Напоминание

Физическая культура и спорт – важнейшие условия разностороннего развития личности


Автор: Стихарева Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ МО " Училище ( техникум) олимпийского резерва № 2 "
Населённый пункт: г.Звенигород Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Физическая культура и спорт – важнейшие условия разностороннего развития личности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Физическая культура и спорт - важнейшие условия разностороннего

развития личности

Стихарева Татьяна Алексеевна

воспитатель ГБПОУ МО « Училище олимпийского резерва № 2»

г.Звенигород Московская обл.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из

важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе

духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Спорт,

вне всякого сомнения — одно из главных средств воспитания движений,

совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых

человеку двигательных физических качеств. Но не только.

В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется

умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в

разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения,

разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется

рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается

опытом человеческого общения, учится понимать других.

В жизни человека активные занятия спортом занимают достаточно

непродолжительный период. Однако, этот период является чрезвычайно

важным, ведь именно в это время происходит формирование спортсмена как

личности. Физическая культура и спорт не только являются средством

укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, одной из

форм проведения досуга, средством повышения социальной активности ,но и

существенно влияют на другие стороны человеческой жизни: на трудовую

деятельность, нравственные и интеллектуальные качества; на процесс

самопознания и самосовершенствования, на формирование воли. Сам

процесс регулярных занятий физической культурой или спортивной

тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и

навыков физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств

личности.

Занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет

свой организм, свое тело, свою способность управлять движениями и

двигательными действиями. Это очень важно. В соревнованиях рвение к

победе укрепляет силу духа человека, настойчивость и силу воли. Во время

занятий совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно

ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно

принимать решения. Спортсмен тренируется рядом с товарищами,

соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого

общения, учится понимать других.

Целеустремленность – это проявление воли, характеризующееся ясностью

целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий,

сосредоточенностью действий. Развивая это волевое качество при занятии

спортом, человек использует его и в своей профессиональной подготовке,

когда требуется планомерность занятий.

Все качества, развиваемые при занятии физической культурой или спортом,

несомненно, пригодятся спортсмену и дальнейшей жизни в жизни. В

процессе тренировок спортсмен учится регулировать свои действия на

основе всех ощущений и восприятий, у него развивается двигательная

память, мышление, воля и способность к саморегуляции своего состояния.

Физические упражнения ставят перед человеком множество разнообразных

проблем (планирование, контроль, выбор стратегии), а, следовательно,

побуждает человека приобретать опыт их решения. Немалое влияние на

развитие личности оказывает микросреда, коллектив, спортивная команда,

организация, в которые включается спортсмен в процессе социального

общения и деятельности. Тренироки и занятия в спортом обеспечивают

спортсмену общение, организованное воспитание и самовоспитание.

Систематические занятия спортом положительно влияют на развитие

таких способностей человека, как коммуникабельность, общительность,

дисциплинированность, самостоятельность в принятии решений и т.д.

Активные занятия спортом это не особо продолжительный период в жизни

человека, но очень важный, так как именно в этот отрезок времени

происходит основное формирование человека как личности.

Стоит отметить, что на этапе формирования личности занятия спортом не

должны быть бесконтрольными, а напротив, под разумным,

профессиональным педагогическим управлением.

Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень

мастерства, ценнее другое — что может сделать сам спортсмен для своего

развития и самосовершенствования. Поэтому, без большого труда, порой

предельного физического, волевого и эмоционального напряжения нет по —

настоящему значительных результатов в спорте . Основное средство

формирования волевых качеств — преодоление трудных и всё

усложняющихся препятствий на пути к поставленной цели. Умение

генерировать необходимое волевое усилие формируется с самого начала

спортивной биографии.

По дороге к спортивным вершинам столкновение с препятствиями

неизбежно. Спортсмен должен чувствовать и знать, что спорт — не лёгкая

забава, а трудное дело. Во — вторых, скоротечные успехи, особенно если в

их основе нет настоящего труда, могут привести к утрате самокритичности.

Желанные цели будут казаться легко досягаемыми, на самом же деле это

далеко не так. Есть немало людей, которые за год проходили путь от новичка

до перворазрядника. Многие потом на этом уровне застревали. Немногие

шли дальше и быстро становились мастерами. К сожалению, чемпионы и

рекордсмены из таких, как правило, не получались.

Подводя итоги, можно сделать вывод: физическая культура и спорт

должны стать средством воспитания гуманной и гармонично развитой

личности, средством ориентации молодежи на активное участие в

укреплении мира и дружбы между народами, в ускорении прогресса

общества.

Для этого сегодня есть все условия, но здесь прежде всего важна целостность

воспитательного процесса, исключение однобокой направленности его только

на телесное совершенство. Спортсмен , как личность формируется в

процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми.

Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне

развитой личности. Физическая культура направлена на развитие целостной

личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои

сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни,

профессиональной деятельности, в построении необходимой

социокультурной комфортной среды.

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством

физического развития человека, охраны и укрепления его здоровья, сферой

общения и проявления социальной активности людей, разумной формой

организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие

стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую

деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик,

эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Физкультура и спорт

представляют каждому члену общества широчайшие возможности для

развития, утверждения и выражения собственного «Я». Сам процесс

регулярных целенаправленных занятий физической культурой или

спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных

умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и

свойств личности.

Физическая культура способна:

- формировать интеллектуальные способности (умение анализировать,

обобщать, объяснять и переносить знания в другие сферы культуры, научные

дисциплины);

- развивать физические качества, учитывая логику используемых методов,

последовательность освоения, оздоровительную значимость специфической

нагрузки;

- формировать научное мировоззрение, гражданственность, активное

отношение к труду, эстетические и нравственные качества;

- обучать методам самовоспитания, самосовершенствования, самоконтроля и

коррекции

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой,

поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются

и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и

психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды

культур человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек

не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и

формирует другие качества личности – нравственные, эстетические, а также

смелость, волю, инициативность и терпимость и т.п. Он развивает у себя

инициативу, самостоятельность, стремление к творчеству, формирует

мировоззрение и воспитывает критическое отношение к собственным

поступкам. Положительные свойства, приобретаемые человеком в результате

физкультурной деятельности, формируют его как целостную личность,

обладающую высоким уровнем общей культуры

Под физической культурой личности понимается совокупность свойств

человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими

упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и

гармонично совершенствовать свою физическую природу (телесность), вести

здоровый образ жизни. Занимаясь физической культурой, человек познаёт

себя, других людей и окружающий мир. У него активно развиваются

инициатива, самостоятельность и творчество, формируются собственное

мировоззрение и способы мышления, индивидуальные черты характера,

критическое отношение к действиям других людей и собственным

поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате

физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как

физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне

и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры

человека. Всесторонне развитая личность быстрее адаптируется в

разнообразных условиях жизнедеятельности. Таким образом, мы видим, что

физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального

становления личности, активного совершенствования индивидуальных,

личностных качеств, а также двигательной сферы.

Именно поэтому физическая культура и спорт выступают важнейшим

условием разностороннего развития личности современного спортсмена.



В раздел образования