [1], [2], [3], [5]-
[8], [15] -[28]
Контрольный
урок
V. Обще
развивающие
упражнения с
предметами
показ, урок-игра,
урок-
соревнование
практикум
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
игр, мячи, ленты, обручи, [1],
[2], [3], [5]-[8], [15] -[28]
Контрольный
урок
VI.
Импровизация
рассказ, показ,
урок-игра, самост.
работа,
практикум,
урок-фантазия
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизиты для
игр, мячи, ленты, обручи ,
[1], [2], [3], [5]-[8], [15]-[28]
Урок-творчество
VII.
Танцевальные
элементы.
Этюды на
основе
выученных
движений
показ, урок-игра,
самост. работа,
практикум, урок-
фантазия, урок-
тренировка
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, [1], [2], [3], [5]-
[8], [15]-[28]
Тестирование
2-й год обучения
Раздел
Форма уроков
ТСО, литература
дидактический материал
Форма
подведения
итогов
I. Элементы
музыкальной
грамоты.
Определение и
передача в
движении
рассказ
показ
самост. работа
практикум
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, [1], [2], [3], [5]-
[8], [15] -[28]
Урок-творчество
II. Упражнения
для развития
тела
показ
урок-игра
урок-
соревнование
практикум
Музыкальный центр, диски,
фортепиано,[1], [2], [3], [5]-
[8], [15] -[28]
Контрольный
урок
III.
Упражнение на
развитие
ориентации в
пространстве
показ
урок-игра
урок-
соревнование
практикум
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
игр [1], [2], [3], [5]-[8], [15]-
[28]
Контрольный
урок
IV. Обще
развивающие
показ
урок-игра
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
Контрольный
урок
упражнения с
предметами
урок-
соревнование
практикум
игр, мячи, ленты, обручи,
[1], [2], [3], [5]-[8], [15]-[28]
V. Образные
упражнения и
музыкальные
игры
показ
самост. работа
практикум
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
игр, [1], [2], [3], [5]-[8], [15] -
[28]
Контрольный
урок
VI.
Ритмические
разминки на
развитие
художественны
х творческих
способностей
показ
урок-игра
урок-
соревнование
практикум
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
игр, [1], [2], [3], [5]-[8], [15] -
[28]
Контрольный
урок
VII.
Танцевальная
импровизация
самост. работа
урок-игра
практикум
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
игр, [1], [2], [3], [5]-[8], [15] -
[28]
Контрольный
урок
VIII.
Танцевальные
элементы.
Этюды на
основе
выученных
движений
показ
самост. работа
практикум
урок-конкурс
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
игр, [1], [2], [3], [5]-[8], [15] -
[28]
Тестирование
3-й год обучения
Раздел
Форма уроков
ТСО, литература
дидактический материал
Форма
подведения
итогов
I. Партерная
гимнастика
показ
самост. работа
практикум
урок-игра
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, [1], [4]-[14],
[16], [17], [19]-[28]
Урок-игра
II. Упражнения
на развитие
ориентации в
пространстве
показ
урок-
соревнование
практикум
урок-игра
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
игр, [1], [2], [3], [5]-[8], [15]-
[28]
Контрольный
урок
III. Элементы
современного
танца
показ
урок-
соревнование
самост. работа
практикум
урок-игра
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, реквизит для
игр, [1], [4]-[14], [16], [17],
[19]-[28]
Контрольный
урок
IV. Элементы
историко-
бытового танца
показ
самост. работа
практикум
Музыкальный центр, диски,
фортепиано, [1], [4]-[14],
[16], [17], [19]-[28]
Тестирование
Список литературы
1.
Образовательная программа дополнительного образования детей
2.
Шелковникова Наталья Алексеевна, МБОУДОД «Детская хореографическая школа
«Спектр» г. Юрга», методист, Кемеровская область
3.
Рогова Наталья Валерьевна, МБОУДОД «Детская хореографическая школа
«Спектр» г. Юрга», педагог дополнительного образования, Кемеровская область
4.
Бекина, С.И. Музыка и движения: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет –
М.: Просвещение, 1983.
5.
Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и
хореографии: учебно-методическое пособие – Кемерово: КГИИК, 1998.
6.
Бочкарева, Н. И. Ритмика и хореография – Кемерово: Кемеровский облИУУ, 2000.
7.
Ерохина, О.В. Школа танцев для детей (5-7 лет) – Р.н/Д.: «Феникс», 2003.
8.
Иванова, О.А. Занимайтесь ритмической гимнастикой – М.: «Советский спорт»,
1988.
9.
Михайлова, Э.И. Ритмическая гимнастика – М.: «Просвещение», 1987.
10. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет – М.:
«Просвещение», 1981.
11. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: учебное пособие – М., «ВЛАДОС», 2003.
12. Ритмика и танец. Программа: методические рекомендации для дошк. возраста –
Челябинск, 1993.
13. Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА-
ПРЕСС, 2006.
14. 100 великих музыкантов / Авт.-сост. Д.К.Самин. - М.: Вече, 2003. - 480 с.
15. Агапова, И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Метод.разработки и
сценарии: В 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 208 с.
16. Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет):
Из опыта работы муз.руководителей дет.садов / Авт.-сост.: С.И.Бекина, Т.П.Ломова,
Е.Н.Соковнина. - М.: «Просвещение», 1984. - 288с.
17. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр. и доп. -СПб.:
ЛОИРО, 2000. - 220 с.
18. Буренина, А.И. Значение ритмической гимнастики в коррекционной работе с
детьми, имеющими нарушения зрения // Современные исследования по проблемам
учебной и трудовой деятельности аномальных детей: Тезисы доклада. (Ч.1) - М.:
АПН СССР, 1990. -С.11-12.
19. Вевнорская, А.О. Сюжетный танец. - М.: «Советская Россия», 1989. - 208с.
20. Горбина, Е.В., Михайлова М.А. В театре нашем для вас поем и пляшем.
Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников. - Ярославль: Академия
развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. - 112с.
21. Гульянц, Е.И. Детям о музыке. - М.: «Аквариум», 1996. - 388с.
22. Гусев, Г.П. Экзерсис в народном характере. - М., 1998. - 183с.
23. Жак, Э.Далькроз. Ритм; его воспитательное значение для жизни и для искусства //
Театр и искусство. - 1922.
24. Зарецкая, Н.В. Танцы в детском саду / Н.В.Зарецкая, З.Я.Роот. - М.: Айрис-пресс,
2006. - 112 с.
25. Иванова, О., Поддубная Ж. 100 упражнений стретчинга для всех групп мышц
//Спорт в школе. - 1998. - № 37. - С. 32-34.
26. Козлов, В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного
образования. Акробатика. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 66 с.
27. Колесникова, С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. - Ростов н/Д.:
Феникс, 2005 - 157с.
28. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для
детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М.: Гном-Пресс, 2000. -64с.
29. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и
мл.шк-го возраста: В 2 ч. - Учеб.-метод.пособие. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,
2001. - Ч.1. - 112 с.
30. Кошмина, И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей
дошкольного и мл.школьного возраста. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. -
56 с.
31. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. - 228 с.
32. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных
занятий.М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2001. - 64с.
33. Кудлин, В.Я. Методика преподавания общеразвивающих упражнений: учебно-
методическое пособие /В.Я.Кудлин, Н.В.Захарова. - Малаховка: МГАФК, 2007. - 43
с.
34. Мессер, А.Уроки классического танца. - Спб.: «Лань», 2004. - 400с.
35. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации
на середине зала: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - М.,
2003. - 208с.: ил.: ноты.
36. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн.для воспитателя и
муз.руководителя дет.сада / Сост. Е.П.Раевскаяи др. - М.: Просвещение, 1991. - 222
с.
37. Рыцарева, М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. - М.: Музыка,
1998. - 367с.: ил.
38. русские танцы. - М., 1996. - 480с.
39. Фадеева, С.Л. Теория и методика преподавания классического танца. - Спб., 2000. -
203с.
40. Франио,Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей.: Учебное пособие для
детей дошк.имл.шк.возраста. - М.: «Советский композитор», 1989. -104с.
41. Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы:
Метод.пособие для воспитателей, муз.руководителей дет.сада и учителей нач.шк. -
М.: Дрофа, 1998. - 104с.