Напоминание

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы


Автор: Проскурина Екатерина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №76"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад





Показатели



инновационной



деятельности
Сегодня , когда новшества вводятся во всех направлениях человеческой деятельности , знания особенностей инновационной деятельности становятся актуальными и необходимыми . Ускоренный темп развития общества требует подготовки учащихся к быстро меняющимся условиям . Именно поэтому школа постоянно находится между процессами стабилизации и развития , сохраняя традиционные эффективные образовательные технологии , должна непрерывно осваивать качественно новые , продуктивные в изменяющихся социальных условиях . Школа в современном мире будет жизнеспособной тогда , когда она будет инновационной . В целом развитие общества требует от учителя инновационного поведения , то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности . Инновации — это новые виды деятельности , технологии , разработки . В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации , саморазвития , они содействуют становлению человека : его индивидуальности , духовности , творческого начала .
Инновационные

технологии

на

уроках

русского

языка

и

литературы

.

Последние

два

десятилетия

многое

изменилось

в

образовании

.

Сегодня

нет

такого

учителя

,

который

не

задумывался

бы

над

вопросами

: «

Как

сделать

урок

интересным

,

ярким

?

Как

увлечь

ребят

своим

предметом

?

Как

создать

на

уроке

ситуацию

успеха

для

каждого

ученика



Какой

современный

учитель

не

мечтает

о

том

,

чтобы

ребята

на

его

уроке

работали

добровольно

,

творчески

;

мажорно

познавали

предмет

на

максимальном

для

каждого

уровне

успешности

?
И это не случайно . Новая организация общества , новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе . Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний , умений , навыков , но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности . В основе современного образования лежит активность и учителя , и , что не менее важно , ученика . Именно этой цели - воспитанию творческой , активной личности , умеющей учиться , совершенствоваться самостоятельно , и подчиняются основные задачи современного образования . Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс , что ребёнку урок и в радость , и приносит пользу , не превращаясь просто в забаву или игру . И , может быть , именно на таком уроке , как говорил Цицерон , « зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего ».
Что же такое
«

инновационное

обучение

»
и в чём его особенности ? Определение « инновация » как педагогический критерий встречается часто и сводится , как правило , к понятию « новшество », « новизна ». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не « новое », а « в новое ». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин « инновационное » в конце прошлого века Дж . Боткин . Он и наметил основные черты « дидактического портрета » этого метода , направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию , самостоятельному поиску решений , к совместной деятельности в новой ситуации .
Актуальность

инновационного

обучения

состоит

в

следующем
: - соответствие концепции гуманизации образования ; - преодоление формализма , авторитарного стиля в системе преподавания ; - использование личностно ориентированного обучения ; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика ; - соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности .
Основными

целями

инновационного

обучения

являются

:
 развитие интеллектуальных , коммуникативных , лингвистических и творческих способностей учащихся ;  формирование личностных качеств учащихся ;  выработка умений , влияющих на учебно - познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества ;  развитие различных типов мышления ;  формирование качественных знаний , умений и навыков .
Данными

целями

определяются

и

задачи

инновационного

обучения
: - оптимизация учебно - воспитательного процесса ; - создание обстановки сотрудничества ученика и учителя ; - выработка долговременной положительной мотивации к обучению ; - включение учащихся в креативную деятельность ; - тщательный отбор материала и способов его подачи .
В

основе

инновационного

обучения

лежат

следующие

технологии

:
 развивающее обучение ;  проблемное обучение ;  развитее критического мышления ;  дифференцированный подход к обучению ;  создание ситуации успеха на уроке .
Основными

принципами

инновационного

обучения

являются

:
- креативность ( ориентация на творчество ) ; - усвоение знаний в системе ; - нетрадиционные формы уроков ; - использование наглядности . А теперь стоит перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам . При использовании
инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы : 1 ассоциативный ряд ; 2 опорный конспект ; 3 ИНСЕРТ ( интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления ) ; 4 мозговая атака ; 5 групповая дискуссия ; 6 чтение с остановками и Вопросы Блума ; 7 кластеры ; 8 синквейн ; 9 « Продвинутая лекция »; 10 эссе ; 11 ключевые термины ; 12 перепутанные логические цепочки ; 13 медиапроектроекты ; 14 дидактическая игра ; 15 лингвистические карты ; 16 лингвистическая аллюзия ( намек ); 17 исследование текста ; 18 работа с тестами ; 19 нетрадиционные формы домашнего задания . Остановимся на некоторых из них .
Критическое

мышление
– это точка опоры для мышления человека , это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией . Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора , выбора информации . Необходимо умение не только овладеть информацией , но и критически ее оценить , осмыслить , применить . Встречаясь с новой информацией , обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво , критически , оценивать новые идеи с различных точек зрения , делая выводы относительно точности и ценности данной информации . Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии . Это « Вызов – Осмысление – Рефлексия ». Первая стадия – вызов . Ее присутствие на каждом уроке обязательно . Эта стадия позволяет : - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме ; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме , мотивировать ученика к учебной деятельности ; - сформулировать вопросы , на которые хотелось бы получить ответы ; - побудить ученика к активной работе на уроке и дома . Вторая стадия – осмысление . Здесь другие задачи . Эта стадия позволяет ученику : - получить новую информацию ; - осмыслить ее ; - соотнести с уже имеющимися знаниями ;
- искать ответы на вопросы , поставленные в первой части . Третья стадия – рефлексия . Здесь основным является : - целостное осмысление , обобщение полученной информации ; - присвоение нового знания , новой информации учеником ; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу . На стадии рефлексии осуществляется анализ , творческая переработка , интерпретация изученной информации . Работа ведется индивидуально , в парах или группах . П .1.
Эссе

-
жанр критики и публицистики , свободная трактовка какой - либо литературной , философской , эстетической , моральной и социальной проблемы . Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике . Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии . Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления , то они , как правило , имеют на многие вопросы свою точку зрения , а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность , поэтому возникает на уроке ситуация , когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли , идеи , предположения , не давая остальным время сосредоточиться . Вот тогда и незаменим прием эссе : каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос , подумать , сделать самостоятельный выбор . Главное правило свободного письма – не останавливаться , не перечитывать , не исправлять . При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше . 5- минутное эссе обычно применяется в конце занятия , чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме . Для учителя – это возможность получить обратную связь . Поэтому учащимся можно предложить два пункта : 1) написать , что они узнали по новой теме ; 2) задать один вопрос , на который они так и не получили ответа . П .2. Особенно перспективным представляется
метод

проектов
, который позволяет эффективно развивать критическое мышление , исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность , медиакомпетентность обучающихся . П .3. Для учебных проектов важно : 1 определить цель исследовательской , практической и / или творческой деятельности ; 2 обозначить проблему , возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации ; 3 выдвинуть гипотезу , связанную со способами решения данной проблемы ; 4 сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов ;
5 опираясь на эти задачи , составить четкий план проекта ( это может быть , например , сценарий будущего медиатекста ); 6 осуществить практическое выполнение плана проекта ; 7 подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты . Развитию критического мышления способствуют и
нетрадиционные

уроки
, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом . Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов : - урок - семинар - урок - лекция - урок – беседа - урок – практикум - урок – экскурсия - урок – исследование - урок – игра - урок - КВН - урок - защита проекта - урок – диспут - урок - конференция - урок - театрализованное представление - урок - маскарад - урок – путешествие - урок - зачет Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации , решать задачи дифференцированного обучения , активизируют учебную деятельность , повышают познавательный интерес , способствуют развитию критического мышления . Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений , развивают языковую наблюдательность . Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и
нетрадиционные

формы

домашнего

задания
, которые призваны , с одной стороны , закреплять знания , умения и навыки , полученные на уроке , а с другой стороны , позволяют ребёнку проявить самостоятельность , самому найти решение нестандартного вопроса , задания .
Типы

домашнего

задания
: - творческая работа ; - лингвистическое исследование текста ; - подготовка иллюстраций к литературным произведениям , создание видеоклипов по литературным произведениям ; - рисование обложек , диафильмов к литературным произведениям ; - художественное чтение ; - инсценировка художественного произведения ; - исторический комментарий к произведениям ( слайд – шоу );
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров ; - продолжение неоконченных произведений ; - наблюдение за природой ( фото и видеосъемка ); - подготовка словарных диктантов ; - составление вопросника к зачету по теме ; - составление конспекта , опорных таблиц ; - презентации ( обзор героев произведения , биография писателя ); - письмо по памяти . Такие домашние задания помогают избегать однообразия , рутины в обучении . Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора , и в роли иллюстратора , и в роли учителя . Необычные задания активизируют мышление , заставляют ребёнка обобщать , систематизировать материал по теме .


В раздел образования