Напоминание

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя–дефектолога с детьми с ЗПР


Автор: Максимова Татьяна Владимировна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11" г. Чебоксары
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя–дефектолога с детьми с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе

учителя-дефектолога с детьми с ЗПР

Целью использования данной технологии в коррекционной группе детского сада

является

развитие,

с

одной

стороны,

таких

качеств

мышления,

как

гибкость,

подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности,

стремления к новизне; исправлению речевых недостатков, развитию творческого

воображения.

Чем

раньше

начать

стимулировать

и

развивать

творческое

мышление

(фантазирование,

воображение,

понимание

закономерностей,

решение

сложных

проблем,

ситуаций,

тем

более

высоким

окажется

уровень

познавательной

деятельности,

тем

быстрее

осуществиться

плавный

переход

от

конкретного

мышления к абстрактному.

Особенно актуально развитие творческого мышления для детей с ЗПР, т. к. они

затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные

части

сложного.

Не

говоря

уже

об

абстрактном мышлении:

дети

с

трудом

формируют обобщение, решение задач по аналогии.

Дети с ЗПР часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали,

упуская существенное, не могут адекватно оценить ситуацию.

Предлагаемые

приемы работы

по

использованию

ТРИЗ

в

коррекции

психических нарушений позволяет совершенствовать такие ценные для ребенка

психические

процессы,

как

мышление,

речь,

внимание,

память,

воображение,

способность к творчеству.

Элементы ТРИЗ технологий используются на занятиях по ФЭМП, подготовке к

обучению

грамоте,

ознакомлению

с

окружающем

миром

и

развитию

речи.

Использование элементов

ТРИЗ

технологии повышает

интерес

к

занятию,

дает

возможность развития творчества каждого ребенка, проявления интеллектуальной

инициативы.

Предлагаем

вашему

вниманию

варианты

игр

с детьми

с

использованием

элементов ТРИЗ технологии.

Чтобы стимулировать творческую активность детей используются различные

методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот

некоторые из них:

1. Мозговой штурм

Мозговой

штурм

предполагает

постановку

изобретательской

задачи

и

нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального

решения. Педагог должен предложить детям свои оригинальные варианты решения

задачи,

что

позволяет

стимулировать

их

воображение

и

вызывать

интерес

и

желание к творческой деятельности. Данный метод позволяет развивать у детей

способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения

проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

1. Как подружиться с лисой?

2. Что было бы если?

3. Найди ошибку.

4. Подбери пару.

Типовое фантазирование.

Этот

метод

хорошо

использовать

при

обучении

детей

творческому

рассказыванию.

Придумывать,

фантазировать

можно

не

вслепую,

а

с

использованием конкретных приемов:

1. С использованием схем.

2. Драматизация.

2. Да - нет – ка.

Этот метод дает возможность научить детей слушать и слышать ответы других,

строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог задаёт вопросы, дети

отвечают и учатся сами задавать вопросы по аналогии. Подобные игры можно

использовать

на

занятиях

по

ФЭМП,

подготовки

к

обучению

грамоте,

ознакомлению с окружающем миром и развитием речи.

4. Системный оператор.

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему,

можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё

более мелкие части.

Одной

из

важнейших

задач

обучения

является

задача

закрепления

и

систематизации полученных знаний.

1. Пирамидка из слов.

2. Найди звук.

3. Подбери слово.

Использование

в работе

методов

и

приемов

ТРИЗ позволяет

снять

психологические барьеры у старших дошкольников, убрать боязнь перед новым,

неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как

непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный

на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.



В раздел образования