Напоминание

"Подготовка детей к школе в детском саду"


Автор: Сасова Василина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 138
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Подготовка детей к школе в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В.В. Сасова

воспитатель МДОУ

«Детский сад № 138»

г. Саратова Саратовской области»

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе

образования,

большое место занимает формирование готовности ребёнка к школе.

Работа воспитателя на занятиях по данному направлению включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для

приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается

активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к

словам воспитателя).

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.

Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями,

умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного

отношения

к

сверстникам;

усвоение

способов

активного

воздействия

на

сверстников

как

участников

общей

деятельности

(умение

оказать

помощь,

справедливо

оценивать

результаты

работы

товарищей,

тактично

отмечать

недостатки);

4.

Формирование

у

детей

навыков

организованного

поведения,

развивающей

деятельности

в

условиях

коллектива.

Наличие

этих

навыков

оказывает

существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности

ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр,

деятельности по интересам.

Воспитание

детей

в

детском

саду

носит

образовательный

характер

и

учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

- широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками,

- организованная непосредственно образовательная деятельность.

В

процессе

общения

со

взрослыми

и

сверстниками

ребёнок

получает

разнообразные сведения, необходимые в повседневной жизни.

На занятиях

воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют

задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных

умений

и,

наконец,

определяет

у

них

способность

соблюдать

правильное

поведение.

К

седьмому

году

жизни

у

дошкольников

значительно

повышается

требовательность

к

четкому

выполнению

детьми

режима

дня.

Если

они

длительное время посещают детский сад, то у них уже выработалась привычка к

занятию одними и теми же видами деятельности в определенное время. Дети

хорошо знают их содержание и особенности, подготовлены к их выполнению.

Главная

задача

воспитателя

усилить

контроль

и

помощь

детям

в

качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного

достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей.

Очень важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во

времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять ее в нужном темпе и

вовремя завершать. Детей, не приученных в предыдущих возрастных группах к

нужному для той или иной деятельности темпу, воспитатель вынужден торопить, а

поспешное завершение работы снижает ее качество.

В

подготовительной

группе

детского

сада

продолжается

работа

по

формированию самостоятельности у детей, которая является важной основой

успешного

обучения

ребенка

в

школе.

Самостоятельность

характеризуется

наличием необходимых знаний, умений и навыков. К этому периоду жизни

у

дошкольников накапливается определенный опыт проявления самостоятельности

в

отдельных

видах

деятельности.

Например,

в

самообслуживании,

труде

в

природе, дети уже могут выступить в роли помощника воспитателя на прогулке,

провести подвижную игру.

Нельзя забывать и о физической готовности ребёнка к школе. Выполнение

программы физического воспитания детей предусматривает

формирование

устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении

утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию

движений,

умения

проводить

их

со

своими

сверстниками.

Недостаточная

двигательная активность препятствует успешному решению задач физического

воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей,

понижает их интеллектуальную активность и работоспособность. Если ребенок в

дошкольном

возрасте

освоит

большинство

видов

физических

упражнений,

полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и

в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом

от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма.

В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и

подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются

такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры

носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и

действий, выполнения определенных правил.

Большое

место

в

физическом

воспитании

детей

отводится

прогулке.

Правильно

организованная

прогулка

содержит

большие

возможности

для

развития

самоорганизации

в

различных

видах

деятельности,

проявления

инициативы.

Воспитатель заботится о полноценном, достаточном сне детей, являющимся

профилактикой преждевременного нервного переутомления. Сообщает родителям

о желательности дневного сна и для первоклассников.

Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка,

ставит

его

перед

необходимостью,

решая

умственные

задачи,

затрачивать

определенные

усилия.

Постепенно,

в

процессе

обучения

у

детей

возникает

осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения

воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для

удовлетворения

от

результатов

труда.

У

дошкольников

формируется

умение

р а б отат ь

с о с р ед оточ е н н о ,

в

о п р ед ел е н н о м

те м п е ,

п о в ы ш а ет с я

работоспособность.

В

подготовительной

группе

усложняется

программа

нравственного

и

трудового воспитания детей, формирования их взаимоотношений со сверстниками

и взрослыми; усиливается работа по воспитанию гражданских чувств. Формируя

нравственный

опыт

ребенка,

воспитатель

в

большей

степени

опирается

на

понимание им норм и правил поведения, упражняет его в нравственно полезных

поступках,

учит

самостоятельно

решать

этические

задачи

в

конкретных

повседневных ситуациях (помочь сверстнику, остановить обидчика, предотвратить

конфликт и т. д.). Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, он

создает необходимые условия для формирования системы взаимоотношений с

окружающими их людьми.

Правильно поставленное трудовое воспитание в подготовительной к школе

группе во многом способствует успеху обучения в начальных классах.

Однако

нельзя

забывать,

что

основной

деятельностью

дете й

подготовительной группы остается игра. Тематика игр расширяется, усложняется

структура

игровой

деятельности,

совершенствуется

руководство

развитием

контактов, взаимоотношений в игре.

Заботясь

о

полноценной

подготовке

детей

к

школе,

педагог

помогает

родителям организовать правильный режим жизни ребенка в семье, знакомит их с

примерным объемом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении

в

школу,

с

тем,

как

развивать

у

него

память,

внимание,

способность

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

делать

выводы,

с

требованиями,

предъявляемыми к учебной деятельности ребенка в I классе, рассказывает о

возможностях умственной нагрузки детей, об отношении к результатам их труда.

1.

Абрамова Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г. Оценка готовности выпускников

дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе Оценка

качества образования, 2007. - №1. - С.66.

2.

Белова Е. Размышления перед школой Дошкольное воспитание, 2004. -

№8. - С.80.

3.

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное

воспитание, 1999. - №8. - С. 66.

4.

Емельянова М. Ребёнок идёт в школу // Ребёнок в детском саду, 2006. - №5.

- С.21.

5.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред.

Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1998. - 328с.



В раздел образования