Напоминание

«Первый урок в классе баяна»


Автор: Салихов Рафаил Шагигалеевич
Должность: преподаватель по классу "Баян"
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер Белорецкого района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Первый урок в классе баяна»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» с. Инзер Белорецкий район

муниципального района Республики Башкортостан

Методическая разработка

«Первый урок в классе баяна»

2017 г.

Методическая разработка урока для учащихся 1 класса по

предмету баян.

Тема:

«Первый урок в классе баяна».

Цели:

-

познакомить учащегося с музыкой;

- рассказать об истории возникновении баяна;

- познакомить с составными частями и внутренним устройством;

- дать первоначальные знания нотной грамоты.

Задачи:

- дать необходимые теоретические сведения и первоначальные игровые навыки,

подав их в интересной, доступной для ребенка форме;

- сформировать увлеченность музыкой, интерес к занятиям и желание трудиться.

Технические средства:

ноутбук, музыкальный центр, CD-диски,USB-

носители, метроном, музыкальный инструмент баян.

Наглядные пособия:

фото и видео эстрадных и классических исполнителей на

баяне, аккордеоне (Б.Векслер, Р.Бажилин, А.Мирек, П.Дранга, дуэт «Баян-mix»,

аккордеонный дуэт «Иллюзия» и др. ).

Введение

Как уже многократно говорилось ранее, важнейшую роль в образовательном

процессе играет эстетическое воспитание, необходимое для формирования

гармонично развитой личности. Среди различных видов искусств музыке

принадлежит одно из ведущих мест наряду с поэзией, живописью, литературой,

театром. Музыкальное искусство является источником умножения духовной

культуры человека, способствует становлению его идейно – нравственного

облика и мировоззрения в целом.

Детские музыкальные школы и школы искусств, являясь существенным звеном в

системе дополнительного образования, практически решают следующие задачи:

- обеспечение обучения, воспитания и развития детей;

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- профилактика асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального

самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции

в мировой и отечественной культуры;

- целостности процесса психического и физического, умственного и духовного

развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья ребенка;

- взаимодействие педагога с семьей учащегося;

- знакомство учащихся с достижениями мировой культуры;

- поддержание соответствующего уровня образования, позволяющего

выпускникам продолжить учебу в средних учебных заведениях;

- предоставление учащимся возможности участия в различных фестивалях,

концертах, конкурсах;

- эстетического воспитания, формирования мировоззрения, художественных

вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов, готовят активных

участников художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной

культуры.

Рабочие программы музыкальных школ опираются на учебные планы,

предусматривающие определенный срок обучения. Программа представляет

рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной

не только с задачами о бучения в музыкальной школе, но и с учетом все

возрастающих от класса к классу требований, предъявляемых к ученику в

общеобразовательной школе, предполагает использование методики

преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям

учащихся.

Воспитание и обучение составляет единое целое в общем педагогическом

процессе. В деле специального образования баяниста основная цель педагога –

развить в ученике любовь к музыки и музыкальное мышление, научить понимать

художественное произведение и эмоционально отзываться на его содержание,

обеспечить совершенное владение инструментом и всесторонний рост

исполнительских навыков ученика.

Особое внимание нужно уделить одному из самых важных периодов обучения

музыки – его начальному этапу. Основная задача педагога – владение навыками

ведения первых уроков с начинающими, ведь именно от первых занятий будет

зависеть весь дальнейший ход обучения, воспитания и развития ребенка.

Вспоминая свои первые годы работы в музыкальной школе, могу предположить,

что самое сложное для многих начинающих преподавателей именно первые

уроки с маленькими музыкантами. Ведь баян – инструмент достаточно сложный

в начальный период обучения. Учащемуся приходится овладевать двумя

различными клавиатурами в условиях отсутствия зрительного контакта с ними,

затрачивать значительные физические усилия для извлечения звука при

управлении мехом, уметь читать ноты параллельно в двух ключах – скрипичном

и басовом, решать различные координационно – двигательные задачи.

И в этот период самый главный вопрос, стоящий перед педагогом, как сделать

так, чтобы учеба была в радость, как оградить ребенка от отрицательных эмоций,

неудач и легко преодолеть барьеры начального периода, как сохранить

светящимися глаза, с которыми малыш пришел учиться, не подозревая что его

ждет довольно не простая работа?

Педагогическая деятельность – это постоянное творчество, поэтому педагогу

очень важно уметь учиться, развивать свой творческий потенциал, подниматься

на новый интеллектуальный, эмоциональный уровень, сделать процесс обучения

интересным, привлекательным и увлекательным, активизировать детей к

дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для

дальнейшего роста юного музыканта, именно поэтому хочется уделить особое

внимание самому первому занятию в жизни маленького баяниста.

Педагог: Здравствуй. Нас с тобой можно поздравить с первым нашим занятием.

Ежедневно, ежечасно,

Каждый миг существования

Слышу музыки прекрасной

Я знакомое звучание.

Вслушайся, она повсюду.

Слышишь, словно чьи-то руки

Из теченья наших судеб

Плавно извлекают звуки.

И в ушах звенящий ветер,

И полночных снов хрустальность,

Все, что только есть на свете,

Источает музыкальность.

Все, чем только еще можно

Чувств поджечь опасный порох,

И часы, что бьют тревожно,

И листвы спокойный шорох,

И глубокое молчание

В ритм дождя, что бьет по крыше,

Это музыки звучание.

Вслушайся и ты услышишь…

Затем педагог может поиграть различные мелодии, знакомив ученика со

звучанием инструмента. Конечно же, нельзя оставить без внимания историю

возникновения инструмента. В давние времена на Руси жил человек по имени

Боян, который пел песни и рассказывал былины о победах русских воинов,

аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память

о древне – русском певце – сказителе. Так инструмент получил

название баян. Конечно, этот инструмент не сразу стал таки, какаим мы его

знаем. Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок – тонкая

металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже

известны с незапамятных времен – сперва кузнечные, а потом органные. И

клавиатура была изобретена еще до нашего летоисчисления. А вот возраст

ручной гармоники, прапраматери современного баяна, на фоне этой старины

можно считать младенческим – чуть больше ста восьмидесяти лет. Имя

изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман. Отец Фридриха был

музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и

сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже

гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году он сконструировал специальное приспособление – маленькую

коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал

ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты.

Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам

инструмент. Используя эту технологию, венский органный мастер Кирилл

Демиан,усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент,

названный им аккордеоном. Но на аккордеоне можно было играть, правда, очень

простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять

кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была уже музыка, а не детская

забава. Вскоре инструмент распространился по всему миру. А мы обязаны этим,

как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830

года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там

услышал гармонику. Сизов выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез

домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал

инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в

нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой

же.

Таким образом началось производство итого инструмента, которое перекинулось

в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились

и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и

подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливенская, череповецкая,

касимовская, елецкая, вятская – всех и не перечислить. За короткий срок

гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей все6го несколько

клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической

музыки.К середине XX в. Гармоники были широко распространены, многие

музыканты были самоучками. Теперь же другие времена – класс баяна есть в

музыкальных школах, училищах, консерваториях. Всему миру известна

российская школа баяна: наши баянисты, в том числе и дети – победители

Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сей день. Ее

можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и оркестрах

народных инструментов. В известной песне поется:

Кнопочки, кнопочки,

Слушать не устану я.

Вся Россия любит вас –

Кнопочки баянные!

Можно продемонстрировать различные виды гармоник, имеющихся в наличии

или показать на картинке, сопоставив с современными инструментами.

Знакомство с составными частями баяна начинаем с их показа, поясняя значение.

Правый полукорпус – гриф, трехрядная клавиатура (клавиши белые и черные,

называемые кнопками), наплечные ремни.

Левый полукорпус - пяти, а иногда шестирядная клавиатура, отдушник, колесо –

регулятор длины малого ремня.

Полукорпуса соединены мехом, который может растягиваться и сжиматься.

Учащийся вслух повторяет новые для него слова – термины и показывает на

инструменте соответствующие им детали. Также необходимо рассказать о том,

что звук у баяна появляется благодаряколебанию металлического язычка –

«голоса». При нажатии клавиши поднимается клапан и открывается отверстие, в

которое при движении меха устремляется воздушная струя. Язычок колеблется,

создавая звучание определенной высоты, которое зависит от размеров самого

«голоса» - чем длиннее и шире язычок, тем ниже звук, и наоборот – чем короче и

уже «голос», тем звук выше.

А теперь можно поговорить о высоте звуков, используя загадки. Представить,

что очутились в лесу. Первым на полянку выскочил..?

Исполняется пьеска В.Завального «Зайчики»

Затрещали сучья и из лесной чащи вышел большой, грузный ..?

Исполняется пьеска «Медведь» Е.Тиличеевой

От медведя лучше быть подальше, но откуда не возьмись, появился злой,

голодный ..?

Исполняется пьеска «Волк»В.Ребикова.

А вот загадка посложнее : «Маленькая, зеленая, в лесу у воды ловко прыгает и

громко «разговаривает»

Исполняется «Лягушка» В.Ребикова.

А ты знаешь, что музыку можно не только слушать, но и записывать.

Записывается она нотами. Ноты – это музыкальные знаки, как буквы в словах.

Кто играет и поет,

Знает – в музыке семь нот.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си –

Ноты вслух произнеси.

Ноты изображаются в виде овала полого или заштрихованного. Ноты бывают

разными.

Нотной азбуки король

Называется КЛЮЧ СОЛЬ.

От других ключей отличный,

Вот такой он – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ

Пять линеек образуют НОТНЫЙ СТАН или НОТОНОСЕЦ. Нотки записываются на

линейках и между линейками.

Аппликатура и ее

значение.

Вот так дружная

семейка –

Разлучить ее посмей-

ка!

Пять ребят, пять

ловких братьев

Будут здесь соревноваться.

ПЕРВЫЙ палец вот какой –

Хоть короткий, но большой,

А ВТОРОЙ – внимательный,

Палец указательный.

Самый сильный палец средний,

На руке он номер ТРЕТИЙ,

Вот четвертый палец – странный,

Потому что БЕЗЫМЯННЫЙ.

А мизинец, номер ПЯТЬ,

Любит братьев догонять.

Научу я всю семейку

Замечательно играть!

Домашнее задание является одной из необходимы составляющих учебного

процесса, оно должно быть последовательным, чтобы ребенку было проще

закреплять полученный на уроке материал.

Д/З: Выучить названия составных частей баяна., термины нотной грамоты,

стихотворение «Пятеро друзей». Выполнить письменное задание в тетради.

Заключение

Преподавателю музыкальной школы приходится быть универсалом: он одинаково

хорошо должен уметь работать и с начинающими малышами, и с подростками –

выпускниками, добиваться реально ощутимых результатов и со «слабочками», и с

талантливыми учениками, а ведь это два абсолютно противополныз полюса

педагогической деятельности.

Несмотря на опыт и подготовку к каждому конкретному уроку, работа с детьми –

это в большей степения импровизация. Эта работа становится успешной только

тогда, когда педагог имеет глубокие знания детской психологии, обладает острой

наблюдательностью, хорошей памятью, интуицией, воображением. Педагог должен

быть активным, эмоциональным и, в тоже время, уровновешанным, настойчивым,

терпеливым, должен уметь легко устанавливать контакт с учениками разными по

возрасту и характеру, иметь хороший багаж умений и опыта, стремиться к

постоянному совершенствованию своих знаний. Но, все же, самое главное качество

преподавателя музыкальной школы – педагогический оптимизм, вера в достижение

хороших и отличных результатов в развитии своих воспитанников. Педагог – это,

прежде всего, друг. И если между учителем и учеником протянулась невидимая

духовная «ниточка», то занятия музыкой способны в огромной степени повлиять на

культурно - нравственное развитие ребенка.

Список используемой литературы:

1.

Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне /

Ю.Акимов. – М., 1980

2.

Актуальные проблемы исполнительства на народных инструментах. –

Петрозаводск, 1992

3.

Бардин Ю. Обучение игры на баяне по пятипальцевой аппликатуре.

Начальный курс / Ю.Бардин. – М., 1978

4.

Басурманов А. Справочник баяниста / А.Басурманов. – М., 1987

5.

Була М.И. Аккордеон. Программа для детских музыкальных школ и шклд

искусств / М.И.Була, В.П.Бубен. – Минск, 2004

6.

Булыго К. Проблемное обучение музыканта – исполнителя / К.Булыго. –

Минск,1982

7.

Говорушко П. Начальный курс игры на готово – выборном баяне /

П.говорушко. – Л., 1980

8.

Крупин А. Мехопальцевая артикуляция при атаке звука на баяне / А.Крупин //

Сб. ст.: Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных

инструментах. – М., 1987

9.

Липс Ф. Искусство игры на баяне / Ф.Липс. – М., 1985

10.

Мирек А. Основы постановки аккордеониста / А.Мирек. – М., 1991

11.

В.Г.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике», ЦАПИ Москва, 1994г.

12.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.2008г.

13.

Г.И.Крылова. Азбука маленького баяниста / Г.И.Крылова. – М.: Изд-во

ВЛАДОС – ПРЕСС, 2010



В раздел образования