Автор: Захарова Татьяна Георгиевна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: ГБОУ школа №1466
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "О необходимости организации методической работы в центре дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
О необходимости организации методической работы в
центрах дополнительного образования
Цель политики модернизации дополнительного образования детей
состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в
социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества,
обеспечении конкурентоспособности человеческих ресурсов России.
Современные динамичные условия жизни существенно изменили
основные принципы социализации ребенка. Сегодня успешность адаптации
личности определяется главным образом тем, в какой мере она способна к
собственному
изменению
в
соответствии
с
изменяющимися
обстоятельствами.
Основной
упор
в
процессе
образования
и
воспитания
сегодня
необходимо делать на формировании у ребенка с раннего детства ориентации
на самовоспитание и способности к саморазвитию. Только самостоятельно
регулируя свои желания, стремления, поступки, можно обеспечить активное
приспособление к постоянно возрастающим требованиям современного мира.
Следовательно, центры дополнительного образования должны объединить
свои усилия с семьей в обеспечении условий для саморазвития ребенка,
помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать
их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.
Поэтому от педагогов сегодня требуется, прежде всего, знание законов
развития
личности
с
раннего
возраста
до
достижения
ею
социальной
зрелости. Актуальным становится обучение педагогов и родителей умелому
пользованию
этими
законами,
познанию
индивидуальных
природных
особенностей
ребенка,
определяющих
методику
применения
общих
принципов воспитания в каждой конкретной ситуации. При этом необходимо
постоянное саморазвитие всех непосредственных субъектов воспитательного
процесса: педагогов дополнительного образования, родителей.
Деятельность образовательного учреждения можно представить в
виде социально-педагогической системы, которая представляет единство
трёх процессов:
Образовательный процесс:
Обучение, развитие, воспитание
Субъекты: педагоги, дети, родители
Управляющий процесс
Администрация
Обеспечивающий процесс
Обеспечение: правовое, финансовое,
материально-техническое, кадровое,
методическое, психологическое
Как
видно
из
схемы,
все
три
процесса
взаимосвязаны
и
взаимозависимы.
Образовательный
процесс
определяет
содержание
обеспечения и управления, но сам зачастую зависит от наличия и полноты
того или иного ресурса.
Особое значение в процессе обеспечения образовательного процесса
занимает
методическая
работа. Воспитать
человека
с
современным
мышлением,
способного
успешно
самореализоваться
в
жизни,
могут
только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в
понятие
«профессионализм»
включаются
не
только
предметные,
дидактические,
методические,
психолого-
педагогические
знания
и
умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система
его профессиональных ценностей, его убеждения.
По
определению
Ю.К.
Бабанского
«Методическая
работа
в
образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях
науки
и
передового
педагогического
опыта
и
на
конкретном
анализе
учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий
и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации
и профессионального мастерства каждого педагога (включая и мотивы по
управлению
профессиональным
самообразованием,
самовоспитанием,
самосовершенствованием
педагогов),
на
развитие
и
повышение
творческого
потенциала
педагогического
коллектива
образовательного
учреждения в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-
воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования,
воспитания и развития конкретных воспитанников».
Из
этого
определения
методической
работы
в
образовательном
учреждении следует, что ее прямой, непосредственной целью является
рост
уровня
педагогического
мастерства
педагога
и
всего
коллектива
образовательного учреждения.
Поскольку
методическая
работа
может
существенно
влиять
на
качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты
работы образовательного учреждения, правомерно также рассматривать
методическую
работу
как
важный
фактор
управления
учебно-
воспитательным процессом.
Ценность этого фактора управления состоит в том, что он работает
не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное
совершенствование подготовки педагогов - человеческого фактора.
Главной
целью
методической
службы
является
создание
оптимальных
условий
деятельности
педагогического
коллектива,
позволяющей детям получать качественное дополнительное образование с
учётом
возрастных
особенностей
и
интересов
каждого
ребёнка.
Реализации
поставленной
цели
способствует
правильно
выстроенная
система
управления
учебным
процессом
в
целом
и
методической
деятельностью - в частности.
2
1. Принципы и задачи методической службы
Целостная
система
методической
работы
осуществляется
в
соответствии с рядом важнейших принципов:
Актуальность (практическая
реализация
Закона
РФ
«Об
образовании», учёт современных потребностей общества, ориентация на
социальную значимость ребёнка в современном обществе);
Научность
(учёт
современных
научных
достижений
в
самых
различных
областях
и
их
внедрение
в
практику,
глубокий
профессиональный анализ состояния образовательного процесса и его
корректировка);
Системность (единство цели, задач, содержания, форм и
методов работы с педагогическим составом);
Комплексность (взаимосвязь всех направлений повышения
квалификации педагога – методики, теории, психологии, этики, общей
культуры);
Последовательность
и
преемственность (превращение
методической
работы
в
часть
системы
непрерывного
образования
в
течение всего учебного года);
Квалифицированность (оказание эффективной помощи, как
в теоретических вопросах, так и в практической деятельности);
К о н к р е т н о с т ь ( у ч ё т
о с о б е н н о с т е й
Ц е н т р а ,
дифференцированный подход к каждому педагогу);
Н а п р а в л е н н о с т ь (выделения
главного,
н а и б ол е е
существенного
направления
в
повышении
квалификации
каждого
педагога);
Мобильность (способность
к
быстрому
приёму
и
направленной передаче образовательной информации);
Коллективность (сочетание групповых и индивидуальных
форм и методов работы в Центре);
Комфортность (создание
благоприятных
моральных
и
психологических условий работы педагогов).
Ориентированная
на
повышение
качества
и
эффективности,
методическая работа осуществляется в соответствии с рядом важнейших
требований, из которых вытекают задачи методической службы:
систематическое
повышение
уровня
научного
и
методического
сопровождения работы педагогов;
изучение
и
внедрение
в
практику
передового
педагогического
опыта, творческое использование проверенных рекомендаций;
освещение
последних
достижений
психолого-педагогических
дисциплин и методик образования (воспитания и обучения);
диагностирование
и
анализ
деятельности
педагогического
коллектива с целью выявления основных проблем, как индивидуальных,
так и характерных для Центра в целом;
обновление содержания программ дополнительного образования
3
детей в соответствии с современными требованиями;
формирование у педагогов умений анализировать, планировать,
проектировать собственную деятельность;
осуществление тесной связи педагогической теории и практики;
организация
широкого
обмена
опытом
педагогов
как
внутри
Центра, так и между другими учреждениями;
оказание помощи педагогам и поддержка их творческих инни-
циaтив
(участие
в
конкурсах,
создание
авторских
программно-методи-
ческих материалов и т.п.);
определение
реальных
перспектив
развития
педагогического
творчества;
усовершенствование
системы
подготовки
и
повышения
квалификации педагогов.
2. Функции методической службы
Информационная функция. Информационная функция
направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической
работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам
деятельности учреждения.
Требования к информации:
актуальность;
насыщенность;
предельная конкретность;
объективность.
Виды информации
Внешняя
Внутренняя
Директивы и нормативные
документы
о работе с педагогическими кадрами;
Общественная
о качестве преподавания
научно-педагогическая
о внешних связях учреждения
о качестве обучения по программам
Группы информации:
Оперативная - включает в себя данные, необходимые для того,
чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок.
Стратегическая
-
включает
в
себя
данные
о
реализации
программы развития и перспективах развития учреждения.
Аналитическая функция. Аналитическая функция направлена на
изучение фактического состояния методической деятельности и
обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на
4
объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих
механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
Принципы:
индивидуализация
получаемой
информации
о
продвижении
личности по образовательной траектории;
полнота и интегральность анализа информации;
открытость проводимых измерений образовательного процесса
и особенностей его субъектов;
непрерывность и динамичность получения анализа информации
и действенности его использования;
экономичность используемой информации.
Проблемно-ориентированный
анализ
-
выявление
проблем
отдельных педагогов, проблем в учреждении в целом.
Педагогический
анализ
информации
-
выявление
факторов
и
условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный
процесс.
Планово-прогностическая
функция. Является
основой
деятельности
методической
службы.
Она
направлена
на
выбор
как
идеальных,
так
и
реальных
целей
и
разработку
программ
для
их
достижения.
Объекты прогнозирования:
социально-экономические условия внешней среды и ее влияние
на
учреждение
через
социальный
заказ
или
тенденции
изменения
ситуации в обществе, образовании для корректировки стратегии развития
учреждения;
будущие возможности учреждения: материально-техническое и
программно-методическое обеспечение;
реализация
образовательных
программ;
ко н т и н ге н т
обучающихся;
средства
перехода
на
новые
педагогические
технологии
учебно-воспитательного процесса;
ожидаемые
результаты,
которые
будут
достигнуты
в
случае
предполагаемых нововведений;
последствия конкретных управленческих решений;
Условия планирования:
четкое определение целей и задач;
учет уровня и состояния методической службы;
выбор путей и средств деятельности.
Проектировочная
функция. Направлена
на
разработку
содержания и создание различных проектов деятельности центра:
программы
развития
учреждения
и
других
стратегических
документов;
образовательные, досуговые, оздоровительные программы;
5
нормативных документов, обеспечивающих функционирование
центра дополнительного образования детей;
методических документов, обеспечивающих образовательный,
досуговый, исследовательский, организационный виды деятельности;
наиболее продуктивных методов и приемов обучения.
Результат:
создание проекта деятельности, который представляет
собой будущее состояние учреждения.
Организационно-координационная
функция. Организация
деятельности
методической
службы
носит
гибкий
характер,
учитывая
конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому
педагогу повысить свой профессиональный уровень.
Основные направления:
создание
и
организация
работы
структур,
обеспечивающих
деятельность методической службы;
рациона льно е
распред еление
функциона ла
м е ж д у
организаторами методической службы;
организация системы повышения квалификации педагогических
работников;
организация конференций, семинаров, конкурсов;
организация
системы
внешних
связей
у чр е ж д е н и я,
необходимых для успешного осуществления нововведений;
координация
совме стной
деятельно сти
у ч а с т н и ко в
инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности
педагогических работников учреждения и привлекаемых представителей
других организаций;
координация деятельности учреждения с другими;
организация
редактирования
подготавливаемых
к
изданию
программ, методических рекомендаций, пособий.
О б у ч а ю щ а я
ф у н к ц и я . Н а п р а в л е н а
н а
п о в ы ш е н и я
профессионального
уровня
конкретного
педагога
в
осуществлении
образовательного
процесса,
вооружение
педагога
актуальными
педагогическими
знаниями,
развитие
его
общей
эрудиции,
а
также
необходимых для педагога свойств и качеств личности.
Необходимые условия:
организация работы на диагностической основе;
добровольность
педагога
в
повышении
профессионального
мастерства;
выбор оптимального объема изучаемого материала.
Функция
контроля. Занимает
особое
место
в
деятельности
методической
службы
и
реализуется
по
отношению
к
педагогам.
Организация
контроля
позволяет
определить
с о от в е т с т в и е
функционирования и развития методической деятельности учреждения.
6
3. Основные направления деятельности методистов
Наименование блока
Вид деятельности
1. Программно-
методическое
обеспечение работы
Участие в разработке и корректировке программы
деятельности, развития и целевых программ
Создание банка программ педагогов
Формирование банка программ педагогов г.
Москвы по опубликованным материалам
Проведение ежегодного мониторинга состояния
образовательных программ
Утверждение программ и тематических планов
педагогов
Организация доработки и оформления
образовательных программ в соответствии с
новыми нормативными требованиями и другими
изменениями
Консультации педагогов, приступающих к
написанию программ на следующий учебный год
Подготовка программ педагогов к участию в
конкурсе авторских программ
2. Научно-
методическое
обеспечение учебно-
воспитательного
процесса
Анализ состояния образовательного и
воспитательного процессов и их корректировка
Отслеживание современных инновационных
технологий и научных достижений в самых
различных областях и внедрение их в практику
Организация работы методического совета
Разработка методических материалов для
проведения анализа состояния учебно-
методической и воспитательной работы
Консультации педагогов, работающих над
созданием и внедрением экспериментальных и
авторских программ
Рецензирование образовательных программ
(внешнее и внутреннее)
Координация участия и помощь в подготовке
педагогических сотрудников в научно-
практических и методических конкурсах и
конференциях различных уровней
3.Информационно-
методическое
Формирование банка нормативных и методических
документов, обеспечивающих образовательный и
воспитательный процессы
7
обеспечение работы
ЦДТ
Помощь педагогам в разработке критериев оценки
усвоения учащимися учебного материала, в
подготовке и проведении итоговой аттестации и
промежуточных зачетов, методических и
дидактических материалов
Координация и помощь в организации учебно-
исследовательской деятельности учащихся (на
различных уровнях)
Разработка положений конкурсов и конференций
по учебно-исследовательской деятельности
5. Организация
повышения
квалификации и
аттестации
педагогических
кадров
Организация прохождения своевременного
обучения на курсах повышения квалификации и
переподготовки педагогами
Консультативная помощь педагогам при подготовке
к аттестации
Организация школы наставничества
Помощь педагогам в подготовке к
профессиональным конкурсам
Организация проведения мастер-классов, открытых
уроков, взаимопосещения, круглых столов,
конференций по обмену педагогическим опытом
Проведение консультаций для сотрудников по
использованию компьютерных технологий в
педагогической деятельности
6. Организационное
обеспечение
выставочно-
конкурсной
деятельности
Организация работы выставочного зала
Организация выставок (индивидуальных и
коллективных) педагогов и объединений
Организация участия педагогов в фестивалях,
концертах, конкурсах, выставках различных
уровней
консульт ации
педагогов
по
о фо рмле н и ю
выставочно-конкурсных работ
Сбор
статистических
данных
и
веление
базы
данных по итогам мероприятий
7. Библиотечное и
фондовое
обеспечение
Ведение библиотеки учебно-методической
литературы
Создание и ведение фонда методических
материалов и дидактических пособий
Организация приема методических и
дидактических материалов за летний период
Создание и ведение фонда сценариев
Создание и ведение медиатеки
Организация подписки на учебно-методическую и
профильную литературу
8
8. Редакционно-
издательское
обеспечение
Налаживание связей с редакциями журналов и
других изданий
Проведение работы по привлечению педагогов к
сотрудничеству с редакциями журналов.
Консультации педагогов по написанию статей
Предварительное редактирование статей и
организационная помощь в опубликовании их в
журналах и других изданиях
9. Рекламно-
информационное
обеспечение работы
Помощь педагогам в подготовке рекламных
материалов о деятельности детских коллективов
Редактирование рекламных материалов
Информирование о наборе в учебные группы,
проведения Дня открытых дверей
Организация работы с типографией по
напечатанию буклетов и др.
подготовка и оформление материалов для сайта
(сбор и оформление материалов о педагогах и
учебных группах, подготовка отчётов по итогам
методических конференций, мастер-классов,
оповещение о мероприятиях учреждения)
В заключении хочется отметить, что правильно организованная
методическая
работа существенно влияет на качество и эффективность
обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного
учреждения.
Педагог
занимает
ключевую
позицию
в
образовательном
процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма
зависит
решение
многих
образовательных
задач.
Нередко
из-за
недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а
потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги
могли бы реализовать свой творческий потенциал.
Методическую работу в учреждении можно рассматривать:
- как школу педагогического и профессионального
мастерства
педагогов,
т.к.
она
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса;
- как необходимое условие творческой активности педагогов;
- как самую массовую форму повышения квалификации педагогов
и руководителей без отрыва от практической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9
1.
Л.Н.
Буйлова,
С.В.Кочнева
«Организация
методической
службы
учреждений
дополнительного
образования
детей
-
М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
2.
Н.А.Кузнецова, Д.Е.Яковлев под ред. Н.К.Беспятовой «Управление
методической работой в учреждениях дополнительного образования
детей» - М.: Айриспресс, 2003.
3.
Под
редакцией
Ю.К.Бабанского
«Педагогика»
2-е
издание
дополненное и переработанное - М.: Просвещение, 1988.
4.
Немова,
Н.В.
Управление
методической
работой
в
школе
-
М.:
Сентябрь, 1999.-176с.
5.
Ильенко, Л.И. Теория и практика управления методической работой
в образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.
10