Автор: Незаленова Галия Алимжановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школы № 2051
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Построение индивидуального образовательного маршрута как одно из условий для творческой самореализации школьников»
Раздел: начальное образование
Тема: «Построение индивидуального образовательного маршрута как одно из
условий для творческой самореализации школьников»
В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном
к «принципу учета индивидуальных особенностей учащихся» в условиях
коллективного характера обучения. В литературе тех лет утверждалось, что «в
тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в
обучении индивидуальный подход к отдельным учащимся, учитывает
индивидуальные особенности школьника с целью вовлечения его в коллективную
работу класса» . Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует
целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных
образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать»
отдельных (то есть выделяющихся в ту или иную сторону из общей массы
«коллектива» детей, что и называется «индивидуальными особенностями») детей
для коллективного продвижения к общему для всех результату. Таковым
результатом безусловно выступает освоение знаний, предусмотренных опять же
общим для всех учебным планом.
В большей степени индивидуализированными представляются разрабатываемые в
то время подходы к внешне выраженной дифференциации обучения по
предварительно избираемой профессии (было принято считать, что с выбором
«профессии для взрослой жизни» ребенок и его родители ориентировочно
определяются уже в 6 - 7 классе средней школы либо по познавательным
интересам. В первом случае предполагалось обучение ребенка в спецшколе с
определенным «уклоном», во втором - создание классов с углубленным изучением
отдельных предметов. Однако понимание сути индивидуальности оставалось
прежним, не связанным с раскрытием способностей ребенка в определенных
сферах творческой деятельности именно как его индивидуальных особенностей в
психологическом смысле этого понятия .
Очевидно, что в рамках охарактеризованных представлений понятие
индивидуального образовательного маршрута как познавательного продвижения
ребенка к собственной цели не могло существовать в принципе. Однако в сознании
современных педагогов, чье профессиональное становление происходило под
влиянием охарактеризованных научно-педагогических воззрений до сих пор
представлена установка, в которой конечный результат прохождения
образовательного маршрута един для всех, а индивидуальность каждого ребенка
проявляется лишь в выборе средств и способов его достижения. Данная установка
проявляется прежде всего у тех педагогов, которые склонны проектировать
индивидуальный образовательный маршрут ученика на полюсе субъектности
учителя.
В более современном виде идея построения индивидуального образовательного
маршрута ребенка была представлена в исследованиях школы А.П. Тряпицыной,
где построение маршрута связано с индивидуальной образовательной программой
ученика. В качестве оснований выбора индивидуального образовательного
маршрута в данном качестве рассматриваются индивидуальные характеристики
личности ребенка - его жизненные планы, достигнутый уровень учебной и
социальной успешности, состояние здоровья. Однако и здесь вопрос субъекта
проектирования маршрута решается исключительно на полюсе учителя.
Возможности ребенка и его родителей сводятся к выбору образовательной
программы из числа предлагаемых школой альтернатив. Результатом прохождения
индивидуального образовательного маршрута при этом считается достижение
определенного уровня образованности, к числу которых относятся грамотность,
функциональная грамотность и компетентность. То есть, ребенку делегировано
право выбирать, станет он, например, «функционально грамотным», либо
«допрофессионально компетентным» и т.п. Аналогичные взгляды на сущность
индивидуального образовательного маршрута можно найти в работах других
представителей этой научной школы - С.В. Воробьевой, Н.А. Лабунской,
Ю.Ф. Тимофеевой и др. Среди работ последнего времени идея индивидуального
образовательного маршрута рассматривается в личностно ориентированном
контексте, в котором образование понимается как путь ребенка к самому себе,
поиск собственных способов решения проблем. В этом контексте индивидуальный
образовательный маршрут как путь к «индивидуальному максимуму», а не ко
«всеобщему минимуму» предстает продуктом собственной творческо-
преобразовательной деятельности ребенка как субъекта своей жизни, автора
собственной судьбы (Е.А.Александрова, Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский и др
Одним
из
вариантов,
способствующим
реализации
индивидуальных
образовательных потребностей и прав учащихся на выбор своего пути развития,
является индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный
образовательный
маршрут – это
персональный
путь
реализации
личностного
потенциала
воспитанника
в
об разовании:
интеллектуального,
эмоционально-волевого,
деятельностного,
нравственно-
духовного.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей
составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи
взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об
индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку
индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.
Индивидуальная образовательная траектория школьника предполагает наличие
индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его
реализации .
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута
(ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь
период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс
изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит
своевременная коррекция педагогического процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут(план) - это образовательная
программа, предназначенная для обучения одного конкретного ученика,
направленная на развитие его индивидуальных способностей
Согласно подходу, разработанному Л.А. Венгером и его сотрудниками на основе теории
Л.С. Выготского, основными задачами в работе с одаренными детьми являются
следующие:
• раннее выявление одаренных детей (диагностика);
• создание адекватных программно-методических условий;
• формирование предметной развивающей среды;
• создание социальной среды.
ОСНОВНАЯ
ЦЕЛЬ:
создание
условий
для
развития
и
ре а лизации
индивидуальных
творческих
способностей
учащихся,
имеющий
повышенный
уровень мотивации к обучению
•
ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
•
проблемные
•
поисковые
•
эвристические
•
исследовательские
•
проектные
•
ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:
•
групповые занятия по параллелям классов с сильными
учащимися(неаудиторная занятость)
•
работа по индивидуальным планам
•
занятия исследовательской деятельностью
•
участие в творческих конкурсах
•
участие в олимпиадах
•
участие в научно-практических конференциях
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МАРШРУТУ ОСНОВАНА НА СЛЕДУЮЩИХ
ПРИНЦИПАХ:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному
процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное
общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности
обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского
здоровья.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и
значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации
младшего школьника;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной
поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в
достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагога;
• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные
потребности учащихся;
• возможностями материально-технической базы учреждения.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)может охватывать разные
учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год.
ИОМ могут быть: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной
темы, освоение одного учебного модуля, подготовку к олимпиаде и пр.) и
долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам, выставкам творчества,
сольное выступление)
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
( ПЛАНА):
1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня
притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть
осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале,
например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора
учениками заданий разного типа, тестирования.
2-й этап –проектирование т. е. постановка учеником (с помощью учителя)
личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных
результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и
способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей
деятельности.
3-й этап – осмысление ИОМ ученика, ее презентация автором.
4-й этап – реализация ИОМ и подведение итогов работы. Результатом реализации
ИОМ может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент,
проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической
конференции, творческой выставке, сольном концерте и т. д.)
5-й этап – оценка и корректировка
ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТВОРЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное
обучение и воспитание;
включение в учебный план школы учебных, элективных курсов;
организация обучения школьников в профильных классах, по
индивидуальным учебным планам
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах,
предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ВОСПИТАННИКА,
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ
МАРШРУТУ
Не
занимайтесь
наставлениями,
помогайте
детям
действовать
независимо,
не
давайте
прямых
инструкций,
относительно,
чем
они
должны заниматься.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут
сделать самостоятельно.
Научите
ребенка
прослеживать
межпредметные
связи
и
использовать
знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к
навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы
ситуаций.
Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область
приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться
управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.