Напоминание

«Решение проектных задач в начальных классах».


Автор: Кузнецова Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Нижне–Бестяхская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: п.Нижний Бестях, Мегино–Кангаласского района, республики Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: «Решение проектных задач в начальных классах».
Раздел: начальное образование





Назад




Статья «Решение проектных задач в начальных классах».

Федеральные

государственные

стандарты

приоритетом

начального

образования ставят формирование общеучебных умений, навыков и способов

деятельности, способствующих успешному обучению в школе. Цели и задачи,

поставленные на современном этапе перед системой образования, в частности

перед

начальной

школой

требуют

применения

новых

современных

педагогических технологий.

Актуальным становится использование в учебном процессе приемов и методов,

которые

способствуют

формированию

умения

учиться.

Перед

учителем

начальных

классов

стоит

задача:

сформировать

у

обучающихся

умения

самостоятельно

добывать

знания,

находить

нужную

информацию,

выдвигать

гипотезы, делать выводы. То есть, обозначена проблема, связанная с развитием у

младших школьников навыков самостоятельности в обучении и саморазвития.

Эту проблему в начальной школе пытаются решить через организацию

проектной деятельности на уроке, на внеурочных, внеклассных занятиях.

Но возрастные возможности младших школьников не позволяют вести

полноценную

самостоятельную

проектную

деятельность

учащимся.

Поэтому

задачей учителя начальных классов стала необходимость

вооружить младших

школьников

средствами

и

способами

проектной

деятельности,

то

есть,

подготовить их к дальнейшему самостоятельному ведению этой деятельности.

Решить данную проблему по освоению способов проектирования

предполагается через работу по решению проектных задач.

Методологической основой доклада являются исследования и разработки

современных психологов К.Н.Поливановой о критических переходах развития

ребенка, Г.А. Цукерман о двух фазах учебной деятельности младшего школьника,

А Б. Воронцова о проектной деятельности в начальной школе.

Что же такое проектная задача? Под проектной задачей мы понимаем систему или

набор заданий, действий, направленных на поиск достижения результата. Работая

над

проектной

задачей,

младшие

школьники

осваивают

основы

проектной

деятельности. Фактически проектная задача задает общий способ проектирования

для получения результата. Таким образом, учащиеся учатся выполнять проект.

Если сравнить проект и проектную задачу, мы видим, что проектная задача

является

огромным

шагом

на

пути

к

умению

работать

над

проектом.

Особенностью

проекта

является

то,

что

для

его

реализации

учащиеся

самостоятельно

определяют

весь

набор

средств,

действий,

которые

помогут

выполнить

данный

проект.

Младшие

школьники

пока

не

готовы

выполнить

подобные действия самостоятельно. В проектной задаче предлагаются материалы,

необходимые средства в виде набора заданий, которые нужно выполнить.

В чем заключается педагогическая ценность решения проектных задач в

начальных классах? Во-первых, появляется реальная возможность организовать

групповое общение и сотрудничество учащихся. Так как одним из условий при

решении

проектных

задач

является

групповая

работа.

Во-вторых,

через

специально разработанные задания дети учатся проектированию. В-третьих, дает

возможность учащимся осуществлять перенос известных предметных знаний и

способов действий в модельную ситуацию. В-четвертых, учитель или эксперт

имеет возможность наблюдать за деятельностью каждого ребенка в группе и вести

мониторинг.

Благодаря проектным задачам в начальной школе у детей появляется возможность

овладеть важнейшими для дальнейшего саморазвития способностями:

целеполаганию – умению ставить и удерживать цели;

планированию – составлять план своей деятельности и следовать плану;

моделированию – составлять способы действий в виде модели, выделять главное;

рефлексированию- видеть трудности, ошибки, понимать почему получилось и не

получилось;

коммуникации – взаимодействовать в ходе решения задачи, вступать в диалог,

отстаивать свое мнение, прислушиваться и уважать чужое мнение.

Все

выше

перечисленные

способности

необходимы

в

дальнейшем

для

самообучения,

саморазвития,

для

выполнения

различных

проектов

в

подростковом возрасте.

Особенность проектных задач в начальных классах заключается в том, что в

большей степени они носят обучающий характер. Дети учатся взаимодействовать

в процессе выполнения заданий, искать нужную информацию, организовывать

свою

работу.

В

задачах

должна

быть

ясно

сформулирована

цель,

которую

учащиеся должны достичь, должна быть обозначена последовательность заданий,

работа

проходит

под

руководством

учителя.

Он

обеспечивает

группу

всем

необходимым для достижения результата.

Каждая проектная задача имеет определенную структуру:

1. Описание проблемной ситуации.

Постановка

задачи.

Задача

должна

быть

сформулирована

самими

под

руководством

учителя

по

результатам

разбора

проблемной

ситуации

(формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).

2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей.

Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые

необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный

«продукт», который можно представить публично и оценить).

3. Итоговое задание. Объединение «продукта», оформление итогового результата.

4. Итог решения проектной задачи

Реальный «продукт»(текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в

виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми

Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы

детей), приобретение способа действий, знаний.

Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт,

который можно представить публично и оценить

Для конструирования проектных задач можно воспользоваться моделью, в

которой необходимо основываться на следующие моменты:

1.

Учебный предмет

2.

Класс

3.

Тип задачи (предметная или метапредметная)

4.

Цели и педагогические задачи (замысел, идея)

5.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается данная задача

6.

Планируемый педагогический результат

7.

Способы оценивания и формат результатов работы.

Приведем пример проектной задачи для второклассников, решение которой было

организованно в рамках выполнения внутришкольного проекта «Красавица Лена»

на внеурочном занятии.

Название

проектной

задачи

Иллюстрированный

отчет

исследователя

реки Лена

Предмет

Математика, окружающий мир, чтение

Класс

2

Тип задачи

Обучающая в педагогическом плане

Цели и педагогические

задачи

1 .

О бу ч е н и е

м л а д ш и х

ш ко л ь н и ко в

совместному решению задач

2.

Формирование

ком м у н и кат и в н ы х

компетентностей

З н а н и я ,

ум е н и я

и

способы

действий,

на

которые

о п и р а е т с я

задача

1. Работа с текстом, поиск информации.

2. Чтение диаграммы, поиск информации.

3. Работа с картой, поиск информации.

4. Творческое мышление.

Планируемый

педагогический

результат

Учащиеся

используют

в

работе

способы

распределения

обязанностей

в

группе

при

выполнении общего задания

С п о с о б

и

ф о р м а т

оценивания

результатов работы

1.

Педагогическое

наблюдение

за

работой

каждого в группе

2. Выступление групп

Замысел проектной задачи.

Второклассникам предлагается помочь другу изготовить отчет исследователя реки

Лена. Каждая группа получает организационное задание:

1)

Распределить задания внутри группы

2)

Рассмотреть материалы и распределить их между собой

3)

Выполнить задания

4)

Рассказать, что получилось.

Результат, который должны получить дети: иллюстрированный отчет в виде

журнала формата А4, в котором отображены научные данные о реке Лена.

Описание проектной задачи.

Учитель

обращается

к

учащимся:

«Сегодня

нам

принесли

письмо.

Я

уже

прочитала, хочу и вам прочитать. Здравствуйте, дорогие ребята 2 класса. Меня

зовут Вася, я тоже учусь во 2 классе, а живу я в г.Якутске. Каждые каникулы я

бываю у своего дедушки Семена в Н-Бестяхе. Дедушка рассказывает мне очень

много

интересного

про

наш

край,

про

природу

и

людей.

Вместе

с

ним

мы

путешествуем, и он учит меня наблюдать, изучать и любить природу и свой край.

Я много узнал про нашу красавицу реку Лену. Я хочу сделать журнал- отчет про

реку. Прошу вас помочь мне в этом. Ваш друг Вася.» Хочу предложить вам помочь

другу и сделать журнал-отчет. Для этого вам нужно будет выполнить несколько

заданий.

Задание 1. Распределите работу в группе.

Задание

2.

Вы

получили

материалы,

необходимые

для

выполнения

заданий.

Рассмотрите их и выполните задания.

Задания для первой группы.

Соберите карту реки Лена, наклейте на лист. (дана контурная карта в разрезанном

виде)

Найдите озеро Байкал, отметьте синим карандашом.

Обведите синим фломастером реку.

Найдите море Лаптевых, куда впадает река Лена.

Задание для второй группы.

Прочитайте рассказ о реке Лена.

Продолжите незаконченные предложения (допишите)

Река

Лена это

самая

крупная

сибирская

река.

Начало

реки

Лена

находится

недалеко от озера Байкал. Именно отсюда из небольшого болотца берет начало

самая большая река Сибири.

В Лену впадает много маленьких речек. После

впадения большого притока Витим, Лена становится огромной полноводной рекой

с глубиной до 20 метров. После города Якутск в реку впадают еще два больших

притока – Алдан и Вилюй. Ширина Лены составляет 10 км, а иногда разливается

и на 30 км. Огромная река несет свои воды и впадает в море Лаптевых.

1. Самые крупные притоки реки Лена это

река ___________________ ,

река ____________________ ,

река _____________________ .

2. Глубина реки Лена достигает ___________ , а ширина _________ .

Задание для третьей группы.

Рассмотрите

столбчатую

диаграмму

(прилагается)

по

результатам

изучения

температуры воды в реке Лена. С помощью диаграммы ответьте на вопросы:

1. Какая температура воды наблюдалась в июле? _____________________

2. Какая температура воды наблюдалась зимой? _____________________

3. Назовите самую низкую температуру. _____________________

4. На сколько градусов летняя температура выше, чем осенняя? ________

Задание для четвертой группы.

Ребята, давайте сохраним чистоту нашей красавицы - реки Лена.

Придумайте и нарисуйте знак призывающий сохранять воды реки Лена.

Задание 3. Расскажите и покажите, что получилось в каждой группе.

Задание 4. Соберем все вместе в один большой журнал- отчет.

Задание 5. В группе подготовьте высказывание о том, что вам понравилось, в чем

были трудности, как вы работали.

Комментарии к заданиям:

В первом задании учатся распределению обязанностей в группе – хаотично или

соответственно задачам. Во втором задании организованный поиск информации,

предоставленной в разных формах – текст, карта-схема, диаграмма.

В третьем

задании аргументирование своего выбора. В четвертом задании эмоциональные

переживания

по

поводу

общего

результата.

В

пятом

формирование

умений

рефлексировать, высказывать свое мнение. Таким образом, при решении данной

проектной

задачи

идет

формирование

способностей,

необходимых

для

выполнения проектов.

Итак, что же мы имеем, решая проектные задачи?

Во-первых, самое главное это то, что школьники учатся способу проектирования

через

специальные

задания.

Во-вторых,

имеем

возможность

организовать

групповое

сотрудничество

детей,

работу

в

команде.

В-третьих,

при

решении

проектных задач учащиеся пытаются осуществлять перенос способов действий в

модельную ситуацию.

Систематическое использование проектных задач в начальной школе помогает

сформировать у обучающихся универсальные учебные действия и способности.

Школьники получают возможность научиться составлять план своих действий,

ставить

и

удерживать

цели,

искать

способ

решения

поставленной

задачи,

анализировать проделанную работу – почему получилось или не получилось,

какие

были

трудности,

допущенные

ошибки,

взаимодействовать

в

группе,

высказывать свое мнение, отстаивать позицию, принимать мнения других ребят в

группе.

Таким образом, проектная задача в начальной школе - это шаг к проектной

деятельности

в

подростковом

возрасте.

Это

освоение

реальной

практики

по

выполнению

проекта,

это

овладение

способами

действий,

освоение

реальной

практики по самоорганизации группы, по управлению собственным поведением,

по развитию творческого подхода к решению проблем и задач.



В раздел образования