Автор: Цапенко Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОБОУ "Лицей–интернат №1"
Населённый пункт: Курска
Наименование материала: Классный час для начальных классов
Тема: "Учусь у Ломоносова"
Раздел: начальное образование
Классный час «Учусь у Ломоносова»
Цели :
Формирование интереса и уважения к истории своей страны ,
развитие духовно –нравственного потенциала учащихся на примере
жизни Михаила Васильевича Ломоносова и его любви к Родине.
Задачи :
-познакомить обучающихся с жизнедеятельностью М. В. Ломоносова
, его ролью в развитии Отечества;
-воспитывать у учащихся уверенность в своих силах , любовь к
Родине;
-развивать коммуникативные навыки общения , способствовать
приобретению опыта публичных выступлений , навыки командного
взаимодействия;
-способствовать становлению и самореализации социально активной
личности.
Обоснование мероприятия:
Полученные знания о жизнедеятельности М. В. Ломоносова
позволяют детям ощутить свою принадлежность к истории России ,
свою ответственность за будущее- хорошо учиться, развивать свои
способности таким образом . чтобы стать достойным наследия и
памяти великого русского ученого , применять свои способности на
благо России.
Оборудование:
Игральный кубик, карточки с заданиями медали для победителей.
Дополнительный материал:
Презентация, музыкальный фон.
Конспект мероприятия
1.Организационный момент.
Проверка готовности к проведению мероприятия.
2.Актуализация
-Послушайте такую историю. Один мальчик пришел в аптеку и
попросил дать ему таблетки. «Какие?»- спросили его. «Я хочу быть
умным!»
-Как вы думаете , ему дали таблетки?
(Нет, таких таблеток нет. Человек сам своим трудом должен
добиваться успехов.)
-Почему мальчику захотелось быть умным ?
-А что нужно для этого делать?
-Чей портрет вы видите на доске ?
-Как вы думаете о ком пойдет речь сегодня на занятии?
ОТКРЫТЬ ТЕМУ НА ДОСКЕ
-Прочитайте тему.
-Сегодня на нашем классном часе вы познакомитесь с жизнью
Михаила Васильевича Ломоносова , узнаете о его вкладе в развитие
российской науки и образования .
-Почему Ломоносов стал великим ученым ?
Мои помощники ,юные исследователи, заранее узнали интересные
сведения из биографии М. В. Ломоносова.
3.Рассказ о М. В. Ломоносове
1уч.
-Михаил Васильевич Ломоносов- великий русский ученый-
энциклопедист ,естествоиспытатель ,физик ,химик , поэт , педагог.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне
Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда
Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье.
2 уч.
Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие
морские поездки. Мать Ломоносова , умершая очень рано , была
дочерью дьякона. Лучшими моментами детства Ломоносова были ,
по-видимому, поездки с отцом в море , оставившие в его душе
неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли
физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными
наблюдениями.
3 уч.
Мать научила Ломоносова читать. Он рано освоил грамоту и к 14
годам прочел все книги , которые мог достать «Арифметику»
Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь
рифмотворную» Симеона Полоцкого.
4 уч.
В декабре 1730г.Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в
Москву.
Выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-
греко-латинскую академию.
В академии он получил хорошую подготовку по древним языкам и
другим гуманитарным наукам. Латинский язык освоил в
совершенстве ,впоследствии был признан одним из лучших
латинистов Европы.
5 уч.
В 1735 году Ломоносов был переведен в Санкт- Петербург в
Академический университет.
С 1736 по 1742 год учился в Германии под руководством Вольфа а
позже в Фрейберге изучал химию и металлургию. Вернувшись на
родину , был определен в академию адъюнктом физики. Ломоносов
первым в России начал читать лекции по физике на родном языке.
Учитель.
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова было исключительно
разносторонним. В его работах получили освещение почти все
отрасли современного ему естествознания , горного дела
,металлургии математики ,истории ,философии ,языкознания ,
искусства , литературы.Именем Ломоносова названы улицы ,
библиотеки ,музеи , села ,Московский государственный университет.
Об этом великом человеке вы услышите еще не раз , обучаясь в
школе.
Презентация «Жизнь и заслуги перед Отечеством М. В.
Ломоносова»
-Как , ребята , вы думаете ,почему Михаил Васильевич Ломоносов
добился больших успехов в учении и стал великим ученым на все
времена ?
4.Интеллектуальная викторина «Самые умные»
-А сейчас я предлагаю вам показать, какие вы умники и умницы!
Проведем интеллектуальную игру «Самые умные».
- Для этого разделимся на 2 команды .За каждый правильный,
лучший ответ жюри будет ставить 1 балл. А сейчас представление
команд.( Название команды, представление капитанов, девиз).
- Правила игры : по очереди капитаны команд будут бросать кубик (
на нем цифры от1 до 6). Номер на кубике будет номером задания.
Если выпадет номер , который уже был , то берется следующее
задание.
Ознакомьтесь с заданиями.
1.Математика.
2.Русский язык
3.Литературное чтение
4.Окружающий мир
5.Урок иностранного языка
6.Музыка
Физкультминутка
- Начнем игру!
1.Математика.
1 уч-к
Математика – наука сложная:
Как умножить , как сложить?
Нам дорога к этим знаниям проложена ,
Без тебя нам , математика , не жить.
2 уч-к
В магазине сдачу я считаю сам ,
И решаю я задачи трудные ,
Калькулятор скоро я сестре отдам ,
Без него нетрудно будет мне.
Математику люблю я больше всех наук ,
Мне она милее , чем конфета.
Если в вычислениях ошибается друг ,
Я на все вопросы дам ответы.
-Наверное , каждому из вас приходилось слышать , что математика
любит умных и находчивых. Сейчас вы в этом убедитесь.
Сценка «Два и три»
Автор. Пошел Сережа в первый класс,
С Сережкой не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос:
Вот как-то за столом отцу
Он задает вопрос…
Сережа. Два пирожка тут , папа, да?
А хочешь , на пари ,
Я доказать могу всегда ,
Что их не два , а три!
Автор. Считаем вместе.
Сережа. Вот один , а вот и два. Смотри!
Один да два…
Автор. Закончил сын…
Сережа. Как раз и будет три!
Отец. Вот молодец!
Автор. Сказал отец.
Отец. И в самом деле три!
И потому я два возьму.
А третий ты бери!
Б. Заходер
Вопросы.
1)
У деда Архимеда большая семья.
Детей всего семь и все сыновья.
У каждого сына по паре ребят.
Сколько у Архимеда внучат? (14)
2)У одного отца спросили, сколько у него детей. Тот ответил : «У
меня 4 сына , а у каждого из них есть родная сестра». Сколько у него
детей? (5)
3)Коля и Саша имеют фамилии Гвоздев и Шинов . Какую фамилию
имеет каждый из них , если Саша с Шиновым живут в соседних
домах? (Коля Шинов , Саша Гвоздев)
2.Русский язык
Уч-к
Я живу в России, и русский- мой родной язык.
Нет его красивей , и я к нему привык.
Хоть язык мой трудный , я его люблю:
Я пишу диктанты , правила учу.
И хотя он не цветок , он нуждается в заботе.
Прихожу я на урок- и уже готов к работе.
Задания.
1)
Как правильно сказать?
У рыбей нет зубей.
У рыбов нет зубов.
У рыб нет зубов.
2)
«Весенние слова»
-Запишите за минуту как можно больше слов на тему «Весна».
3)
«Впиши букву»
-Придумайте как можно больше слов , подставив вместо точек
букву.
..уб
(Дуб , зуб, куб , чуб).
3. Литературное чтение
Уч-к
В каждом доме , в каждой хате ,
В городах и на селе
Любознательный читатель
Держит книгу на столе.
Открываешь книгу ты ,
Шелестят ее листы.
На листах – за рядом ряд –
Буквы черные стоят.
Книга все тебе расскажет ,
С ней беседа не наскучит.
Край родной она покажет
И любить тебя научит.
Задания.
1)Конкурс чтецов. Тема «Весна» (от команды по одному
представителю)
2)Буриме.
-По данным рифмам сочините стихотворение.
Мороз
Нас
Нос
Раз
4.Окружающий мир.
Уч-к
Как устроен этот мир? Что нас окружает?
Почему комар вампир? Кто кого съедает?
Почему круговорот у воды в природе?
И куда же пищевод пищу переводит?
Где медведь зимою спит ? Как бабочки летают ?
Разве выпь всегда вопит ? А лайки сильно лают?
И на все вопросы эти у науки есть ответ –
«Окружающий мир» ответит , для него загадок нет !
Задание.
Блиц викторина (на скорость).
-Выбери летнее природное явление:
1)заморозки
2)прилет птиц
3)гроза +
4)отлет птиц
-Земля делает один оборот вокруг своей оси за
1)год
2)день
3)ночь
4)сутки +
-Какой океан омывает нашу страну с востока?
1)Тихий океан +
2)Атлантический океан
3)Северный ледовитый океан
4)Индийский океан
-Материков на Земле
1)шесть +
2)семь
3)четыре
4)пять
-На месте цветов образуются
1)листья
2)почки
3)плоды и цветы
4)плоды с семенами +
-Отгадав загадку , назови природное явление
Летит огневая стрела ,
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (молния)
5.Иностранный язык
Уч-к
Мы английский изучаем ,
Научились все читать.
И в процессе наших встреч
Совершенствуем English-речь.
Задание.
-Представитель от каждой команды расскажет стихотворение на
английском языке.
6.Музыка.
Уч-к.
На уроках музыкальных нас учили дружно петь,
Рисовать ключи , линейки , на соседа не глядеть.
Композиторов различных открывают нам секрет.
И без музыки отличной в жизни радости нам нет.
Задание.
-Каждой команде спеть песню. Тема «Главный праздник весны-
женский праздник» .
Рефлексия
-Вот и подошел к концу наш классный час.
Я УЗНАЛ…
МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
Я ПОХВАЛИЛ БЫ СЕБЯ…
Подведение итогов жюри.
Вручение призов.
-Молодцы , ребята! Надеюсь , вы и дальше будете учиться ,
трудиться , самостоятельно добиваться личных успехов в жизни
и станете такими же умными , талантливыми ,как Михаил
Васильевич Ломоносов. Удачи вам !