Автор: Марнова Людмила Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: НОУ СОШ "Гелиос"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Урок геометрии в 9 классе
Тема: «Измерение высоты предмета с помощью зеркала»
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Математика на протяжении многих столетий являлась той наукой, которая помогала и
помогает человеку в жизни: от простой прикидки количества материалов, до точных
расчетов
в
строительстве;
от
подсчетов
возможностей
урожайности
до
прогнозов
в
сельском
хозяйстве;
от
построения
математических
моделей
для
любых
жизненных
ситуаций, до их решения. Математика обеспечивает расчеты в медицине, астрономии,
астрологии, экономике, кибернетике и т.д. Наконец, математика как наука постоянно
находится в развитии.
Главная задача математики - учить рассуждать, учить мыслить, воспитывать творческую
личность,
т.е.
содействовать
развитию
познавательных
возможностей
учащегося.
Эту
задачу можно осуществлять как за партой, так и на свежем воздухе. Как с помощью
классического урока, так и нетрадиционно с помощью игры или подручных материалов.
Традицией НОУ СОШ «Гелиос» города Екатеринбурга является нетрадиционное начало
учебного года. Мы начинаем учебный год «Выездной учебой», где проводятся уроки и
другие интересные мероприятия на свежем воздухе, не за партами. Уроки длятся 25 - 30
минут, но требуют много времени на подготовку. Если собрать все уроки за 20 лет, то
получится целая книга. Я предлагаю вашему вниманию урок 2018 года. Этот урок можно
проводить не только на выездной, но и в теплую погоду на школьном дворе или в классе.
С, уважением, Марнова Людмила Евгеньевна, учитель математики НОУ СОШ «Гелиос»
Урок геометрии в 9 классе на тему «Измерение высоты предмета с помощью зеркала»
/30 минут/
Цель: Используя теоретические знания по геометрии и физике, научиться измерять высоту любого
предмета с помощью зеркала и рулетки.
1.
Введение.
Всем известно, что знания, которые не применяешь в повседневной жизни или в решении каких –
либо задач, очень быстро забываются. Сегодня у вас будет возможность убедиться, что геометрия
это прикладная наука и возникла из потребностей человека.
2.
Вам предстоит измерить высоту сосны, расположенной на территории базы, используя
рулетку и зеркало. Следует отойти от подножья сосны на некоторое расстояние,
положить зеркало на землю и еще раз отойти так, чтобы в зеркале показалась
верхушка сосны. При этом ваши ноги, зеркало и подножье сосны должны находиться на
одной прямой.
3.
Скажите, пожалуйста, какую тему по геометрии вам необходимо вспомнить в данной
ситуации?
-
Признаки подобия треугольников.
Какие по виду углов будут данные подобные треугольники?
-
Прямоугольные.
На основании какого закона физики угол 1 равен углу 2?
-
Угол падения равен углу отражения.
По какому признаку данные треугольники подобны?
-
По двум углам.
Какие измерения вам необходимо сделать для определения высоты сосны?
-
Измерить расстояние от дерева до зеркала. Измерить расстояние от зеркала до
ног. Измерить свой рост.
Как зная эти величины вычислить высоту дерева?
-
Составить отношения сходственных сторон.
4.
Класс делится на группы по три человека и приступает к работе, записывая все данные в
таблички, выданные учителем.
5.
Подведем итоги нашей работы.
Назовите высоту дерева. (Результаты получились разные, но близкие друг к другу.) Конечно,
данный способ измерения высоты предмета дает погрешность, но результаты получились очень
близкие по значению, что свидетельствует о правильности ваших измерений. Пригодится ли вам в
жизни умение измерять высоту предмета с помощью зеркала? Возможно, что да. Каждый из вас
за эту работу получит оценку после соответствующего оформления ее на выданном бланке.
ФИО
Рост
Расстояние от
вас до зеркала
Расстояние от
зеркала до
объекта
Высота
объекта
Порядок работы:
Достроить два необходимых треугольника и обозначить их;
Доказать их подобие;
Составить пропорцию;
Найти высоту объекта;
Все измерения и результат внести в таблицу.