Напоминание

Мастерская построения знаний и творческого письма. Подготовка к сочинению. (По рассказу А. Платонова «Маленький солдат» )


Автор: Турабаева Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа 1502 при МЭИ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастерская построения знаний и творческого письма. Подготовка к сочинению. (По рассказу А. Платонова «Маленький солдат» )
Дата публикации: 04.12.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Мастерская построения знаний и творческого письма. Подготовка к сочинению.

(По рассказу А. Платонова «Маленький солдат» )

Сочинение

в

форме

рецензии

на

литературное

произведение

является

одной

из

распространённых форм работы, практикуемых на уроках литературы в старших классах, а

также

на

уроках

русского

языка,

посвящённых

особенностям

публицистических

и

художественных текстов. Обучение написанию сочинения в форме рецензии направлено на

развитие

у

учащихся

умения

анализировать

и

оценивать

литературное

произведение

в

процессе создания аргументативно оценочного текста.

Жанр рецензии очень важен: он боль-

ше, чем любой другой, дает возможность не только использовать полученные знания, но и

выразить себя, проявить свою личность, заявить о своей правде, что так важно в юности.

Обучение рецензированию — важнейший способ для обучения чтению, ибо, как писал еще

Д. И. Писарев, умение читать хорошие книги вовсе не равно знанию грамоты.

Рецензия состоит из трех компонентов:

отзыва,

анализа и оценки.

Каковы их мера и место? Что обязательно, а что нет? От чего зависит композиция

рецензии? Поработаем над всеми ее компонентами.

Напомним ученикам:

Прочитайте произведение. Изучите текст должным образом, только тогда вы точно будете

знать, о чем пишете. А лучше перечитайте его дважды.

2

Начните рецензию с интересного рассуждения о произведении. Обоснуйте, почему вам

захотелось написать об этом произведении. Пишите школьную рецензию так, как

будто учитель с этим текстом не знаком. Дайте библиографическое описание произведения,

то есть укажите автора, название, издательство, год выпуска книги и краткий пересказ его

содержания. Определите тему текста и его главную мысль.

3

Теперь изложите свое впечатление от рассказа. Расскажите немного о характере

произведения. Прокомментируйте проблемы, поднятые в нем. В этой части рецензии

обязательно добавьте ваше собственное мнение. Изложите свой собственный взгляд на

какую-либо проблему или ситуацию, описанную в тексте. Приведите суждение автора и

сопоставьте его со своими мыслями, напишите, согласны ли вы с ним или нет, и почему.

Подчеркните достоинства, актуальность произведения. Укажите недостатки, спорные

моменты. Проанализируйте форму и содержание рассказа, особенности композиции,

отметьте индивидуальный стиль писателя, его своеобразие. Разберите образы,

художественные приёмы, используемые им в своем произведении. Главное - не забывайте

высказывать собственное мнение, рассуждать, анализировать.

4

После этого нужно в заключении грамотно связать все написанное. Сделайте

последовательный выход. Можно закончить словами о впечатлениях, которые остались у вас

после прочтения рассказа. Используйте в качестве концовки вывод об актуальности тематики

произведения, дайте итоговую аргументированную оценку произведению.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

1. 1. Вспомните, какая книга (или фильм) произвела значительное впечатление на

вас (последняя прочитанная или любая).

2. Запишите 2-4 предложения об этом впечатлении.

3. Прочитайте вслух классу.

(Подчеркнуты глаголы, называющие задания.)

Выпишем слова-впечатления из прочитанных предложений. Они помогают создать

«банк данных» лексики для создания отзыва и потом — рецензии.

Из записей учащихся:

С

удовольствием,

убедительно,

проникновение,

прикосновение,

редкие

свойства,

ценность,

максимально

точно

и

бережно,

необходимость

прочитать

до

конца

и

перечитать,

удивление,

мощное

воздействие,

простота

и

ясность,

заставил

почувствовать, понять, как ужасно...; впечатление ужаса и восхищения; актуально,

страшно,

правдиво,

преподносит

уроки

мудрости,

красивое

произведение,

близость

темы...

Напишите ассоциативный ряд со словом ВОЙНА и ДЕТИ

II. Учитель читает стихотворение

Десятилетний человек (С. Михалков)

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Выть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.

2.

Внимательно слушайте и потом запишите свои впечатления (как у вас меняются

при слушании чувства, настроение; что привлекает внимание, нравится или удивляет,

что вызывает жалость, а что возмущение , может, вызывает какие-то ассоциации,

вопросы...

3. Запишите слово ОТЗЫВ. Прочитайте свои краткие отзывы вслух. Слушая других,

ниже записывайте отдельные слова и выражения, которые прямо связаны с понятием

отзыва.

Какие слова, передающие впечатление, «собрали»?

Из записей учащихся: сочувствие, переживание, сострадание, психологическое

воздействие, не оставляет равнодушным, страх, желание помочь, защитить, мысль о

том, что это не должно повториться.

Из чего складывается отзыв?

Размышления после чтения.

Эмоциональный отклик (отзвук в душе) по поводу содержания и особенностей

формы.

Аргументированные рекомендации к чтению или отказу от него.

Воспоминания и описание отдельных образов — целиком или их деталей.

Описание первой встречи с текстом (воспоминание).

Размышления о роли, месте данного автора и такого жанра в кругу собственного

чтения.

4.

Информация

для

участников

мастерской

(ее

можно

прочитать

вслух

или

предложить в распечатках на столы; для детей, видимо, лучше прочитать).

Предлагаю учителю записать на доске «отзыв» + и при чтении, выступлениях от

групп вести список «слагаемых» на доске. Можно еще раз подчеркнуть: мы говорим о

том, что сопутствует отзыву, смыкается, а иногда срастается с ним.

Отзыв о произведении +

+ оценка личности автора и особенностей его мировосприятия;

+ портрет, образ автора;

+ перечень тем и проблем произведения (близко к аннотации);

+ психологические наблюдения над сознанием автора с выражением — прямо или

косвенно — своего отношения к нему ;

+ сравнение, противопоставление поведения или стиля автора с кем-либо или чем-

либо;

+ вопросы к тексту и к автору.

5. Работа в группах по 4 человека.

-Приготовьте выступление — ответ на вопрос: что значит оценить художественное

произведение?

-Выступления групп с ответами на вопрос. Информация выносится на доску.

Из выступлений групп:

Оценить художественное произведение — значит, определив свое впечатление от

произведения в целом и от отдельных его компонентов:

выявить художественные достоинства и просчеты автора;

найти и объяснить место произведения в творчестве данного автора и в

современной литературе;

сравнить с произведениями классики (по темам, проблемам, способам выражения

авторского замысла, в связи с особенностями жанра, языка);

выделив положительное и спорное, попробовать предсказать судьбу произведения.

Слово учителя: сегодня мы будем работать с рассказом Платонова А. « Маленький солдат».

Постараемся все вместе дать оценку произведению, понять его особенности и замысел

автора. Рассказ «Маленький солдат» Платонов написал в 1943 г. В 1942 г. Автор был

призван в Красную Армию

как корреспондент газеты «Красная звезда». Тема детства –

излюбленная в творчестве писателя. Его герои-дети беззащитны и открыты, порой они

напоминают ответственных взрослых или стариков, как герой рассказа «Маленький

солдат».

На столы раздаются тексты рассказа А. Платонова «Маленький солдат».

1. Текст читается в парах.

Задание группам: определите литературное направление и жанр.

( Военный рассказ Платонова «Маленький солдат» исследует психологию ребёнка. Судьбу

Серёжи нельзя назвать обычной, хотя среди детей было немало героев, да и сын полка –

явление во время войны нередкое. Но всё-таки Серёжа – типичный герой

реалистического направления. В его судьбе проявилась страшная правда военной жизни

детей: раннее взросление и сиротство, готовность к подвигу и кочевая бездомная жизнь

как норма.)

Задание группам: определите тему и проблематику рассказа

( Тема рассказа «Маленький солдат» - дети на войне. Платонов пытается найти ответ на

вопрос, какие качества делают человека, даже десятилетнего, воином, солдатом. В

военном рассказе Платонова поднимается проблема беззащитности ребёнка, судьба

которого ему ещё не принадлежит. Автор сочувствует детям, живущим в трудное время

войны, потому что они не знают, какой должна быть жизнь, и принимают военные

тяготы за норму.)

Задание группам: каков сюжет и композиция рассказа?

( События рассказа не располагаются в хронологической последовательности. Рассказ

делится на 3 части. В первой части, завязке, рассказчик сообщает о случайной сцене,

виденной им на вокзале: маленький солдат лет десяти расставался со своим хорошим

знакомым (из второй части читатель узнаёт, что его фамилия Савельев и что Серёже 9 лет) и

оставался с человеком, к которому был равнодушен. Этот майор Бахичев, принявший

мальчика на попечение, и сообщает рассказчику историю Серёжи Лабкова.

История жизни мальчика в полку – вторая часть рассказа. Серёжа совершает военные

подвиги, чем пугает мать, которая готова выслать его в тыл, но не успевает. От тяжёлого

ранения умирает отец Серёжи, а через месяц мать. Серёжа остаётся на попечении майора

Савельева, который тоже вынужден уехать на курсы и поручает Серёжу Бахичеву.

Третья часть тоже происходит в вокзальном общежитии . Мальчик потихоньку уходит,

когда рассказчик и майор Бахичев спят. Финал рассказа остаётся открытым. Рассказчик

предполагает, куда мог деться Серёжа: то ли пошёл искать майора Савельева, то ли вернулся

в полк к могилам родителей.)

Задание группам: кто является главным героем?

( Главный герой- Сережа Лабков. Он одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты

именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как

сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров. Уже по внешности мальчика понятно,

что он привык к лишениям. Лицо его худое и обветренное, но мальчик уже приспособился и

привык к жизни. Он «знал уже, что такое даль расстояния и время войны».

Рассказчик обращает внимание на светлые грустные глаза Серёжи, которые «словно были

живой поверхностью его сердца». Очевидно, ребёнок уже пережил расставание, поэтому так

боялся нового. Среди других чувств мальчика – тоска по знакомому и любимому майору,

любопытство к военным действиям. Серёжа не только узнаёт по голосу, что в небе идёт

вражеский самолёт-разведчик, но и догадывается, что зенитки его не достанут.

Серёжа – настоящий сын полка. От отца-полковника он унаследовал стратегическое

мышление, а от матери-врача – особую чуткость и интуицию. Именно благодаря этим

качествам Серёжа совершает в одиночку несколько военных операций. Во-первых, он

перерезал взрывной провод к оказавшемуся в тылу врага боезапасу своего полка и ещё сутки

следил, чтобы немцы его не починили. Во-вторых, Серёжа пробрался в тыл противника и

запомнил расположение трёх вражеских батарей. В-третьих, Серёжа «совратил»

приставленного к нему ординарца, с которым они убили немца.

Майор характеризует Серёжу как маленького, худого, хитрого, настолько незаметного,

что он ходил в расположении противника «и травы не шевелил, без вздоха шёл». Жизнью

ребёнка становится война, «характер его втянулся в войну», майор называет его воинским.

Мальчик сумел принять как должное чудовищную военную жизнь, поэтому отъезд в тыл для

Серёжи – это крушение устоявшейся жизни. Так что Серёже гораздо проще скрыться в плен

к немцам и узнать у них «всё, что нужно».

Задание группам: каково художественное своеобразие рассказа?

(Весь рассказ построен на контрасте естественно детского в образе мальчика и взрослых

черт, привнесённых войной.

Заголовок рассказа – это оксюморон. Солдат не может быть маленьким ни в прямом

смысле (детский возраст – помеха для службы), ни в переносном, потому что каждый

защитник страны велик. У Серёжи даже одежда по размеру, как у солдата на довольствии. К

тому же мальчик совершает настоящие подвиги.

С этими солдатскими чертами контрастирует уязвимость детской души ребёнка. Это

проявляется в деталях, в умоляющем взгляде мальчика, в том, как он льнёт лицом к руке

майора перед расставанием, в страхе Серёжи перед одиночеством, равнозначным смерти.

Черты ребёнка и взрослого проявляются в портрете спящего Серёжи. Он всхрапывает

«как взрослый, поживший человек», а спокойное и невинно-счастливое лицо Серёжи являет

«образ святого детства».)

2.Каждый запишет свои впечатления и прочитает соседу ( 7 минут).

3.В группах-четверках обсуждается, что должно быть предметом исследования в

этом

произведении.

Наблюдения

оформляются

на

отдельном

листе

в

виде

единого

списка

проблемных

вопросов, дополняются тезисами (3-5),

которые

кажутся особенно значительными для анализа.

Из предложенных вопросов:

Почему мальчик стал «маленьким солдатом» и где признаки этого превращения?

Что открывает автор в героях, изображая сцену прощания?

Как «память о горе делает сердце человеку»?

Как изменяется психология ребенка в страшных условиях?

Каковы возможные последствия таких изменений?

Каков смысл авторских метафор?

Как оценить рассказ А. Платонова на фоне повестей В. Катаева «Сын полка» и В.

Богомолова «Иван» (ср. фильм А. Тарковского «Иваново детство»)?

В чем неожиданность финала для взрослых героев?

А для читателя?

Как соотносится рассказ «Маленький солдат» с другими произведениями А.

Платонова (в том числе — военной поры)?

4.

Группы

меняются

листами.

Прочитывают,

дописывают

себе

новое

и

важное.

(Дописывать может именно группа, а может — каждый из ее участников.)

VII. 1. Пишем тексты на темы по выбору:

1)

Смысл названия рассказа А. Платонова «Маленький солдат».

2)

Голос автора и голоса героев в рассказе А. Платонова «Маленький солдат».

3)

Отзыв на рассказ А. Платонова «Маленький солдат» . (Темой становится любой

существенный вопрос из записанных группами.)

Выступления групп.

1 группа

Как выдержали дети все тяготы войны? Об этом задумываешься, прочитав рассказ

А.Платонова «Маленький солдат» .

Небольшое по объему произведение читается быстро. Автор точно и бережно использовать

каждое слово не кажется скупым, напротив, фразы становятся полновесными и значимыми.

Стилевые особенности произведения Платонова подчёркнуты в рассказе обратной

композицией, из-за которой не сразу узнаёшь, что случилось с мальчиком Серёжей и почему

он отвергает одного майора и тянется к другому. Мальчики рано взрослели на войне, время

было такое. Многие дети оставались сиротами, после гибели родителей, многие попадали на

фронт и воевали наравне с взрослыми. И осознание того, что неестественное стало

обыденным, создаёт впечатление страха. Разве можно согласиться с тем, что дети должны

жить без родителей, без семьи? Разве может беззащитная детская душа выжить в аду

сражений? Такие вопросы встают перед читателем.

Автор ведет с читателем неспешный разговор, из которого ты понимаешь, что Серёжа не

останется в тылу. Его жизнь исковеркана войной, и существовать в мирном обществе он,

скорее всего, не сможет. Становится ясно, что Серёжа, вероятно, погибнет, уйдёт, как пишет

автор «бог весть куда», «томимый чувством своего детского сердца», несмотря на то, что

писатель оставляет финал открытым.

Чтобы оценить по достоинству этот рассказ Платонова, надо его внимательно прочитать.

Хотя рассказ написан в годы войны, я убеждена, что его с удовольствием прочтут не только

ребята, но и взрослые, так как тема разрушенной детской судьбы и в наши мирные дни

волнует многих.

2 группа

Рассказ «Маленький солдат» был написан А. Платоновым во время Великой

Отечественной войны. Судя по названию, можно подумать, что речь идет о маленьком

человеке. Но оказывается, главный герой — десятилетний мальчик. В рассказе рядом слова

«ребенок» и «война

Сюжет рассказа — порождение военного времени. На железнодорожном вокзале майор,

отправляясь на задание, передает ребенка-сироту другому человеку, Бахичеву, чтобы тот

«поберег» его. Мальчик, Сережа Лабков, тяжело переносит расставание с майором

Савельевым, к которому он привык. Все это наблюдает случайный попутчик —

повествователь. Когда ребенок засыпает, майор Бахичев рассказывает повествователю его

историю. Вскоре засыпают и взрослые. А проснувшись, обнаруживают, что Сережа исчез...

Но сюжет не дает возможности понять проблему, взволновавшую Платонова. Автор

обращает внимание читателя на двойственность образа ребенка. С одной стороны, Сережа

слаб и беззащитен: «умоляюще смотрел», «заплакал», «чутко и робко глядел», «слабость

детского сердца». Когда он спит, повествователь видит его лицо «спокойным и невинно

счастливым». Казалось бы, это образ святого детства. Но, с другой стороны, можно увидеть

отдельные черты, контрастирующие с названными: «одет как бывалый боец», «лицо, ...

приспособленное и уже привычное к жизни», «знал уже, что такое даль расстояния и время

войны».

На первой странице автор употребляет слова «ребенок» или «мальчик» практически в

каждом предложении. Когда Сережа слышит удары зениток и шум самолета, в нем

проявляется «возбужденный интерес». С этого момента появляются словосочетания

«маленький солдат» и «маленький боец», постепенно заменяющие прежнее обозначение

ребенка. Оказывается, что мальчик понимает происходящие вокруг него военные события.

Он даже получил медаль за то, что был разведчиком. возрастом мальчика и тем, что ему

приходится переносить в жизни. Автор замечает, что Сережа повторяет чужие слова: «я еще

маленький», «а то избалуюсь». Дальше проявляется детское недовольство: «Мне только

годов мало, отец с матерью долго меня не рожали». Повествователь говорит, что на вид

Сереже лет семь, а потом мы узнаем, что ему десять. И возраст детей, и отношение к жизни

жестоко искажены обстоятельствами. Война убивает детство.

«Я тогда обождал»,— сказал Сережа о своем решении не умирать. Но как будто остался

жить не для того, чтобы заменить отца на земле, а чтобы стать солдатом. Как же должна быть

изранена детская душа, если он решил «обождать» умирать? А Платонов пишет об утратах.

Майор Савельев, ставший мальчику «всем человеком», покидает его, пусть даже для того,

чтобы сберечь ему жизнь. Не совершает ли майор при этом непоправимую ошибку, ведь

сердце Сережи «боялось, что, оставшись одно, оно умрет»?

Слово «сердце» — лейтмотив, звучащий на протяжении всего рассказа, «...слабость

детского человеческого сердца, таящая за собой постоянное неизменное чувство,

связывающее людей в единое родство,— эта слабость означала силу ребенка...»

Действительно, все люди, описанные в рассказе, соединены привязанностью к мальчику.

Чувство родства людей между собой не только поддерживает их жизнь, но и противостоит

войне.

В рассказе оказываются два повествователя. На какое-то время им становится и сам

мальчик. Из его речи мы узнаем, что он был разведчиком, что погибли его родители. Вторым

повествователем является майор Бахичев. Часть сведений, рассказанных им, передана в

третьем лице. Рассказывает же майор удивительную историю. Мальчик услышал однажды

разговор отца с офицером о том, что боезапас их полка находится у немцев и что, уходя, они

обязательно взорвут его. Тогда Сережа прополз ночью до склада, перерезал взрывной,

замыкающий провод и оставался там еще какое-то время для того, чтобы перерезать вновь,

если немцы исправят повреждение. Позднее он снова пробрался в тыл противника, разведал

расположение командного пункта и трех батарей, а потом все точно указал на карте отцу-

артиллеристу. Майор Бахичев рассказывает о мальчике с восхищением, а читатели видят, что

история «маленького солдата» ужасна.

Ребенок на войне — это великое горе. Мальчик не случайно убежит. Он не только будет

стремиться к близким людям или, как скажет Платонов, туда, «где были могилы его отца и

матери». Сережа ощущает себя уже солдатом. Этому его научила сама война и взрослые

люди вокруг. Слово «сиротство» могло исчезнуть, так как были люди, которые могли принять

мальчика в свою душу: майоры, повествователь. Но никто не заметит «маленького солдата» в

«многолюдстве войны». Это словосочетание в конце рассказа звучит почти трагически.

Мальчик, может быть, вернется, а может быть, потеряется или погибнет. Эта неизвестность

заставляет читателя содрогнуться. «Маленький солдат» звучит как укор миру взрослых,

которые не могут уберечь ребенка.

Обсуждение работ учащихся.

Рефлексия.

Что оказалось значительным, а без чего на мастерской можно было обойтись?

Какой вид деятельности был труден и почему?

Что оказалось ново?

Что помогло прийти к самостоятельным выводам?

Было ли что-либо неожиданное на занятии?

Какие вопросы остались?



В раздел образования