Авторы: Пинькова Анна Владимировна, Рыпаева Светлана Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 РАДУГА
Населённый пункт: г. Жигулевск Самарская область
Наименование материала: авторское многофункциональное развивающее пособие
Тема: Планшет "Игралочка"
Раздел: дошкольное образование
Авторское многофункциональное развивающее пособие
«Планшет «Игралочка»
Цель:
Развитие речевых возможностей детей 5-7-летнего возраста с речевыми
нарушениями через использование системы специально подобранных
наглядных моделей, символов.
Задачи:
- целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;
- закреплять обобщающие понятия;
- упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей
речи в роде, числе, падеже;
- упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное
значение слов, приставочные глаголы, относительные, притяжательные
прилагательные);
- упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений
разной структуры с постепенным усложнением;
- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
- формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные
конструкции предложений;
- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности:
организованности, активности, сосредоточенности;
- способствовать формированию основ системного мышления и
систематизации объектов.
Пособие представляет собой:
Планшет с 10 пластиковыми карманами, в которые помещаются
предметные картинки и карточки символы в соответствии с заданиями и
лексическими темами. Между кармашками закрепляются магнитные
карточки с изображением волшебников, признаков (ОТСМ ТРИЗ-РТВ)
Каждый кармашек имеет крепление; позволяющее соединять и объединять
необходимые изображения с помощью лент, резинок, шнурков и т.п.
Картотека речевых игр с вариантами усложнений заданий.
Набор картинок по лексическим темам.
Набор карточек – символов (предлоги, части речи, местоимения).
Набор карточек с изображением волшебников, признаков (ТРИЗ)
Целевая аудитория: логопеды, воспитатели, дети ОВЗ и дети
комбинированных групп 5-7 лет.
Особенности применения: может использоваться для индивидуального,
подгруппового и группового выполнения заданий.
1.«Цепочка»
Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа
имен существительных в именительном падеже.
1 вариант
Инструкция логопеда: «Я начну , а вы продолжите «цепочку» - (Огурец…
огурец, огурец – все это огурцы, кабачок ….кабачок - кабачки )
Логопед предлагает объединить все картинки с единичными изображениями
предметов резинкой и соединить их с картинкой множественного числа.
Педагог дает речевой образец.
2 вариант
Инструкция логопеда: «Я буду называть один предмет, а вы много.» (Яблоко
-яблоки, груша - груши..) Дети соединяют с помощью резинки парные
картинки.
3 вариант
Инструкция логопеда: «Я назову словом один предмет, а вы составите
«цепочку» слов про один предмет, про несколько предметов и про много
предметов. Логопед дает образец : лист – листья – много листьев…» ( Группа
единичных предметных картинок обозначена резинкой)
Примечание: Лексико-грамматический материал: по лексическим темам.
2. «Обобщалочки»
Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в
подборе однородных членов предложения.
1 вариант
В верхнем окне выставляется обобщающая картинка – символ, а в нижних
окнах дети выкладывают предметные картинки по теме.
Инструкция логопеда: «Я знаю 3,4,5 названий…овощей (фруктов, деревьев,
животных, птиц т.д.): угадайте их». Педагог держит в руках предметные
картинки по данной теме, изображением к себе. Дети подбирают слова,
относящиеся к этой группе. Логопед выдает названную картинку, а ребенок
ставит в окошечко. Роль ведущего может выполнять ребенок (как более
высоким, так и низким уровнем усвоения знаний по данной теме).
Примечание: Ребенок с более высоким уровнем осуществляет
контролирующую функцию, а ребенок с проблемами в усвоении материала
получает возможность еще раз зрительно соотнести предметы с
обобщающим их словом.
2 вариант
Логопед выставляет предметные картинки по лексической теме, а дети
подбирают обобщающее слово и выставляют картинку- символ в верхнем
окне. Поисковый вопрос логопеда: «Как можно назвать, все эти предметы,
одним словом?»
3 вариант
В верхнем окне выставляется обобщающая картинка – символ, а в нижних
окнах квадраты с прямой линией (существительные). Дети подбирают слова,
относящиеся к этой группе. (дети могут сами выставлять квадрат- сущ.
подбирая подходящее слово ) Например: « Я знаю 3 дерева: береза, дуб,
сосна»
Примечания: Лексико-грамматический материал: по лексическим темам. На
начальном этапе каждый ребенок подбирает по одному слову, затем задание
усложняется через увеличение количества слов подбираемых одним игроком.
Можно сужать поле поиска (подсистема: хвойные, лиственные, садовые).
3. «Дружная семейка»
Цель: Расширение словаря по лексической теме «Животные».
1 вариант
В третьем ряду выставляются картинки- символы (мама, папа, ребенок
(детеныш), дети) В четвертом ряду – члены одной семьи (лиса, лис, лисенок,
лисята) Дети называют и соединяют, резинкой, члена семьи с картинкой
-символом.
Логопед очерчивает получившийся круг картинок называя обобщающее
слово и соответствующее ему притяжательное прилагательное: «Это лисья
семья». Можно ввести такие понятия как стая, отара, табун, стадо..
2 вариант
Выставляется картинки-символы(члены семьи) и символ признака действия
(ТРИЗ) или прямоугольники с двумя линиями (глаголы) Дети составляют
предложение. (Лиса охотится. Лисята играют.)
4. «Прятки»
Цель: Активизация использования предлогов в речи.
1 вариант
В верхнем квадрате помещается предметная картинка (игрушка, животное,
человек). Во втором и третьем рядах располагаются предлоги, в нижнем ряду
предметные картинки по лексическим темам (мебель, деревья, цветы..).
Педагог последовательно соединяет предлог и предметные картинки , а затем
предлагает ребенку составить предложение по ним, согласовывая слова в
предложении в соответствии с правилами русского языка.
2 вариант.
Дети самостоятельно последовательно соединяет предлог и предметные
картинки, и составляют предложения по ним.
5. «Кто (что) где?»
Цель: Закрепление навыка использования предлогов в речи
Во всех кармашках расположены предметные картинки, между ними
картинка – символ ( предлог). Логопед задает вопрос: «Кто (что) где?»
6. «Где Таня?»
Цель: Закрепление навыка правильного понимания и использования
предлогов в речи. (за, от, перед, около, между, справа, слева, к, из-за) .
1 вариант.
Логопед предлагает отправиться на прогулку в мести с Таней (картинка-
символ, расположенна в верхнем кармашке). В остальных кармашках
располагаются различные здания (по количеству этажей, по материалу, по
назначению). Ребенку предлагается перемещать картинку «Таня» в составить
с инструкцией ведущего. На начальном этапе роль ведущего выполняет сам
логопед, а затем ребенок.
2 вариант.
Логопед предлагает самостоятельно, перемещая картинку-символ
«Таня»,ребенок комментирует свои действия , используя предлоги.
3 вариант
В верхнем квадрате картинка- символ «Таня». Во втором ряду картинка –
признак, действие (ТРИЗ) В третьем ряду картинка- символ, предлог. В
четвертом ряду картинки зданий. Логопед предлагает соединить резинками
четыре картинки и составить предложение. (Таня зашла в магазин. Таня
вышла из магазина.)
7. «Запоминалочка»
Цель: Употребление слов в Р. п. мн. и ед. числа. Закрепление навыка
правильного использования предлогов в речи : около, между, справа от, слева
от, над, под.
1 вариант
В кармашках располагаются предметные картинки (изображение в ед. или
мн. числе) в соответствии с лексической темой (используется от 4- до 10
кармашков, в зависимости от возраста). Логопед убирает 1-2 картинки и
задает вопрос: «Чего не стало?»
2 вариант
Логопед меняет местами 1-2 картинки и задает вопрос: «Чего изменилось?» ,
а затем просит назвать место, где картинки находились изначально.
8.«Считалочка»
Цель: Согласование числительного с существительным.
1 вариант
В кармашках растопляются предметные картинки в соответствие с
лексической темой. Логопед просит соединить резинками одинаковые
картинки, сосчитать и сказать сколько всего.
2 вариант
Детям дается задание определить место предмета по порядку и назвать его.
Порядковый номер определяется как слева на право, так и справа налево, а
также относительно заданного предмета. (например, третьим по счету стоит
утюг, а пятым стол. Считая от утюга, стол оказывается вторым)