Автор: Кузнецова Анна Андреевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБУ "Школа №18"
Населённый пункт: г.о. Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Социальное партнерство семьи и школы–ориентация на успешную сдачу выпускниками ЕГЭ
Раздел: полное образование
Кузнецова А.А.
Педагог-психолог
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ -
ОРИЕНТАЦИЯ НА УСПЕШНУЮ СДАЧУ ВЫПУСКНИКАМИ ЕГЭ
Аннотация.
Данная
статья
посвящена
обоснованию
орга низа ции
информационно-семейного
центра
в
рамках
образовательного
учреждения.
Старшеклассники
испытывают
большой
стресс
и
напряжение
перед
сдачей
ЕГЭ.
Основным
результатом
должна
стать
совместная
деятельность,
как
педагогов,
учащихся, так и родителей, которые в последнее время, все меньше уделяют времени
своим детям.
Ключевые
слова.
Педагогическая
деятельность,
Единый
Государственный
экзамен, психолого-педагогическое сопровождение.
В
настоящее
время
количество
стрессовых
ситуаций
в
жизни
современного старшеклассника значительно возросло. Прежде всего, это
связано с тем, что выпускники стоят перед выбором жизненного пути - это
предстоящая
сдача
экзаменов,
поступление
в
ВУЗ,
что
вызывает
соответствующие
эмоциональные
переживания.
Так
же
обострились
и
социально-экономические проблемы современной семьи – это ослабление
устоев семьи, смена жизненных ценностей, родители перестали общаться
со своими детьми, интересоваться их проблемами. Многие родители, не
владея
в
достаточной
мере
знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития
ребенка,
порой
осуществляют
воспитание
интуитивно. Данный факт негативно может сказаться на эмоциональном и
физическом
состоянии
выпускников
школы,
повышая
тем
самым
их
напряжение перед сдачей экзаменов.
Трудности
воспитательных
проблем
усугубляются
бытующим
в
общественном
сознании
неправильным
представлением
о
соотношении
школьного и семейного воспитания. Нарушения взаимодействия семьи и
школы
проявляются
в
противопоставлении
школьного
и
семейного
воспитания,
взаимном
недовольстве,
нежелании
школьных
учителей
опереться
на
воспитательный
потенциал
семьи,
неумении
родителей
опереться
на
воспитательный
потенциал
школы.
В
результате
дети
1
недовольны родителями, родители – детьми, а вместе они – школой. Это
недовольство
приводит
к
педагогическому
противостоянию
семьи
и
школы, от которого страдает ребенок, повышается его тревожность перед
сдачей ЕГЭ.
Целью является организация информационно-семейного центра по
психолого-педагогической поддержке выпускников при подготовке к ЕГЭ
через взаимодействие семьи и школы
Организация информационно-семейного центра включает в себя:
1.
психолого-педагогическое
просвещение
родителей
через
систему
родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных
консультаций;
2.
психодиагностические исследования обучающихся;
3.
тренинговые занятия по снижению эмоционального напряжения и
стресса;
4.
своевременная
педагогическая,
психологическая,
социальная
помощь
нуждающимся
семьям
силами
центра,
психолого-
педагогической службы, педагогического коллектива и администрации
школы, а также через взаимодействие и сотрудничество с городскими
психологическими и социальными службами;
5.
Формирование системы психолого-педагогического мониторинга с
целью
отслеживания
ожидаемых
результатов
участия
родителей
в
учебно-воспитательном процессе.
Организация
конструктивного
взаимодействия
педагогов
с
родителями
учащихся
как
важными
социальными
партнерами
в
деле
создания
благоприятных
условий
для
поддержки
и
подготовки
к
ЕГЭ
становится
важной
задачей
современной
общеобразовательной
школы.
Успешность
ее
решения
во
многом
зависит
от
уровня
педагогической
культуры
родителей
и
компетентности
педагогов.
В
этой
связи
на
современном
этапе
речь
должна
идти
о
необходимости
повышения
социальной и психолого-педагогической культуры родителей.
2
Назрела
необходимость
не
только
постоянного
психолого-
педагогического патронажа семьи, но и просвещения родителей, поскольку
только тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка, у
последнего зона ближайшего развития расширяется. Ведь именно семейная
микросреда
в
первую
очередь
оказывает
влияние
на
физическое
и
психическое здоровье ребенка, его отношение к получению знаний, на его
состоятельность как человека, способного создать полноценную семью, на
уровень его конкурентоспособности в будущем на рынке труда.
Создание информационно-семейного центра в школе может стать одним из
факторов,
который
будет
способствовать
восстановлению
общности
педагогических
интересов
школы
и
родителей,
поможет
организовать
целенаправленную связь коллектива ОУ, старшеклассников
и родителей
учащихся.
Совме стно е
проживание
подготовки
к
сдаче
Е д и н о го
Государственного
экзамена,
возможно,
повысит
мотивацию
к
учению,
желание
добиться
выпускниками
высоких
результатов,
добиться
поставленных
целей,
учится
там,
где
всегда
мечтал.
Родители
заняты
именно
вопросами
воспитания
и
обучения
своих
детей,
могут
прочувствовать на себе всю важность и ответственность перед сдачей ЕГЭ,
а педагоги смогут структурировать процесс обучения, сделать его более
целенаправленным,
смогут
найти
пути
конструктивного
решения
предстоящей перед всеми задачи. Воспитывая у родителей потребность
активного
участия
в
образовательном
процессе,
школа,
тем
самым,
способствует становлению родительского сообщества как гражданского
института.
3