Автор: Смирнова Алла Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Московское суворовское военное училище МО РФ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельность воспитателя, направленная на предупреждение неуспеваемости суворовцев."
Раздел: среднее образование
Деятельность воспитателя, направленная на предупреждение
неуспеваемости суворовцев.
Неуспеваемость
-
острейшая
проблема
современного
обучения,
обусловленная социальными и педагогическими причинами, которые тесно
связаны между собой.
Социальными причинами такого положения являются: снижение престижа
образования, понижение роли интеллектуального труда в профессиональной
сфере деятельности, перекос в функционале педагогов, которые перестают
быть
источником
знаний.
На
неуспеваемость
также
влияют
состояние
здоровья,
физические
и
эмоциональные
нагрузки
обучающихся,
низкая
культура семейного воспитания.
Для
предупреждения
неуспеваемости
необходимо
не
бороться
с
ней,
а
проводить профилактику её возникновения. Первичным звеном в этой работе
является диагностика, обнаружение признаков. Одновременно надо выявить
причины
породившие
отставание
путём
анализа
процесса
обучения,
индивидуальных
особенностей
личности
и
воздействовать
на
них.
Необходимо
постоянно
проверять
эффективность
принятых
мер
и
корректировать их.
Грамотный
педагог,
реализуя
указанные
звенья
предупреждения
неуспеваемости, опирается на знание:
1)
признаков возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать;
2)
того, какую помощь оказать обучающимся и умение её организовать ;
3)
причин вызывающих неуспеваемость;
4)
путей устранения этих причин;
5)
способов проверки эффективности деятельности педагога и умение
имипользоваться.
Каждый шаг в процессе обучения основывается на некотором уровне
подготовленности учащихся, который повышается по мере получения знаний.
По мере поступления информации, накапливаются и пробелы, недостатки,
недоработки в её усвоении. Если такие пробелы и недостатки множатся, то
возникают трудности с дальнейшим успешным продвижением в освоении
нового материала.
Необходимо
чётко
понимать
разницу
между
двумя
понятиями.
Неуспеваемость
-
суммарная,
комплексная,
итоговая
неподготовленность
учащихся в конце законченного отрезка процесса обучения (четверть, уроки
п о
т е м е ) . Отставание
-
отдельный
элемент
неподготовленности,
возникающий в ходе обучения. Отставание соотносится с неуспеваемостью и
как
часть
с
целым,
и
как
момент
процесса
с
результатом
процесса.
Преодолеть запущенные, укоренившиеся отставания гораздо труднее, чем
устранить отдельное отставание, отдельный элемент неуспеваемости.
Изучив
разные
источники
по
этой
теме,
можно
дать
следующий
перечень признаков отставания:
1)
затруднение в воспроизведении теоретических положений, неумение
выделять
главное,
отвечать
на
вопросы,
определять
части
изложенного,
оценивать
правильность
ответов
товарищей
на
вопросы;
2)
не
может
воспроизвести
формулу,
определение
понятия,
формулировку
закона,
неправильно
употребляет
термины,
не
замечает ошибок у других учащихся;
3)
не может применять знания в ходе учебной деятельности;
4)
не
может
самостоятельно
выполнять
поиск,
анализ
и
решение
изучаемого материала.
5)
затруднение
в
составлении
целостного
рассказа
по
структурной
схеме;
6)
не
ищет
и
не
читает
дополнительный
к
учебнику
материал,
не
знакомится с научно-популярными источниками;
7)
не задаёт вопросов по существу изученного;
8)
отвлекается
на
уроке,
когда
требуется
напряжение
мысли,
идё
объяснение сложного материала;
9)
неохотно берётся за выполнение сложных задач, а при наличии
возможности, выбирает более лёгкое задание;
10)
равнодушен
к
получаемому
результату,
неохотно
выполняет
задания, за которые не ставят отметок.
Главными средствами обнаружения отставания, являются наблюдение,
общение с обучающимися в ходе учебной деятельности и контроль качества
полученных
знаний.
Постановка
перед
учащимися
вопросов
по
ходу
их
учебной работы и наблюдение за тем, как они с ней справляются, составляют
главные способы обнаружения отставания. Наблюдение необходимо для того,
чтобы
отмечать
реакции
учащихся.
Обязательно
необходимо
сочетать
контроль и самоконтроль, самопроверку, которая повышает успех устранения
отставания и как следствие неуспеваемость.
Педагогическая
помощь
обучающимся
в
устранении
отставания
и
неуспеваемости может быть непосредственной и опосредованной. Но и в
первом, и во втором случае должен быть дифференцированный подход.
Непосредственная
помощь
заключается
в
повторном
объяснении,
разборе типовых заданий, комбинировании разных подходов к обучению.
Стоит отметить, что оценивание знаний на этом этапе не производится.
Причём,
обучающую
функцию
может
выполнять
как
сам
педагог,
так
и
наиболее успешный, хорошо успевающий учащийся. Помощь может быть
организована как в индивидуальной форме, так и в групповой. Осуществлять
её
можно
только
в
тех
случаях,
когда
отставания
носят
эпизодический
характер и относительно легко устраняются. Но если отставания в одной
области повторяются, переходя в категорию неуспеваемости, то требуется
принятие мер, направленных на ликвидацию причин их породивших. Именно
втаких
условиях
необходимо
переходить
к
опосредованной
помощи.
Опосредованная
помощь
–
это
совокупность
мер,
направленных
на
улучшение
условий
обучения
и
воспитания.
И
именно
при
оказании
опосредованной
помощи
в
полной
мере
раскрывается
роль
воспитателя,
который
наравне
с
педагогами,
несёт
ответственность
по
успешному
овладению
знаниями
своих
подчинённых.
При
организации
работы
необходимо
учитывать
ряд
аспектов,
которые
благоприятно
повлияют
на
устранение
отставания
или
неуспеваемости.
В
первую
очередь
это
организация самой подготовки, установление благоприятного климата внутри
коллектива
суворовцев,
поддержка
личности
отстающего,
организация
взаимодействия с педагогами-предметниками для получения консультативной
помощи,
обеспечение
необходимыми
средствами
работы
для
успешной
ликвидации пробелов в знаниях (учебно-справочная литература, доступ к
ИКТ-источникам).
Особого
внимания
требует
организация
групповой
работы: по какому принципу рассадить, какое задание дать, какое время
отвести
на
его
выполнение,
какой
выбрать
метод
проверки
результатов.
Важно в этот период поддержать ребёнка, похвалить за старания, не ругать за
ошибки. Объяснить ему, что намного важнее не получаемая оценка, а именно
знания. Большое значение имеет и воспитание самооценки отстающего, от
которой
зависит
отношение
обучающегося
к
преодолению
трудностей,
уровень притязания личности, самокритичность, уверенность в своих силах.
Главными
стимулами
должны
быть
желание
учиться,
узнавать
новое,
продвигаться в развитии.
Используемая литература:
1.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса
2.
Зорина Л.Я. Системность-качество знаний.
3.
Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение.