Напоминание

"Воспитание детей в духе уважения Родины, природы, старшего поколения."


Автор: Верблюдова Надежда Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Чёрный Яр"
Населённый пункт: село Чёрный Яр Астраханской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание детей в духе уважения Родины, природы, старшего поколения."
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание детей в духе уважения Родины, природы, старшего

поколения на уроках технологии.

Рассматривая образование как процесс целенаправленного, педагогически

организованного, духовного, интеллектуального и физического развития человека,

необходимо отметить, что доминантой в этом процессе является становление личности.

На всех этапах своего развития советская, а теперь и российская школа строит

образовательный процесс исходя из требований современной жизни. В учебных

программах предусмотрены практически все области человеческих знаний. При

идеальном усвоении всех образовательных программ из стен школы выходит человек,

вооружённый набором знаний, умений и навыков, основ культуры и человеческих

отношений, способный реализовать себя в современном мире.

Важным сегментом в учебно-воспитательном школьном процессе является

предмет «Технология» и значимость этого предмета со временем постоянно взрастает.

Почему? Да потому, что именно на уроках технологии ребёнок, возможно, впервые в

жизни знакомится, постигает азы, овладевает основами, секретами очень необходимых в

жизни ремёсел. Одно перечисление блоков и тем - Искусство приготовления пищи –

вкусной, здоровой, красивой; Техника и технология обработки материалов;

Электротехника; Элементы экономики и предпринимательства; Начала художественного

ремесла; Элементы информационных технологий – подтверждает значимость предмета

для воспитания и развития ребёнка.

Современная жизнь характеризуется значительным расслоением уровней доходов

людей разных категорий, увеличением доли безработных и малоимущих (особенно в

сельской местности), ожесточением и озлоблением людей из-за потери жизненных

ориентиров, уверенности и стабильности, общим снижением уровня жизни. Родители

озабочены в первую очередь проблемами материального плана – как одеть, обуть,

накормить, соответственно, у них меньше остаётся времени, а порой и желания,

заниматься с детьми по части их воспитания. Зачастую родители растеряны и не могут

ответить на вопросы: чему же сегодня надо учить ребёнка для будущего, что завтра будет

востребовано и оплачено обществом и государством?

Школа, на мой взгляд, должна давать ответы на эти вопросы и ответы должны быть

однозначными: во все времена приоритетом были и будут общечеловеческие ценности –

мораль, нравственность, порядочность, знания, умение и желание делать добро, семья,

любовь, родители, дети.

На уроках технологии через постижение основ ремёсел мы прививаем детям

понимание того, из чего состоят основы профессии взрослого человека, возможно отца

или матери, или его самого в будущем. Насколько многогранна любая, на первый взгляд

самая незатейливая работа, сколько сложностей и особенностей в материалах, технике и

технологии, мастерстве, результатах труда. Удачно выполненное изделие, вовремя

сделанная подсказка, помощь, похвала вызывают гордость, уверенность, воспитывают

мнение «И я это могу!». Впервые у школьников возникает и укрепляется реальное

понимание важности и нужности работы взрослых людей – их родителей и более

старшего поколения. А через понимание приходит и уважение к старшим.

Аналогично влияние уроков по разделу формирования бюджета семьи, доходам и

расходам, рациональному расходованию ресурсов семьи, основам предпринимательства.

Получая от родителей карманные деньги, ребёнок не задумывается об их происхождении,

формах и способах их получения и затратах физической, умственной, интеллектуальной

энергии. На уроках по вышеназванным темам мы разбираем подробно доходные и

расходные части семейного бюджета. Первая половина - это зарплата родителей, доходы

от подсобного хозяйства, обеспечивающие материальное благополучие семьи. При

анализе второй – расходной части знакомимся с основными составляющими расходов –

питание, одежда, ЖКХ и так далее, при этом показываем ученику, что и на его содержание

уходит определённая, и порой немалая часть семейных денег. Кстати, именно эта часть

обсуждения вызывает самый живой интерес, а порой и удивление многих учеников.

Разговор этот, на первый взгляд немного прагматичный, необходим, так как ребёнку

нужно уже сегодня знать, откуда что берётся и куда девается. Ему и самому незадолгим

придётся столкнуться со всеми реалиями жизни. Это, во-первых, а во-вторых, у детей

воспитывается ясное понимание роли родителей (пусть материальной) в их воспитания,

чувство долга перед ними, уважения к ним сегодня и, тем более, завтра, когда родители

станут немощными, рассчитывающими на моральную и материальную поддержку детей.

С другой стороны ребёнок в ходе обсуждения этих тем задумывается и о своём будущем,

осознаёт, что только серьёзное отношение к жизни, учёбе сегодня гарантируют достойную

(в материальном плане) перспективу на завтра. Многие, задумавшись, начинают вносить

свою посильную лепту в семейный бюджет – помогают родителям по хозяйству, работают

в каникулярное время на уборке села и т.д.

Мы знаем, что основой воспитания детей является семья. Но семья семье рознь. У

одной богатая история, корни, умные родители, бабушки и дедушки, традиции, и всё

доброе, полезное передаётся из поколения в поколение. Здесь и отношение к труду, к

старшим и младшим, к родине – большой и малой, к семейному укладу, к застолью, к

одежде, к взаимоотношению с окружающим миром. Другая же семья – что перекати-

поле, как говорится – ни руля, ни ветрил. Откуда же ребёнку впитывать хорошее, когда от

родителей – мат, перегар, табачный дым. В связи с этим уроки по теме «Формирование

традиций семьи, создание домашнего уюта» - это разговор, где каждый ведёт рассказ о

семейных праздниках, семейных праздниках, о фирменных семейных блюдах. Сколько

гордости у детей, когда они рассказывают о дедах – участниках войны, показывают

армейские альбомы своих отцов. А сколько живого интереса у детей в обсуждениях и

показах генеалогического древа семьи! Они, может быть, впервые в жизни узнают кто их

родственники. Это и есть воспитание уважения к старшему поколению, к Родине, к добру

и добрым людям. Говорят и показывают дети из тех семей, где есть что взять хорошее.

Остальные, а это незначительная часть девочек, смотрят, слушают, впитывают, а значит и

они унесут с урока частичку полезного для себя.

Край наш своеобразный. Мы его любим за Волгу, за природу, за рыбалку, за грибы.

Не любим за жару, мошку и грязь. Но в мире практически нет мест, где всегда и всем

угождает природа. На своих уроках я рассказываю о лекарственных растениях нашей

местности, как применить их на практике. Сколько овощей, фруктов и ягод растёт в наших

садах и огородах, какие вкусные и полезные блюда можно из них приготовить. Если бы у

нас было всё так плохо, к нам не ехали бы из столиц тысячи туристов. И это наша Родина!

Она может быть чуть хуже или чуть от нашего участия. Посадим мы деревья и цветы или

выбросим мусор на улицу. Все зависит от людей – вчерашних или сегодняшних учеников

нашей школы. Трудно перечислить все полезные мероприятия, проводимые на уроках

технологии и во внеклассной работе и измерить положительный эффект от них для

учеников. И кем бы ни стали в будущем наши девочки, но жёнами, хранительницами

домашнего очага, мамами им суждено быть природой.

На элективном курсе по технологии «Традиции русской народной культуры»

ученики познают жизнь прошлых поколений волжан через лучшие образцы песенного,

прикладного творчества, традиций кухни, быта, казачьего уклада. Что -то дошло до

современности, что -то осталось в прошлом, но корни свои молодёжь должна знать, чтить

и помнить.

Работа в комплексе по всем означенным выше направлениям и темам пусть и не

сразу, но даёт положительный эффект в развитии и становлении молодых людей. Это

радостно ощущать по благодарным отзывам по истечении ряда лет, по удачно

сложившимся семьям, по успешной карьере вчерашних школьников.



В раздел образования