Автор: Сасова Василина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 138
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Подготовка детей к школе в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
В.В. Сасова
воспитатель МДОУ
«Детский сад № 138»
г. Саратова Саратовской области»
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе
образования,
большое место занимает формирование готовности ребёнка к школе.
Работа воспитателя на занятиях по данному направлению включает в себя:
1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для
приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается
активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к
словам воспитателя).
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями,
умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного
отношения
к
сверстникам;
усвоение
способов
активного
воздействия
на
сверстников
как
участников
общей
деятельности
(умение
оказать
помощь,
справедливо
оценивать
результаты
работы
товарищей,
тактично
отмечать
недостатки);
4.
Формирование
у
детей
навыков
организованного
поведения,
развивающей
деятельности
в
условиях
коллектива.
Наличие
этих
навыков
оказывает
существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности
ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр,
деятельности по интересам.
Воспитание
детей
в
детском
саду
носит
образовательный
характер
и
учитывает два направления получения детьми знаний и умений:
- широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками,
- организованная непосредственно образовательная деятельность.
В
процессе
общения
со
взрослыми
и
сверстниками
ребёнок
получает
разнообразные сведения, необходимые в повседневной жизни.
На занятиях
воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют
задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных
умений
и,
наконец,
определяет
у
них
способность
соблюдать
правильное
поведение.
К
седьмому
году
жизни
у
дошкольников
значительно
повышается
требовательность
к
четкому
выполнению
детьми
режима
дня.
Если
они
длительное время посещают детский сад, то у них уже выработалась привычка к
занятию одними и теми же видами деятельности в определенное время. Дети
хорошо знают их содержание и особенности, подготовлены к их выполнению.
Главная
задача
воспитателя
—
усилить
контроль
и
помощь
детям
в
качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного
достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей.
Очень важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во
времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять ее в нужном темпе и
вовремя завершать. Детей, не приученных в предыдущих возрастных группах к
нужному для той или иной деятельности темпу, воспитатель вынужден торопить, а
поспешное завершение работы снижает ее качество.
В
подготовительной
группе
детского
сада
продолжается
работа
по
формированию самостоятельности у детей, которая является важной основой
успешного
обучения
ребенка
в
школе.
Самостоятельность
характеризуется
наличием необходимых знаний, умений и навыков. К этому периоду жизни
у
дошкольников накапливается определенный опыт проявления самостоятельности
в
отдельных
видах
деятельности.
Например,
в
самообслуживании,
труде
в
природе, дети уже могут выступить в роли помощника воспитателя на прогулке,
провести подвижную игру.
Нельзя забывать и о физической готовности ребёнка к школе. Выполнение
программы физического воспитания детей предусматривает
формирование
устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении
утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию
движений,
умения
проводить
их
со
своими
сверстниками.
Недостаточная
двигательная активность препятствует успешному решению задач физического
воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей,
понижает их интеллектуальную активность и работоспособность. Если ребенок в
дошкольном
возрасте
освоит
большинство
видов
физических
упражнений,
полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и
в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом
от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма.
В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и
подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются
такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры
носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и
действий, выполнения определенных правил.
Большое
место
в
физическом
воспитании
детей
отводится
прогулке.
Правильно
организованная
прогулка
содержит
большие
возможности
для
развития
самоорганизации
в
различных
видах
деятельности,
проявления
инициативы.
Воспитатель заботится о полноценном, достаточном сне детей, являющимся
профилактикой преждевременного нервного переутомления. Сообщает родителям
о желательности дневного сна и для первоклассников.
Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка,
ставит
его
перед
необходимостью,
решая
умственные
задачи,
затрачивать
определенные
усилия.
Постепенно,
в
процессе
обучения
у
детей
возникает
осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения
воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для
удовлетворения
от
результатов
труда.
У
дошкольников
формируется
умение
р а б отат ь
с о с р ед оточ е н н о ,
в
о п р ед ел е н н о м
те м п е ,
п о в ы ш а ет с я
работоспособность.
В
подготовительной
группе
усложняется
программа
нравственного
и
трудового воспитания детей, формирования их взаимоотношений со сверстниками
и взрослыми; усиливается работа по воспитанию гражданских чувств. Формируя
нравственный
опыт
ребенка,
воспитатель
в
большей
степени
опирается
на
понимание им норм и правил поведения, упражняет его в нравственно полезных
поступках,
учит
самостоятельно
решать
этические
задачи
в
конкретных
повседневных ситуациях (помочь сверстнику, остановить обидчика, предотвратить
конфликт и т. д.). Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, он
создает необходимые условия для формирования системы взаимоотношений с
окружающими их людьми.
Правильно поставленное трудовое воспитание в подготовительной к школе
группе во многом способствует успеху обучения в начальных классах.
Однако
нельзя
забывать,
что
основной
деятельностью
дете й
подготовительной группы остается игра. Тематика игр расширяется, усложняется
структура
игровой
деятельности,
совершенствуется
руководство
развитием
контактов, взаимоотношений в игре.
Заботясь
о
полноценной
подготовке
детей
к
школе,
педагог
помогает
родителям организовать правильный режим жизни ребенка в семье, знакомит их с
примерным объемом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении
в
школу,
с
тем,
как
развивать
у
него
память,
внимание,
способность
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
делать
выводы,
с
требованиями,
предъявляемыми к учебной деятельности ребенка в I классе, рассказывает о
возможностях умственной нагрузки детей, об отношении к результатам их труда.
1.
Абрамова Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г. Оценка готовности выпускников
дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе Оценка
качества образования, 2007. - №1. - С.66.
2.
Белова Е. Размышления перед школой Дошкольное воспитание, 2004. -
№8. - С.80.
3.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное
воспитание, 1999. - №8. - С. 66.
4.
Емельянова М. Ребёнок идёт в школу // Ребёнок в детском саду, 2006. - №5.
- С.21.
5.
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред.
Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1998. - 328с.