Напоминание

МНЕМОТЕХНИКА


Автор: Козлова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16 "Радость"
Населённый пункт: город Лакинск, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: МНЕМОТЕХНИКА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лысенко Надежда Борисовна

Козлова Мария Александровна

МНЕМОТЕХНИКА

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

В

статье

рассмотрены

вопросы

о

необходимости

и

использовании

мнемотехнике

в

речевом

развитии

детей

дошкольного

возраста

.Данный

метод был использован на базе МБДОУ детский сад №16 «Радость» города

Лакинска.

К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые

нарушения,

которые

резко

ограничивают

их

общение

с

окружающими

людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у

детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить

распространенное предложение;

-

бедная

диалогическая

речь:

неспособность

грамотно

и

доступно

сформулировать вопрос, построить ответ;

-

бедная

монологическая

речь:

неспособность

составить

сюжетный

или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы

знаем,

что

овладение

связной

устной

речью

важнейшее

условие

успешной подготовки детей к обучению в школе.

Необходимо

научить

детей

связно,

последовательно,

грамматически

правильно

излагать

свои

мысли,

рассказывать

о

различных

событиях

из

окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития

связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены

информацией,

необходимо,

чтобы

процесс

обучения

был

для

них

интересным, занимательным, развивающим. На сегодняшний день многие

педагоги и родители не знакомы с новым инновационным методом работы

«Мнемотехника».

Этот

метод обеспечивает

успешное освоение детьми

знаний

об

особенностях

объектов

природы,

об

окружающем

мире,

эффективное

запоминание

рассказа,

сохранение

и

воспроизведение

информации, и конечно, развитие речи.

Ушинский К. Д. писал: Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он

заговорит.

Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов,

облегчающих

запоминание

и

увеличивающих

объем

памяти

путем

образования искусственных ассоциаций.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники

для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей

преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит

непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в

поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что

не

подкреплено

наглядной

картинкой,

нечто

абстрактное,

то

на

успех

рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает

упростить

процесс

запоминания,

развить

ассоциативное

мышление

и

воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в

результате

грамотной

работы

воспитателя

приводят

к

обогащению

словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники

облегчают

запоминание

у

детей

и

увеличивают

объём

памяти

путём

образования дополнительных ассоциаций.

Овладение

приемами

работы

с

мнемотаблицами

значительно

сокращает

время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного

мышления и речи;

-

перекодирование

информации,

т.е.

преобразования

из

абстрактных

символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

воспроизведении.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду,

как

результативный

метод

запоминания,

обычно

осваивается

на

простых

примерах.

Для

начала

детей

знакомят

с

мнемоквадратами

понятными

изображения,

которые

обозначают

одно

слово,

словосочетание,

его

характеристики

или

простое

предложение.

Затем

воспитатель

усложняет

занятия,

демонстрируя

мнемодорожки

это

уже

квадрат

из

четырех

картинок,

по

которым

можно

составить

небольшой

рассказ

в

2-3

предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют

собой

изображения

основных

звеньев,

в

том

числе

схематические,

по

которым

можно

запомнить

и

воспроизвести

целый

рассказ

или

даже

стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители,

потом

к

этому

процессу

можно

подключить

и

ребенка,

таким

образом,

мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию,

визуализацию образов ребенком.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития

речи дошкольников должны соответствовать определенным требованиям:

а)

чётко

отражать

основные

свойства

и

отношения,

которые

являются

объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны

быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка

может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

Детям

младшего

дошкольного

возраста

трудно

уловить

обучающую

информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать

при

помощи

мнемодорожек.

Мнемодорожка

также

несет

обучающую

информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах

обучения

ребенка.

Работать

с

мнемодорожкой

можно,

используя

приемы

наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего

дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или

полной графической зарисовки.

Таким

образом,

с

помощью

мнемотаблиц,

схем-моделей

удаётся

достичь

следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

-

появляется

желание

пересказывать

тексты,

придумывать

интересные

истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

-

дети

преодолевают

робость,

застенчивость,

учатся

свободно

держаться

перед аудиторией.

Овладение

приемами

работы

с

мнемотаблицами

значительно

сокращает

время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию

стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же

образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося

просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для

разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя

мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно

на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Таким образом, мы считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или

пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к

школе,

так

как

связная

речь

является

важным

показателем

умственных

способностей ребенка и готовности его к школьному обучению



В раздел образования