Напоминание

"О необходимости организации методической работы в центре дополнительного образования"


Автор: Захарова Татьяна Георгиевна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: ГБОУ школа №1466
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "О необходимости организации методической работы в центре дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




О необходимости организации методической работы в

центрах дополнительного образования

Цель политики модернизации дополнительного образования детей

состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в

социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества,

обеспечении конкурентоспособности человеческих ресурсов России.

Современные динамичные условия жизни существенно изменили

основные принципы социализации ребенка. Сегодня успешность адаптации

личности определяется главным образом тем, в какой мере она способна к

собственному

изменению

в

соответствии

с

изменяющимися

обстоятельствами.

Основной

упор

в

процессе

образования

и

воспитания

сегодня

необходимо делать на формировании у ребенка с раннего детства ориентации

на самовоспитание и способности к саморазвитию. Только самостоятельно

регулируя свои желания, стремления, поступки, можно обеспечить активное

приспособление к постоянно возрастающим требованиям современного мира.

Следовательно, центры дополнительного образования должны объединить

свои усилия с семьей в обеспечении условий для саморазвития ребенка,

помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать

их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

Поэтому от педагогов сегодня требуется, прежде всего, знание законов

развития

личности

с

раннего

возраста

до

достижения

ею

социальной

зрелости. Актуальным становится обучение педагогов и родителей умелому

пользованию

этими

законами,

познанию

индивидуальных

природных

особенностей

ребенка,

определяющих

методику

применения

общих

принципов воспитания в каждой конкретной ситуации. При этом необходимо

постоянное саморазвитие всех непосредственных субъектов воспитательного

процесса: педагогов дополнительного образования, родителей.

Деятельность образовательного учреждения можно представить в

виде социально-педагогической системы, которая представляет единство

трёх процессов:

Образовательный процесс:

Обучение, развитие, воспитание

Субъекты: педагоги, дети, родители

Управляющий процесс

Администрация

Обеспечивающий процесс

Обеспечение: правовое, финансовое,

материально-техническое, кадровое,

методическое, психологическое

Как

видно

из

схемы,

все

три

процесса

взаимосвязаны

и

взаимозависимы.

Образовательный

процесс

определяет

содержание

обеспечения и управления, но сам зачастую зависит от наличия и полноты

того или иного ресурса.

Особое значение в процессе обеспечения образовательного процесса

занимает

методическая

работа. Воспитать

человека

с

современным

мышлением,

способного

успешно

самореализоваться

в

жизни,

могут

только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в

понятие

«профессионализм»

включаются

не

только

предметные,

дидактические,

методические,

психолого-

педагогические

знания

и

умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система

его профессиональных ценностей, его убеждения.

По

определению

Ю.К.

Бабанского

«Методическая

работа

в

образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях

науки

и

передового

педагогического

опыта

и

на

конкретном

анализе

учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий

и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации

и профессионального мастерства каждого педагога (включая и мотивы по

управлению

профессиональным

самообразованием,

самовоспитанием,

самосовершенствованием

педагогов),

на

развитие

и

повышение

творческого

потенциала

педагогического

коллектива

образовательного

учреждения в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-

воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования,

воспитания и развития конкретных воспитанников».

Из

этого

определения

методической

работы

в

образовательном

учреждении следует, что ее прямой, непосредственной целью является

рост

уровня

педагогического

мастерства

педагога

и

всего

коллектива

образовательного учреждения.

Поскольку

методическая

работа

может

существенно

влиять

на

качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты

работы образовательного учреждения, правомерно также рассматривать

методическую

работу

как

важный

фактор

управления

учебно-

воспитательным процессом.

Ценность этого фактора управления состоит в том, что он работает

не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное

совершенствование подготовки педагогов - человеческого фактора.

Главной

целью

методической

службы

является

создание

оптимальных

условий

деятельности

педагогического

коллектива,

позволяющей детям получать качественное дополнительное образование с

учётом

возрастных

особенностей

и

интересов

каждого

ребёнка.

Реализации

поставленной

цели

способствует

правильно

выстроенная

система

управления

учебным

процессом

в

целом

и

методической

деятельностью - в частности.

2

1. Принципы и задачи методической службы

Целостная

система

методической

работы

осуществляется

в

соответствии с рядом важнейших принципов:

Актуальность (практическая

реализация

Закона

РФ

«Об

образовании», учёт современных потребностей общества, ориентация на

социальную значимость ребёнка в современном обществе);

Научность

(учёт

современных

научных

достижений

в

самых

различных

областях

и

их

внедрение

в

практику,

глубокий

профессиональный анализ состояния образовательного процесса и его

корректировка);

Системность (единство цели, задач, содержания, форм и

методов работы с педагогическим составом);

Комплексность (взаимосвязь всех направлений повышения

квалификации педагога – методики, теории, психологии, этики, общей

культуры);

Последовательность

и

преемственность (превращение

методической

работы

в

часть

системы

непрерывного

образования

в

течение всего учебного года);

Квалифицированность (оказание эффективной помощи, как

в теоретических вопросах, так и в практической деятельности);

К о н к р е т н о с т ь ( у ч ё т

о с о б е н н о с т е й

Ц е н т р а ,

дифференцированный подход к каждому педагогу);

Н а п р а в л е н н о с т ь (выделения

главного,

н а и б ол е е

существенного

направления

в

повышении

квалификации

каждого

педагога);

Мобильность (способность

к

быстрому

приёму

и

направленной передаче образовательной информации);

Коллективность (сочетание групповых и индивидуальных

форм и методов работы в Центре);

Комфортность (создание

благоприятных

моральных

и

психологических условий работы педагогов).

Ориентированная

на

повышение

качества

и

эффективности,

методическая работа осуществляется в соответствии с рядом важнейших

требований, из которых вытекают задачи методической службы:

систематическое

повышение

уровня

научного

и

методического

сопровождения работы педагогов;

изучение

и

внедрение

в

практику

передового

педагогического

опыта, творческое использование проверенных рекомендаций;

освещение

последних

достижений

психолого-педагогических

дисциплин и методик образования (воспитания и обучения);

диагностирование

и

анализ

деятельности

педагогического

коллектива с целью выявления основных проблем, как индивидуальных,

так и характерных для Центра в целом;

обновление содержания программ дополнительного образования

3

детей в соответствии с современными требованиями;

формирование у педагогов умений анализировать, планировать,

проектировать собственную деятельность;

осуществление тесной связи педагогической теории и практики;

организация

широкого

обмена

опытом

педагогов

как

внутри

Центра, так и между другими учреждениями;

оказание помощи педагогам и поддержка их творческих инни-

циaтив

(участие

в

конкурсах,

создание

авторских

программно-методи-

ческих материалов и т.п.);

определение

реальных

перспектив

развития

педагогического

творчества;

усовершенствование

системы

подготовки

и

повышения

квалификации педагогов.

2. Функции методической службы

Информационная функция. Информационная функция

направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической

работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам

деятельности учреждения.

Требования к информации:

актуальность;

насыщенность;

предельная конкретность;

объективность.

Виды информации

Внешняя

Внутренняя

Директивы и нормативные

документы

о работе с педагогическими кадрами;

Общественная

о качестве преподавания

научно-педагогическая

о внешних связях учреждения

о качестве обучения по программам

Группы информации:

Оперативная - включает в себя данные, необходимые для того,

чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок.

Стратегическая

-

включает

в

себя

данные

о

реализации

программы развития и перспективах развития учреждения.

Аналитическая функция. Аналитическая функция направлена на

изучение фактического состояния методической деятельности и

обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на

4

объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих

механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

Принципы:

индивидуализация

получаемой

информации

о

продвижении

личности по образовательной траектории;

полнота и интегральность анализа информации;

открытость проводимых измерений образовательного процесса

и особенностей его субъектов;

непрерывность и динамичность получения анализа информации

и действенности его использования;

экономичность используемой информации.

Проблемно-ориентированный

анализ

-

выявление

проблем

отдельных педагогов, проблем в учреждении в целом.

Педагогический

анализ

информации

-

выявление

факторов

и

условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный

процесс.

Планово-прогностическая

функция. Является

основой

деятельности

методической

службы.

Она

направлена

на

выбор

как

идеальных,

так

и

реальных

целей

и

разработку

программ

для

их

достижения.

Объекты прогнозирования:

социально-экономические условия внешней среды и ее влияние

на

учреждение

через

социальный

заказ

или

тенденции

изменения

ситуации в обществе, образовании для корректировки стратегии развития

учреждения;

будущие возможности учреждения: материально-техническое и

программно-методическое обеспечение;

реализация

образовательных

программ;

ко н т и н ге н т

обучающихся;

средства

перехода

на

новые

педагогические

технологии

учебно-воспитательного процесса;

ожидаемые

результаты,

которые

будут

достигнуты

в

случае

предполагаемых нововведений;

последствия конкретных управленческих решений;

Условия планирования:

четкое определение целей и задач;

учет уровня и состояния методической службы;

выбор путей и средств деятельности.

Проектировочная

функция. Направлена

на

разработку

содержания и создание различных проектов деятельности центра:

программы

развития

учреждения

и

других

стратегических

документов;

образовательные, досуговые, оздоровительные программы;

5

нормативных документов, обеспечивающих функционирование

центра дополнительного образования детей;

методических документов, обеспечивающих образовательный,

досуговый, исследовательский, организационный виды деятельности;

наиболее продуктивных методов и приемов обучения.

Результат:

создание проекта деятельности, который представляет

собой будущее состояние учреждения.

Организационно-координационная

функция. Организация

деятельности

методической

службы

носит

гибкий

характер,

учитывая

конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому

педагогу повысить свой профессиональный уровень.

Основные направления:

создание

и

организация

работы

структур,

обеспечивающих

деятельность методической службы;

рациона льно е

распред еление

функциона ла

м е ж д у

организаторами методической службы;

организация системы повышения квалификации педагогических

работников;

организация конференций, семинаров, конкурсов;

организация

системы

внешних

связей

у чр е ж д е н и я,

необходимых для успешного осуществления нововведений;

координация

совме стной

деятельно сти

у ч а с т н и ко в

инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности

педагогических работников учреждения и привлекаемых представителей

других организаций;

координация деятельности учреждения с другими;

организация

редактирования

подготавливаемых

к

изданию

программ, методических рекомендаций, пособий.

О б у ч а ю щ а я

ф у н к ц и я . Н а п р а в л е н а

н а

п о в ы ш е н и я

профессионального

уровня

конкретного

педагога

в

осуществлении

образовательного

процесса,

вооружение

педагога

актуальными

педагогическими

знаниями,

развитие

его

общей

эрудиции,

а

также

необходимых для педагога свойств и качеств личности.

Необходимые условия:

организация работы на диагностической основе;

добровольность

педагога

в

повышении

профессионального

мастерства;

выбор оптимального объема изучаемого материала.

Функция

контроля. Занимает

особое

место

в

деятельности

методической

службы

и

реализуется

по

отношению

к

педагогам.

Организация

контроля

позволяет

определить

с о от в е т с т в и е

функционирования и развития методической деятельности учреждения.

6

3. Основные направления деятельности методистов

Наименование блока

Вид деятельности

1. Программно-

методическое

обеспечение работы

Участие в разработке и корректировке программы

деятельности, развития и целевых программ

Создание банка программ педагогов

Формирование банка программ педагогов г.

Москвы по опубликованным материалам

Проведение ежегодного мониторинга состояния

образовательных программ

Утверждение программ и тематических планов

педагогов

Организация доработки и оформления

образовательных программ в соответствии с

новыми нормативными требованиями и другими

изменениями

Консультации педагогов, приступающих к

написанию программ на следующий учебный год

Подготовка программ педагогов к участию в

конкурсе авторских программ

2. Научно-

методическое

обеспечение учебно-

воспитательного

процесса

Анализ состояния образовательного и

воспитательного процессов и их корректировка

Отслеживание современных инновационных

технологий и научных достижений в самых

различных областях и внедрение их в практику

Организация работы методического совета

Разработка методических материалов для

проведения анализа состояния учебно-

методической и воспитательной работы

Консультации педагогов, работающих над

созданием и внедрением экспериментальных и

авторских программ

Рецензирование образовательных программ

(внешнее и внутреннее)

Координация участия и помощь в подготовке

педагогических сотрудников в научно-

практических и методических конкурсах и

конференциях различных уровней

3.Информационно-

методическое

Формирование банка нормативных и методических

документов, обеспечивающих образовательный и

воспитательный процессы

7

обеспечение работы

ЦДТ

Помощь педагогам в разработке критериев оценки

усвоения учащимися учебного материала, в

подготовке и проведении итоговой аттестации и

промежуточных зачетов, методических и

дидактических материалов

Координация и помощь в организации учебно-

исследовательской деятельности учащихся (на

различных уровнях)

Разработка положений конкурсов и конференций

по учебно-исследовательской деятельности

5. Организация

повышения

квалификации и

аттестации

педагогических

кадров

Организация прохождения своевременного

обучения на курсах повышения квалификации и

переподготовки педагогами

Консультативная помощь педагогам при подготовке

к аттестации

Организация школы наставничества

Помощь педагогам в подготовке к

профессиональным конкурсам

Организация проведения мастер-классов, открытых

уроков, взаимопосещения, круглых столов,

конференций по обмену педагогическим опытом

Проведение консультаций для сотрудников по

использованию компьютерных технологий в

педагогической деятельности

6. Организационное

обеспечение

выставочно-

конкурсной

деятельности

Организация работы выставочного зала

Организация выставок (индивидуальных и

коллективных) педагогов и объединений

Организация участия педагогов в фестивалях,

концертах, конкурсах, выставках различных

уровней

консульт ации

педагогов

по

о фо рмле н и ю

выставочно-конкурсных работ

Сбор

статистических

данных

и

веление

базы

данных по итогам мероприятий

7. Библиотечное и

фондовое

обеспечение

Ведение библиотеки учебно-методической

литературы

Создание и ведение фонда методических

материалов и дидактических пособий

Организация приема методических и

дидактических материалов за летний период

Создание и ведение фонда сценариев

Создание и ведение медиатеки

Организация подписки на учебно-методическую и

профильную литературу

8

8. Редакционно-

издательское

обеспечение

Налаживание связей с редакциями журналов и

других изданий

Проведение работы по привлечению педагогов к

сотрудничеству с редакциями журналов.

Консультации педагогов по написанию статей

Предварительное редактирование статей и

организационная помощь в опубликовании их в

журналах и других изданиях

9. Рекламно-

информационное

обеспечение работы

Помощь педагогам в подготовке рекламных

материалов о деятельности детских коллективов

Редактирование рекламных материалов

Информирование о наборе в учебные группы,

проведения Дня открытых дверей

Организация работы с типографией по

напечатанию буклетов и др.

подготовка и оформление материалов для сайта

(сбор и оформление материалов о педагогах и

учебных группах, подготовка отчётов по итогам

методических конференций, мастер-классов,

оповещение о мероприятиях учреждения)

В заключении хочется отметить, что правильно организованная

методическая

работа существенно влияет на качество и эффективность

обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного

учреждения.

Педагог

занимает

ключевую

позицию

в

образовательном

процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма

зависит

решение

многих

образовательных

задач.

Нередко

из-за

недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а

потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги

могли бы реализовать свой творческий потенциал.

Методическую работу в учреждении можно рассматривать:

- как школу педагогического и профессионального

мастерства

педагогов,

т.к.

она

является

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса;

- как необходимое условие творческой активности педагогов;

- как самую массовую форму повышения квалификации педагогов

и руководителей без отрыва от практической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

9

1.

Л.Н.

Буйлова,

С.В.Кочнева

«Организация

методической

службы

учреждений

дополнительного

образования

детей

-

М.:

Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

2.

Н.А.Кузнецова, Д.Е.Яковлев под ред. Н.К.Беспятовой «Управление

методической работой в учреждениях дополнительного образования

детей» - М.: Айриспресс, 2003.

3.

Под

редакцией

Ю.К.Бабанского

«Педагогика»

2-е

издание

дополненное и переработанное - М.: Просвещение, 1988.

4.

Немова,

Н.В.

Управление

методической

работой

в

школе

-

М.:

Сентябрь, 1999.-176с.

5.

Ильенко, Л.И. Теория и практика управления методической работой

в образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.

10



В раздел образования