Напоминание

Методические приемы преподавания географии для детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Золотарева Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с. Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Методические приемы преподавания географии для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 05.12.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Методические приемы преподавания географии для детей с

ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья –

это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к

воспитанию. Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка

временного или

Изучение географии в школе с учащимися с ОВЗ

(ограниченными возможностями здоровья)

постоянного отклонения в

физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость

создания для него специальных условий для обучения и воспитания.

Изучение географии в школе имеет большое коррекционное значение.

Географический материал в силу своего содержания способствует развитию

наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ:

внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать

наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную

зависимость.

Для создания глубокого интереса обучающихся воспитанников к предмету

география, для развития их познавательной активности необходим поиск

дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности,

самостоятельности, личной инициативы и творчества к предмету, при этом

учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. В школе, где

учатся дети с ОВЗ, система коррекционно-воспитательной работы подчинена

основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития

аномального ребенка. Благодаря охранительному режиму, предъявлению

посильных требований, правильному чередованию различных видов

деятельности (игра, учение, экскурсия, наблюдение и т.д.), использованию

необходимых психолого-педагогических средств и приемов, у учащихся

постоянно поддерживаются работоспособность и активность.

География самый интересный, романтичный и увлекательный предмет.

Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление сверкает

многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках

географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в

современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью

образовательной среды. Также Необходимо использовать различные виды

практической деятельности. В некоторых случаях индивидуальные

коррекционные занятия необходимы для обучения приемам пользования

отдельными дидактическими пособиями, схемами, географической картой.

Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания

географической номенклатуры, терминологии, условных знаков

географической карты. Практические работы, проводимые в процессе

коррекционных занятий, направлены на то, чтобы вооружить учащихся

необходимыми практическими устойчивыми навыками и умениями, которые

они будут использовать в своей дальнейшей деятельности на уроках

географии. Изучению природоведения в 5 классе должна предшествовать

работа по формированию элементарных общегеографических понятий у

учащихся, более младших классов. Организация ежедневных наблюдений за

изменениями погоды, привлечение внимания к характерным признакам,

отличающим одно явление природы от другого, поможет не только в

правильном и более глубоком усвоении программного материала, но и будет

максимально способствовать коррекции недостатков интеллектуального

развития учащихся, способствуя, в частности, развитию речи, представлений,

внимания, наблюдательности.

Для учащихся с ОВЗ понятие «климат» очень сложно, но необходимо.

Систематические наблюдения помогут им подойти к понятиям «погода»,

«климат», а главное, чтобы у учеников не создалось впечатление, что это

одно и то же. В своей деятельности я использую различные формы

педагогической работы. Экскурсии (луг, поле, лес, река), в разные сезоны;

целевые прогулки за пределы школы (парк, улица), прогулки по территории

школы; экскурсии в музей, на выставки, на предприятия; беседы

-размышления.

Разнообразны и методы коррекционных занятий:

наблюдения во время экскурсий, прогулок

организованная деятельность школьников на занятиях в повседневной

жизни, в игровой деятельности;

моделирование;

чтение природоведческой литературы;

труд на участке школы;

географические путешествия-сказки:

интеллектуальный марафон, КВН.

Для подготовки тематических презентаций по географии я использую

программу POWER POINT. Учебный материал подается в виде

последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим

особенностям и возрастным возможностям учащихся. По ходу показа веду

диалог с учащимися, задаю им вопросы, учащиеся сопряжено и по одному

проговаривают текст презентации.

Можно привести другой вид работы с применением презентации: отдельные

слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные

задания, ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны,

надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

для закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты,

кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют

осуществить контроль над усвоением изученного материала.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках

географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и

представляет новые возможности для развития творческих способностей

учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует

познавательную деятельность, развивает мышление и творческие

способности, формирует активную жизненную позицию.



В раздел образования