Напоминание

Художественно–эстетическое воспитание старших дошкольников средствами фольклора


Автор: Козелкова Олеся Александровна
Должность: студент 2 курса магистратуры
Учебное заведение: СГСПУ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Художественно–эстетическое воспитание старших дошкольников средствами фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников

средствами фольклора»

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме – художественно-

эстетическому

воспитанию

старших

дошкольников.

Особое

внимание

уделяется вопросу применения фольклора для художественно-эстетического

воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые

слова: художественно-эстетическое

воспитание,

развитие,

фольклор, дошкольники.

Возраст от рождения до 6-7 лет является сензитивным периодом для

накопления и развития творческого и личностного потенциала человека.

За

совсем

маленький

отрезок

времени

(6-7

лет)

ребенок

успевает

приобрести

незаменимый

художественно-эстетический

опыт,

который

определяет

и

формирует

его

мировоззрение

и

творческую

жизненную

позицию

в

будущем.

Именно

поэтому

сейчас

в

родительских

и

педагогических

кругах

становится

очень

актуальным

вопрос

раннего

художественно-эстетического и креативного развития детей. Понятно, что от

того, насколько правильными будут подходы к решению этой проблемы и

организована

соответствующая

образовательная

работа,

зависит

и

успешность маленьких воспитанников в дальнейшей жизни.

П р и н ц и п и а л ь н о е

зн ач е н и е

и м е е т

н а ко п л е н и е

р е б е н ко м

художественного опыта. В словесном творчестве на первый план выступает

восприятие произведений художественной литературы, устного народного

творчества,

в

том

числе

и

произведений

малых

фольклорных

форм

(пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы), в единстве содержания и

художественной формы (А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.Н. Никифорова,

Е.А. Флерина, Н. М. Якобсон).

Цель

статьи

осветить

приемы

художественно-эстетического

воспитания старших дошкольников при помощи фольклора.

Если

художественно-эстетическое

воспитание

рассматривать

как

процесс

формирования

целостного

восприятия

и

правильного

понимания

1

прекрасного в искусстве и действительности; способность к творческому

самовыражению,

то

эта

спо собно сть

требует

с о з н ат е л ь н о го ,

целеустремленного, планомерного и систематического развития личности.

Важное

место

в

системе

средств

художественно-эстетического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста

занимает

фольклор.

Анализ

малых

фольклорных

жанров

показал,

что

им

присущ

ряд

специфических черт, которые чрезвычайно привлекают ребенка, а именно:

небольшой объем текста, доступность содержания, увлекательный игровой

сюжет, использование художественно-изобразительных средств языка.

Ф ол ь к л о р н ы е

п р о и з вед е н и я

от м еч а ют с я

к р а с о ч н о с т ь ю ,

выразительностью,

ритмичностью,

легкостью

для

запоминания.

Детский

фольклор

-

это

совокупность

образцов

устного

народного

творчества,

состоящих

из

классических

и

современных

фольклорных

форм

и

функционирующих в детской среде или выполняемых специально для детей

[3, с.47].

Целью

художественно-эстетического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

средствами

национального

фольклора

является

становление

духовного мира личности, создание условий для формирования внутренней

потребности субъекта в непрерывном совершенствовании и в реализации

своих художественных способностей и творческих возможностей.

Русский

фольклор

является

важным

фактором

роста

общего

художественно-эстетического

потенциала,

средством

эффективного

и

качественного

умственного

развития

детей,

фактором

духовного

и

интеллектуального

становления

личности.

Начиная

с

потешек,

пестушек,

забавлянок, невольно, подсознательно проходит воспитание детей с самого

раннего возраста. В процессе игровой деятельности создаются условия для

естественного развития художественных способностей, которые становятся

важным

фактором

влияния

на

воспитание

общей

и

познавательной

активности

детей,

их

образно-ассоциативного

мышления,

воображения,

способностей

к

интерпретации,

потребности

к

самореализации.

2

Эмоциональная

сфера

малышей

пополняется

новыми

впечатлениями,

расширяется определенный круг их представлений об окружающем мире,

накапливается жизненный опыт, увеличивается словарный запас, развивается

речь,

появляется

желание

выражать

свои

взгляды

и

участвовать

в

исполнительской деятельности.

Сказки

представляют

собой

жанр

художественной

народной

прозы:

эпические

рассказы

аллегорического,

поучительно-развлекательного,

волшебно-фантастического,

героического

или

бытового

содержания

с

установкой

на

вымысел.

Собственно

сказки

делятся

на

героико-

фантастические (волшебные) сказки, сказки о животных, социально-бытовые

сказки и небылицы, кумулятивные сказки.

Термин «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке и означает

виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический

смысл [1, с.78].

Фантастический

мир

русских

народных

сказок

с

их

реальными,

вариативными

элементами

помогает

ребенку

искать

творческие

решения,

органично сочетая репродуктивные, стандартные, традиционные элементы с

новыми, креативными.

Как показал опыт, выразительные рассказы, беседы о героях сказок, о

чувствах,

которые

они

испытают,

о

трудностях,

которые

им

приходится

преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – значительно

развивают эстетическое восприятие детей, возбуждают их воображение.

Содержание пословиц не надумано. Оно очень тесно связано с бытом, с

жизнью человека, она концентрированно передаёт от поколения к поколению

народный опыт, правила человеческого общежития.

Несмотря

на

свою

краткость,

лаконичность,

пословицы

-

это

художественное изречение, яркое, образное, афористичное.

Подчеркивая художественные особенности поговорки как жанра, Т.А.

Конышева писала: «По своей сущности поговорки - это поэтическая форма

слова: метафора, сравнение, эпитет, определение» [2, с.112].

3

Например,

игра

«Собери

пословицу».

Поменяй

слова

местами

и

прочитай пословицу. Объясни значение этих пословиц. На какую тему эти

пословицы?

1) поймаешь, не, вылетит, Слово, воробей, не.

2) познать, человека, птицу, по, перьям, а, по, языку.

3) слова, теплого, и, лед, от, размораживается.

4) слов, больше, где, мало, там правды.

Примеры метафор: Медведь на ухо наступил; повесил голову; заморил

червячка.

Сравнение: сидит как на иголках; глуп как пробка.

Эпитеты: больной вопрос; горькая истина.

Важными

составляющими

детского

фольклора

являются

загадки.

Загадки являются малыми формами устного народного творчества, в которых

в

сжатой,

образной

форме

излагаются

наиболее

яркие

и

характерные

признаки

предметов

или

явлений.

Отгадывание

загадок

развивает

способность

к

анализу,

обобщению,

формирует

умение

самостоятельно

делать

выводы,

четко

выделить

наиболее

характерные,

выразительные

признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы

предметов.

Примером русских народных загадок могут быть такие: «Осенью не

увядает, зимой не умирает» (елка), «Наскакался, наплясался, под печкой

спрятался»

(веник),

«Семьсот

соколят

на

одной

подушке

спят»

(подсолнечник) и многие другие.

Большое

действие

восприятия

детей

дошкольного

возраста

имеют

рассказы-байки.

В произведениях этого жанра дети воплощают юмор, задор, живость,

ритмичный характер, так как рассказывают о нереальных событиях. Очень

важно

научить

детей

слушать,

вслушиваться

в

фольклорный

сюжет

и

понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы

фольклора,

используя

наглядность,

музыкальные

игрушки,

инструменты.

4

Чтение

басен

с

использованием

музыкального

сопровождения

и

показом

наглядного

материала,

глубоко

влияет

на

чувства

ребенка,

способствует

быстрому запоминанию текста.

С помощью скороговорок и других малых форм детского фольклора

дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку,

удивление, предупреждение и тому подобное.

Ценность

скороговорок

заключается

не

в

смысловой

нагрузке

или

оригинальных средствах слов, произношение которых требует определенных

усилий и способствует выработке дикции, правильной артикуляции, что в

свою очередь, повышает уровень культуры всего вещания. Например:

1. Хитрую сороку

Поймать морока,

А на сорок сорок

Сорок морок.

2. На печи, на печи

Вкусные и горячие

Пшеничные лепешки

Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи.

В

общем,

художественные

этнопедагогические

средства

влияют

на

развитие

способностей

ребенка

одновременно

на

нескольких

уровнях:

эстетическом, эмоциональном и художественном [5, с.492].

Музыкальные

народные

игры

всегда

содержат

в

себе

развитие

действий,

в

которых

сочетаются

элементы

любопытства,

соревнования

с

сенсорными задачами. Цель игровых действий заключается в том, чтобы

помочь

ребенку

услышать,

различать

некоторые

свойства

музыкальных

звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и

действия, систематически проводимые во время музыкально-дидактических

игр помогают планомерно и систематически развивать музыкальный слух,

вырабатывают умение не просто слушать музыкальные произведения, но и

5

вслушиваться в них, различать изменение регистра, динамики, ритма в одном

произведении.

Методика

проведения

музыкально-дидактических

игр

может

быть

следующей.

На

высокие

звуки

хороводом

идут

дети

первого

круга,

на

звуки

среднего регистра - второго, на звучание низкого регистра реагируют дети

третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее

реагировали на изменение звучания.

Педагогическими принципами эффективного использования фольклора

в

процессе

развития

художественно-эстетических

спо собно стей

дошкольников, по моему мнению, выступают: использование в деятельности

подхода,

который

предусматривает

формирование

ритмично-языково-

двигательного

компонента

художественно-эстетического

развития;

отбор

подходящего материала, представленного различными видами и формами

русского

фольклора,

в

том

числе

хороводами,

танцами,

музыкальными

играми,

песнями,

обрядами

для

проведения

музыкальных

занятий;

ознакомление детей с русскими фольклорными традициями через создание

специальных

условий,

направленных

на

их

освоение

и

усвоение;

привлечение

детей

к

деятельности,

насыщенной

импровизационными

и

творческими компонентами, с использованием соответствующих забав, игр,

этюдов

и

упражнений;

применение

методов

и

приемов,

заложенных

в

русском фольклоре в процессе музыкально-рече-ритмической двигательной

деятельности детей.

Учитывая то, что детям дошкольного возраста присуща потребность в

движениях, желание участвовать в подвижных играх, познавать и разучивать

новые движения, необходимой частью работы должно быть использование

различных видов русских хороводов («Со вьюном я хожу», «Сиди, Яша»),

бытовых и сюжетных танцев («Ладушки, ладушки, поссорились бабушки»,

«Мирмиром»,

«Динь-динь»),

которые

содержат

как

традиционные

для

фольклора образцы, так и импровизационные компоненты.

6

Усвоение

детьми

выразительных,

действующих,

ассоциативных,

традиционных

движений

в

единой

системе

существенно

влияет

на

исполнительские

(актерские)

и

музыкальные

способности

детей,

совершенствует

координацию

движений,

что

позволяет

достичь

высокой

эмоциональной

выразительности

в

воссоздании

характера,

образа,

заложенных

в

фольклорных

словесных,

песенных,

танцевальных,

музыкально-игровых образцах [4, с.117].

Итак, по своим художественно-специфическим чертам фольклор может

служить

эффективным

средством

развития

художественно-эстетических

чувств детей старшего дошкольного возраста.

Выводы.

Таким

образом,

система

художественно-эстетического

образования и воспитания имеет открытый характер, широкое пространство

для

совершенствования,

возрождения

лучших

национальных

культурных

традиций

и

внедрения

самых

современных

инновационных

идей.

Но

необходимо, чтобы насущную потребность в кардинальных изменениях в

этой области почувствовали и осознали не только представители узкого круга

специалистов – ученых и педагогов-практиков, но и все члены общества, что

причастны к воспитанию детей и молодежи – будущего России.

Список литературы:

1.

Колпакова

Н.П.

Сокровище

народа.

Русское

народное

поэтическое

слово. – М.: Педагогика, 2015 .- 260 с.

2.

Конышева Т.А. Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей

// Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 112–115.

3.

Кусукина

Л.А.

Художественно-эстетическое

развитие

дошкольников

средствами фольклора // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 47-50.

4.

Мечик И.А. Литературное развитие младших школьников в условиях

современного поликультурного пространства [Текст] / И. А. Мечик, Н. В.

Пудовкина. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 117–119.

5.

Туктарова

А.В.

Развитие

творческих

способностей

старших

дошкольников

средствами

детского

фольклора

(методический

аспект)

7

[Текст] / А В. Туктарова¸ Г.Ю. Бурдина. — Самара: ООО «Издательство

АСГАРД», 2015. –С.492–497.

8



В раздел образования