Автор: Парсикова Ольга Андреевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО – Центр внешкольной работы
Населённый пункт: г.Маркс, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Ритмика и танец в дошкольном возрасте"
Раздел: дополнительное образование
Ритмика
и
танец
в
дошкольном
возрасте
Истоки ритмики и танца берут свое начало с глубокой древности. Они
способствуют
естественному
развитию
организма
ребенка,
морфологическому
и
функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Занятия
ритмикой и танцем способствуют физическому развитию детей совершенствуется
координация
движений,
улучшается
осанка,
повышается
жизненный
тонус,
что
благоприятно
сказывается
на
состоянии
организма
в
целом,
а
также
создается
необходимый
двигательный
режим,
положительный
психологический
настрой,
хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка. Его
физическому и умственному развито.
Благодаря систематическим занятиям, дошкольники приобретают общую
эстетическую и танцевальную культуру.
Эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов и деятелей культуры,
формирует личность, поэтому эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь
ребенка. Осуществленное целенаправленное эстетическое воспитание обеспечивает
психическое развитие, заключающееся в развитии таких процессов, как эстетическое
восприятие,
образное
представление,
воображение,
мышление,
внимание,
воля;
основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Многие
исследователи
способностей
и
одаренности
детей
отличают,
что
трудолюбие
является
обходимым
качеством
для
развития
этих
личностных
черт.
К
психологическим процессам, необходимым для развития способностей, одаренности
и
творчества,
мы
относим
развитие
эмоциональности,
позитивно
отношение
к
окружающему и эстетической действительности.
Ритмика и танец обладают огромными возможностями для полноценно
эстетического
совершенствования
ребенка
для
его
гармоничного
духовного
и
физического
развития.
Все
виды
музыкально
-
ритмичной
деятельности
способствуют
правильному
выполнению
основных
движений,
повышают
их
четкость, выразительность. Под влиянием ритмической деятельности развиваются
положительные качества личности ребенка : дети в такие условия,
когда они
должны
проявить
активность,
инициативу,
находчивость,
решительность.
Совершенствуются музыкально - эстетические чувства детей. Ребенок встречается с
богатым разнообразием музыки, радуется тому, может движением передать свое
отношение
к
музыкальному
образу,
то
есть
можно
говорить
о
становлении
творческого воображения.
Таким образом, мы приходим к заключению, что музыкально- ритмическая
деятельность
направлена
на
воспитание
у
каждого
ребенка
эстетических
и
физических качеств.
На занятиях ритмики определенное место занимают изучение танцевальных
элементов и несложных танцев, которые могут быть использованы в работе с
детьми
дошкольного
возраста.
Танцевальные
движения
могут
включаться
в
отдельные упражнения, игры, и даже гимнастические комплексы.
Удовлетворяя собственную потребность в двигательной активности, танцы
соответствуют
гapмоническому
развитию
личности.
В
изящных
или
задорных
движениях
танца
каждый
имеет
возможность
выразить
себя.
раскрыть
свою
индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер.
Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной для них форме, дети
постепенно
приобщаются
к
миру
прекрасного.
Через
танец
у
них
развивается
эмоциональная
восприимчивость
музыке,
совершенствуются
музыкальные
способности, прививается хороший эстетический вкус.
Приобретая знания и навыки в области танца, дети начинают понимать что
каждый
танец
имеет
свое
содержание,
характер,
образ.
Чтобы
передать
выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения
и
их
последовательность,
но
и
мобилизовать
воображение,
наблюдательность,
творческие возможности.
Танец
приучает
к
нормам
культурного
общения,
воспитывается
доброжелательность, приветливость, скромность, чувство взаимопомощи. вежливо
приглашает
девочку
на
танец,
подает
ей
руку,
во
время.
Мальчик
вежливо
приглашает девочку на танец, подает ей руку, во время танца бережно относится к
ней,
провожает
её
на
свое
место
после
совместного исполнительства.
Все
проникается общим настроением. коллективных действиях объединяет сплачивает.
Танец
станови
средств
одним
не
только
эстетического,
но
и
нравственного
воспитания.
Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития,
улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы
и
связки,
становятся
подвижными
суставы.
совершенствуются
движения.
Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться. Становятся раскованными,
приобретают свободу, координированность, выразительность движений. Все это
требует
известных
усилий,
но
и
доставляет
большую
радость
в
эстетических
переживаниях и впечатлениях.
Обучение танцам расширяет кругозор. Дети знакомятся с разными видами
танцев, начинают различать их особенности .
В народных танцах и хороводах выражен народный темперамент. сильный и
вольный дух, широта натуры, гуманизм и оптимизм. Народные танцы помогают
формировать
чувство
национальной
гордости,
приобщают
к
фольклору
и
художественным традициям разных народов.
Историко - бытовые танцы отражают особенности отдельных исторических эпох.
Многие
из
них,
будучи
принадлежностью
какой
-
то
народности
или
страны,
распространились по всей Европе и быстро становились международными. Так
было
с
менуэтом,
полонезом,
вальсом,
полькой,
мазуркой.
Особенности
танцевальной культуры , характер и темперамент народа накидывали на исполнение
свой отпечаток.
Бальные танцы, как один из разделов массовой танцевальной культуры, являются
активной
формой
самовыражения
настоящей
школой
общения,
приобретения
изящных манер и красивых жестов.
Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость,
раскрепощенность
движений,
они
отмечаются
импровизированным
характером,
оригинальностью
подбора
разнообразных
современных
танцевальных
ритмов
и
стилей.
Важно осознавать необходимость танцевальной подготовки, научиться побить
танец,
понимать
красоту
правильных,
ловких,
гармоничных
движений.
Можно
знать много танцев, но если они будут исполняться небрежно и неряшливо, они
никому не доставят удовольствия. Живое, эмоциональное отношение к занятиям,
несомненно, дает положительный результат.
На занятиях ритмики и танца отводится определенное место. Сюжетно- образной
драматизации, музыкально - подвижным играм, так как они создают широкую
возможность для развития художественно - творческих способностей.
Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные
персонажи,
используя
разнообразную
мимику,
характерные
жесты,
действия,
проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно- образные движения
связаны с элементами подражательства, потому их место называют имитационным.
Дети « вживаются » в разнотипные образы, проявляя своеобразный артистизм ,
изображая повадки животных, птиц, явлений природы, трудовые действия людей
разных профессий, движение различного транспорта - поезда, парения самолета и
так
далее,
подражая
воинам,
космонавтам,
физкультурникам
или
характерным
игрушечным, сказочным героем.
В сюжетно - образных упражнениях и музыкально - подвижных играх
сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически
связаны с музыкой, то есть соответствовать ее характеру и средствам музыкальной
выразительности.
Музыкальный материал данного раздела во многом построен на более
проигранной
музыке
более
разнообразной
и
разноплановой,
имеющей
ярое
эмоционально
-
образное
содержание.
В
того
или
иного
образа
надо
идти
т
целостного
восприятия
музыкально
примера,
обращая
внимание
на
отдельные
выразительные
средства,
являющиеся
в
данном
произведении
определяющими
характер и основной эмоциональный настрой музыки.
Руководство сюжетно - образной драматизацией со стороны педагога требует
особой гибкости, стремление поддержать любое проявление творческого начала,
должно полностью исключать штампы и шаблоны.
Применяются образные упражнения, которые могут рисовать разные картины:
это кошка, сердито выпускающая когти, а затем удовлетворенно умывающаяся;
птица,
плавно
взмахивающая
крыльями;
дождик,
постепенно
усиливающийся,
потом
затихающий;
весенние
цветы
и
порхающие
над
ними
бабочки;
ветки
деревьев, покачивающиеся под порывами ветра; детские забавы и развлечения:
отдельные трудовые процессы. Указанные упражнения полезны еще и тем, что
кроме поставленных в них музыкальных задач и двигательных заданий образной
направленности, они способствуют освобождению мышечного аппарата: помогают
раскрепостить кисть, снять напряжение в плечевых и локтевых суставах, отработать
замах,
различную
осанку.
Активизация
мелкой
моторики
влияет
на
развитие
творческих процессов.
Ритмика в дошкольном учреждении является наиболее доступным, эффективным
и эмоциональным направлением. Доступность этого вида основывается на простых
общеразвивающих
упражнениях.
Эффективность
-
в
ее
разностороннем
воздействии на опорно-двигательный аппарат , сердечно- сосудистую, дыхательную
и
нервную
систему
ребенка.
Эмоциональность
достигается
музыкальным
сопровождением
элементами
танца,
образными
упражнениями,
сюжетными
композициями, которые отвечают возрастных особенностям дошкольника.
Основным методом проведения занятий является игровой метод. который
придает
учебно-воспитательному
процессу
привлекательную
форму,
облегчает
процесс
запоминания
и
освоения
упражнений,
повышает
эмоциональный
фон
занятий, способствует развитию мышления, воображения творческих способностей
ребенка.
Основной
целью
дополнительной
образовательной
программы
хореографического объединения вокально-эстрадного танца является содействие
всестороннему развитию личности, помогает естественному
развитию
организма
ребенка,
морфологическому
и
функциональному
совершенствованию
его
отдельных
органов
и
систем.
Обучение
по
программе
создает
необходимый
уровень
знаний,
двигательный
режим,
положительный
психологический настрой . Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его
физическому и умственному развитию.
Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих задач:
-Укрепление
здоровья:
оптимизация
роста
и
развития
опорно-двигательного
аппарата;
содействие
профилактике
плоскостопия;
развитие
и
функциональное
совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и
нервной систем организма .
-Совершенствование
психомоторых
способностей
дошкольников:
развитие
мышечной силы, гибкости, выносливости, чувствительности, скоростно-силовых и
координационных
способностей;
развитие
чувства
ритма,
музыкального
слуха,
памяти,
внимания,
умения
согласовывать
движение
с
музыкой;
формирование
навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных
движений и танцев; развитие ручной умелости и мелкой моторики.
-
Развитие
творческих
и
созидательных
способностей
обучающихся:
развитие
мышления, воображения, находчивости, познавательной активности. расширение
кругозора; формирование навыков самостоятельного выражения, раскрепощенности
и творчества в движениях: развитие лидерских способностей, инициативы, чувства
товариществ , взаимопомощи и трудолюбия.
При распределении разделов программы по годам обучения учитывались
основные
принципы
дидактики,
возрастные
особенности
каждой
группы,
физические возможности и психологические особенности ребенка от трех до семи
лет.
Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития
мышечной силы и гибкости обучающихся. Здесь выполняются все движения в
игровой сюжетной форме.
Раздел « Игротанцы » направлен на формирование у детей танцевальных
движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Tанцы имеют
большое
воспитательное
значение
и
доставляют
эстетическую
радость
обучающимся. В раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических
упражнений
и
также
танцевальные
формы
историко-бытового,
народного,
современного и ритмического танцев.
Раздел « Игровой самомассаж » является основой закаливания и оздоровления
детского
организма.
Выполняя
упражнения
самомассажа
игровой
форме,
дети
получают
радость
и
хорошее
настроение.
Такие
упражнения
способствуют
формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык
собственного оздоровления.
Раздел « Игры - путешествия » все виды подвижной деятельности, используя
средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для
закрепления умений и навыков, приобретенных ранее. помогает сплотить ребят,
дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что
пожелаешь.
Раздел " Креативная гимнастика » предусматривает целенаправленную работу
педагога
по
применению
нестандартных
упражнений,
специальных
заданий,
творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
На
занятиях
с
детьми
дошкольного
возраста
используются
комплексы
оздоровительной гимнастики и хореографические картинки.
Примерные комплексы оздоровительной гимнастики
Профилактика плоскостопия. Корригирующая ходьба по резиновому коврику с
шипами.
Степени трудности, предлагая более развернутые пьесы, музыкальные обрати таким
образом, все обучение идет по спирали.
Одновременно с освоением музыкально - ритмических навыков связанных с
восприятием характера музыки и средства музыкальной выразительности - темпа
динамики,
метрометрических
особенностей
идет
работа
над
выразительными
движениями, в основе которых лежит логика последовательности упражнений, так
как одни движения составляют основу для других.
Ритмика
и
хореография
различаются
своеобразием,
каждая
имеет
свое
программное содержание, свой репертуар. Но отдельные предметы хореографии
включаются в урок ритмики.
Перед
ритмикой
стоят
важные
общевоспитательные
задачи.
В
тесной
взаимосвязи
со
всей
учебно-воспитательной
работой
занятия
по
ритмике
направлены
на
воспитание
организованной,
активной,
гармонически
развитой
личности. Уделяя большое внимание развитию основных двигательных навыков
ребенка,
занятия
по
ритмике
и
танцу
содействуют
физическому
развитию
и
укреплению детского организма.
Профилактика нарушений осанки. Ходьба с плоской игрушкой, лежащей на
голове, руки на поясе, спина прямая. Пройти, не уронив игрушки.
Массаж головы. Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы
со сдвиганием кожи.
Динамическая дыхательная гимнастика.
Зарядка для глаз. « Часики », « Жмурки ».
Профилактика плоскостопия. Ходьба босиком по « комбинированной дорожке
».
Дыхательная гимнастика. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Сдуть с
ладони перышко или кусочек бумаги. Попеременное дыхание через левую и правую
ноздрю.
Профилактика нарушений осанки. Упражнение « Деревце ».
Точечный массаж.
Массаж ног.
Массаж рук.
Примерные хореографические картинки:
Хороводы предметные, орнаментальные ( с платочками, ведрами. шалями,
веточками и т.д. );
Танцы животных, птиц ( цветочки, ягодки, тучка, солнышко и т.д. ) ;
Танцы , изображающие трудовой процесс ( сапожники, дровосеки, ткачи и
т.д. ) ;
Танцы сюжетные ( по сказкам, мультфильмам и т.д. ) ;
Бальные танцы ( вальс, полонез, вару - пару, летка -енка и т.д) .
В ритмике принят за основу концетрический метод работы: в течение 2-3
месяцев подробно изучаются три основных разделов на более простом материале. В
последующем
педагог
возвращается
к
тем
разделам,
планируя
более
сложные
упражнения, включающие музыкальные задания повышенной сложности.