Автор: Козлова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16 "Радость"
Населённый пункт: город Лакинск, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: МНЕМОТЕХНИКА
Раздел: дошкольное образование
Лысенко Надежда Борисовна
Козлова Мария Александровна
МНЕМОТЕХНИКА
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В
статье
рассмотрены
вопросы
о
необходимости
и
использовании
мнемотехнике
в
речевом
развитии
детей
дошкольного
возраста
.Данный
метод был использован на базе МБДОУ детский сад №16 «Радость» города
Лакинска.
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые
нарушения,
которые
резко
ограничивают
их
общение
с
окружающими
людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у
детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить
распространенное предложение;
-
бедная
диалогическая
речь:
неспособность
грамотно
и
доступно
сформулировать вопрос, построить ответ;
-
бедная
монологическая
речь:
неспособность
составить
сюжетный
или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы
знаем,
что
овладение
связной
устной
речью
–
важнейшее
условие
успешной подготовки детей к обучению в школе.
Необходимо
научить
детей
связно,
последовательно,
грамматически
правильно
излагать
свои
мысли,
рассказывать
о
различных
событиях
из
окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития
связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены
информацией,
необходимо,
чтобы
процесс
обучения
был
для
них
интересным, занимательным, развивающим. На сегодняшний день многие
педагоги и родители не знакомы с новым инновационным методом работы
«Мнемотехника».
Этот
метод обеспечивает
успешное освоение детьми
знаний
об
особенностях
объектов
природы,
об
окружающем
мире,
эффективное
запоминание
рассказа,
сохранение
и
воспроизведение
информации, и конечно, развитие речи.
Ушинский К. Д. писал: Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он
заговорит.
Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих
объем
памяти
путем
образования искусственных ассоциаций.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники
для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей
преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит
непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в
поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что
не
подкреплено
наглядной
картинкой,
нечто
абстрактное,
то
на
успех
рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает
упростить
процесс
запоминания,
развить
ассоциативное
мышление
и
воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в
результате
грамотной
работы
воспитателя
приводят
к
обогащению
словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники
облегчают
запоминание
у
детей
и
увеличивают
объём
памяти
путём
образования дополнительных ассоциаций.
Овладение
приемами
работы
с
мнемотаблицами
значительно
сокращает
время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного
мышления и речи;
-
перекодирование
информации,
т.е.
преобразования
из
абстрактных
символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду,
как
результативный
метод
запоминания,
обычно
осваивается
на
простых
примерах.
Для
начала
детей
знакомят
с
мнемоквадратами
–
понятными
изображения,
которые
обозначают
одно
слово,
словосочетание,
его
характеристики
или
простое
предложение.
Затем
воспитатель
усложняет
занятия,
демонстрируя
мнемодорожки
–
это
уже
квадрат
из
четырех
картинок,
по
которым
можно
составить
небольшой
рассказ
в
2-3
предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют
собой
изображения
основных
звеньев,
в
том
числе
схематические,
по
которым
можно
запомнить
и
воспроизвести
целый
рассказ
или
даже
стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители,
потом
к
этому
процессу
можно
подключить
и
ребенка,
таким
образом,
мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию,
визуализацию образов ребенком.
В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития
речи дошкольников должны соответствовать определенным требованиям:
а)
чётко
отражать
основные
свойства
и
отношения,
которые
являются
объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны
быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка
может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
Детям
младшего
дошкольного
возраста
трудно
уловить
обучающую
информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать
при
помощи
мнемодорожек.
Мнемодорожка
также
несет
обучающую
информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах
обучения
ребенка.
Работать
с
мнемодорожкой
можно,
используя
приемы
наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего
дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или
полной графической зарисовки.
Таким
образом,
с
помощью
мнемотаблиц,
схем-моделей
удаётся
достичь
следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-
появляется
желание
пересказывать
тексты,
придумывать
интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
-
дети
преодолевают
робость,
застенчивость,
учатся
свободно
держаться
перед аудиторией.
Овладение
приемами
работы
с
мнемотаблицами
значительно
сокращает
время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию
стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же
образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося
просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для
разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя
мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно
на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
Таким образом, мы считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или
пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к
школе,
так
как
связная
речь
является
важным
показателем
умственных
способностей ребенка и готовности его к школьному обучению