Напоминание

"Творчество – непременный атрибут педагога. Развитие творческих навыков у учащихся ДШИ"


Автор: Андреева Людмила Ивановна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им. А.Вяльцевой"
Населённый пункт: г.Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Творчество – непременный атрибут педагога. Развитие творческих навыков у учащихся ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




.

Обобщение

опыта

в

докладе

на

педагогическом

совете

«Творчество

непременный атрибут педагога. Развитие творческих навыков у учащихся

ДШИ»

Творчество

-

это

деятельность,

порождающая

нечто

новое,

на

основе

и м е ю щ е го с я

о п ы т а

и

ф о р м и р о в а н и я

н о в ы х

з н а н и й ,

у м е н и й ,

навыков.Творчество нашло свое отражение в трудах, в частности, академика В. А.

Энгельгарда,

который

писал,

что творчество в

своем

первоисточнике

есть

результат

врожденной,

физиологической

потребности,

“результат

некоего

инстинкта,

ощущаемого

также

властно,

как

потребность

птицы

петь

или

стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”.

Педагогический труд

по

преимуществу

умственный,

а

умственный

значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим

трудом. Ведь без специальной подготовки, знаний и опыта, передающегося из

поколения в поколение, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и

ошибок,

невозможно.

Только

имеющий

специальную

подготовку педагог с

помощью

воображения

и

мысленного

представления

способен

найти

новые

оригинальные пути.

Творческое развитие детей является важнейшей актуальной задачей в

современной педагогической практике и теснейшим образом связано с

музыкальным

искусством.

Для

успешного

развития

творческих

способностей

детей

необходимы

определенные

условия:

творческая

атмосфера

в

коллективе,

свобода

в

выборе

д е я т е л ь н о с т и ,

доброжелательная

помощь

взрослых,

создание

о б с та но вк и ,

опережающей развитие детей.

Из опыта своей работы могу сказать, что младшие школьники в силу

своих возрастных особенностей мыслят свободно и независимо, легко

запоминают

и

воспринимают

образное

содержание,

они

активны

и

изобретательны, верят в свои творческие возможности. Эти качества -

неиссякаемый источник для творческого развития.

Известный психолог Б.М. Теплов отмечал: «Раннее включение детей в

творческую деятельность очень полезно для художественного развития,

вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и

возможностям».

Непременным

условием

для

развития

творческих

навыков

у

детей

является их заинтересованность, живое и эмоциональное отношение ко

всему, что их окружает. Уроки творчества играют огромную роль в

развитии

личности

ребенка.

Они

закладывают

основы

личностной

расположенности к музыке, отзывчивости на нее, потребности в ней.

Задачи преподавателя, по моему мнению, заключаются в том, чтобы:

1) Подготовить учащихся к восприятию музыки.

2)

Воспитать

музыкальный

вкус

и

любовь

к

музыке,

творческую

инициативу, трудолюбие и целеустремленность.

3) Развить художественное мышление и художественные представления,

музыкальные творческие способности, кругозор учащихся.

4) Раскрыть индивидуальность ребёнка.

Духовный

мир

личности

формируется

через

доброту,

красоту

и

созидание.

Забота

взрослых

-

создать

определенные

условия

и

творческую атмосферу для воспитания и развития этих качеств.

Применение

на

уроках

различных

творческих

форм

работы,

направленных

на

развитие

инициативы

и

музыкально-творческого

воображения учащихся, способствует созданию на занятиях атмосферы

увлеченности и активно развивает мышление детей, их музыкальные

способности в целом. Все, что знает и слышит ребенок, должно находить

практическое

применение

-

это

повышает

интерес

к

изучаемому

материалу и способствует более глубокому постижению особенностей

музыкального языка. Творческие задания являются активным средством

развития творческой деятельности учащихся. Их выполнение зависит от

л и ч н о с т и

п р е п о д а в а т е л я,

е г о

у в л е ч ё н н о с т и ,

и с к р е н н е й

заинтересованности и способности участвовать в совместном творчестве.

Педагог создает поисковые ситуации на уроке, постепенно усложняя

условия

творческих

заданий

и

игр,

которые

активизируют

интерес

учащихся и побуждают их к действию.

В работе над развитием творческих навыков учащихся на уроках

я

использую следующие методы:

1) метод создания ролевых действий (изобразить медвежонка, утёнка,

куклу и т. д.);

2) метод эмоционального воздействия;

3) метод удивления;

4) метод поощрение учащихся;

5) метод сравнения, предполагающий анализ музыки;

7) метод «забегания вперед»

Творческие задания должны быть доступными по трудности. Учащиеся

выполнят

их

охотно

и

с

большим

увлечением.

На

таких

заданиях

закрепляются приобретенные навыки и знания, глубже раскрываются

возможности, ярче проявляется самостоятельность ребят.

Любое творчество детей не может быть ограничено только процессом

создания,

оно

непременно

требует

общения

по

поводу

созданного,

умения

аргументировано

доказывать

свои

симпатии,

критически

мыслить, объективно оценивать себя и других. Такой опыт в будущем

поможет ребятам самостоятельно разбираться в многообразии явлений

музыкального

искусства,

находить

в

нем

подлинное

и

истинно

прекрасное.

В свои самостоятельные работы учащиеся вкладывают не только знания

и труд, но и часть своей души, поэтому к ним нужно относиться очень

бережно, постоянно поддерживать в ребятах творческий огонек. Дети

сочиняют музыкальные картинки, но даже в самых примитивных детских

сочинениях есть своя убедительная логика.

Творческие задания могут выполняться не только на уроке, но и дома.

Работы обязательно исполняются и обсуждаются всем классом. Главная

цель

- пробудить интерес к музыке, литературе, и сформировать устойчивую

потребность в развитии своих музыкальных способностей. Приобщение

детей к миру музыки создает необходимые условия для всестороннего,

гармоничного

развития

личности

ребенка.

Развитие

творческих

способностей

-

это

выработка

у

ребенка

стремления

к

проявлению

собственной

инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое,

свое,

лучшее,

стремление

расширить

кругозор,

наполнить

новым

содержанием свои познания.

Тема

развития

творческих

способностей

детей

всегда

интересовала

ученых, психологов и педагогов. В своих исследованиях они пришли к

выводу, что именно детский возраст даёт прекрасные возможности для

развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько

были

использованы

эти

возможности,

во

многом

будет

зависеть

творческий потенциал взрослого человека.

Значение творческих навыков и творческой инициативы, их развитие на

уроках

в процессе обучения неоспоримо. Оно способствует более

эмоциональному,

осмысленному

отношению

учащихся

к

музыке,

вызывает интерес к предмету, помогает лучше овладевать и применять

знания элементарной теории, выявляет индивидуальные способности. В

творчестве ребенок психологически раскрепощается, становится смелее

при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать

быстрые решения, аналитически мыслить.

Постигая

тайны

процесса

творчества,

человек

непроизвольно

воспитывает в себе уважение к продуктам творчества. Только после

возникновения

интереса

к

результатам

своего

учебного

труда

формируется интерес к содержанию учебной деятельности.

Во время творчества ребенок раскрывает свое понимание окружающего

мира и отношение к нему. Через творчество педагог имеет возможность

раскрыть внутренний мир ребёнка, увидеть его творческий потенциал,

развить его, стараясь не нарушить индивидуальности каждого. Задача

преподавателя

-

сделать

творческую

деятельность

потребностью,

а

искусство - естественной, необходимой частью жизни.

Как писал В.Б. Асафьев: «…Человек, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и

становится

иным

по

психическому

складу,

чем

человек,

только

подражающий актам других».

Литература

1. Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные

статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. - М, 1973.

2. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., 1988.

3. Выготский Л. Воображение и творчество в детском развитии. -

СПб.,1997.

4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1986.

5. Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. -

М., 1976.

6. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках

сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ. - М., 1987.

7. Лежнева О. Практическая работа на уроках сольфеджио». - М., 2003.

8. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио: учебные пособия для 1-7

классов ДМШ. - СПб., 2002.

9. Неугодникова Е. Этот волшебный мир музыки. - М., 2001.

10. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов. - СПб.,

1999.

11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные

труды. Т.1. -М.,1985.

"



В раздел образования