Напоминание

Цвета и оттенки красок


Автор: Баранник-Рудницкая Зинаида Михайловна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: УСО ПНИ № 10
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Цвета и оттенки красок
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого занятия по теме:

«Цвета и оттенки красок»

Автор – составитель:

Баранник – Рудницкая З.М.,

инструктор по труду

Санкт – Петербург

2018г.

1.Количество реабилитантов в трудовой бригаде – 16 человек.

2.Тип занятия – формирование умений и навыков по работе с красками.

3.Место проведения занятия – учебный кабинет.

4.Цель: Познакомить с основными и дополнительными цветами и оттенками красок.

5. Задачи:

Образовательные:

Формировать знания о цветоведении;

Формировать знания об основных и дополнительных цветах и их оттенках;

Показать способ получения дополнительных цветов, путем смешивания красок;

Коррекционно -развивающие:

Развивать внимание, наблюдательность;

Развивать речь, через умение правильно отвечать на поставленные вопросы;

Развивать цветовосприятие окружающего мира;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

Воспитывать дисциплинированность;

Воспитывать интерес к созданию цветовых оттенков красок;

Воспитывать чувство красоты цвета;

Воспитывать творческую фантазию и заинтересованность в результате своего труда;

6. Предварительная работа с обучающимися:

Рассматривание с реабилитантами книжных репродукций картин художников с

определением цветовой гаммы иллюстраций.

Рассматривание с реабилитантами альбомов для творчества по основам народного и

декоративно – прикладного искусства с различными видами росписей.

7. Оборудование и наглядный материал.

Демонстрационный материал:

Плакат №1 «Цвета»

Плакат №2 «Цвета и оттенки»

Плакат №3 «Цветовые оттенки основных цветов»

Плакат «Материалы и инструменты художника»

Репродукции картин (2).

8. Раздаточный материал:

Шаблоны «кружок» (желтый цвет, красный цвет, синий цвет, оранжевый цвет,

зеленый цвет, фиолетовый цвет и белый цвет).

Шаблоны «цветок» (белый цвет).

9. Инструменты и расходные материалы:

Шаблоны «кружок», «цветок»;

Краски гуашевые;

Кисти художественные;

Палитра (10 штук);

Салфетки бумажные;

Баночки с водой;

Карандаши простые;

Фломастеры;

Рисовальная бумага;

Ластики;

Указка;

10. Продолжительность занятия- 45 минут.

11. Словарная работа:

Основные цвета, дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая гамма, оттенок цвета,

цветовая радуга, цветовой круг.

Ход занятия.

I. Вводная часть

1.1.

Организационный момент.

Проверка посещаемости.

Здравствуйте, сегодня у нас 15 декабря, пятница. Я рада видеть вас в хорошем настроении,

полными сил и готовыми к работе.

1.2.

Повторение.

Упражнение «Материалы и инструменты художника».

Мы начинаем наше занятие, и, поскольку сегодня мы будем говорить с вами о рисовании,

давайте вспомним, что мы знаем о материалах и инструментах, которые мы используем в

нашей творческой работе.

- Назовите, на каких материалах может рисовать художник? (бумага, картон, деревянная

поверхность и др.).

-Выберите на столе графические средства изображения (простые и цветные карандаши,

фломастеры).

-Как

называется

материал,

которым

удаляются

неверные

(или

неправильные)

карандашные линии? ( стирка, ластик, стирательная резинка)

-Расскажите о видах и размерах художественных кистей. (разный тип ворса – из белки,

пони, а также ворс «колонок» и «синтетика». Художественные кисти имеют разные

номера от 1-11).

-Назовите и покажите виды красок для рисования? (акварель, гуашь, акрил)

-Расскажите о назначении палитры в работе (для наводки и смешивания цвета); из какого

материала и какого цвета мы используем палитру в работе? (бумага, картон или пластик и

только белого цвета).

-Покажите, как надо правильно хранить художественные кисти. (в банке, ворсом вверх – во

избежание деформации ворса).

-Итак,

мы

с

вами

вспомнили,

какие

материалы

и

инструменты

мы

используем

для

рисования

II.

Основная

часть

занятия

2.1. Сообщение темы и целей занятия.

- А сегодня тема нашего занятия: «Цвета и оттенки красок».

Мы познакомимся с разными цветами красок и их оттенками, научимся работать с цветом,

смешивая краски на палитре и раскрашивая шаблоны.

2.2 Рассказ «Цвета и оттенки красок»

-Что такое цвет? Цвет один из видов красочного радужного свечения от красного до

фиолетового, а также их сочетаний и оттенков. Цвет существует независимо от нашего

сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Все в природе имеет

определенный цвет, который под влиянием освещения и удаленности от зрителя может

меняться. Живопись передает все цветовое богатство мира с помощью красок.

Ребята,

а

какие

цвета

красок,

вы

знаете?

(желтый,

красный,

оранжевый,

зеленый,

синий…). Обратите внимание на плакаты «Цвета» и «Цвета и оттенки».

На плакате

«Цвета» изображена «Цветовая радуга». Какие семь цветов мы на ней видим? (Красный,

оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). А расположение цветов

радуги по кругу называется цветовым кругом.

Основные цвета цветовой радуги и цветового круга – три. Это три основных (или главных

цвета):

желтый,

красный,

синий.

(демонстрация).

Запомнили?

Назовите (желтый,

красный,

синий).

А

смешивая

основные

цвета

между

собой,

получаем

три

дополнительных цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Давайте посмотрим на плакате «Цвета и оттенки», как при смешивании основных

цветов образуются дополнительные:

желтый + красный, какой цвет получился? (оранжевый);

желтый+ синий, какой цвет получился? (зеленый цвет);

синий + красный, какой цвет получился? (фиолетовый);

Итак, какие три дополнительные цвета мы изучили? Назовите и покажите (оранжевый,

зеленый, фиолетовый).

- Вернемся к цветовому кругу, который изображен на плакате «Цвета». На цветовом круге

мы видим, как один цвет плавно переходит в другой: от желтого до желто – зеленого,

через призму красного и синего цвета. При постепенном переходе от цвета к цвету, между

основными цветами, образуются различные цветовые оттенки. Давайте посмотрим на

цветовом круге, какие цветовые оттенки образовались:

при смешении желтого и красного цвета (желто – оранжевый, оранжевый, красно

– оранжевые оттенки);

при смешении красного и синего цвета (красно – фиолетовый, фиолетовый, сине –

фиолетовые оттенки);

при смешении синего и желтого цвета (сине- зеленый, зеленый, желто- зеленый

оттенки);

Как дополнение к цветовому кругу, в его центре мы видим шестиугольник, состоящий из

трех основных и трех дополнительных цветов. Углы этого шестиугольника соответствуют

трем

основным

и

трем

дополнительным

цветам

цветового

круга

(демонстрация

соответствия цветов). Давайте назовем цвета этого шестиугольника (желтый – красный

– синий и оранжевый – фиолетовый -

зеленый). Молодцы ребята, правильно назвали

цвета.

Цвета также делятся на теплые и холодные. В теплых цветах преобладают оттенки

желтого и красного. Теплые цвета напоминают нам тепло, огонь. Такие цвета называются

теплой цветовой гаммой.

Давайте посмотрим на плакате «Цвета» изображение круга с теплой цветовой

гаммой. Какие цвета он в себя включает? (красный, оранжевый, зеленый, желтый).

Кроме теплых, есть также холодные цвета. Холодные цвета напоминают о холоде, о

снеге.

К

холодным

цветам

относятся

синий,

голубой,

фиолетовый

и

их

оттенки,

называются эти цвета холодной цветовой гаммой. Какие цвета он в себя включает?

(голубой, синий, розовый, фиолетовый).

Теперь рассмотрим плакат «Цвета и оттенки», где изображены две группы полос с

разными цветовым гаммами. Давайте определим, какая из этих групп с теплой цветовой

гаммой,

а

какая

с

холодной?

(теплая

цветовая

гамма

теплые

цвета:

желтый,

оранжевый, красный; и холодная цветовая гамма – холодные цвета: голубой, синий,

фиолетовый).

Молодцы, верно определили цветовые гаммы полос.

А теперь посмотрим на картинки с узорами. Определите, на какой картинке узор в

теплой цветовой гамме, а на какой в холодной? На какой картинке «тепло», а на какой

«холодно»? (предполагаемые ответы реабилитантов, в зависимости от демонстрации

картинок).

-

А

какая

цветовая

гамма

на

картинках

больше

нравится?

( предпочтения

реабилитантов)

А теперь, мы с вами займемся практической работой.

2.3. Практическая часть.

«Работа с цветом и цветовыми оттенками»

- Сегодня мы будем работать с основными и дополнительными цветами. У вас на партах

уже есть гуашь, художественные кисти, палитра, рисовальная бумага, баночки с водой.

Я предложу вам шаблоны «кружок» с готовыми основными цветами в качестве образца.

(как на плакате). Прикладываем форму шаблона к рисовальной бумаге и обводим по

контуру

простым

карандашом.

(педагог

показывает,

а

реабилитанты

выполняют

задание). Далее раскрашиваем шаблоны «кружок» тремя основными цветами: желтым,

красным, синим.( реабилитанты раскрашивают кружок)

- Молодцы ребята, справились с заданием.

А теперь, используя основные цвета, будем учиться рисовать дополнительные цвета.

Смотрим на плакат «Цвета и оттенки», где мы уже изучали смешение цветов.

Для того, чтобы получился оранжевый цвет, какие два цвета следует смешать?

(желтый и красный). Смешиваем на палитре два нужных цвета и раскрашиваем

шаблон. (реабилитанты выполняют задание)

Для

того,

чтобы

получился

зеленый

цвет,

какие

два

цвета

следует

смешать?

(желтый и синий). Смешиваем на палитре два нужных цвета и раскрашиваем

шаблон. . (реабилитанты выполняют задание)

Для того, чтобы получился фиолетовый цвет, какие два цвета следует смешать?

(красный и синий). Смешиваем на палитре два нужных цвета и раскрашиваем

шаблон. . (реабилитанты выполняют задание)

- Итак, мы научились работать с основными цветами, чтобы получились дополнительные

цвета.

- А теперь давайте немного отдохнем и выполним физминутку.

2.4. Физминутка.

- 10 раз подняли и опустили руки;

- 10 раз сжали и разжали кисти рук;

- Ну как отдохнули ваши ручки? (да)

2.5. Продолжение практической работы.

А еще цвет может быть светлым или темным. Мы будем учиться рисовать светлые оттенки

красок, например, голубые или розовые. При работе с красками, для достижения светлых

оттенков, используем белый цвет (или белила). Я предложу вам шаблоны формы «цветок»,

которые мы должны научиться раскрашивать светлыми оттенками красок. Продолжаем

практическую работу.

Для получения голубого цвета смешиваем на палитре два цвета – синий и белый.

(реабилитанты

выполняют

задание)

Какой

цвет

п о л у ч и л с я ? (голубой).

Раскрашиваем шаблон. (реабилитанты выполняют задание)

Для получения розового цвета смешиваем на палитре два цвета – красный и белый.

(реабилитанты

выполняют

задание)

Какой

цвет

получился?

(розовый).

Раскрашиваем шаблон. (реабилитанты выполняют задание)

В

процессе

рисования,

если

есть

необходимость,

устраняем

недостатки.

Оказание

индивидуальной

помощи

реабилитантам.

Заканчиваем

работу

над

раскрашиванием

шаблонов светлыми оттенками красок. Молодцы ребята, справились с заданием!

III.

Заключительная

часть.

- Наше занятие подходит к концу.

Что

мы

изучали

сегодня

на

занятии?

(изучали

цветовой

круг

и

цветовую

радугу,

теплые

и

холодные

цвета)

С

какими

цветами

красок

мы

сегодня

работали? (красный,

желтый,

синий,

оранжевый,

зеленый,

фиолетовый)

Какими

светлыми

оттенками

красок

мы

выполняли

сегодня

работу? (голубым

и

розовым).

На

этом

наше

занятие

закончено.

Молодцы,

все

старались,

поработали

хорошо.

До

свидания, жду

вас на

наших следующих занятиях.

Список литературы для подготовки занятия:

1.

«Изобразительное искусство» (1-2 кл.) В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, ООО Дрофа,

2007.

2.

«Симфония красок» И.Е. Аллаярова, ООО «Издательство ГНОМ и д» 2006.



В раздел образования