Напоминание

Планшет "Игралочка"


Авторы: Пинькова Анна Владимировна, Рыпаева Светлана Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 РАДУГА
Населённый пункт: г. Жигулевск Самарская область
Наименование материала: авторское многофункциональное развивающее пособие
Тема: Планшет "Игралочка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторское многофункциональное развивающее пособие

«Планшет «Игралочка»

Цель:

Развитие речевых возможностей детей 5-7-летнего возраста с речевыми

нарушениями через использование системы специально подобранных

наглядных моделей, символов.

Задачи:

- целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;

- закреплять обобщающие понятия;

- упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей

речи в роде, числе, падеже;

- упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное

значение слов, приставочные глаголы, относительные, притяжательные

прилагательные);

- упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений

разной структуры с постепенным усложнением;

- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

- формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные

конструкции предложений;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности:

организованности, активности, сосредоточенности;

- способствовать формированию основ системного мышления и

систематизации объектов.

Пособие представляет собой:

Планшет с 10 пластиковыми карманами, в которые помещаются

предметные картинки и карточки символы в соответствии с заданиями и

лексическими темами. Между кармашками закрепляются магнитные

карточки с изображением волшебников, признаков (ОТСМ ТРИЗ-РТВ)

Каждый кармашек имеет крепление; позволяющее соединять и объединять

необходимые изображения с помощью лент, резинок, шнурков и т.п.

Картотека речевых игр с вариантами усложнений заданий.

Набор картинок по лексическим темам.

Набор карточек – символов (предлоги, части речи, местоимения).

Набор карточек с изображением волшебников, признаков (ТРИЗ)

Целевая аудитория: логопеды, воспитатели, дети ОВЗ и дети

комбинированных групп 5-7 лет.

Особенности применения: может использоваться для индивидуального,

подгруппового и группового выполнения заданий.

1.«Цепочка»

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа

имен существительных в именительном падеже.

1 вариант

Инструкция логопеда: «Я начну , а вы продолжите «цепочку» - (Огурец…

огурец, огурец – все это огурцы, кабачок ….кабачок - кабачки )

Логопед предлагает объединить все картинки с единичными изображениями

предметов резинкой и соединить их с картинкой множественного числа.

Педагог дает речевой образец.

2 вариант

Инструкция логопеда: «Я буду называть один предмет, а вы много.» (Яблоко

-яблоки, груша - груши..) Дети соединяют с помощью резинки парные

картинки.

3 вариант

Инструкция логопеда: «Я назову словом один предмет, а вы составите

«цепочку» слов про один предмет, про несколько предметов и про много

предметов. Логопед дает образец : лист – листья – много листьев…» ( Группа

единичных предметных картинок обозначена резинкой)

Примечание: Лексико-грамматический материал: по лексическим темам.

2. «Обобщалочки»

Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в

подборе однородных членов предложения.

1 вариант

В верхнем окне выставляется обобщающая картинка – символ, а в нижних

окнах дети выкладывают предметные картинки по теме.

Инструкция логопеда: «Я знаю 3,4,5 названий…овощей (фруктов, деревьев,

животных, птиц т.д.): угадайте их». Педагог держит в руках предметные

картинки по данной теме, изображением к себе. Дети подбирают слова,

относящиеся к этой группе. Логопед выдает названную картинку, а ребенок

ставит в окошечко. Роль ведущего может выполнять ребенок (как более

высоким, так и низким уровнем усвоения знаний по данной теме).

Примечание: Ребенок с более высоким уровнем осуществляет

контролирующую функцию, а ребенок с проблемами в усвоении материала

получает возможность еще раз зрительно соотнести предметы с

обобщающим их словом.

2 вариант

Логопед выставляет предметные картинки по лексической теме, а дети

подбирают обобщающее слово и выставляют картинку- символ в верхнем

окне. Поисковый вопрос логопеда: «Как можно назвать, все эти предметы,

одним словом?»

3 вариант

В верхнем окне выставляется обобщающая картинка – символ, а в нижних

окнах квадраты с прямой линией (существительные). Дети подбирают слова,

относящиеся к этой группе. (дети могут сами выставлять квадрат- сущ.

подбирая подходящее слово ) Например: « Я знаю 3 дерева: береза, дуб,

сосна»

Примечания: Лексико-грамматический материал: по лексическим темам. На

начальном этапе каждый ребенок подбирает по одному слову, затем задание

усложняется через увеличение количества слов подбираемых одним игроком.

Можно сужать поле поиска (подсистема: хвойные, лиственные, садовые).

3. «Дружная семейка»

Цель: Расширение словаря по лексической теме «Животные».

1 вариант

В третьем ряду выставляются картинки- символы (мама, папа, ребенок

(детеныш), дети) В четвертом ряду – члены одной семьи (лиса, лис, лисенок,

лисята) Дети называют и соединяют, резинкой, члена семьи с картинкой

-символом.

Логопед очерчивает получившийся круг картинок называя обобщающее

слово и соответствующее ему притяжательное прилагательное: «Это лисья

семья». Можно ввести такие понятия как стая, отара, табун, стадо..

2 вариант

Выставляется картинки-символы(члены семьи) и символ признака действия

(ТРИЗ) или прямоугольники с двумя линиями (глаголы) Дети составляют

предложение. (Лиса охотится. Лисята играют.)

4. «Прятки»

Цель: Активизация использования предлогов в речи.

1 вариант

В верхнем квадрате помещается предметная картинка (игрушка, животное,

человек). Во втором и третьем рядах располагаются предлоги, в нижнем ряду

предметные картинки по лексическим темам (мебель, деревья, цветы..).

Педагог последовательно соединяет предлог и предметные картинки , а затем

предлагает ребенку составить предложение по ним, согласовывая слова в

предложении в соответствии с правилами русского языка.

2 вариант.

Дети самостоятельно последовательно соединяет предлог и предметные

картинки, и составляют предложения по ним.

5. «Кто (что) где?»

Цель: Закрепление навыка использования предлогов в речи

Во всех кармашках расположены предметные картинки, между ними

картинка – символ ( предлог). Логопед задает вопрос: «Кто (что) где?»

6. «Где Таня?»

Цель: Закрепление навыка правильного понимания и использования

предлогов в речи. (за, от, перед, около, между, справа, слева, к, из-за) .

1 вариант.

Логопед предлагает отправиться на прогулку в мести с Таней (картинка-

символ, расположенна в верхнем кармашке). В остальных кармашках

располагаются различные здания (по количеству этажей, по материалу, по

назначению). Ребенку предлагается перемещать картинку «Таня» в составить

с инструкцией ведущего. На начальном этапе роль ведущего выполняет сам

логопед, а затем ребенок.

2 вариант.

Логопед предлагает самостоятельно, перемещая картинку-символ

«Таня»,ребенок комментирует свои действия , используя предлоги.

3 вариант

В верхнем квадрате картинка- символ «Таня». Во втором ряду картинка –

признак, действие (ТРИЗ) В третьем ряду картинка- символ, предлог. В

четвертом ряду картинки зданий. Логопед предлагает соединить резинками

четыре картинки и составить предложение. (Таня зашла в магазин. Таня

вышла из магазина.)

7. «Запоминалочка»

Цель: Употребление слов в Р. п. мн. и ед. числа. Закрепление навыка

правильного использования предлогов в речи : около, между, справа от, слева

от, над, под.

1 вариант

В кармашках располагаются предметные картинки (изображение в ед. или

мн. числе) в соответствии с лексической темой (используется от 4- до 10

кармашков, в зависимости от возраста). Логопед убирает 1-2 картинки и

задает вопрос: «Чего не стало?»

2 вариант

Логопед меняет местами 1-2 картинки и задает вопрос: «Чего изменилось?» ,

а затем просит назвать место, где картинки находились изначально.

8.«Считалочка»

Цель: Согласование числительного с существительным.

1 вариант

В кармашках растопляются предметные картинки в соответствие с

лексической темой. Логопед просит соединить резинками одинаковые

картинки, сосчитать и сказать сколько всего.

2 вариант

Детям дается задание определить место предмета по порядку и назвать его.

Порядковый номер определяется как слева на право, так и справа налево, а

также относительно заданного предмета. (например, третьим по счету стоит

утюг, а пятым стол. Считая от утюга, стол оказывается вторым)



В раздел образования