Автор: Дружинина Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5, имени Романа Александровича Турского
Населённый пункт: город Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: площадь прямоугольного треугольника
Раздел: начальное образование
Математика, 4-й класс, «Школа 2100»
Тема: § 2.16. Площадь прямоугольного треугольника.
(Урок введения нового знания)
Цель:
- ученик научится находить площадь прямоугольного треугольника.
Задачи:
– вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника и научить применять ее при решении задач;
– развивать умение делать умозаключения на основе наблюдений;
– обобщить имеющиеся знания;
– развивать умение выносить аргументированное суждение по проблеме урока;
– развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
– воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: «чёрный ящик», опорные формулы, геометрический материал, ножницы, линейки, простой карандаш.
Результат: дети самостоятельно выведут формулу нахождения площади прямоугольного треугольника; составят
алгоритм работы с формулой, научатся применять ее при решении практических задач.
Этапы урока
Сценарий урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
I. Этап
актуализации
знаний и
постановка
проблемы.
1. Организационный момент.
-Приветствие гостей, настрой на работу.
-Запись даты и Классная работа.
- Минутка чистописания.
2. Устный счёт.
-В течении всего урока вы зарабатываете «кирпичики знаний»,
критерии на доске: 6-«5», 5-«4», по желанию 4 -«3»
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для
решения учебной задачи в
один шаг;
2. отбирать необходимые для
1
-Займёмся разминкой для ума. Поработаем устно:
-Назовите формулу нахождения площади прямоугольника: S=a*b
- Найдите площадь прямоугольника если:
a=9см
b= 4см
S-? (36см)
a=10см
b= 6см
S-? (60см)
- Работаем дальше, посмотрите данные задач, отвечаем на вопрос:
S=20см
2
a=10см
b-?
(2см)
S=120м
2
a=60м
b-?
(2м)
а=8см
b-?,1/2 от
(4см)
-Молодцы!
3. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.
*-У меня в руках «Чёрный ящик». Отгадайте, что находится в нём?
(Предположения обучающихся)
-У нас урок математики, а значит и предмет математический.
(Предположения обучающихся, если)
-Даю первую подсказку: фигура имеет 3 угла (треугольник).
-Хорошо, но это не простой треугольник, вторая подсказка: одна из
его сторон называется гипотенузой (прямоугольный треугольник)
(Достаю фигуру, и убеждаемся в правильности ответа)
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.);
4. перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
математические факты и
объекты;
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать
информацию из одной формы
в другую;
7. переходить от условно-
схематических моделей к
тексту.
2
-Как вы думаете, как связан наш устный счёт и фигура из «Чёрного
ящика»? Сформулируйте тему нашего урока.
-«Площадь прямоугольного треугольника»
-Чему мы должны научиться на уроке? Главный вопрос урока?
(Узнать, как находить площадь прямоугольного треугольника –
записываю на доске)
II. Открытие
новых знаний
1.
Практическая работа.
*Работа в парах
-Как нужно работать в парах?
-Повторение техники безопасности при работе с ножницами.
-Возьмите жёлтый прямоугольник. Измерьте и запишите, чему равны
длина и ширина прямоугольника, запишите данные в тетрадь.
а=10см
b=6см
-Проведите диагональ прямоугольника.
-На какие фигуры разделили прямоугольник?(2 треугольника)
-Определите вид этих треугольников (прямоугольные треугольники).
-Почему вы так считаете? (один из углов - прямой)
-Сравните S этих треугольников, как их можно сравнить, ваши
предположения
I способ сравнения: катеты а=а, b=b, диагональ прямоугольника
является гипотенузой и она общая, а значит треугольники
одинаковые;
II способ сравнения: -Возьмите ножницы и разрежьте по диагонали.
- А теперь как ещё можно сравнить эти треугольники? (Путём
наложения)
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и письменной
речи (выражение решения
учебной задачи в
общепринятых формах) с
учётом своих учебных
речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до
других: высказывать свою
точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя
аргументы;
3. слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты
учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать
ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
3
-Совместите треугольники один на один.
-Что можете сказать об этих треугольниках, какие они? (равны)
-А если треугольники
равны, то какие у них площади?
(Одинаковые)
-Какую часть прямоугольника составляет площадь каждого
треугольника?(1/2)
-А как найти ½ от площади прямоугольника?(S:2)
-Кто догадался, как можно найти площадь прямоугольного
треугольника? (площадь прямоугольника разделить на два)
-Давайте выведем формулу нахождения площади прямоугольного
треугольника.
-Как мы находим площадь прямоугольника? (S=a*b)
-А в нашем треугольнике, чем являются стороны a и b? (a и b - катеты)
-Сформулируйте правило нахождения площади прямоугольного
треугольника, называя стороны треугольника катетами.
S=(a*b):2
-Давайте проверим наши выводы с авторами учебника, стр. 95
-Читаем вывод в рамке, правильно ли мы составили формулу?(да)
-Запишите формулу в тетрадь.
-А где в жизни мы можем использовать эти знания? (ответы детей)
выделять главное, составлять
план;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических
норм общения и
сотрудничества при
совместной работе над
учебной задачей;
2. в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
III. Закрепление
изученного.
1.
Работа в парах.
-Поработаем с остальными фигурами на ваших партах. Мы вывели
формулу, а теперь составим алгоритм нашей работы:
Пишу на доске:
1.
Измерить длину катетов
2. Найти произведение катетов
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения совместно с
классом;
2.
совместно с учителем
4
3. Найти половину этого произведения
Работа с прямоугольником, квадратом (Чертим диагональ, измеряем
катеты, находим площадь).
a=8см
b=5см
S=(8*5):2
S=20см
a=6см
b=6см
S=(6*6):2
S=18см
2.Закрепление
-Проверим, как мы сможем использовать новые знания без наглядных
фигур.
-Переверните белые листы и прочитайте задачу.
Узнай площадь выгоревшего лесного массива, имевшего форму
прямоугольного треугольника, если известно, что его катеты
равны 6 км и 3 км.
Решение у доски с проверкой и анализом (самооценкой) ответа
а=6км
b=3км
S=(6*3):2=9(км)
-Люди, какой профессии могли пользоваться этой формулой?
(лесники, пожарные)
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии
оценки и определять степень
успешности выполнения
своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся
критериев.
5
с такой самооценкой?
2. Самостоятельная работа.
Работа с прямоугольным треугольником по алгоритму:
a=7см
b=4см
S=(7*4):2=14см
Проверка.
IV. Итог урока.
– Посмотрите на главный вопрос урока, ответили ли мы на него?
– Кто доволен своей работой на уроке?
–А теперь посчитайте свои «кирпичики знаний» и оцените свою
работу, критерии вы все знаете, но кто забыл, то они на доске.
–Кто заслужил оценку, поднимите руку. Молодцы! У кого не хватило
«кирпичиков», на следующем уроке вы реализуете свои возможности.
V. Возможное
домашнее задание.
Задание № 7 (а,б,в) по выбору одну из задач
- Спасибо за урок, вы молодцы. Урок окончен.
6