Автор: Проскурякова Марина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №200
Населённый пункт: город Кемерово,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по развитию речи на тему: " В гости к дедушке леснику"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
В гости к дедушке леснику».
Интегрируемые образовательные области: социально-
коммуникативная, познавательная, речевая.
Форма деятельности: совместная образовательная деятельность
взрослого и детей.
Форма проведения (речевой работы): игра- путешествие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,
продуктивная.
Задачи:
1) Активизировать познавательную и речевую деятельность
детей; формировать целостную картину окружающего мира;
способствовать овладению детьми в конкретных речевых
ситуациях нормами речи.
2) Развивать навыки свободного общения со взрослыми и
детьми; сообразительность, быстроту реакции на сигнал в
процессе игры и игрового общения;
3) Воспитывать любовь к живой природе, лесу; формировать
умение взаимодействовать, приобщать детей к элементарным
общепринятым нормам и правилам поведения в лесу.
Словарная работа: лесник, лес, лесные жители, сторож, сторожка;
дикие звери, детёныши; ель, сосна, хвойные деревья, лиственные
деревья, употребление уменьшительно- ласкательных слов в речи
Материалы и оборудование: воздушный шарик, дорожки в «лес»,
2 письма, «сторожка лесника»- домик-ширма, мягкие игрушки-
ёжик, зайчик, фигурки животных ( домашние и дикие животные),
деревянный конструктор для заборчика, мольберт, цветные
картинки мамы животного и её детёныша, обруч, собственный
видеофильм о диких животных, флешка, ноутбук, проектор,
коробка с сюрпризом, раскраски о диких животных по числу детей,
медальки.
Ход :
( Воспитатель приглашает детей встать в круг, взяться за руки и
друг другу улыбнуться , т.е. подарить окружающим хорошее
настроение).
Воспитатель вместе с детьми произносит слова:
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг и ты- мой друг,
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
( Неожиданно в группу «влетает» воздушный шарик, а на его
ниточке-письмо).
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам прилетел воздушный
шарик! Ой, здесь письмо! Я предлагаю его прочитать и тогда,
возможно, мы узнаем, кто и зачем нам его отправил
( воспитатель зачитывает текст письма).
Содержание письма:
Здравствуйте, дорогие мои ребята! Пишет Вам дедушка –лесник.
Долгое время я охраняю свои владения и очень соскучился по
общению с Вами в одиночестве….Я приглашаю Вас к себе в гости ,
а мои помощники- лесные жители рады будут помочь Вам в пути.
Ничего не бойтесь! Жду Вас! Доброго пути!
Воспитатель: Ребята, оказывается дедушка- лесник приглашает нас
к себе в гости! Мы принимаем приглашение?! Кто из Вас хотел бы
отправиться в лес?
(Дети выражают своё желание отправиться в гости к леснику.
Воспитатель интересуется у детей, кто из них бывал в лесу, можно
ли одним , без сопровождения взрослых, отправляться в лес, знают
ли они, чем занимается лесник, т.е. организует беседу).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такой лесник?
Дети: Это человек, который живёт в лесу.
Воспитатель: (уточняет, поправляет ответы детей).
Лесник- это человек, который следит за лесом, чтобы никто не
обижал зверей, не оставлял мусор, не причинял вред деревьям, не
оставлял не потухший костёр.
- А где живёт лесник? (В лесу, в домике).
- Как называется его домик? (Избушка)
Воспитатель: Она называется сторожка- от слова « сторожить».
А кто же покажет нам туда дорожку? Смотрите, ёжик пробегает!
Давайте у него спросим.
Воспитатель вместе с детьми произносит слова:
Ёжик, ёжик, расскажи,
Ёжик, ёжик, покажи,
Как найти дорожку,
К леснику, в сторожку?!
Ёжик (мягкая игрушка): Покажу и расскажу. Только сначала
ответьте на мои вопросы.
1) Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие
животные, звери)
2) Каких диких животных, обитающих в наших лесах, вы знаете?
(медведь, лиса, заяц, волк, ёж, белка и т.д.)
3) А вы знаете какие деревья растут в лесу? (ели, сосны, кедры,
осины, берёзы и т.д.)
4) Как называются деревья, которые всегда зелёные, летом и
зимой? Что у них вместо листьев? (Хвоя)
5) А как называются деревья, у которых есть листья?
(лиственные)
6) Что, по вашему мнению, нельзя делать в лесу? (шуметь,
разорять птичьи гнёзда, уничтожать деревья, растения,
разводить костёр)
(Дети отвечают на вопросы, в случае затруднения воспитатель
помогает им наводящими и подсказывающими вопросами)
Ёжик: Молодцы! Вы много знаете. Идите по дорожке и никуда не
сворачивайте. Встретите зайца, он вам дальше покажет дорогу!
Воспитатель: Спасибо, ёжик! Пойдёмте, ребята.
(Дети тоже благодарят ёжика за помощь, прощаются и продолжают
своё путешествие. На пути им встречается заяц).
Воспитатель: А вот и заяц! Здравствуй, зайчик! (все дружно
здороваются).Ребята, давайте у него спросим , куда нам дальше
идти.
Дети ( хором):
Зайка, зайка, расскажи,
Зайка, зайка, покажи,
Как найти дорожку,
К леснику, в сторожку?!
Заяц ( мягкая игрушка): Конечно расскажу, если вы со мной
поиграете в игру « Назови ласково!»
( Воспитатель напоминает детям правила игры. Зайчик говорит
детям слово, а они должны произнести это слово ласково
( используя уменьшительно- ласкательные суффиксы).
Заяц: Итак, начнём!
Заяц- зайчик, лиса- лисичка, медведь- медведюшка, белка- белочка,
волк- волчок, кабан- кабанчик, барсук- барсучок, и т.д.
Заяц: Молодцы, ребята! Интересно с вами играть, много вы знаете,
только у меня ещё одна игра на примете есть, называется она
«Кто кем был?!»
Воспитатель: Ребята, вы не расстраивайтесь, в такую игру мы как-
то играли. Сейчас заяц будет вам перечислять взрослых лесных
жителей, а вы должны будете сказать, как зовут их детёнышей. А
игра так называется потому, что когда-то взрослые звери были
маленькими детёнышами, так же, как ваши мамы и папы когда- то
были детьми.
Заяц: Приготовьтесь! Внимание!
Лиса ( лисёнок), волк ( волчонок), медведь ( медвежонок), белка
(бельчонок), ёж ( ежонок), и т.д.
Заяц: Вот какие непоседы- малыши, убежали от мам! Помогите
пожалуйста каждому малышу найти свою маму!
( В обруче, на полу, перемешаны картинки мам и детёнышей
животных, дети помогают им воссоединиться)
Заяц: Молодцы, ребята! И последняя просьба-помогите мне
пожалуйста навести порядок! Дело в том, что животные, опасаясь
волка, перепутались, а некоторые и вовсе не могут найти дорогу
домой, вся надежда на вас!
(На столе перемешались фигурки домашних и диких животных,
дети возводят забор из конструктора).
Заяц: Спасибо вам, ребята, за помощь! Какие умные дети пришли
к нам в лес! Дедушка- лесник, наверное, заждался вас. Идите скорее
к нему по дорожке и никуда не сворачивайте!
(Дети прощаются и идут дальше, видят сторожку лесника, но их
там никто не встречает. Дети находят письмо, в котором дедушка
сообщает, что ушёл далеко в лес по рабочим делам).
Воспитатель зачитывает текст письма:
- Здравствуйте, ребята! Как хорошо вы поступили, что всё же
отправились ко мне в гости. К сожалению, не смог дождаться вас, я
сейчас нахожусь далеко в лесу по рабочим делам…Но мне лесные
жители, наши друзья, уже передали по нашей лесной почте, что вы
с ними играли, никого не обижали! Молодцы! Чтобы вам было не
скучно, мы вместе со своими друзьями- лесными зверями, передаём
вам привет – видео письмо. Посмотрите обязательно! Вас ждёт
сюрприз! До встречи. Ваш дедушка- лесник.
Просмотр видеофильма.
(Дети рассаживаются перед большим экраном проектора), после
чего, каждому на память вручаются памятные призы.( раскраски о
животных и медали за отличную работу и помощь в путешествии).
Подводится итог.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение№ 200
«Детский сад комбинированного вида»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«В гости к дедушке леснику».
Составила:
Проскурякова М.Н.
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Кемерово