Напоминание

Исследовательская и проектная деятельность на уроках истории


Автор: Гниденко Татьяна Витальевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Степновская школа
Населённый пункт: Степное
Наименование материала: Исследовательская и проектная деятельность на уроках истории
Тема: Исследовательская и проектная деятельность на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




Исследовательская и проектная деятельность на уроках истории

«Самостоятельность головы

учащегося – единственно

прочное основание всякого

плодотворного учения».

К.Д.Ушинский

Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью

которого

является

модернизация

образования.

Утверждаются

качественно

новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведется работа по

определению

путей

устойчивого

развития

общества,

а

значит,

важной

является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это

развитие

и

успешно

адаптироваться

в

быстро

меняющихся

социально-

экономических условиях общества.

В

такой

педагогической

теории

обучения,

ученик

становится

центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий

характер.

Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость

реформирования

своих

образовательных

систем

так,

чтобы

в

центре

внимания

педагогов

находилась

познавательная

деятельность

учащихся.

Важен

не

конечный

результат

(знания

устаревают,

подвергаются

изменениям),

а

сам

процесс

приобретения

знаний.

Необходимо

научить

учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить

умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать

решения, критически мыслить.

Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к

исследовательской

деятельности,

обучение

их

умениям

и

навыкам

исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как

учителя.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая

форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой

учащиеся

ставятся

в

ситуацию,

когда

они

самостоятельно

овладевают

понятиями

и

подходами

к

решению

проблем

в

процессе

познания

организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее

результатом.

Именно

исследовательский

подход

в

обучении

позволяет

учащимся

стать

участниками

творческого

процесса,

а

не

пассивными

потребителями

готовой

информации.

Условно

исследовательскую

деятельность

можно

разделить

на

две

составные

части:

научно-

исследовательская

вид

деятельности,

направленный

на

получение

объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность,

главная

цель

которой

образовательный

результат.

Она

направлена

на

обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения

и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации,

ориентации

в

нем

и

систематизации

материала.

В

своей

работе

исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.

Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по

определенной теме, внедрение в учебный процесс различных технологий

развивающего обучения.

Начиная с 5 класса, в своей работе начинаю использовать следующие

методы:

п р о е кт н ы й ,

п р о бл е м н ы й ,

п о и с ко в ы й ,

р а з в и в а ю щ и й ,

исследовательский.

Приемы,

используемые

мной

на

уроках: ролевая

игра,

творческая

проектная

деятельность,

создание

проблемной

ситуации,

выполнение

развивающих

заданий,

воображаемое

путешествие,

реферат,

эссе,

опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;

Проведение нетрадиционных форм уроков:

урок-конференция,

семинар по защите творческих проектов,

ролевая игра, урок-путешествие,

видеоурок, урок-суд, урок-экскурсия;

Применяю следующие формы работы:

групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при

выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5

человек. Например, в 10-м классе при изучении темы «Культура России

I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из

которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее

и Русскому музею;

коллективная форма – данную форму работы использую для сплочения

классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства

ответственности

за

принимаемые

решения.

Например,

урок-

конференция по теме «Глобальные проблемы современности»;

индивидуально-дифференцированная

форма – данная

форма работы

используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при

развитии монологической речи и умений работать с документами.

Внеурочная

исследовательская

деятельность

это

познавательные

конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные

курсы, исследовательская и творческая работа.

В

отличие

от

проектирования

исследовательская

деятельность

изначально

должна

быть

более

свободной,

практически

не

регла-

ментированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны

организовывать даже рамки самых смелых гипотез. Поэтому она гораздо

более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Все исследовательские работы учащихся можно разделить на типы:

Проблемно-реферативные

творческие

работы,

написанные

на

основе

нескольких

литературных

источников,

предполагающие

сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную

трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные

творческие

работы,

написанные

на

основе

выполнения

эксперимента,

описанного

в

науке

и

имеющего

известный

результат.

Носят

скорее

иллюстративный

характер,

предполагают

самостоятельную

трактовку

особенностей

результата

в

зависимости

от

изменения исходных условий.

Натуралистические

и

описательные

творческие

работы,

направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления.

Могут иметь элемент научной новизны.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью

корректной

с

научной

точки

зрения

методики,

имеющие

полученный

с

помощью

этой

методики

собственный

экспериментальный

материал,

на

основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого

явления.

Особенностью

таких

работ

является

неопредопределённость

результата, который могут дать исследования.

В своей работе учащиеся гимназии используют проблемно-реферативные и

исследовательские типы.

Этапы проведения учебного исследования

Исследовательская

деятельность

обучающихся

деятельность

учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской

задачи

с заранее

неизвестным

решением

(в отличие

от практикума,

служащего

для

иллюстрации

тех

или

иных

законов

природы)

и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования

в научной

сфере,

нормированную

исходя

из принятых

в науке

традиций:

постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,

подбор

методик

исследования

и практическое

овладение

ими,

сбор

собственного

материала,

его

анализ

и обобщение,

научный

комментарий,

собственные

выводы.

Такая

цепочка

является

н е от ъ е м л е м о й

принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Любое

исследование,

неважно,

в

какой

области

естественных

или

гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру:

I этап. Выбор и формулировка темы.

II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме

и составление библиографии.

III этап. Составление плана.

IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на

прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных

выводов, обобщений, продумывание доказательств.

V этап. Оформление результатов работы.

VI

этап.

Презентация

результатов

проделанной

работы

на

научной

конференции.

Индивидуальную

исследовательскую

деятельность

учащихся

можно

выстраивать по следующей более детализированной последовательности:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление

будущего исследования).

2.

«Инкубационный

период».

Определение

сферы

исследова ния

(сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3.

Выбор

темы

исследования

(попытаться,

как

можно

более

строго

обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе

должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).

5.

Выявление

и

систематизация

подходов

к

решению

(выбрать

методы

исследования).

6. Разработка методики проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8.

Анализ

и

обобщение

полученных

материалов

(структурировать

полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить

сообщение по результатам исследования и др.).

10.

Доклад

(защитить

его

публично

перед

сверстниками

и

взрослыми,

ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершённой работы. Рефлексия.

Индивидуальные исследовательские работы, как правило, долгосрочны.

Период исследования по теме может достигать до одного года.

Роль школьника при проведении исследования во многом определяется

характером

взаимодействий

учителя

и

ученика

в

процессе

реализации

исследования:

индивидуальными

и

профессиональными

установками

педагога и степенью самостоятельности учащихся. Обучающийся в процессе

исследования, прежде всего, остается субъектом учебной деятельности. Он

может играть роль «ученика-лаборанта», выполняя указания руководителя. В

этом случае замысел работы остается скрытым от ученика. Играть роль

«творца»

и/или

«начинающего

писателя»

если

он

самостоятельно

выполняет части исследования и описывает их. «Юного исследователя» –

если школьник самостоятельно проходит все шаги исследования.



В раздел образования