Автор: Салихов Рафаил Шагигалеевич
Должность: преподаватель по классу "Баян"
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер Белорецкого района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Первый урок в классе баяна»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Инзер Белорецкий район
муниципального района Республики Башкортостан
Методическая разработка
«Первый урок в классе баяна»
2017 г.
Методическая разработка урока для учащихся 1 класса по
предмету баян.
Тема:
«Первый урок в классе баяна».
Цели:
-
познакомить учащегося с музыкой;
- рассказать об истории возникновении баяна;
- познакомить с составными частями и внутренним устройством;
- дать первоначальные знания нотной грамоты.
Задачи:
- дать необходимые теоретические сведения и первоначальные игровые навыки,
подав их в интересной, доступной для ребенка форме;
- сформировать увлеченность музыкой, интерес к занятиям и желание трудиться.
Технические средства:
ноутбук, музыкальный центр, CD-диски,USB-
носители, метроном, музыкальный инструмент баян.
Наглядные пособия:
фото и видео эстрадных и классических исполнителей на
баяне, аккордеоне (Б.Векслер, Р.Бажилин, А.Мирек, П.Дранга, дуэт «Баян-mix»,
аккордеонный дуэт «Иллюзия» и др. ).
Введение
Как уже многократно говорилось ранее, важнейшую роль в образовательном
процессе играет эстетическое воспитание, необходимое для формирования
гармонично развитой личности. Среди различных видов искусств музыке
принадлежит одно из ведущих мест наряду с поэзией, живописью, литературой,
театром. Музыкальное искусство является источником умножения духовной
культуры человека, способствует становлению его идейно – нравственного
облика и мировоззрения в целом.
Детские музыкальные школы и школы искусств, являясь существенным звеном в
системе дополнительного образования, практически решают следующие задачи:
- обеспечение обучения, воспитания и развития детей;
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции
в мировой и отечественной культуры;
- целостности процесса психического и физического, умственного и духовного
развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога с семьей учащегося;
- знакомство учащихся с достижениями мировой культуры;
- поддержание соответствующего уровня образования, позволяющего
выпускникам продолжить учебу в средних учебных заведениях;
- предоставление учащимся возможности участия в различных фестивалях,
концертах, конкурсах;
- эстетического воспитания, формирования мировоззрения, художественных
вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов, готовят активных
участников художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной
культуры.
Рабочие программы музыкальных школ опираются на учебные планы,
предусматривающие определенный срок обучения. Программа представляет
рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной
не только с задачами о бучения в музыкальной школе, но и с учетом все
возрастающих от класса к классу требований, предъявляемых к ученику в
общеобразовательной школе, предполагает использование методики
преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям
учащихся.
Воспитание и обучение составляет единое целое в общем педагогическом
процессе. В деле специального образования баяниста основная цель педагога –
развить в ученике любовь к музыки и музыкальное мышление, научить понимать
художественное произведение и эмоционально отзываться на его содержание,
обеспечить совершенное владение инструментом и всесторонний рост
исполнительских навыков ученика.
Особое внимание нужно уделить одному из самых важных периодов обучения
музыки – его начальному этапу. Основная задача педагога – владение навыками
ведения первых уроков с начинающими, ведь именно от первых занятий будет
зависеть весь дальнейший ход обучения, воспитания и развития ребенка.
Вспоминая свои первые годы работы в музыкальной школе, могу предположить,
что самое сложное для многих начинающих преподавателей именно первые
уроки с маленькими музыкантами. Ведь баян – инструмент достаточно сложный
в начальный период обучения. Учащемуся приходится овладевать двумя
различными клавиатурами в условиях отсутствия зрительного контакта с ними,
затрачивать значительные физические усилия для извлечения звука при
управлении мехом, уметь читать ноты параллельно в двух ключах – скрипичном
и басовом, решать различные координационно – двигательные задачи.
И в этот период самый главный вопрос, стоящий перед педагогом, как сделать
так, чтобы учеба была в радость, как оградить ребенка от отрицательных эмоций,
неудач и легко преодолеть барьеры начального периода, как сохранить
светящимися глаза, с которыми малыш пришел учиться, не подозревая что его
ждет довольно не простая работа?
Педагогическая деятельность – это постоянное творчество, поэтому педагогу
очень важно уметь учиться, развивать свой творческий потенциал, подниматься
на новый интеллектуальный, эмоциональный уровень, сделать процесс обучения
интересным, привлекательным и увлекательным, активизировать детей к
дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для
дальнейшего роста юного музыканта, именно поэтому хочется уделить особое
внимание самому первому занятию в жизни маленького баяниста.
Педагог: Здравствуй. Нас с тобой можно поздравить с первым нашим занятием.
Ежедневно, ежечасно,
Каждый миг существования
Слышу музыки прекрасной
Я знакомое звучание.
Вслушайся, она повсюду.
Слышишь, словно чьи-то руки
Из теченья наших судеб
Плавно извлекают звуки.
И в ушах звенящий ветер,
И полночных снов хрустальность,
Все, что только есть на свете,
Источает музыкальность.
Все, чем только еще можно
Чувств поджечь опасный порох,
И часы, что бьют тревожно,
И листвы спокойный шорох,
И глубокое молчание
В ритм дождя, что бьет по крыше,
Это музыки звучание.
Вслушайся и ты услышишь…
Затем педагог может поиграть различные мелодии, знакомив ученика со
звучанием инструмента. Конечно же, нельзя оставить без внимания историю
возникновения инструмента. В давние времена на Руси жил человек по имени
Боян, который пел песни и рассказывал былины о победах русских воинов,
аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память
о древне – русском певце – сказителе. Так инструмент получил
название баян. Конечно, этот инструмент не сразу стал таки, какаим мы его
знаем. Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок – тонкая
металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже
известны с незапамятных времен – сперва кузнечные, а потом органные. И
клавиатура была изобретена еще до нашего летоисчисления. А вот возраст
ручной гармоники, прапраматери современного баяна, на фоне этой старины
можно считать младенческим – чуть больше ста восьмидесяти лет. Имя
изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман. Отец Фридриха был
музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и
сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже
гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.
В 1822 году он сконструировал специальное приспособление – маленькую
коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал
ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты.
Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам
инструмент. Используя эту технологию, венский органный мастер Кирилл
Демиан,усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент,
названный им аккордеоном. Но на аккордеоне можно было играть, правда, очень
простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять
кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была уже музыка, а не детская
забава. Вскоре инструмент распространился по всему миру. А мы обязаны этим,
как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830
года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там
услышал гармонику. Сизов выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез
домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал
инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в
нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой
же.
Таким образом началось производство итого инструмента, которое перекинулось
в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились
и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и
подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливенская, череповецкая,
касимовская, елецкая, вятская – всех и не перечислить. За короткий срок
гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей все6го несколько
клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической
музыки.К середине XX в. Гармоники были широко распространены, многие
музыканты были самоучками. Теперь же другие времена – класс баяна есть в
музыкальных школах, училищах, консерваториях. Всему миру известна
российская школа баяна: наши баянисты, в том числе и дети – победители
Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сей день. Ее
можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и оркестрах
народных инструментов. В известной песне поется:
Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!
Можно продемонстрировать различные виды гармоник, имеющихся в наличии
или показать на картинке, сопоставив с современными инструментами.
Знакомство с составными частями баяна начинаем с их показа, поясняя значение.
Правый полукорпус – гриф, трехрядная клавиатура (клавиши белые и черные,
называемые кнопками), наплечные ремни.
Левый полукорпус - пяти, а иногда шестирядная клавиатура, отдушник, колесо –
регулятор длины малого ремня.
Полукорпуса соединены мехом, который может растягиваться и сжиматься.
Учащийся вслух повторяет новые для него слова – термины и показывает на
инструменте соответствующие им детали. Также необходимо рассказать о том,
что звук у баяна появляется благодаряколебанию металлического язычка –
«голоса». При нажатии клавиши поднимается клапан и открывается отверстие, в
которое при движении меха устремляется воздушная струя. Язычок колеблется,
создавая звучание определенной высоты, которое зависит от размеров самого
«голоса» - чем длиннее и шире язычок, тем ниже звук, и наоборот – чем короче и
уже «голос», тем звук выше.
А теперь можно поговорить о высоте звуков, используя загадки. Представить,
что очутились в лесу. Первым на полянку выскочил..?
Исполняется пьеска В.Завального «Зайчики»
Затрещали сучья и из лесной чащи вышел большой, грузный ..?
Исполняется пьеска «Медведь» Е.Тиличеевой
От медведя лучше быть подальше, но откуда не возьмись, появился злой,
голодный ..?
Исполняется пьеска «Волк»В.Ребикова.
А вот загадка посложнее : «Маленькая, зеленая, в лесу у воды ловко прыгает и
громко «разговаривает»
Исполняется «Лягушка» В.Ребикова.
А ты знаешь, что музыку можно не только слушать, но и записывать.
Записывается она нотами. Ноты – это музыкальные знаки, как буквы в словах.
Кто играет и поет,
Знает – в музыке семь нот.
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си –
Ноты вслух произнеси.
Ноты изображаются в виде овала полого или заштрихованного. Ноты бывают
разными.
Нотной азбуки король
Называется КЛЮЧ СОЛЬ.
От других ключей отличный,
Вот такой он – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ
Пять линеек образуют НОТНЫЙ СТАН или НОТОНОСЕЦ. Нотки записываются на
линейках и между линейками.
Аппликатура и ее
значение.
Вот так дружная
семейка –
Разлучить ее посмей-
ка!
Пять ребят, пять
ловких братьев
Будут здесь соревноваться.
ПЕРВЫЙ палец вот какой –
Хоть короткий, но большой,
А ВТОРОЙ – внимательный,
Палец указательный.
Самый сильный палец средний,
На руке он номер ТРЕТИЙ,
Вот четвертый палец – странный,
Потому что БЕЗЫМЯННЫЙ.
А мизинец, номер ПЯТЬ,
Любит братьев догонять.
Научу я всю семейку
Замечательно играть!
Домашнее задание является одной из необходимы составляющих учебного
процесса, оно должно быть последовательным, чтобы ребенку было проще
закреплять полученный на уроке материал.
Д/З: Выучить названия составных частей баяна., термины нотной грамоты,
стихотворение «Пятеро друзей». Выполнить письменное задание в тетради.
Заключение
Преподавателю музыкальной школы приходится быть универсалом: он одинаково
хорошо должен уметь работать и с начинающими малышами, и с подростками –
выпускниками, добиваться реально ощутимых результатов и со «слабочками», и с
талантливыми учениками, а ведь это два абсолютно противополныз полюса
педагогической деятельности.
Несмотря на опыт и подготовку к каждому конкретному уроку, работа с детьми –
это в большей степения импровизация. Эта работа становится успешной только
тогда, когда педагог имеет глубокие знания детской психологии, обладает острой
наблюдательностью, хорошей памятью, интуицией, воображением. Педагог должен
быть активным, эмоциональным и, в тоже время, уровновешанным, настойчивым,
терпеливым, должен уметь легко устанавливать контакт с учениками разными по
возрасту и характеру, иметь хороший багаж умений и опыта, стремиться к
постоянному совершенствованию своих знаний. Но, все же, самое главное качество
преподавателя музыкальной школы – педагогический оптимизм, вера в достижение
хороших и отличных результатов в развитии своих воспитанников. Педагог – это,
прежде всего, друг. И если между учителем и учеником протянулась невидимая
духовная «ниточка», то занятия музыкой способны в огромной степени повлиять на
культурно - нравственное развитие ребенка.
Список используемой литературы:
1.
Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне /
Ю.Акимов. – М., 1980
2.
Актуальные проблемы исполнительства на народных инструментах. –
Петрозаводск, 1992
3.
Бардин Ю. Обучение игры на баяне по пятипальцевой аппликатуре.
Начальный курс / Ю.Бардин. – М., 1978
4.
Басурманов А. Справочник баяниста / А.Басурманов. – М., 1987
5.
Була М.И. Аккордеон. Программа для детских музыкальных школ и шклд
искусств / М.И.Була, В.П.Бубен. – Минск, 2004
6.
Булыго К. Проблемное обучение музыканта – исполнителя / К.Булыго. –
Минск,1982
7.
Говорушко П. Начальный курс игры на готово – выборном баяне /
П.говорушко. – Л., 1980
8.
Крупин А. Мехопальцевая артикуляция при атаке звука на баяне / А.Крупин //
Сб. ст.: Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных
инструментах. – М., 1987
9.
Липс Ф. Искусство игры на баяне / Ф.Липс. – М., 1985
10.
Мирек А. Основы постановки аккордеониста / А.Мирек. – М., 1991
11.
В.Г.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике», ЦАПИ Москва, 1994г.
12.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.2008г.
13.
Г.И.Крылова. Азбука маленького баяниста / Г.И.Крылова. – М.: Изд-во
ВЛАДОС – ПРЕСС, 2010