Автор: Марнова Людмила Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: НОУ СОШ "Гелиос"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Урок геометрии в 11 классе
Тема: «Пирамида Хеопса»
Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Математика на протяжении многих столетий являлась той наукой, которая помогала и
помогает человеку в жизни: от простой прикидки количества материалов, до точных
расчетов
в
строительстве;
от
подсчетов
возможностей
урожайности
до
прогнозов
в
сельском
хозяйстве;
от
построения
математических
моделей
для
любых
жизненных
ситуаций, до их решения. Математика обеспечивает расчеты в медицине, астрономии,
астрологии, экономике, кибернетике и т.д. Наконец, математика как наука постоянно
находится в развитии.
Главная задача математики - учить рассуждать, учить мыслить, воспитывать творческую
личность,
т.е.
содействовать
развитию
познавательных
возможностей
учащегося.
Эту
задачу можно осуществлять как за партой, так и на свежем воздухе. Как с помощью
классического урока, так и нетрадиционно с помощью игры или подручных материалов.
Традицией НОУ СОШ «Гелиос» города Екатеринбурга является нетрадиционное начало
учебного года. Мы начинаем учебный год «Выездной учебой», где проводятся уроки и
другие интересные мероприятия на свежем воздухе, не за партами. Уроки длятся 25 - 30
минут, но требуют много времени на подготовку. Если собрать все уроки за 20 лет, то
получится целая книга. Я предлагаю вашему вниманию урок 2018 года. Этот урок можно
проводить не только на выездной, но и в теплую погоду на школьном дворе или в классе.
С, уважением, Марнова Людмила Евгеньевна, учитель математики НОУ СОШ «Гелиос»
Урок геометрии в 11 классе на тему «Пирамида Хеопса»
/30 минут/
Цель:
1.
Вспомнить виды пирамид и их элементы. Повторить формулы для нахождения
элементов правильной пирамиды и площади ее поверхности.
2.
Выяснить какие факты о древних пирамидах общеизвестны, а какие нет. Чем
интересен этот материал с точки зрения математики.
3.
Воспитать интерес к познанию нового.
Ход урока:
… Все возникшее должно иметь какую-то
причину для своего возникновения, ибо
возникнуть без причины совершенно
невозможно.
Платон IV век до н. э.
I.
Выяснить, что известно обучающимся о египетских пирамидах, в частности о
пирамиде Хеопса. (Когда построены, для какой цели, какие интересные факты о
них известны)
II.
Рассмотреть «Пирамиду Хеопса» с точки зрения геометрии: четырехугольная,
правильная, назвать линейные элементы и углы, вспомнить формулы нахождения
этих элементов через другие и как найти площади поверхностей (боковой и
полной).
III.
Вспомнить пропорцию «Золотого сечения». Связать отношение апофемы
пирамиды, высоты и половины стороны основания с «Золотым сечением».
EF
EO
=
EO
OF
=
1.618
IV.
Практическая работа с моделью правильной четырехугольной пирамиды.
V.
Домашнее задание.
Домашнее задание: Пирамида Хеопса (III век до н. э.)
Дано:
Высота 135 м;
Длина бокового ребра 225 м;
Найти:
Апофему;
Угол наклона боковой грани к
основанию;
Угол наклона бокового ребра к
основанию;
Площадь основания;
Площадь боковой
поверхности;
Проверить наличие золотого
сечения
Решение:
Практическая работа
I.
Измерить линейкой 2 разных ребра модели правильной четырехугольной
пирамиды.
II.
Найти:
Апофему;
Угол наклона боковой грани к основанию;
Угол наклона бокового ребра к основанию;
Площадь основания;
Площадь боковой поверхности;
Проверить наличие золотого сечения.
Решение:
Пирамида Хеопса (вид с севера)
Пирамида Хеопса (вид с востока)
Ответы:
Практическая работа
Апофема – 20,5 см
Угол наклона боковой грани к основанию - 59
Угол наклона бокового ребра к основанию - 50
Площадь основания – 441 кв. см
Площадь боковой поверхности – 861кв. см
Домашнее задание
Апофема – 185,5 м
Угол наклона боковой грани к основанию - 47
Угол наклона бокового ребра к основанию - 37
Площадь основания – 64800 кв. м
Площадь боковой поверхности – 94441,2 кв. м