Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы
Автор: Проскурина Екатерина Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ "СОШ №76" Населённый пункт: город Оренбург Наименование материала: статья Тема: Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы Раздел: среднее образование
деятельности
Сегодня
,
когда
новшества
вводятся
во
всех
направлениях
человеческой
деятельности
,
знания
особенностей
инновационной
деятельности
становятся
актуальными
и
необходимыми
.
Ускоренный
темп
развития
общества
требует
подготовки
учащихся
к
быстро
меняющимся
условиям
.
Именно
поэтому
школа
постоянно
находится
между
процессами
стабилизации
и
развития
,
сохраняя
традиционные
эффективные
образовательные
технологии
,
должна
непрерывно
осваивать
качественно
новые
,
продуктивные
в
изменяющихся
социальных
условиях
.
Школа
в
современном
мире
будет
жизнеспособной
тогда
,
когда
она
будет
инновационной
.
В
целом
развитие
общества
требует
от
учителя
инновационного
поведения
,
то
есть
активного
и
систематического
творчества
в
педагогической
деятельности
.
Инновации
—
это
новые
виды
деятельности
,
технологии
,
разработки
.
В
современной
школе
именно
инновационные
методы
позволяют
учителю
заложить
в
каждом
ученике
механизмы
самореализации
,
саморазвития
,
они
содействуют
становлению
человека
:
его
индивидуальности
,
духовности
,
творческого
начала
.
Инновационные
технологии
на
уроках
русского
языка
и
литературы
.
Последние
два
десятилетия
многое
изменилось
в
образовании
.
Сегодня
нет
такого
учителя
,
который
не
задумывался
бы
над
вопросами
: «
Как
сделать
урок
интересным
,
ярким
?
Как
увлечь
ребят
своим
предметом
?
Как
создать
на
уроке
ситуацию
успеха
для
каждого
ученика
?»
Какой
современный
учитель
не
мечтает
о
том
,
чтобы
ребята
на
его
уроке
работали
добровольно
,
творчески
;
мажорно
познавали
предмет
на
максимальном
для
каждого
уровне
успешности
?
И
это
не
случайно
.
Новая
организация
общества
,
новое
отношение
к
жизни
предъявляют
и
новые
требования
к
школе
.
Сегодня
основная
цель
обучения
-
это
не
только
накопление
учеником
определённой
суммы
знаний
,
умений
,
навыков
,
но
и
подготовка
школьника
как
самостоятельного
субъекта
образовательной
деятельности
.
В
основе
современного
образования
лежит
активность
и
учителя
,
и
,
что
не
менее
важно
,
ученика
.
Именно
этой
цели
-
воспитанию
творческой
,
активной
личности
,
умеющей
учиться
,
совершенствоваться
самостоятельно
,
и
подчиняются
основные
задачи
современного
образования
.
Инновационный
подход
к
обучению
позволяет
так
организовать
учебный
процесс
,
что
ребёнку
урок
и
в
радость
,
и
приносит
пользу
,
не
превращаясь
просто
в
забаву
или
игру
.
И
,
может
быть
,
именно
на
таком
уроке
,
как
говорил
Цицерон
, «
зажгутся
глаза
слушающего
о
глаза
говорящего
».
Что
же
такое
«
инновационное
обучение
»
и
в
чём
его
особенности
?
Определение
«
инновация
»
как
педагогический
критерий
встречается
часто
и
сводится
,
как
правило
,
к
понятию
«
новшество
», «
новизна
».
Между
тем
инновация
в
точном
переводе
с
латинского
языка
обозначает
не
«
новое
»,
а
«
в
новое
».
Именно
эту
смысловую
нагрузку
вложил
в
термин
«
инновационное
»
в
конце
прошлого
века
Дж
.
Боткин
.
Он
и
наметил
основные
черты
«
дидактического
портрета
»
этого
метода
,
направленного
на
развитие
способности
ученика
к
самосовершенствованию
,
самостоятельному
поиску
решений
,
к
совместной
деятельности
в
новой
ситуации
.
Актуальность
инновационного
обучения
состоит
в
следующем
:
-
соответствие
концепции
гуманизации
образования
;
-
преодоление
формализма
,
авторитарного
стиля
в
системе
преподавания
;
-
использование
личностно
ориентированного
обучения
;
-
поиск
условий
для
раскрытия
творческого
потенциала
ученика
;
-
соответствие
социокультурной
потребности
современного
общества
самостоятельной
творческой
деятельности
.
Основными
целями
инновационного
обучения
являются
:
развитие
интеллектуальных
,
коммуникативных
,
лингвистических
и
творческих
способностей
учащихся
;
формирование
личностных
качеств
учащихся
;
выработка
умений
,
влияющих
на
учебно
-
познавательную
деятельность
и
переход
на
уровень
продуктивного
творчества
;
развитие
различных
типов
мышления
;
формирование
качественных
знаний
,
умений
и
навыков
.
Данными
целями
определяются
и
задачи
инновационного
обучения
:
-
оптимизация
учебно
-
воспитательного
процесса
;
-
создание
обстановки
сотрудничества
ученика
и
учителя
;
-
выработка
долговременной
положительной
мотивации
к
обучению
;
-
включение
учащихся
в
креативную
деятельность
;
-
тщательный
отбор
материала
и
способов
его
подачи
.
В
основе
инновационного
обучения
лежат
следующие
технологии
:
развивающее
обучение
;
проблемное
обучение
;
развитее
критического
мышления
;
дифференцированный
подход
к
обучению
;
создание
ситуации
успеха
на
уроке
.
Основными
принципами
инновационного
обучения
являются
:
-
креативность
(
ориентация
на
творчество
) ;
-
усвоение
знаний
в
системе
;
-
нетрадиционные
формы
уроков
;
-
использование
наглядности
.
А
теперь
стоит
перейти
от
общих
методических
принципов
инновационного
обучения
к
методам
.
При
использовании
инновационных
технологий
в
обучении
русскому
языку
и
литературе
успешно
применяются
следующие
приемы
:
1
ассоциативный
ряд
;
2
опорный
конспект
;
3
ИНСЕРТ
(
интерактивная
система
записи
для
эффективного
чтения
и
размышления
) ;
4
мозговая
атака
;
5
групповая
дискуссия
;
6
чтение
с
остановками
и
Вопросы
Блума
;
7
кластеры
;
8
синквейн
;
9 «
Продвинутая
лекция
»;
10
эссе
;
11
ключевые
термины
;
12
перепутанные
логические
цепочки
;
13
медиапроектроекты
;
14
дидактическая
игра
;
15
лингвистические
карты
;
16
лингвистическая
аллюзия
(
намек
);
17
исследование
текста
;
18
работа
с
тестами
;
19
нетрадиционные
формы
домашнего
задания
.
Остановимся
на
некоторых
из
них
.
Критическое
мышление
–
это
точка
опоры
для
мышления
человека
,
это
естественный
способ
взаимодействия
с
идеями
и
информацией
.
Мы
и
наши
ученики
часто
стоим
перед
проблемой
выбора
,
выбора
информации
.
Необходимо
умение
не
только
овладеть
информацией
,
но
и
критически
ее
оценить
,
осмыслить
,
применить
.
Встречаясь
с
новой
информацией
,
обучающиеся
5-11
классов
должны
уметь
рассматривать
ее
вдумчиво
,
критически
,
оценивать
новые
идеи
с
различных
точек
зрения
,
делая
выводы
относительно
точности
и
ценности
данной
информации
.
Методика
развития
критического
мышления
включает
три
этапа
или
стадии
.
Это
«
Вызов
–
Осмысление
–
Рефлексия
».
Первая
стадия
–
вызов
.
Ее
присутствие
на
каждом
уроке
обязательно
.
Эта
стадия
позволяет
:
-
актуализировать
и
обобщить
имеющиеся
у
ученика
знания
по
данной
теме
или
проблеме
;
-
вызвать
устойчивый
интерес
к
изучаемой
теме
,
мотивировать
ученика
к
учебной
деятельности
;
-
сформулировать
вопросы
,
на
которые
хотелось
бы
получить
ответы
;
-
побудить
ученика
к
активной
работе
на
уроке
и
дома
.
Вторая
стадия
–
осмысление
.
Здесь
другие
задачи
.
Эта
стадия
позволяет
ученику
:
-
получить
новую
информацию
;
-
осмыслить
ее
;
-
соотнести
с
уже
имеющимися
знаниями
;
-
искать
ответы
на
вопросы
,
поставленные
в
первой
части
.
Третья
стадия
–
рефлексия
.
Здесь
основным
является
:
-
целостное
осмысление
,
обобщение
полученной
информации
;
-
присвоение
нового
знания
,
новой
информации
учеником
;
-
формирование
у
каждого
из
учащихся
собственного
отношения
к
изучаемому
материалу
.
На
стадии
рефлексии
осуществляется
анализ
,
творческая
переработка
,
интерпретация
изученной
информации
.
Работа
ведется
индивидуально
,
в
парах
или
группах
.
П
.1.
Эссе
-
жанр
критики
и
публицистики
,
свободная
трактовка
какой
-
либо
литературной
,
философской
,
эстетической
,
моральной
и
социальной
проблемы
.
Эссе
очень
распространенный
жанр
письменных
работ
в
западной
педагогике
.
Его
целесообразно
использовать
как
небольшое
письменное
задание
обычно
на
стадии
рефлексии
.
Если
ребята
обучаются
с
помощью
технологии
развития
критического
мышления
,
то
они
,
как
правило
,
имеют
на
многие
вопросы
свою
точку
зрения
,
а
в
силу
возрастных
психологических
особенностей
не
всегда
могут
проявить
сдержанность
,
поэтому
возникает
на
уроке
ситуация
,
когда
более
подготовленные
учащиеся
высказывают
свои
мысли
,
идеи
,
предположения
,
не
давая
остальным
время
сосредоточиться
.
Вот
тогда
и
незаменим
прием
эссе
:
каждый
может
проанализировать
обсуждаемый
вопрос
,
подумать
,
сделать
самостоятельный
выбор
.
Главное
правило
свободного
письма
–
не
останавливаться
,
не
перечитывать
,
не
исправлять
.
При
затруднении
можно
письменно
прокомментировать
возникшую
проблему
и
постараться
писать
дальше
. 5-
минутное
эссе
обычно
применяется
в
конце
занятия
,
чтобы
помочь
учащимся
подытожить
свои
знания
по
изученной
теме
.
Для
учителя
–
это
возможность
получить
обратную
связь
.
Поэтому
учащимся
можно
предложить
два
пункта
:
1)
написать
,
что
они
узнали
по
новой
теме
;
2)
задать
один
вопрос
,
на
который
они
так
и
не
получили
ответа
.
П
.2.
Особенно
перспективным
представляется
метод
проектов
,
который
позволяет
эффективно
развивать
критическое
мышление
,
исследовательские
способности
аудитории
активизировать
ее
творческую
деятельность
,
медиакомпетентность
обучающихся
.
П
.3.
Для
учебных
проектов
важно
:
1
определить
цель
исследовательской
,
практической
и
/
или
творческой
деятельности
;
2
обозначить
проблему
,
возникающую
в
ходе
исследования
или
специально
созданной
проблемной
ситуации
;
3
выдвинуть
гипотезу
,
связанную
со
способами
решения
данной
проблемы
;
4
сформулировать
конкретные
задачи
проекта
и
определить
механизмы
сбора
и
обработки
необходимых
для
проекта
данных
и
анализа
результатов
;
5
опираясь
на
эти
задачи
,
составить
четкий
план
проекта
(
это
может
быть
,
например
,
сценарий
будущего
медиатекста
);
6
осуществить
практическое
выполнение
плана
проекта
;
7
подготовить
отчет
по
результатам
проекта
и
обсудить
его
результаты
.
Развитию
критического
мышления
способствуют
и
нетрадиционные
уроки
,
которые
позволяют
повысить
интерес
ученика
к
предмету
и
к
обучению
в
целом
.
Существует
несколько
классификаций
нестандартных
уроков
и
множество
их
видов
:
-
урок
-
семинар
-
урок
-
лекция
-
урок
–
беседа
-
урок
–
практикум
-
урок
–
экскурсия
-
урок
–
исследование
-
урок
–
игра
-
урок
-
КВН
-
урок
-
защита
проекта
-
урок
–
диспут
-
урок
-
конференция
-
урок
-
театрализованное
представление
-
урок
-
маскарад
-
урок
–
путешествие
-
урок
-
зачет
Практически
все
они
позволяют
задавать
проблемные
вопросы
и
создавать
проблемные
ситуации
,
решать
задачи
дифференцированного
обучения
,
активизируют
учебную
деятельность
,
повышают
познавательный
интерес
,
способствуют
развитию
критического
мышления
.
Нетрадиционные
же
уроки
русского
языка
и
литературы
обеспечивают
системный
анализ
лингвистических
сведений
,
развивают
языковую
наблюдательность
.
Большое
значение
для
раскрытия
творческого
потенциала
ученика
имеют
и
нетрадиционные
формы
домашнего
задания
,
которые
призваны
,
с
одной
стороны
,
закреплять
знания
,
умения
и
навыки
,
полученные
на
уроке
,
а
с
другой
стороны
,
позволяют
ребёнку
проявить
самостоятельность
,
самому
найти
решение
нестандартного
вопроса
,
задания
.
Типы
домашнего
задания
:
-
творческая
работа
;
-
лингвистическое
исследование
текста
;
-
подготовка
иллюстраций
к
литературным
произведениям
,
создание
видеоклипов
по
литературным
произведениям
;
-
рисование
обложек
,
диафильмов
к
литературным
произведениям
;
-
художественное
чтение
;
-
инсценировка
художественного
произведения
;
-
исторический
комментарий
к
произведениям
(
слайд
–
шоу
);
-
создание
самостоятельных
литературных
произведений
различных
жанров
;
-
продолжение
неоконченных
произведений
;
-
наблюдение
за
природой
(
фото
и
видеосъемка
);
-
подготовка
словарных
диктантов
;
-
составление
вопросника
к
зачету
по
теме
;
-
составление
конспекта
,
опорных
таблиц
;
-
презентации
(
обзор
героев
произведения
,
биография
писателя
);
-
письмо
по
памяти
.
Такие
домашние
задания
помогают
избегать
однообразия
,
рутины
в
обучении
.
Ребёнок
может
почувствовать
себя
и
в
роли
автора
,
и
в
роли
иллюстратора
,
и
в
роли
учителя
.
Необычные
задания
активизируют
мышление
,
заставляют
ребёнка
обобщать
,
систематизировать
материал
по
теме
.