Напоминание

"Деятельность воспитателя, направленная на предупреждение неуспеваемости суворовцев."


Автор: Смирнова Алла Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Московское суворовское военное училище МО РФ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельность воспитателя, направленная на предупреждение неуспеваемости суворовцев."
Раздел: среднее образование





Назад




Деятельность воспитателя, направленная на предупреждение

неуспеваемости суворовцев.

Неуспеваемость

-

острейшая

проблема

современного

обучения,

обусловленная социальными и педагогическими причинами, которые тесно

связаны между собой.

Социальными причинами такого положения являются: снижение престижа

образования, понижение роли интеллектуального труда в профессиональной

сфере деятельности, перекос в функционале педагогов, которые перестают

быть

источником

знаний.

На

неуспеваемость

также

влияют

состояние

здоровья,

физические

и

эмоциональные

нагрузки

обучающихся,

низкая

культура семейного воспитания.

Для

предупреждения

неуспеваемости

необходимо

не

бороться

с

ней,

а

проводить профилактику её возникновения. Первичным звеном в этой работе

является диагностика, обнаружение признаков. Одновременно надо выявить

причины

породившие

отставание

путём

анализа

процесса

обучения,

индивидуальных

особенностей

личности

и

воздействовать

на

них.

Необходимо

постоянно

проверять

эффективность

принятых

мер

и

корректировать их.

Грамотный

педагог,

реализуя

указанные

звенья

предупреждения

неуспеваемости, опирается на знание:

1)

признаков возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать;

2)

того, какую помощь оказать обучающимся и умение её организовать ;

3)

причин вызывающих неуспеваемость;

4)

путей устранения этих причин;

5)

способов проверки эффективности деятельности педагога и умение

имипользоваться.

Каждый шаг в процессе обучения основывается на некотором уровне

подготовленности учащихся, который повышается по мере получения знаний.

По мере поступления информации, накапливаются и пробелы, недостатки,

недоработки в её усвоении. Если такие пробелы и недостатки множатся, то

возникают трудности с дальнейшим успешным продвижением в освоении

нового материала.

Необходимо

чётко

понимать

разницу

между

двумя

понятиями.

Неуспеваемость

-

суммарная,

комплексная,

итоговая

неподготовленность

учащихся в конце законченного отрезка процесса обучения (четверть, уроки

п о

т е м е ) . Отставание

-

отдельный

элемент

неподготовленности,

возникающий в ходе обучения. Отставание соотносится с неуспеваемостью и

как

часть

с

целым,

и

как

момент

процесса

с

результатом

процесса.

Преодолеть запущенные, укоренившиеся отставания гораздо труднее, чем

устранить отдельное отставание, отдельный элемент неуспеваемости.

Изучив

разные

источники

по

этой

теме,

можно

дать

следующий

перечень признаков отставания:

1)

затруднение в воспроизведении теоретических положений, неумение

выделять

главное,

отвечать

на

вопросы,

определять

части

изложенного,

оценивать

правильность

ответов

товарищей

на

вопросы;

2)

не

может

воспроизвести

формулу,

определение

понятия,

формулировку

закона,

неправильно

употребляет

термины,

не

замечает ошибок у других учащихся;

3)

не может применять знания в ходе учебной деятельности;

4)

не

может

самостоятельно

выполнять

поиск,

анализ

и

решение

изучаемого материала.

5)

затруднение

в

составлении

целостного

рассказа

по

структурной

схеме;

6)

не

ищет

и

не

читает

дополнительный

к

учебнику

материал,

не

знакомится с научно-популярными источниками;

7)

не задаёт вопросов по существу изученного;

8)

отвлекается

на

уроке,

когда

требуется

напряжение

мысли,

идё

объяснение сложного материала;

9)

неохотно берётся за выполнение сложных задач, а при наличии

возможности, выбирает более лёгкое задание;

10)

равнодушен

к

получаемому

результату,

неохотно

выполняет

задания, за которые не ставят отметок.

Главными средствами обнаружения отставания, являются наблюдение,

общение с обучающимися в ходе учебной деятельности и контроль качества

полученных

знаний.

Постановка

перед

учащимися

вопросов

по

ходу

их

учебной работы и наблюдение за тем, как они с ней справляются, составляют

главные способы обнаружения отставания. Наблюдение необходимо для того,

чтобы

отмечать

реакции

учащихся.

Обязательно

необходимо

сочетать

контроль и самоконтроль, самопроверку, которая повышает успех устранения

отставания и как следствие неуспеваемость.

Педагогическая

помощь

обучающимся

в

устранении

отставания

и

неуспеваемости может быть непосредственной и опосредованной. Но и в

первом, и во втором случае должен быть дифференцированный подход.

Непосредственная

помощь

заключается

в

повторном

объяснении,

разборе типовых заданий, комбинировании разных подходов к обучению.

Стоит отметить, что оценивание знаний на этом этапе не производится.

Причём,

обучающую

функцию

может

выполнять

как

сам

педагог,

так

и

наиболее успешный, хорошо успевающий учащийся. Помощь может быть

организована как в индивидуальной форме, так и в групповой. Осуществлять

её

можно

только

в

тех

случаях,

когда

отставания

носят

эпизодический

характер и относительно легко устраняются. Но если отставания в одной

области повторяются, переходя в категорию неуспеваемости, то требуется

принятие мер, направленных на ликвидацию причин их породивших. Именно

втаких

условиях

необходимо

переходить

к

опосредованной

помощи.

Опосредованная

помощь

это

совокупность

мер,

направленных

на

улучшение

условий

обучения

и

воспитания.

И

именно

при

оказании

опосредованной

помощи

в

полной

мере

раскрывается

роль

воспитателя,

который

наравне

с

педагогами,

несёт

ответственность

по

успешному

овладению

знаниями

своих

подчинённых.

При

организации

работы

необходимо

учитывать

ряд

аспектов,

которые

благоприятно

повлияют

на

устранение

отставания

или

неуспеваемости.

В

первую

очередь

это

организация самой подготовки, установление благоприятного климата внутри

коллектива

суворовцев,

поддержка

личности

отстающего,

организация

взаимодействия с педагогами-предметниками для получения консультативной

помощи,

обеспечение

необходимыми

средствами

работы

для

успешной

ликвидации пробелов в знаниях (учебно-справочная литература, доступ к

ИКТ-источникам).

Особого

внимания

требует

организация

групповой

работы: по какому принципу рассадить, какое задание дать, какое время

отвести

на

его

выполнение,

какой

выбрать

метод

проверки

результатов.

Важно в этот период поддержать ребёнка, похвалить за старания, не ругать за

ошибки. Объяснить ему, что намного важнее не получаемая оценка, а именно

знания. Большое значение имеет и воспитание самооценки отстающего, от

которой

зависит

отношение

обучающегося

к

преодолению

трудностей,

уровень притязания личности, самокритичность, уверенность в своих силах.

Главными

стимулами

должны

быть

желание

учиться,

узнавать

новое,

продвигаться в развитии.

Используемая литература:

1.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса

2.

Зорина Л.Я. Системность-качество знаний.

3.

Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение.



В раздел образования