Напоминание

«Построение индивидуального образовательного маршрута как одно из условий для творческой самореализации школьников»


Автор: Незаленова Галия Алимжановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школы № 2051
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Построение индивидуального образовательного маршрута как одно из условий для творческой самореализации школьников»
Дата публикации: 04.12.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Построение индивидуального образовательного маршрута как одно из

условий для творческой самореализации школьников»

В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном

к «принципу учета индивидуальных особенностей учащихся» в условиях

коллективного характера обучения. В литературе тех лет утверждалось, что «в

тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в

обучении индивидуальный подход к отдельным учащимся, учитывает

индивидуальные особенности школьника с целью вовлечения его в коллективную

работу класса» . Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует

целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных

образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать»

отдельных (то есть выделяющихся в ту или иную сторону из общей массы

«коллектива» детей, что и называется «индивидуальными особенностями») детей

для коллективного продвижения к общему для всех результату. Таковым

результатом безусловно выступает освоение знаний, предусмотренных опять же

общим для всех учебным планом.

В большей степени индивидуализированными представляются разрабатываемые в

то время подходы к внешне выраженной дифференциации обучения по

предварительно избираемой профессии (было принято считать, что с выбором

«профессии для взрослой жизни» ребенок и его родители ориентировочно

определяются уже в 6 - 7 классе средней школы либо по познавательным

интересам. В первом случае предполагалось обучение ребенка в спецшколе с

определенным «уклоном», во втором - создание классов с углубленным изучением

отдельных предметов. Однако понимание сути индивидуальности оставалось

прежним, не связанным с раскрытием способностей ребенка в определенных

сферах творческой деятельности именно как его индивидуальных особенностей в

психологическом смысле этого понятия .

Очевидно, что в рамках охарактеризованных представлений понятие

индивидуального образовательного маршрута как познавательного продвижения

ребенка к собственной цели не могло существовать в принципе. Однако в сознании

современных педагогов, чье профессиональное становление происходило под

влиянием охарактеризованных научно-педагогических воззрений до сих пор

представлена установка, в которой конечный результат прохождения

образовательного маршрута един для всех, а индивидуальность каждого ребенка

проявляется лишь в выборе средств и способов его достижения. Данная установка

проявляется прежде всего у тех педагогов, которые склонны проектировать

индивидуальный образовательный маршрут ученика на полюсе субъектности

учителя.

В более современном виде идея построения индивидуального образовательного

маршрута ребенка была представлена в исследованиях школы А.П. Тряпицыной,

где построение маршрута связано с индивидуальной образовательной программой

ученика. В качестве оснований выбора индивидуального образовательного

маршрута в данном качестве рассматриваются индивидуальные характеристики

личности ребенка - его жизненные планы, достигнутый уровень учебной и

социальной успешности, состояние здоровья. Однако и здесь вопрос субъекта

проектирования маршрута решается исключительно на полюсе учителя.

Возможности ребенка и его родителей сводятся к выбору образовательной

программы из числа предлагаемых школой альтернатив. Результатом прохождения

индивидуального образовательного маршрута при этом считается достижение

определенного уровня образованности, к числу которых относятся грамотность,

функциональная грамотность и компетентность. То есть, ребенку делегировано

право выбирать, станет он, например, «функционально грамотным», либо

«допрофессионально компетентным» и т.п. Аналогичные взгляды на сущность

индивидуального образовательного маршрута можно найти в работах других

представителей этой научной школы - С.В. Воробьевой, Н.А. Лабунской,

Ю.Ф. Тимофеевой и др. Среди работ последнего времени идея индивидуального

образовательного маршрута рассматривается в личностно ориентированном

контексте, в котором образование понимается как путь ребенка к самому себе,

поиск собственных способов решения проблем. В этом контексте индивидуальный

образовательный маршрут как путь к «индивидуальному максимуму», а не ко

«всеобщему минимуму» предстает продуктом собственной творческо-

преобразовательной деятельности ребенка как субъекта своей жизни, автора

собственной судьбы (Е.А.Александрова, Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский и др

Одним

из

вариантов,

способствующим

реализации

индивидуальных

образовательных потребностей и прав учащихся на выбор своего пути развития,

является индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный

образовательный

маршрут – это

персональный

путь

реализации

личностного

потенциала

воспитанника

в

об разовании:

интеллектуального,

эмоционально-волевого,

деятельностного,

нравственно-

духовного.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей

составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи

взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об

индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку

индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

Индивидуальная образовательная траектория школьника предполагает наличие

индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его

реализации .

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута

(ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь

период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс

изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит

своевременная коррекция педагогического процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут(план) - это образовательная

программа, предназначенная для обучения одного конкретного ученика,

направленная на развитие его индивидуальных способностей

Согласно подходу, разработанному Л.А. Венгером и его сотрудниками на основе теории

Л.С. Выготского, основными задачами в работе с одаренными детьми являются

следующие:

• раннее выявление одаренных детей (диагностика);

• создание адекватных программно-методических условий;

• формирование предметной развивающей среды;

• создание социальной среды.

ОСНОВНАЯ

ЦЕЛЬ:

создание

условий

для

развития

и

ре а лизации

индивидуальных

творческих

способностей

учащихся,

имеющий

повышенный

уровень мотивации к обучению

ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

проблемные

поисковые

эвристические

исследовательские

проектные

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

групповые занятия по параллелям классов с сильными

учащимися(неаудиторная занятость)

работа по индивидуальным планам

занятия исследовательской деятельностью

участие в творческих конкурсах

участие в олимпиадах

участие в научно-практических конференциях

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МАРШРУТУ ОСНОВАНА НА СЛЕДУЮЩИХ

ПРИНЦИПАХ:

- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному

процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное

общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности

обучающихся, их родителей;

- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского

здоровья.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и

значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации

младшего школьника;

- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной

поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;

- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:

• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в

достижении необходимого образовательного результата;

• профессионализмом педагога;

• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные

потребности учащихся;

• возможностями материально-технической базы учреждения.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)может охватывать разные

учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год.

ИОМ могут быть: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной

темы, освоение одного учебного модуля, подготовку к олимпиаде и пр.) и

долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам, выставкам творчества,

сольное выступление)

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

( ПЛАНА):

1-й этап диагностика уровня познавательных возможностей и уровня

притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть

осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале,

например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора

учениками заданий разного типа, тестирования.

2-й этаппроектирование т. е. постановка учеником (с помощью учителя)

личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных

результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и

способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей

деятельности.

3-й этапосмысление ИОМ ученика, ее презентация автором.

4-й этапреализация ИОМ и подведение итогов работы. Результатом реализации

ИОМ может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент,

проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической

конференции, творческой выставке, сольном концерте и т. д.)

5-й этапоценка и корректировка

ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТВОРЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ:

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное

обучение и воспитание;

включение в учебный план школы учебных, элективных курсов;

организация обучения школьников в профильных классах, по

индивидуальным учебным планам

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах,

предметных

олимпиадах, научно-практических конференциях.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ВОСПИТАННИКА,

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ

МАРШРУТУ

Не

занимайтесь

наставлениями,

помогайте

детям

действовать

независимо,

не

давайте

прямых

инструкций,

относительно,

чем

они

должны заниматься.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут

сделать самостоятельно.

Научите

ребенка

прослеживать

межпредметные

связи

и

использовать

знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к

навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы

ситуаций.

Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область

приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться

управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.



В раздел образования