Напоминание

"Учусь у Ломоносова"


Автор: Цапенко Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОБОУ "Лицей–интернат №1"
Населённый пункт: Курска
Наименование материала: Классный час для начальных классов
Тема: "Учусь у Ломоносова"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час «Учусь у Ломоносова»

Цели :

Формирование интереса и уважения к истории своей страны ,

развитие духовно –нравственного потенциала учащихся на примере

жизни Михаила Васильевича Ломоносова и его любви к Родине.

Задачи :

-познакомить обучающихся с жизнедеятельностью М. В. Ломоносова

, его ролью в развитии Отечества;

-воспитывать у учащихся уверенность в своих силах , любовь к

Родине;

-развивать коммуникативные навыки общения , способствовать

приобретению опыта публичных выступлений , навыки командного

взаимодействия;

-способствовать становлению и самореализации социально активной

личности.

Обоснование мероприятия:

Полученные знания о жизнедеятельности М. В. Ломоносова

позволяют детям ощутить свою принадлежность к истории России ,

свою ответственность за будущее- хорошо учиться, развивать свои

способности таким образом . чтобы стать достойным наследия и

памяти великого русского ученого , применять свои способности на

благо России.

Оборудование:

Игральный кубик, карточки с заданиями медали для победителей.

Дополнительный материал:

Презентация, музыкальный фон.

Конспект мероприятия

1.Организационный момент.

Проверка готовности к проведению мероприятия.

2.Актуализация

-Послушайте такую историю. Один мальчик пришел в аптеку и

попросил дать ему таблетки. «Какие?»- спросили его. «Я хочу быть

умным!»

-Как вы думаете , ему дали таблетки?

(Нет, таких таблеток нет. Человек сам своим трудом должен

добиваться успехов.)

-Почему мальчику захотелось быть умным ?

-А что нужно для этого делать?

-Чей портрет вы видите на доске ?

-Как вы думаете о ком пойдет речь сегодня на занятии?

ОТКРЫТЬ ТЕМУ НА ДОСКЕ

-Прочитайте тему.

-Сегодня на нашем классном часе вы познакомитесь с жизнью

Михаила Васильевича Ломоносова , узнаете о его вкладе в развитие

российской науки и образования .

-Почему Ломоносов стал великим ученым ?

Мои помощники ,юные исследователи, заранее узнали интересные

сведения из биографии М. В. Ломоносова.

3.Рассказ о М. В. Ломоносове

1уч.

-Михаил Васильевич Ломоносов- великий русский ученый-

энциклопедист ,естествоиспытатель ,физик ,химик , поэт , педагог.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне

Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда

Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье.

2 уч.

Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие

морские поездки. Мать Ломоносова , умершая очень рано , была

дочерью дьякона. Лучшими моментами детства Ломоносова были ,

по-видимому, поездки с отцом в море , оставившие в его душе

неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли

физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными

наблюдениями.

3 уч.

Мать научила Ломоносова читать. Он рано освоил грамоту и к 14

годам прочел все книги , которые мог достать «Арифметику»

Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь

рифмотворную» Симеона Полоцкого.

4 уч.

В декабре 1730г.Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в

Москву.

Выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-

греко-латинскую академию.

В академии он получил хорошую подготовку по древним языкам и

другим гуманитарным наукам. Латинский язык освоил в

совершенстве ,впоследствии был признан одним из лучших

латинистов Европы.

5 уч.

В 1735 году Ломоносов был переведен в Санкт- Петербург в

Академический университет.

С 1736 по 1742 год учился в Германии под руководством Вольфа а

позже в Фрейберге изучал химию и металлургию. Вернувшись на

родину , был определен в академию адъюнктом физики. Ломоносов

первым в России начал читать лекции по физике на родном языке.

Учитель.

Творчество Михаила Васильевича Ломоносова было исключительно

разносторонним. В его работах получили освещение почти все

отрасли современного ему естествознания , горного дела

,металлургии математики ,истории ,философии ,языкознания ,

искусства , литературы.Именем Ломоносова названы улицы ,

библиотеки ,музеи , села ,Московский государственный университет.

Об этом великом человеке вы услышите еще не раз , обучаясь в

школе.

Презентация «Жизнь и заслуги перед Отечеством М. В.

Ломоносова»

-Как , ребята , вы думаете ,почему Михаил Васильевич Ломоносов

добился больших успехов в учении и стал великим ученым на все

времена ?

4.Интеллектуальная викторина «Самые умные»

-А сейчас я предлагаю вам показать, какие вы умники и умницы!

Проведем интеллектуальную игру «Самые умные».

- Для этого разделимся на 2 команды .За каждый правильный,

лучший ответ жюри будет ставить 1 балл. А сейчас представление

команд.( Название команды, представление капитанов, девиз).

- Правила игры : по очереди капитаны команд будут бросать кубик (

на нем цифры от1 до 6). Номер на кубике будет номером задания.

Если выпадет номер , который уже был , то берется следующее

задание.

Ознакомьтесь с заданиями.

1.Математика.

2.Русский язык

3.Литературное чтение

4.Окружающий мир

5.Урок иностранного языка

6.Музыка

Физкультминутка

- Начнем игру!

1.Математика.

1 уч-к

Математика – наука сложная:

Как умножить , как сложить?

Нам дорога к этим знаниям проложена ,

Без тебя нам , математика , не жить.

2 уч-к

В магазине сдачу я считаю сам ,

И решаю я задачи трудные ,

Калькулятор скоро я сестре отдам ,

Без него нетрудно будет мне.

Математику люблю я больше всех наук ,

Мне она милее , чем конфета.

Если в вычислениях ошибается друг ,

Я на все вопросы дам ответы.

-Наверное , каждому из вас приходилось слышать , что математика

любит умных и находчивых. Сейчас вы в этом убедитесь.

Сценка «Два и три»

Автор. Пошел Сережа в первый класс,

С Сережкой не шути!

Считать умеет он у нас

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос:

Вот как-то за столом отцу

Он задает вопрос…

Сережа. Два пирожка тут , папа, да?

А хочешь , на пари ,

Я доказать могу всегда ,

Что их не два , а три!

Автор. Считаем вместе.

Сережа. Вот один , а вот и два. Смотри!

Один да два…

Автор. Закончил сын…

Сережа. Как раз и будет три!

Отец. Вот молодец!

Автор. Сказал отец.

Отец. И в самом деле три!

И потому я два возьму.

А третий ты бери!

Б. Заходер

Вопросы.

1)

У деда Архимеда большая семья.

Детей всего семь и все сыновья.

У каждого сына по паре ребят.

Сколько у Архимеда внучат? (14)

2)У одного отца спросили, сколько у него детей. Тот ответил : «У

меня 4 сына , а у каждого из них есть родная сестра». Сколько у него

детей? (5)

3)Коля и Саша имеют фамилии Гвоздев и Шинов . Какую фамилию

имеет каждый из них , если Саша с Шиновым живут в соседних

домах? (Коля Шинов , Саша Гвоздев)

2.Русский язык

Уч-к

Я живу в России, и русский- мой родной язык.

Нет его красивей , и я к нему привык.

Хоть язык мой трудный , я его люблю:

Я пишу диктанты , правила учу.

И хотя он не цветок , он нуждается в заботе.

Прихожу я на урок- и уже готов к работе.

Задания.

1)

Как правильно сказать?

У рыбей нет зубей.

У рыбов нет зубов.

У рыб нет зубов.

2)

«Весенние слова»

-Запишите за минуту как можно больше слов на тему «Весна».

3)

«Впиши букву»

-Придумайте как можно больше слов , подставив вместо точек

букву.

..уб

(Дуб , зуб, куб , чуб).

3. Литературное чтение

Уч-к

В каждом доме , в каждой хате ,

В городах и на селе

Любознательный читатель

Держит книгу на столе.

Открываешь книгу ты ,

Шелестят ее листы.

На листах – за рядом ряд –

Буквы черные стоят.

Книга все тебе расскажет ,

С ней беседа не наскучит.

Край родной она покажет

И любить тебя научит.

Задания.

1)Конкурс чтецов. Тема «Весна» (от команды по одному

представителю)

2)Буриме.

-По данным рифмам сочините стихотворение.

Мороз

Нас

Нос

Раз

4.Окружающий мир.

Уч-к

Как устроен этот мир? Что нас окружает?

Почему комар вампир? Кто кого съедает?

Почему круговорот у воды в природе?

И куда же пищевод пищу переводит?

Где медведь зимою спит ? Как бабочки летают ?

Разве выпь всегда вопит ? А лайки сильно лают?

И на все вопросы эти у науки есть ответ –

«Окружающий мир» ответит , для него загадок нет !

Задание.

Блиц викторина (на скорость).

-Выбери летнее природное явление:

1)заморозки

2)прилет птиц

3)гроза +

4)отлет птиц

-Земля делает один оборот вокруг своей оси за

1)год

2)день

3)ночь

4)сутки +

-Какой океан омывает нашу страну с востока?

1)Тихий океан +

2)Атлантический океан

3)Северный ледовитый океан

4)Индийский океан

-Материков на Земле

1)шесть +

2)семь

3)четыре

4)пять

-На месте цветов образуются

1)листья

2)почки

3)плоды и цветы

4)плоды с семенами +

-Отгадав загадку , назови природное явление

Летит огневая стрела ,

Никто ее не поймает:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (молния)

5.Иностранный язык

Уч-к

Мы английский изучаем ,

Научились все читать.

И в процессе наших встреч

Совершенствуем English-речь.

Задание.

-Представитель от каждой команды расскажет стихотворение на

английском языке.

6.Музыка.

Уч-к.

На уроках музыкальных нас учили дружно петь,

Рисовать ключи , линейки , на соседа не глядеть.

Композиторов различных открывают нам секрет.

И без музыки отличной в жизни радости нам нет.

Задание.

-Каждой команде спеть песню. Тема «Главный праздник весны-

женский праздник» .

Рефлексия

-Вот и подошел к концу наш классный час.

Я УЗНАЛ…

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…

Я ПОХВАЛИЛ БЫ СЕБЯ…

Подведение итогов жюри.

Вручение призов.

-Молодцы , ребята! Надеюсь , вы и дальше будете учиться ,

трудиться , самостоятельно добиваться личных успехов в жизни

и станете такими же умными , талантливыми ,как Михаил

Васильевич Ломоносов. Удачи вам !



В раздел образования