Напоминание

"Как управлять начинающими кадрами в ДОУ"


Авторы: Пухарева Татьяна Михайловна, Соловьева Ирина Викторовна
Должность: старший методист, заведующий
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №111"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Как управлять начинающими кадрами в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как управлять начинающими кадрами в ДОУ?

МАДОУ «Детский сад №111»

г. Пермь

Заведующий Соловьева Ирина

Викторовна

Старший методист

Пухарева Татьяна Михайловна

Каков сегодня состав работников дошкольных учреждений? Помимо

воспитателей

со

средним

и

высшим

педагогическим

образованием

и

с

опытом работы есть и молодые начинающие педагоги.

Анализ

кадров

показал,

что

среди

коллектива

педагогов

нашего

ДОУ

можно выделить две категории:

1.

Воспитатели,

имеющие

высокий

уровень

профессионализма

и

компетентности, опыт инновационной деятельности - 55%

2.

Воспитатели,

с

низкой

квалификационной

категорией

при

наличии

стремления

к

инновационной

деятельности,

требующие

организованного

обучения в условиях ДОУ – 25%

Выделенные

категории

воспитателей

испытывают

различные

образовательные

потребности.

В

данной

связи

возникла

необходимость

строить методическую работу с воспитателями на основе дифференциации

и индивидуализации.

Результаты анализа определили следующие проблемы:

1.

В

связи

с

ростом

интенсивной

инновационной

деятельностью

по

новым

образовательным

программам

возникла

необходимость

изменения тактики к подходам управления педагогическими кадрами.

2.

Система

методической

работы

требует

изменений

в

связи

с

пополнением состава сотрудников начинающими воспитателей.

Как показывает практика, наибольшую трудность испытывают педагоги

второй

группы,

так

как

это

вновь

поступившие

на

работу

педагоги.

Особенностью

труда

начинающих

педагогов

является

то,

что

они

с

первого

дня

работы

имеют

те

же

обязанности

и

несут

ту

же

ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а коллеги,

родители, администрация ожидают от них

столь же безупречного профессионализма.

Поэтому администрация ДОУ определила

Цель:

Разработать

эффективную

систему

управленческой

методической

работы

в

ДОУ,

создавая

условия

для

повышения

профессионализма у начинающих педагогов.

Задачи:

1.Формировать

и

воспитывать

потребность

у

молодых

педагогов

в

непрерывном самообразовании.

2.Помогать

педагогу,

опираясь

в

своей

деятельности

на

достижения

педагогической науки и передового опыта наставников ДОУ, внедрять

основные принципы образовательной программы.

3.

Способствовать

формированию

индивидуального

стиля

творческой

деятельности

педагога,

учитывая

корпоративные

особенности

учреждения.

Как организовать управленческую методическую работу в ДОУ в

сложившихся условиях?

Деятельность

включает

алгоритм

интегрированных

действий

администрации,

психолого-

педагогической

службы

и

всех

работников

коллектива и содержит 2 модуля:

-управленческий (отражает деятельность руководства по планированию,

управлению, контролю)

-психолого

педагогический

(направлен

на

развитие

мотивации

педагогов к профессиональному росту)

И с с л ед о ва н и я

п ед а го го в

и

п с и хол о го в

п о ка зы ва ют

э т а п ы

профессионального становления:

1 этап – 1 год работы – адаптация

2

этап

2-3

годы

работы

развитие

профессиональных

умений,

накопление опыта, поиск лучших методов работы и т.д.

3 этап – 4-5 –й годы – складывается система работы

4 этап – совершенствование, саморазвитие.

Система психолого- педагогической работы

1 - Аналитико- диагностическая деятельность

-изучение

уровня

образованности

и

специальной

направленности

(собеседование с администрацией, анкетирование психологом)

-изучение уровня профессиональной деятельности (наблюдения, тесты,

анкетирование, тренинги)

-изучение

коммуникативных

качеств

(анкетирование,

ролевые

игры,

тренинги и др.)

-выявление творческого потенциала

На

педсовете

организуем

«Посвящение

в

воспитатели»,

где

новый

педагог рассказывает

о себе и ему от всего педагогического коллектива

вручается «Памятка начинающему воспитателю (даются советы в шуточной

форме)

2 – Организационно – педагогическая деятельность

Цель:

определение

форм

и

методов

работы

с

кадрами

на

основе

личностно- ориентированного подхода

-организация

тьюторства

(на

основе

«Положения

о

тьюторстве

в

ДОУ», приказа заведующей «Организации тьюторства в ДОУ» и протоколов

заседаний

педагогического

совета,

на

которых

рассматривались

данные

вопросы )

Специфика тьюторства состоит в том, что оно носит полуофициальный

характер. С одной стороны,

в нем есть формализованные элементы: оно

организуется на основе установленных правил и инструкций. С другой –

возникающие межличностные отношения между педагогами конструктивны.

Сегодня

в

число

приоритетных

ценностей

попали

независимость,

свобода выбора, возможность творчества, поиска. Большинство начинающих

воспитателей стремятся получить методическую, психолого-педагогическую

помощь.

Форма тьюторства должна выступать

как форма сотрудничества. Ее

эффективность

во

многом

определяется

доверительными,

дружескими

отношениями между “учителем и учеником”, которые обычно не возникают

между людьми, имеющими разный статус.

Как показывает практика педагог добивается существенных успехов только

в том случае, если напарник по стилю своей деятельности похож на него.

Когда есть большие стилевые различия, будущий педагог оказывается не в

состоянии успешно заимствовать приемы работы опытного коллеги даже при

высоком уровне его педагогического мастерства. Поэтому мы, руководители,

обращаем внимание на темперамент, темп работы начинающего воспитателя

для того, чтобы определить ему напарника.

Организуя

в

ДОУ

разнообразные

формы

методической

работы,

добиваемся от сотрудников того, что они должны ценить индивидуальность

каждого педагога, не соревноваться между собой, а сотрудничать, обогащать

свой опыт путём обмена и обсуждения удач и неудач в работе, поиском своего

авторского почерка. Это даёт возможность каждому педагогу как личности

самореализоваться.

Значительная

роль

в

повышении

профессионального

мастерства

воспитателей мы отводим самообразованию.

Самообразование представляет собой единство рефлексии собственной

деятельности, наблюдения и анализа деятельности коллег и образовательного

процесса

в

целом,

изучение

психолого-педагогической

литературы,

повышения общеобразовательного уровня.

На основе выявленных проблем каждый воспитатель определяет для

себя единую тему, над которой будет работать, составляется план работы.

3 – Итоговая деятельность

Ежегодно

проводим

анализ

результатов

работы

педагогов,

где

прослеживаем

динамику

профессионального

роста

у

начинающих

воспитателей,

отмечая

в

первую

очередь

их

успехи,

и

намечаем

перспективу

дальнейшей

работы.

С

целью

самоанализа

своей

педагогической

деятельности

используем

такую

форму

работы,

как

написание

сочинения

молодыми

воспитателями

«Воспитатель

мое

призвание», где они определяют проблемы и трудности в своей работе.

К итоговому педсовету заполняем и вывешиваем Карту методической

активности, где определяем по критериям 1, 2 и 3 место.

В ДОУ постоянно оформляется стенд “Наши успехи”, где помещаются

ф ото г р а ф и и

с от руд н и ко в

и

п о зд р а вл е н и я

с

п о в ы ш е н и е м

квалификационной

категории,

благодарность

за

активное

участие

в

педагогических мероприятиях. Планируем оформлять выставки «Личные

достижения педагога» (увлечения, хобби).

Наш

опыт

работы

показывает,

что

профессиональная

адаптация

начинающего воспитателя пройдет успешно, если:

-педагогическая направленность и трудовая мотивация являются важными

факторами

при

поступлении

на

работу

и

закреплены

нормативными

актами ДОУ:

-профессиональный

рост

осуществляется

в

неразрывной

связи

с

процессом его личностного развития и определен в методической работе

ДОУ;

-в организации педагогического труда имеет место максимальный учет

личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки;

-материально-техническое

обеспечение

образовательного

процесса

соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать

инновационные подходы.

Таким

образом,

повышение

уровня

развития

профессионального

мастерства

начинающего

педагога

зависит

от

единства

всех

управленческих

структур

и

эффективной

системы

построения

методической работы в дошкольном образовательном учреждении.



В раздел образования