Напоминание

"Внеурочная деятельность в рамках реализация ФГОС НОО второго поколения"


Автор: Селезнёва Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №96 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность в рамках реализация ФГОС НОО второго поколения"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеурочная деятельность в рамках реализация ФГОС НОО

второго поколения

За последние годы проблема внеурочной деятельности в

школе

обострилась

и

изменила

свою

направленность,

что

обусловлено

особенностями

и

противоречиями

современной

ситуации

общественного

развития,

которые

определяют

глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков:

· расслоение

населения

том

числе

детей

и

молодёжи)

по

уровням обеспеченности и уровням образованности;

· плотно работающих с сознанием ребёнка различные средства

массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио)

и видео-аудио-компьютерная индустрии;

· резкое

снижение

уровня

чтения,

особенно

классической

художественной литературы;

· ограниченность общения со сверстниками;

· неучастие

современных

детей

в

деятельности

детских

и

подростковых общественных организациях;

· разрастание

в

обществе

стилей

и

форм

жизнедеятельности

и

отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

· экспансия

молодёжной

субкультуры,

ориентирующей

молодых

людей на удовольствия и потребление.

Поэтому

сегодня

для

образовательного

учреждения

на

первое

место

выходит

вопрос

организации

внеурочной

деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в

исследовательские

проекты,

творческие

занятия,

спортивные

мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и

осваивать новое,

быть

открытыми

и

способными

выражать

собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг

д р у г у,

ф о р м у л и р о в а т ь

и н т е р е с ы

и

о с о з н а в а т ь

возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность

предоставляется Федеральным государственным образовательным

стандартом нового поколения. Сегодня мы, как и все российские

школы,

с

первыми

классами

перешли

на

стандарты

второго

поколения.

Внеурочная работа в гимназии складывается в основном из

трех

компонентов:

внеурочной

деятельности

обучающихся,

внеурочной

работы

учителей

с

обучающимися

и

системы

управления внеурочной деятельностью.

Цель

внеурочной

деятельности

- создание

условий

для проявления и развития ребенком своих интересов на основе

свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей

и культурных традиций.

Все

виды

внеурочной

деятельности

ориентированы

на

воспитательные результаты.

В

гимназии

внеурочная

деятельность

осуществляется

в

рамках

программы

деятельности

классного

руководителя

и

дополнительного профессионального образования обучающихся в

секциях гимназии и учреждениях дополнительного образования

(музыкальная школа № 5, ЦДТ, ДК ЧМК, ДК «Восток», ДДК

«Данко», СК «Метар», СК «Мечел» и др.).

В первых классах начальной школы

ведётся

изучение

немецкого языка, проводятся занятия по программам «Риторика»,

«Ритмика», «Театр», «Проекты вне урока», учащиеся занимаются

интеллектуальной

деятельностью,

занимаются

в

«Школе

первоклассника», играют в бадминтон, шахматы, шашки, плавают

в

бассейне,

поют,

танцуют,

рисуют,

лепят,

занимаются

робототехникой,

музейным

делом,

учатся

ухаживать

за

домашними питомцами.

Выбор внеурочных занятий, предлагаемых гимназией, и их

количество осуществляет родитель.

Учителя

первых

классов

ведут

мониторинг

занятости

обучающихся во внеурочной деятельности, как по классу, так и по

каждому отдельному ребенку. На сегодняшний день в среднем на

первоклассника приходится 9,7 часов внеурочной деятельности в

стенах

гимназии

(мы

надеемся,

что

к

концу

учебного

года

родители и обучающиеся определяться с выбором и эта цифра

будет снижена до 7 часов, ведь ребята еще заняты и вне стен

гимназии, а перегрузка полезной быть не может).

Модель внеурочной деятельности гимназии

– это синтез

двух типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модели дополнительного образования (внеурочная деятельность

с вя з а н а

с

д о п ол н и т е л ь н ы м

о б р а з о ва н и е м

д е т е й )

и

оптимизационной модели (строится на основе всех внутренних

ресурсов

образовательного

учреждения,

в

этом

случае

координирующую роль выполняет классный руководитель).

Организация

внеурочной

деятельности

в

гимназии

ориентирована

на

достижение

учащимися

всех

трех

уровней

результатов

внеурочной

деятельности

и

свидетельствует

об

эффективности работы по вопросам воспитания и социализации

детей: 1 уровень – школьник знает и понимает общественную

жизнь,

2

уровень

школьник

ценит

общественную

жизнь,

3

уровень – школьник самостоятельно действует в общественной

жизни.

«На выходе» из стен гимназии молодой человек должен

быть не суммой знаний, которые он не понимает, как применить в

реальной жизни, а человеком, умеющим добывать необходимые

ему

в

текущей

ситуации

знания

и

быстро

овладевать

новыми

умениями.

Опыт нашей гимназии подтверждает: прежде чем вступить

в

стадию

реализации

стандартов

нового

поколения,

у

учителя

должно

произойти

положительное

самоопределение,

без

него

нельзя

даже

начинать.

Работа

в

режиме

экспериментальной

деятельности – это непрерывный каждодневный труд, работа над

собой, преодоление стереотипов. Учитель постоянно превращается

в творца. И здесь самое главное: «Не навреди!» Дай возможность

ученику больше сделать самому, дай возможность возвыситься над

самим

собой,

раскрыть

и

укрепить

внутренние

силы,

которые

помогут ему преодолеть трудности сначала в школе, а потом на

жизненном пути. Одним словом, такая работа создаёт условия для

особой развивающей среды.



В раздел образования