Автор: Полит Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Художественно–творческая деятельность как повышение уровня подготовки ребенка к обучению в школе в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Художественно-творческая деятельность
как повышение уровня подготовки ребенка к обучению в школе
в практике работы воспитателя ДОУ
Полит Надежда Александровна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125», г. Новокузнецк
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов
психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в
школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным
периодом
развития
будут
зависеть
успешность
его
адаптации,
вхождение
в
режим
школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Преемственность – основное условие существования системы образования, которая
включает
постановку
и
решение
учебно-воспитательных
задач
в
детском
саду
с
перспективой их дальнейшего совершенствования в школе и появилась с возникновением
общественного дошкольного воспитания и особенно острой стала в последние годы, когда
б о л ь ш и н с т в о
д е т е й
п р и х о д и т
в
ш к о л у
и з
д е т с к о г о
с а д а .
Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, может
быть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовки ребенка к
школе.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у детей положительные
эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются
умения и навыки, необходимые в учебной деятельности.
Целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать
существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу
обучения в школе, а именно на:
развитие мелкой моторики рук
умение работать по образцу
способность концентрировать свое внимание на важном
умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это
графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При
этом требуется определенное положение корпуса и рук,
навык правильного держания
карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются
1
указательным, сбоку - большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты
б е з
н а п р я ж е н и я ) .
В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом каллиграфии, т. е.
правильного их расположения на линейках и клеточках, пропорционального соотношения,
соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование,
требует
ограничения
движений
руки
в
определенном
пространстве
линеек,
точного
выполнения задания.
При
рисовании
дети
изображают
предмет,
проводя
линии
в
различных
направлениях,
различной
длины
и
толщины.
Движения
руки
при
этом
контролируются
зрительно
и
ограничиваются
плоскостью
листа
бумаги,
но
такое
ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим
стоит задача — использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств
изображаемых
предметов.
Такое
сопоставление
письма
и
рисования
показывает,
что
обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения
письмом.
Например,
на
занятиях
рисованием
в
подготовительной
группе
дети
приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои
движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются
такие
качества
движения
руки,
как
легкость,
плавность,
равномерность,
слитность,
которые необходимы и для письма.
В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций
усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности
применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его
р а з м е р а м
п р е д м е т а
п о
ш и р и н е
и
д л и н е .
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно
пользоваться
материалом,
содержать
его
в
чистоте
и
порядке,
использовать
только
необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все
эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно
на
уроках труда. Учитель начальной школы должен учитывать имеющиеся у детей
у м е н и я
и
н а в ы к и
и
с т р о и т ь
у р о к и
т р у д а
н а
и х
о с н о в е .
Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду с основными
формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из окружающей обстановки,
определять
термином,
сравнивать
по
величине,
длине,
ширине,
высоте,
соотносить
величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение помогают
овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в I
классе.
2
Совершенствование
глазомера
и
конструктивных
способностей
в
процессе
занятий
конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает ребенка к
у с в о е н и ю
т е х н и ч е с к и х
д и с ц и п л и н
в
ш к о л е
( ч е р ч е н и е ,
геометрия).
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием в значительной мере
способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению
письмом, математикой, трудовыми навыками.
Как
показывает
опыт
работы,
необходимым
условием
эффективности
развития
художественного
творчества
детей
является
введение
в
структуру
занятий
изобразительного
искусства
отдельных
игровых
элементов
и
художественно-
дидактических игр и использование элементов соревнования. Значение этого условия
предопределяется
прежде
всего
самой
сущностью
игры.
Она
заключается
в
воспроизведении
детьми
действий
взрослых,
помогающих
познавать
окружающую
действительность. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой
активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда
связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение
игровых
ситуаций
увлекает
ребенка,
создает
благоприятный
эмоциональный
тонус,
стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной
деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление,
воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически
целесообразная
мера
-
изобразительная
деятельность
дошкольника
это
труд,
хотя
и
носящий ярко выраженный художественный характер.
Используя
в
работе
художественно-творческие
игры,
следует
учитывать,
что
в
них
обязательно
должны
присутствовать
два
начала:
учебно-познавательное
и
игровое,
занимательное.
Можно
применять
такие
разнообразные
игры
как
разрезные
картинки,
лото,
интеллектуальные
игры
и
т.п.
Они
могут
быть
составлены
с
целью
развития
наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения
детьми
композиционных
закономерностей,
изучения
способов
передачи
движения
в
рисунке, для отработки технических навыков и др.
В процессе дидактических игр
(парные картинки, разнообразные лото, домино, настольно-печатные игры и др.) дети
приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции,
форма, строение и др.), которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке,
лепке,
аппликации
и
др.
Такие
игры
дети
с
удовольствием
создают
сами.
Для запоминания правильного месторасположения частей лица довольно эффективно
3
использовать
подвижную
мозаику
или
фланелеграф.
На
готовом
овале
лица
по
нарисованному
контуру
выкладываются
части
лица.
Ребенок
проверяет
правильность
своих действий по образцу. Затем полезно проводить занятия, на которых дорисовываются
недостающие части лица и ребенок должен сам определить их место. И в этом случае
полезно выполнить «лицо» в технике аппликации.
Неоценимое значение для всестороннего развития дошкольника имеет изобразительная
деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует
развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной
ориентировке
на
листе
бумаги,
глазомера
и
зрительного
восприятия,
внимания
и
усидчивости,
изобразительных
навыков
и
умений,
наблюдательности,
эмоциональной
отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и
самоконтроля.
4
На
занятиях
с
использованием
нетрадиционных
материалов
и
техник
ребята
получают
информацию
о
разнообразии
окружающего
мира,
уточняют
свои
представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются
воображение, мышление, речь.
Популярная игра среди девочек - куклы из бумаги, которые имеют много одежды, на -
рисованной и вырезанной самими девочками. Куклы и «модельеры» ориентируются на ее
конкретные особенности. Безусловно, что для детей выполнить такую куклу трудно, но
им можно предложить готовую куклу и набор одежды для игры.
5
При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию
р е б е н к а ,
т о г д а
в с е
ч е л о в е ч к и
б уд у т
р а з н ы м и ,
и н д и в идуальными.
Одежда
в ы п ол н я е т с я
в
с о от в е т с т в и и
с
ко н ту р а м и
ч а с т е й
е го
т е л а .
При
анализе
детских
рисунков
необходимо
обращать
внимание
на
правильность
передачи
конструкций,
пропорций
предмета,
взаимосвязи
отдельных
его
частей,
цветовое и композиционное решение рисунка. По окончании работы рисунки нужно
вывесить на стенде - это будет веселое и красивое зрелище. С этими «человечками» еще
долго
можно
продолжать
играть
на
занятиях
по
изобразительной
деятельности.
«Человека» можно сложить из готовых частей подвижной мозаики. Для этого нужно
предложить детям нарисовать образец человека из различных геометрических частей
(«человек» из прямоугольников разной величины, из прямоугольников и квадратов, из
треугольников, кругов и т. д.). Для запоминания пропорций человеческой фигуры и
правильного соединения частей его тела полезно выполнить это в технике аппликации.
6
Человека можно слепить из пластилина или глины, соединяя при этом отдельные части его
фигуры.
7
В
рамках подготовки к школьному обучения моим воспитанникам очень нравятся
графические диктанты. Графические диктанты очень полезны для детей. Особенно они
хороши
для
подготовки
ребёнка
к
началу
обучения
в
школе.
Такого
мнения
придерживаются
и
детские
психологи,
и
воспитатели
детских
садов,
и
сами
преподаватели. Регулярные занятия рисованием по клеточкам способствуют развитию у
воспитанников
многих
качеств
и
навыков.
Если
говорить
коротко,
то
графические
диктанты помогают:
развитию пространственного воображения и логического мышления;
тренировке памяти, внимания и наблюдательности;
выработке усидчивости и аккуратности;
развитию мелкой моторики пальцев рук;
улучшению координации движений;
развитию глазомера;
8
подготовке определённых участков коры головного мозга и рук к освоению письма.
Помимо этого ребенок учится ориентироваться в пространстве и сосредотачиваться на
определённом объекте. Ну, а разгадывая в процессе занятий загадки, повторяя скороговорки
или вспоминая стихи, малыш параллельно и совершенно естественным образом развивает
память, речь, увеличивает словарный запас и просто расширяет кругозор.
После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что
ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка
ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими
детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для
этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая.
Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут
выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.
Чтобы приучить ребёнка к школьной тетради, подготовьте графические диктанты на листе,
точь-в-точь как школьная тетрадка.
И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок
в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью
или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки
начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем
количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а
они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили
диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок.
Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если
понадобиться, количество клеток.
Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в
итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:
1 → — 1 клетка вправо
1 ↓ — 1 клетка вниз, и так далее.
Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите,
насколько фигуры ребенка, совпадают с заданными элементами. Если воспитанник ошибся,
выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и
продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.
9
Изобразительная деятельность позволяет решить многие задачи обучения и воспитания,
но так как процесс работы в детских садах по данному направлению построен крайне
неэффективно, это мешает формированию необходимых навыков самообслуживания,
развитию практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.
Литература
1.
Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по
изобразительному искусству. – М., 2001. 186с.
2.
Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.:
Роспедагенство, 1994. 262с.
3.
Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в
рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2. С. 12-13.
4.
Варкки Н., Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание.
2003. № 6. С. 57-59.
5.
Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» – М., 2004. 326с. .
6.
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической
готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2002. 134с.
7.Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1993. 316с.
8. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. 2004.
№ 2. С. 48-52.
9. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя
детского сада. – М.: Просвещение,1980. 422с.
10. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет:
пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2001. 234с.
11. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание.
1997. № 4. С. 23-25.
12. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое
пособие, – СПб.,1999. 318с.
10
13. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе / Прогноз и профилактика
проблем обучения в начальной школе. – СПб, 1999. 277с.
11
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
Нужен ли пластилин для детей до года?
12
С детьми рекомендовано заниматься лепкой с 1 года, до года ребенок скорей всего не
проявит другого интереса к пластилину, кроме как его попробовать на зуб. Но дети все
разные, поэтому можете попробовать позаниматься ребенком лепкой и раньше. Покажите
малышу пластилин одного цвета, оторвите от него кусочек, покатайте шарик, дайте ему
подержать его в ручках. Если ребенок не заинтересуется, отложите и через время
попробуйте снова.Для маленьких деток лучше всего использовать мягкий пластилин,
например фирмы «Play Dоh» или лучше приготовьте соленое тесто самостоятельно.
Лепка из пластилина для детей 2 и 3 года
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок еще не справляется с обычным пластилином, поэтому
стоит выбирать еще специальный мягкий пластилин для маленьких деток. Дети еще только
учатся управлять своими ручками и им сложно даются занятия лепкой. Подбирайте ребенку
не сложные задания, чтобы он мог с ними справиться, это его воодушевит, придаст
уверенности в себе и он захочет продолжать заниматься этим полезным видом творчества.
К трем годам ребенок уже сможет:
отрывать кусочки от пластилина
делать из них шарики
расплющивать их
прилепливать пластилин к бумаге и размазывать его
раздавливать шарики ладонями
делать колбаски
скручивать их в колечки
соединять все составляющие в одну поделку.
Задача родителей научить ребенка этому.
Покажите ребенку
как разрезать колбаску, и получить колечки
как можно вырезать фигурки из плоской лепешки
как разрезать тесто на квадраты, треугольники и другие формы
как прилепить на размазанный по картону пластилин различные предметы,
например, семечки, бусинки, крупы, макароны
Продолжительность занятия лепкой в возрасте 1-3 года составляет 5-15 минут и зависит от
настроения и желания ребенка работать с пластилином.
Для этого возраста рекомендуется использовать пластилин только основных цветов, чтобы
не перегружать ребенка большим разнообразием и не отвлекать от самого занятия лепкой. К
тому же, по желанию, цвета можно смешивать и получать новые оттенки.
Лепка из пластилина для детей 4 и 5 лет
13
В возрасте 4-5 лет ребенок уже умело обращается с ножом для лепки, его ручки уже
окрепли и он может работать с обычным пластилином. Дети этого возраста умеют катать
шарики, колбаски и теперь им интересней будет делать самим более сложные и интересные
поделки.
Предложите ребенку сделать грибную полянку или лесную лужайку с кустиками и
деревьями вокруг. Может ребенок захочет слепить что-то свое, не мешайте ему в этом. Это
наоборот хорошо и воспитывает самостоятельность.
Также мама может лепить одну деталь композиции, а ребенок другую, потом соедините
все в одну поделку. Так ребенок будет чувствовать ответственность за свою часть работы.
Ребенок в этом возрасте может лепить несложные фигурки животных, растений, птиц, еду
для кукол.
Вы можете начинать осваивать с ребенком технику пластилинографии, делать
несложные пластилиновые картины и панно. Предложите малышу добавить в такие
картины природный и бросовый материал.
Время работы с пластилином 10-20 минут, если ребенок сильно увлечен, можно продлить
немного, зависит от усидчивости ребенка.
Лепка из пластилина для детей 6 и 7 лет
Пластилин можно использовать обычный или купить разные наборы, например, для
лепки кондитерских изделий фирмы «Play Dоh». Есть еще наборы с массой для лепки, они
хорошо затвердевают на воздухе и сохраняются в дальнейшем.
В младшем школьном возрасте дети уже умеют самостоятельно фантазировать и
воплощать свои задумки в жизнь. Они лепят более сложные фигурки, следуя пошаговым
инструкциям.
Помогите ребенку сделать картину из пластилина, он уже может делать более
замысловатые рисунки с массой мелких деталей, переходом цветов и разных текстур.
Время для занятий лепкой в этом возрасте можно не ограничивать, пусть ребенок
занимается сколько хочет и на сколько у него хватает фантазии и усидчивости.
Как лепить из пластилина еду для кукол?
14
Мягкий пластилин хорошо подходит для создания игрушечной еды. Малышу ведь
будет скучно делать просто шарики, а если они будут украшением игрушечного
тортика, это будет уже интересней.
Вы
можете
делать
с
ребенком
различные
тортики,
макароны,
бутерброды,
пирожные и многое другое, на что хватит фантазии.
Можете не выбрасывать коробки из под конфет, а сделать для них свои игрушечные
конфеты.
Обязательно примеряйте вашу еду для кукол к посудке, из которой они ее будут
есть.
Для более старших деток, можно совместить занятие с математикой, делить пирог
на
равные
части
и
изучать
дроби,
кормить
гостей
и
считать
сколько
нужно
приготовить для них пирожных.
Ниже приводим вам несколько поэтапных инструкций, как сделать некоторую еду для
кукол из пластилина.
Лепим мороженое из пластилина
Возьмите кусочек пластилина песочного цвета, отпечатайте на нем клеточки, как на
вафлях.
Теперь сделайте конус и один или три шарика, такого цвета, как хотите делать
мороженое, можно взять разных цветов.
Прилепливаем шарики на конус к его
основанию, и оборачиваем нашей лепешкой-
вафлей.
Сверху можно добавить джема, размазав две
или три колбаски
Как сделать арбуз из пластилина?
Берем черный пластилин и катаем несколько
тоненьких колбасок. Красный пластилин раскатываем
не очень тонкой лепешкой в форме овала. Посередине
кладем одну колбаску и складываем лепешку пополам.
15
Добавляем еще пару колбасок и снова складываем и так повторяем несколько раз. В конце
придаем круглую форму.
Оборачиваем наш арбуз в белую лепешку, а затем в зеленую, делая, таким образом,
кожуру.
16
Добавляем более светлые по цвету зеленые полосочки
И разрезаем. Посмотрите, какой спелый у нас получился арбуз
Лепим торт из пластилина
Сделайте несколько шариков из пластилина разных цветов, лучше взять два коричневых,
для шоколадных слоев бисквита, два разных ягодных цветов и один какой хотите, для
глазури.
17
Шоколадные и ягодные коржи делаем очень просто, шарик немного сплющиваем и
раскатываем бочками, чтобы их выровнять
Соединяем все коржи в один торт и прокатываем бочком его еще раз, чтобы выровнять
все
слои
.
Берем наш шарик для глазури и раскатываем его максимально тонко, оборачиваем наш
тортик в него целиком, лишние края срезаем и выравниваем.
Теперь делаем крем: раскатываем пластилин в тоненькую и длинненькую колбаску,
складываем ее пополам и скручиваем. Выкладываем ее по периметру нашего тортика
18
Разрезаем тортик на кусочки и зубочисткой или зубной щеткой придаем пористости
нашим шоколадным слоям бисквита. Каждый кусочек еще можно украсить бусинками-
фруктами и полить глазурью фруктами и полить глазурью
19