Напоминание

«Система профориентационной работы МАОУ «СОШ №148 г. Челябинска»


Автор: Тротт Константин Генрихович
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 148 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Система профориентационной работы МАОУ «СОШ №148 г. Челябинска»
Раздел: среднее образование





Назад




Система профориентационной работы

МАОУ «СОШ№148 г. Челябинска»

Возросшие

требования

современного

высокотехнологичного

произ-

водства обозначили проблемы профессиональной подготовки кадров. В связи

с этим, требуются и новые подходы к профессиональной ориентации молоде-

жи, поскольку их намерения и желания часто не соответствуют потребностям

современной экономики. Работодатель ждет сегодня специалистов способных

к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющих

самостоятельно генерировать новые идеи, реализовывать их в процессе дея-

тельности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Следует отметить,

что современная молодежь в выборе профессии ориентируется, в первую оче-

редь, на материальные блага, и , в какой то степени, на престиж профессии.

Если ранее во главу угла ставились социальная привлекательность профес-

сии, культурные ценности, то сегодня молодежь чаще выбирает образ жизни,

не задумываясь особо о содержании деятельности.

В связи с этим в МАОУ СОШ №148 большое внимание уделяется целе-

направленной

профориентации

обучающихся.

Сегодня

профессиональной

ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для

психолого-педагогической поддержки обучающихся в их профессиональном

самоопределении,

помощи

в

выявлении

профессиональных

интересов,

склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной

профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на

рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение профильного

обучения, внедрения профессиональных проб. В школе принята трехлетняя

программа профессиональной ориентации, целью которой является построе-

ние четкой системы профориентации обучающихся, выявление наиболее эф-

фективных форм работы, нацеленных на положительный результат.

В школе создан Совет по профориентации, который координирует всю

работу в этом направлении. Внимание администрации школы к улучшению

профориентационной работы не случайно. Как показала практика, школьники

оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, облада-

ют фрагментарными представлениями о большинстве профессий, и часто их

выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирова-

ние собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широ-

кого спектра различных факторов. На основе проведенных исследований ста-

ло очевидно, что в основе выбора профессии преобладают стихийные факто-

ры, а не осознанное решение, продиктованное глубоким знанием содержания

предстоящей деятельности.

Система профориентации в нашей школе призвана обеспечить коорди-

нацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профес-

сионально-технического, среднего специального, высшего образования и дру-

гих социальных институтов, участвующих в ее осуществлении. Подготовку к

выбору профессии мы считаем важной еще и потому, что она является неотъ-

емлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматри-

вать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуаль-

ным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием лично-

сти, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким об-

разом, профориентацию мы рассматриваем, как важный компонент в социа-

лизации личности, что соответствует требованиям ФГОС.

Основные компоненты системы

профориентации школьников

В профориентации, являющейся комплексной проблемой, мы из всего много-

образия выделяем, на наш взгляд, наиболее важные аспекты, экономический,

социальный, психологический, педагогический.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографи-

ческой структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его

производительность.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного

мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различ-

ных профессий.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психоло-

гических сторон профессиональной пригодности, выявление профессиональ-

но значимых свойств личности

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения вос-

питательных задач, путей и методов ее проведения.

В систему профориентации входят следующие основные компоненты:

цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной

работы с учащимися.

Цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к об-

основанному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные ин-

тересы, так и общественные потребности, и запросы рынка.

Задачи:

оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбо-

ра профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и

возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;

обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения

за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на

уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитатель-

ной работы;

дополнительная

поддержка

групп

школьников,

у

которых

легко

спрогнозировать сложности трудоустройства–учащиеся с низкой мотивацией

и слабоуспевающие учащихся;

выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с

учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с

предприятиями города.

Успешная реализация поставленных задач в значительной степени зави-

сит и от качества работы по каждому из этих направлений. Нам представляет-

ся важным объединение усилий всех участников образовательного процесса.

Структура профориентации нашей школы, может быть представлена следую-

щим образом (приложение 1).

Важное место в профориентационной работе мы отводим профессио-

нальному просвещению. Перед профориентаторами образовательных орга-

низаций СПО и ВПО мы ставим конкретную задачу – научно организованное

информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения

профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к ин-

дивидуально-психологическим

особенностям

личности.

Школа

активно

включилась в предложенный МОиН РФ проект по профессиональной навига-

ции обучающихся, посредством всероссийских открытых уроков на портале

«ПроеКТОриЯ», принимает участие в проекте «Новое поколение выбирает»,

предложенного Муниципальным центром профориентационной работы при

МАУДО «ДПШ». В коридорах школы размещены стенды по профориентации

с информацией для обучающихся и родителей. На официальном сайте школы

есть рубрика «Профориентация», где так же размещается вся необходимая

информация для всех участников образовательного процесса.

В целях пополнения знаний, о профессиях, востребованных на рынке

труда, считаем необходимым пополнение портфолио учащихся профессио-

граммами, которые представляют собой комплексное, систематизированное

описание конкретной профессии. Существенную помощь в этом должны, и

мы над этим работаем, оказать учителя-предметники. К примеру, учитель

физики может ознакомить учащихся с большим спектром инженерных и

строительных профессий, с профессиями,

востребованными, в оптике, в

энергетической сфере.

Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориента-

ции, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая

работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потреб-

ности, интересы и склонности каждого ребенка.

Основной груз этой работы ложиться на плечи психологов и социаль-

ных педагогов совместно с классными руководителями и учителями-предмет-

никами. Эта работа нашла отражение в нашей целевой программе, планах ра-

бот, социальных проектах.

Профконсультация – это непосредственная помощь школьнику в выборе

конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и со-

поставления полученной информации с требованиями профессии. К проф-

консультациям мы привлекаем специалистов при посещении образователь-

ных организаций относящихся к системе СПО и ВПО.

Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления

личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной

деятельности. Успешность адаптации является критерием правильного, обос-

нованного выбора профессии.

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, на-

ходятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную

структуру, в рамках которой строится профориентационная работа в нашей

школе.

Координаторы профориентации в МАОУ СОШ №148 убеждены, что

успех профориентационной работы напрямую зависит от четкого распределе-

ния функций между всеми участниками образовательного процесса, социаль-

ными партнерами. Они подробно прописаны в локальных актах учреждения.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятель-

ности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной,

игровой). С этой целью ежегодно составляется план работы школы по про-

фориентации. В на-

стоящее время школа находится на этапе, когда ведется целенаправленная ра-

бота по конструированию целостной системы профориентации с учетом воз-

растных и индивидуально особенностей школьников, уровня готовности

мотивации к совершению сознательного профессионального выбора. Педаго-

гический коллектив постоянно ищет такие пути развития, при которых нор-

мой становится творческое самоопределение школьников, реализация иссле-

довательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся,

родители, представители общественности. В целях удовлетворения запросов

обучающихся и родителей расширяется спектр профильных классов.

Интересным представляется и спектр элективных курсов и внеурочная де-

ятельность обучающихся. Как пример, приводим задачи, которые решаются в

процессе прохождения элективного курса « Физика в задачах и эксперимен-

тах» для учащихся 7-8 классов:

- выявление склонностей, способностей учащихся, их возможностей, интере-

сов к различным видам деятельности;

- развитие интереса к исследовательской деятельности;

- развитие навыков организации научного труда, работы со справочниками,

энциклопедиями;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, работы в ко-

манде;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических,

жизненных задач.

За решением этих задач стоит целенаправленная работа по социализации

обучающихся, подготовке их к осознанному выбору профессии, к самостоя-

тельному конструированию дальнейшего жизненного плана.

Социальное партнерство, как важный компонент

профориентационной работы

В системе профориентационной работы в МАОУ СОШ №148 важное

место занимает социальное партнерство. Социальных партнеров мы выбира-

ли не случайным образом. Из проведенных анкет выбрали образовательные

организации, профессии, которым учащиеся отдают предпочтение. С этими

образовательными организациями были заключены договоры социального

партнерства. Если в 2017 году их было 7, то в 2018 году уже 13.

Проводя в рамках договора традиционные мероприятия (посещение об-

разовательных организаций СПО и ВПО с экскурсиями и в дни открытых

дверей, выступление профорганизаторов перед обучающимися и их родите-

лями с информацией о правилах приема, направлениям подготовки, индиви-

дуальные консультации, встречи со студентами и др.), школа искала новые

формы работы с ними. Так родилась идея проведения мастер – классов для

старшеклассников силами преподавателей и студентов колледжей, технику-

мов, ВУЗов. Мастер- классы проводились в рамках внутришкольного «Пара-

да наук» в предметные недели. Особый эффект мастер-классам придавало

участие в них студентов. Так мастер-класс по компьютерному дизайну прово-

дил победитель Всероссийского конкурса, вчерашний

выпускник, а ныне

преподаватель

Челябинского

радиотехникума,

а

второй

мастер-

класс

по

компьютерному моделированию проводил студент-выпускник. Всего в 2017-

2018 учебном году было проведено более 20 мастер-классов.

Учитывая, конструктивно и плодотворно складывающиеся партнерские от-

ношения

с образовательными организациями СПО и ВПО, понимая важ-

ность практической направленности профориентационной работы, мы осо-

знанно пришли к пониманию необходимости проведения с учащимися про-

фессиональных проб. Профессиональная проба является, своего рода, моде-

лью конкретной профессии, посредством апробирования которой, учащиеся

получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что

позволяет узнать данную профессию изнутри. До сих пор профессиональные

пробы проводились внутри школы при изучении дисциплины «Технология»,

при участии старшеклассников в проектной деятельности. Директором шко-

лы (председателем совета по профориентации), поставлена задача, расширить

эти рамки и проводить профессиональные пробы на площадках социальных

партнеров. В школе принято положение о профессиональной пробе, проведен

обучающий семинар по содержанию профессиональных проб и этапах их вы-

полнения.

В школе реализуется интересный социальный проект «Действующие

лица». Проект предусматривает встречи старшеклассников с известными и

успешными людьми нашего города: главой Администрации района, замести-

телем председателя Законодательного собрания Челябинской области, про-

ректором

ЮУрГУ,

нейрохирургом

областной

больницы,

руководителями

предприятий и организаций. Цель проекта – показать старшеклассникам, как

эти люди шли к успеху, как выстраивали свою траекторию профессионально-

го роста, какие качества, по их мнению, позволили им стать теми, кем они

стали.

Критерии и показатели эффективности

профориентационной работы в школе

В управлении профориентационной работой, как и в любой другой дея-

тельности, важно оценивать свою деятельность с точки зрения ее эффектив-

ности и результативности. Это дает возможность своевременно вносить кор-

рективы, искать новые, более эффективные, формы работы. Поэтому мы счи-

таем важным определение критериев и показателей эффективности профори-

ентации.

Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при актив-

ной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных

интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выбо-

ре профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так

и потребностям города. Только при таком подходе они смогут избежать разо-

чарования, при своем выборе и не покинуть раньше времени учебное заве-

дение.

С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии

означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекоменда-

циям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации

основаны

на

учете

как

личных,

так

и

общественных

потребностей.

К

основным результативным

критериям

и

показателям

эффективности

профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения.

2.Потребность в обоснованном выборе профессии.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда.

4. Степень самопознания школьника

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Анализируя деятельность школы по профориентации, Совет по профориента-

ции считает что:

-выстраиваемая система профориентационной работы достаточно эффектив-

на, охват обучающихся составляет 100% ( 2822 обучающихся);

- целенаправленная работа с образовательными организациями СПО и ВПО

в 2017-2018 учебном году дала свои результаты: 56 выпускников 9 классов

(30%) продолжают обучение в колледжах и техникумах, 82 выпускника

11классов ( 83% ) поступили в образовательные организации ВПО и 10 чело-

век в образовательные организации СПО;

- надо продолжить работу по проведению профессиональных проб учащихся,

как в школе, так и на площадках социальных партнеров;

- необходимо озаботиться решением проблемы оттока лучших выпускников в

«столичные» ВУЗы и недостаточной востребованностью ВУЗов региона.



В раздел образования