Напоминание

Формирование представлений об окружающем мире у старших дошкольников через дидактические игры экологического характера в практике работы воспитателя ДОУ


Автор: Мешкова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 246"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование представлений об окружающем мире у старших дошкольников через дидактические игры экологического характера в практике работы воспитателя ДОУ
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире

через дидактические игры экологического характера

в практике работы воспитателя ДОУ

Мешкова Наталья Васильевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 246», г.Новокузнецк

Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное

детство,

так

как

в

этот

период

закладывается

фундамент

осознанного

отношения

к

окружающей действительности. Осознанно правильное отношение вырабатывается при

условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и

животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во

взаимодействии форм взаимодействия с ним. ( рисунок 1)

Рисунок 1 «Экологическая культура дошкольника»

Проблему экологического воспитания рассматривают в двух направлениях :

воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного

отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;

развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей

дошкольного возраста.

На наш взгляд, экологически направленную деятельность дошкольников можно определить

1

как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания,

проявляющуюся в трех сферах:

а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать,

находить и перерабатывать информацию о природе;

б)

эмоционально-мотивационной

сфере

в

развитии

комплекса

эстетическо

-

этических

потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на

эмоциональном уровне;

в)

практической

сфере

в

развитии

потребности

в

компетентности,

проявляющейся

в

стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой.

В настоящее время в условиях современных ДОУ актуализируются возможности

экологического образования детей системно и интегрировано. Происходит экологизация

различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды ДОУ и группы .

(рисунок 2)

Рисунок 2 «Модель предметно-развивающей среды по экологическому образованию в

группах ДОУ»

У ребенка есть возможность неоднократно возвращаться к теме в течение дня, в разных

вариантах – в виде игры, наблюдений, индивидуальной работы , экспериментирования,

использования ежедневных прогулок, возможность предоставления постоянного общения

с объектами природы (экскурсии, экологические прогулки, выращивание растений),

Выделяем ряд принципов, необходимых для учета при выборе методов и форм работы по

экологическому образованию :

Принцип научности – педагог применяет только научно обоснованные формы

и методы работы, учитывающие возрастные, психофизиологические особенности детей;

2

Принцип

позитивизма

воспитание

и

обучение

детей

на

положительных

примерах (в практике – помимо запрещающих знаков использовать и разрешающие, и

рекомендательные) для создания мотивации определенного типа поведения;

Принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в

решении которых вовлекается ребенок (элементарная поисковая деятельность,

экспериментирование, активное наблюдение

Принцип системности – во взаимодействии специалистов ДОУ, и в организации

работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями

Принцип наглядности – учет наглядно-образного и наглядно-действенного

мышления дошкольника, для решения целей и задач экологического образования педагог

выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком, которые он

может наблюдать непосредственно в своем окружении, а также постоянное использование

наглядного материала

Принцип гуманистичности – в выборе педагогом гуманистической модели

образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание

Принцип последовательности – в системе последовательного развертывания

знаний от простого к более сложному

Принцип безопасности;

Принцип интеграции – тесное сотрудничество всех педагогов;

Принцип

деятельности,

являющейся

основой

экологического

образования

дошкольника.

Средствами образовательной работы с детьми служат систематическое обучение на

занятиях

(первично-ознакомительного,

углубленно-познавательного,

обобщающего

и

комплексного типов), воспитания в повседневной жизни - в разные режимные моменты,

ежедневный уход за обитателями уголка природы; циклы наблюдений за обитателями

уголка природы и участка детского сада на протяжении учебного года

за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь),

за аквариумными рыбками (октябрь-ноябрь);

за елью, ночным небом (январь-февраль),

за ростом лука на подоконнике, ветками, деревьев в вазе (февраль-март);

за побуждением мать-и-мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май);

за божьей коровкой ( в весенне-летнее время);

наблюдение за погодой; заполнение календаря природы.

3

Общение детей с природой, походы, экскурсии, природоохранительные

акции,

праздники, досуги игры,

конкурсы, развлечения, выставки – для того, чтобы вызвать

положительный эмоциональный отклик на природное содержание.

Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, вместе с

практической, исследовательской деятельности в , индивидуальной работы и прочее.

Происходит экологизация в природном окружении. Успешность экологического воспитания

может быть обеспечена посредством развивающих возможностей дидактических

игр экологического характера для детей старшего дошкольного возраста, если:

дидактические игры экологического характера будут соответствовать возрасту и

индивидуальным особенностям детей;

дидактические игры будут рационально включаться в педагогический процесс (на

занятиях, прогулках);

в дидактических играх будут развиваться осознанно правильное отношение детей к

п р и р о д е

и

ч е т к и е

п р е д с т а в л е н и я

э к о л о г и ч е с к о г о

х а р а к т е р а .

Воспитательный и познавательный эффект этих игр достигается при приближении

сюжета

к

заданиям

экологического

воспитания,

к

реальным

условиям

существования

объектов и явлений природы, к тем образцам поведения, которые должны характеризовать

ребенка – образцы взаимоотношений людей, их гуманного и заботливого отношения к

природе. Чем

разнообразнее

по

содержанию

игровые

действия,

тем

интереснее

и

эффективнее игровые приемы, направленные на решение дидактических задач и связаны с

о р г а н и з а ц и е й

и г р ы

н а

з а н я т и и .

Дидактические

игры

различаются

по

обучающему

содержанию,

познавательной

деятельности

детей,

игровым

действия

и

правилам,

организации

и

взаимоотношениях

детей:

1. Игры-путешествия – отражают реальные факты или события, раскрывая обычное

через необычное. Цель усилить впечатление через сказочную необычность, обратить

внимание. Обостряет внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчает

преодоление трудностей и достижение успеха;

2. Игры-поручения проще и короче; игровые задания и действия основаны на

предложении что-то сделать – словесные поручения;

3. Игры-предложения - «Что было бы…?», «Чтобы я сделал…?», «Кем бы я хотел быть и

почему?», иногда их начало – показ картинки;

4. Игры-загадки (загадки, загадывания-отгадывания – виды обучающей игры)

характеризуются замысловатым описанием, которое нужно расшифровать. Это описание

лаконично – часто в виде вопроса или заканчивается им. содержит логическую задачу,

4

активизируя умственную деятельность.

5. Игры-беседы (диалоги), где в основе – общение педагога с детьми, детей с ним и друг с

другом с особым характером игрового обучения и игровой деятельности,

непосредственностью переживаний, заинтересованностью, доброжелательностью, радостью

игры (часто не от своего лица, а от персонажа). Основное средство – слово, словесный образ,

вступительный рассказ о чем-то. Начало – призыв, своеобразная присказка из народной

педагогики.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в

режиме занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами

обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.

Дидактические игры иногда предшествуют занятиям, в таких случаях целью их является

привлечение интереса к тому, что будет содержанием занятия. Игра может передаваться с

занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать

применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на

занятиях материал.

Отличительная черта дидактических игр – постановка и реализация учебных задач, как

формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового

контекста и смысла деятельности. В дидактической игре развивается мотивационно-

потребностная сфера с выделением новых социальных мотивов, формируется первичное

соподчинение мотивов, координация своей позиции с позицией партнера в игре, развивается

идеальный план действий, способность к произвольной регуляции деятельности.

Дидактическая игра одновременно является формой обучения. В ней содержатся все

структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей:

замысел (задача)

содержание, игровые действия

правила

результат

Дидактическая задача подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее

содержания

на

развитие

познавательной

деятельности

детей.

Игра

должна

сохранять

эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса

игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Руководя играми,

педагог

использует

разнообразные

средства

воздействия

на

детей

и

сам

выполняет

разнообразные роли. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению

правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в

5

свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со

сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, ориентироваться. Сложный

комплекс

практических

и

умственных

действий,

выполняемых

ребенком

в

игре,

не

осознается

как

процесс

преднамеренного

обучения

ребенок

учится

играя.

В играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал,

придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой

задачи. Игру можно оформить с помощью сказочного героя, музыкального сопровождения.

Оптимальное педагогическое общение педагога с детьми является наилучшим условием для

развития ребенка, его активного творческого участие в деятельности, при этом:

воспитатель демонстрирует образец (эталон) взаимодействия человека с природой,

в котором реализуется экологическая культура.

демонстрирует

способы

общения

с

объектами

природы,

обеспечивая

заинтересованность, эмоциональное, практическое взаимодействие с ними.

В процессе партнерского взаимодействия с воспитанниками происходит ненавязчивое

обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными,

которое

строится на основе понимания потребности живого организма;

косвенное

обучение

диалогу,

вопросно

-

ответной

речи,

умению

слушать

и

слышать другого человека, реагировать на его слова;

развитие наблюдательности, установление

причинно - следственных связей в

природе.

В дидактических играх экологического характера дети старшего дошкольного возраста

уточняют и закрепляют свои знания, эмоционально переживая знакомые явления. Знания,

приобретенные путем игры, направляемой педагогом, помогают правильно сформировать

у детей представление об окружающем мире и своем месте в нем. Игра способствует

углубленному

переживанию

детей

и

расширению

их

представлений

о

мире,

отвечая

задачам развития осознанно правильного отношения к природе и выработке практических

навыков, воспитывает начальные формы экологической культуры.

6

Литература

1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по

формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-

СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон .опт. диск (Библиотека программы

«Детство»)

2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144

3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду,: Методическое пособие/Под ред.

Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.

4.Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие /. -

М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.

5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников.

– М., 2009. – С. 57.

6. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные

явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?»

7

ПРИЛОЖЕНИЕ

8

Приложение 1

Конспект квест – игры по экологии

для детей подготовительной группы

На тему: «Знатоки природы»

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Красная книга», «Правила поведения в природе»,

«Что такое природа?» и т.д.

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай по силуэту», «Что сначала, что

потом?», «Хорошо – плохо», «Угадай по голосу».

Просмотр презентаций: «Лес и его голоса», «Мы – защитники природы!», «Виды леса».

Чтение стихов, рассказов, сказок о природе.

Творческие игры: «Угадай животное», «Не скажи, а покажи».

Материал к занятию:

видео ролики от тетушки Совы с обращением к детям

конверты с заданиями от сказочных героев,

дидактическая игра – «Экологическая цепочка»

карточки с силуэтами животных для игры – «Найди по голосу»

аудио запись – «Голоса животных»

геометрические фигуры – ключи для путешествия

сюжетные карточки с правилами поведения в природе.

Цель:

Формирование учебной мотивации в ходе деятельности по прохождению КВЕСТа.

Задачи:

1.

Познакомить детей с понятием – экология.

2.

Закрепить ранее полученные знания о природе.

3.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, чувство юмора, воображение,

смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.

4.

Продолжать

воспитывать

стремление

сохранять

и

оберегать

природный

мир,

следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5.

Воспитывать

уважение

друг

к

другу,

чувство

ответственности,

внимательное

отношение к окружающим, умение работать в команде.

9

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, я, вчера получила электронное письмо, которое прислала вам наша старая знакомая

тетушка Сова. Вы хотите узнать, что в этом письме? Предлагаю посмотреть и узнать, что в

этом письме.

(Включается ролик с видео обращением)

Здравствуйте, дорогие дети! Знакома с вами давно, знаю, что вы очень любознательные,

добрые и отзывчивые. Поэтому решила обратиться к вам за помощью. Помогите мне

навести порядок в моем лесу. Добраться в мой лес, вы сможете с помощью ключиков,

которые

для

вас

приготовили

мои

помощники.

Первый

мой

помощник

веселый

деревянный мальчишка. Угадайте, кто он?

Желаю вам удачи! До встречи в лесу!

Воспитатель:

Каким будет наше решение? Вы готовы помочь тетушке Сове? Отправляемся в путь!

(В группе разложены 5 конвертов с заданиями, на конвертах изображены сказочные

герои и силуэты геометрических фигур. С обратной стороны конверта буквы: э, ко, ло,

ги,

я, в

конвертах

лежат

геометрические

фигуры:

овал,

квадрат,

треугольник,

многоугольник).

Воспитатель:

Вы узнали, о ком говорила тетушка Сова?

Дети: – Буратино.

Значит наш путь начинается с задания от Буратино. Давайте узнаем, какое оно.

1.Задание от Буратино – Расскажите, что такое лес?, Какие бывают леса?

– (Дети высказываются, перечисляют обитателей леса, называют растения).

– Помогите узнать из какого леса я, если меня сделали из дерева, у которого нет листьев?

Дети: – Хвойный лес, сосновый бор.

Воспитатель:

Вопросов больше нет. Посмотрите, в конверте есть фигура, как она называется?

Дети: – треугольник.

Что он нам подсказывает?

Дети:

нужно

найти

конверт

с

этой

фигурой.

(Дети

находят

конверт

с

треугольником от Белоснежки).

2.Задание от Белоснежки – «Угадай и найди, чей голос?»

Послушайте и найдите на картинке животное по голосу. (На записи нет голоса ежика)

Воспитатель:

10

Посмотрите внимательно, всех вы узнали и нашли?

Дети: – не было голоса ежика.

Воспитатель:

Белоснежка, пишет, что не знает какой у ежика голос. Она спрашивает, а вы знаете его

голос? Покажите.(Дети имитируют голос ежика, и отмечают его на картинке).

Воспитатель:

Задание выполнено. У каждого животного нашелся его голос, а у нас следующий ключик –

это…? (Из конверта достается квадрат)

Дети: – квадрат.

Воспитатель:

Следующее задание в конверте, где есть квадрат. (Дети приносят конверт от кота

Леопольда).

3.Задание от кота Леопольда – игра «Чем был, и чем стал?»

Воспитатель:

Дети, кот Леопольд, приготовил для вас конверты с заданием, но свои конверты вам нужно

найти прочитав свои имена, их здесь по два.

Значит

работать

вам

нужно

в

паре,

дружно

и

внимательно.

Найдите

свои

имена

и

приступите к работе.

(Дети

находят

свои

конверты

и

приступают

к

выкладыванию

цепочки

последовательности).

Задание выполнено, проверьте друг друга, все ли цепочки правильны?

(Воспитатель с детьми рассматривают, и проверяют выполненное задание)

Воспитатель:

С этим заданием вы тоже успешно справились, ключик – помощник…?

Дети: – овал, задания от Русалочки.

Воспитатель:

Предлагаю отдохнуть поиграть в игру «Не скажи, а покажи!»

(Дети выходят на ковер, включается аудио запись «Звуки лесса»)

Представьте, что мы с вами попали с лес:

Только в лес мы пришли, появились комары.

На нас нападают, очень больно кусают.

Комаров прогнали, дальше зашагали.

Вдруг мы видим у куста, птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем, и в гнездо его несем.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

11

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На полянке, возле елок, дети заплясали,

Увидали кабана в обморок упали.

(Дети

имитируют

движения

в

соответствии

со

словами

текста,

в

конце,

опускаются на пол, замирают).

Воспитатель:

Ну, что, отдохнули? Пора продолжать наш путь.

4.Задание от Русалочки.

Воспитатель:

Русалочка просит рассказать, почему их так назвали:

– Мухомор – морит мух.

– Сорока – из далека похожа, что одета в белую сорочку.

– Лягушка – длинные ноги, думают, что лягается.

– Воробей – воровал зерно, все кричали: – вора бей.

– Подорожник – растет вдоль дорог.

– Кукушка – кукует.

– Ворона – часто ворует все, что блестит.

– Колокольчик – похож на колокол и т.д.

Воспитатель:

На все вопросы Русалочки, мы дали ответ, и значит, подсказка – помощник у нас в руках –

это фигура…?

Дети: – многоугольник, конверт – Маши и Медведя.

Проверим подходит он к конверту.

5.Задание – Маши и Медведя.

Воспитатель:

Вспомните все задания, по очереди, разложите конверты обратной стороной, прочитайте

слово.

(Дети читают слово – «экология»)

Что означает это слово – экология?

(Высказывание детей, воспитатель дает пояснение)

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и

животным миром и окружающей средой, в том числе и влияние человека на окружающую

среду и живую природу.

12

Воспитатель:

Конвертов больше нет, а значит, что мы с вами в конце пути. Закройте глаза, и представьте,

что вы пришли в лес тетушки Совы.

(Дети закрывают глаза, воспитатель беспорядочно выкладывает на столе сюжетные

картинки с примерами поведения в природе, на проекторе включается изображение

леса)

Давайте вспомним, о чем она вас просила тетушка Сова?

Дети: - навести порядок.

Воспитатель:

А где же здесь непорядок?

Дети: – перемешаны карточки.

Воспитатель:

Предлагаю вам поиграть в игру «Светофор природы».

У нашего светофора два сигнала – красный и зеленый.

Как вы думаете, какие картинки подходят этим цветам?

Дети: – зеленый – хорошо, красный – плохо.

Воспитатель:

Поможем

тетушке

Сове,

наведем

порядок. (Дети

распределяют

картинки

на

мольбертах)

Включается видео ролик с тетушкой Совой:

Дорогие мои дети!

Сегодня вы еще раз доказали, что вы по-настоящему любите природу и много о ней

знаете. Хочу вас за это наградить. Большое спасибо вам за помощь! Получите

награды!

(В конце ролика сова показывает место где находятся медали, дети находят шкатулку,

воспитатель вручает детям медали.)

13



В раздел образования