Автор: Селезнёва Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №96 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность в рамках реализация ФГОС НОО второго поколения"
Раздел: начальное образование
Внеурочная деятельность в рамках реализация ФГОС НОО
второго поколения
За последние годы проблема внеурочной деятельности в
школе
обострилась
и
изменила
свою
направленность,
что
обусловлено
особенностями
и
противоречиями
современной
ситуации
общественного
развития,
которые
определяют
глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков:
· расслоение
населения
(в
том
числе
детей
и
молодёжи)
по
уровням обеспеченности и уровням образованности;
· плотно работающих с сознанием ребёнка различные средства
массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио)
и видео-аудио-компьютерная индустрии;
· резкое
снижение
уровня
чтения,
особенно
классической
художественной литературы;
· ограниченность общения со сверстниками;
· неучастие
современных
детей
в
деятельности
детских
и
подростковых общественных организациях;
· разрастание
в
обществе
стилей
и
форм
жизнедеятельности
и
отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
· экспансия
молодёжной
субкультуры,
ориентирующей
молодых
людей на удовольствия и потребление.
Поэтому
сегодня
для
образовательного
учреждения
на
первое
место
выходит
вопрос
организации
внеурочной
деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в
исследовательские
проекты,
творческие
занятия,
спортивные
мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и
осваивать новое,
быть
открытыми
и
способными
выражать
собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг
д р у г у,
ф о р м у л и р о в а т ь
и н т е р е с ы
и
о с о з н а в а т ь
возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность
предоставляется Федеральным государственным образовательным
стандартом нового поколения. Сегодня мы, как и все российские
школы,
с
первыми
классами
перешли
на
стандарты
второго
поколения.
Внеурочная работа в гимназии складывается в основном из
трех
компонентов:
внеурочной
деятельности
обучающихся,
внеурочной
работы
учителей
с
обучающимися
и
системы
управления внеурочной деятельностью.
Цель
внеурочной
деятельности
- создание
условий
для проявления и развития ребенком своих интересов на основе
свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей
и культурных традиций.
Все
виды
внеурочной
деятельности
ориентированы
на
воспитательные результаты.
В
гимназии
внеурочная
деятельность
осуществляется
в
рамках
программы
деятельности
классного
руководителя
и
дополнительного профессионального образования обучающихся в
секциях гимназии и учреждениях дополнительного образования
(музыкальная школа № 5, ЦДТ, ДК ЧМК, ДК «Восток», ДДК
«Данко», СК «Метар», СК «Мечел» и др.).
В первых классах начальной школы
ведётся
изучение
немецкого языка, проводятся занятия по программам «Риторика»,
«Ритмика», «Театр», «Проекты вне урока», учащиеся занимаются
интеллектуальной
деятельностью,
занимаются
в
«Школе
первоклассника», играют в бадминтон, шахматы, шашки, плавают
в
бассейне,
поют,
танцуют,
рисуют,
лепят,
занимаются
робототехникой,
музейным
делом,
учатся
ухаживать
за
домашними питомцами.
Выбор внеурочных занятий, предлагаемых гимназией, и их
количество осуществляет родитель.
Учителя
первых
классов
ведут
мониторинг
занятости
обучающихся во внеурочной деятельности, как по классу, так и по
каждому отдельному ребенку. На сегодняшний день в среднем на
первоклассника приходится 9,7 часов внеурочной деятельности в
стенах
гимназии
(мы
надеемся,
что
к
концу
учебного
года
родители и обучающиеся определяться с выбором и эта цифра
будет снижена до 7 часов, ведь ребята еще заняты и вне стен
гимназии, а перегрузка полезной быть не может).
Модель внеурочной деятельности гимназии
– это синтез
двух типов организационных моделей внеурочной деятельности:
модели дополнительного образования (внеурочная деятельность
с вя з а н а
с
д о п ол н и т е л ь н ы м
о б р а з о ва н и е м
д е т е й )
и
оптимизационной модели (строится на основе всех внутренних
ресурсов
образовательного
учреждения,
в
этом
случае
координирующую роль выполняет классный руководитель).
Организация
внеурочной
деятельности
в
гимназии
ориентирована
на
достижение
учащимися
всех
трех
уровней
результатов
внеурочной
деятельности
и
свидетельствует
об
эффективности работы по вопросам воспитания и социализации
детей: 1 уровень – школьник знает и понимает общественную
жизнь,
2
уровень
–
школьник
ценит
общественную
жизнь,
3
уровень – школьник самостоятельно действует в общественной
жизни.
«На выходе» из стен гимназии молодой человек должен
быть не суммой знаний, которые он не понимает, как применить в
реальной жизни, а человеком, умеющим добывать необходимые
ему
в
текущей
ситуации
знания
и
быстро
овладевать
новыми
умениями.
Опыт нашей гимназии подтверждает: прежде чем вступить
в
стадию
реализации
стандартов
нового
поколения,
у
учителя
должно
произойти
положительное
самоопределение,
без
него
нельзя
даже
начинать.
Работа
в
режиме
экспериментальной
деятельности – это непрерывный каждодневный труд, работа над
собой, преодоление стереотипов. Учитель постоянно превращается
в творца. И здесь самое главное: «Не навреди!» Дай возможность
ученику больше сделать самому, дай возможность возвыситься над
самим
собой,
раскрыть
и
укрепить
внутренние
силы,
которые
помогут ему преодолеть трудности сначала в школе, а потом на
жизненном пути. Одним словом, такая работа создаёт условия для
особой развивающей среды.