Напоминание

"Выпускники – наша радость и боль!"


Автор: Кустова Наталья Александровна
Должность: заместитель директора по ВР
Учебное заведение: ГКУСО РО Ерофеевский центр помощи детям
Населённый пункт: Ростовская область, Тарасовский район, х. Ерофеевка, ул. Советская, д. 4, кв.3
Наименование материала: Статья
Тема: "Выпускники – наша радость и боль!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Н.А. Кустова, заместитель директора по ВР

ГКУСО РО Ерофеевского центра помощи детям

Выпускники – наша радость и боль!

О проблемах детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников

интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных

уровнях.

В силу своих индивидуальных особенностей выпускники детских домов,

даже окончив профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться

и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не

могут

создать

полноценную

семью.

Так

же

предоставляемые

выпускникам

государственные

права

и

льготы

оказываются

недостаточными,

чтобы

выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными.

Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала насущной.

Обратимся

к

понятию

«сопровождение».

Идея

сопровождения

стала

формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось

первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-

либо

причин

действовать

в

той

или

иной

области

жизни

самостоятельно.

Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания

категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.

Сегодня термин сопровождение в психологии, педагогике, социальной

педагогике и других областях знания употребляется как концептуально, так и в

отношении

практической

деятельности

по

решению

конкретных

проблем.

Сопровождение

означает

идти

рядом

с

человеком,

движущимся

вперед,

преодолевая трудности. Оно используется по отношению к человеку, которому

нужна

помощь,

поддержка

в

преодолении

возникающих

(возникших)

трудностей

(проблем)

в

процессе

самореализации,

достижения

жизненно

важных целей. [11;4] И.А.Липский, анализируя понятие «сопровождение» на

уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека

представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми,

функциями

воздействий

которых

является

развитие

этого

человека

на

его

жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях.

Ю.Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения оказания

здоровым

людям

психологической

помощи,

направленной

«не

просто

на

укрепление

или

достройку,

а

на

развитие

и

саморазвитие

самосознания

личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей

собственные ресурсы человека.

В толковом словаре русского языка представлено значения данного понятия.

Сопровождение

то,

что

сопровождает

какое-либо

явление

или

процесс.

[16;748].

Рассмотрение теоретических аспектов категории сопровождения позволяет

сформулировать

общие

понятия

данной

категории.

Сопровождение

-

это

создание

условий

для

использования

потенциальных

возможностей

и

имеющихся ресурсов нормального развития ребёнка.

Социально - педагогический аспект сопровождения представлен в работах

О.А.

Коряковцевой,

А.А.

Архиповой.

Они

указывают,

что

социально

-

педагогическое сопровождение заключается в создании условий для успешной

социальной адаптации на основе оказания социально - педагогической помощи,

способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной

жизнедеятельности.

Социально-педагогическое сопровождение представляет собой совместное

движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего, субъекта

сопровождения)

и

воспитанника,

его

родителей

(сопровождаемого,

объекта

сопровождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и

самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и

обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки. [11;4] В процессе

сопровождения

осуществляется

стимулирование

осмысления

существа

возникновения

(разрешения

возникшей)

проблемы

(трудности)

в

общении,

успешном

продвижении

в

обучении,

жизненном

и

профессиональном

самоопределении (общении, уходе, развитии и воспитании ребенка), способах

ее преодоления, а также побуждение к самостоятельности и самоактивности в

этом.

Сопровождение

не

предусматривает

облегчения,

гиперопеки

сопровождаемого

в

различных

жизненных

ситуациях,

а

направлено

на

стимулирование

его

осознанной,

целенаправленной

активности

в

самопроявлении

при

возникновении

проблем,

трудностей.

Оно

позволяет

наиболее

полно

реализовать

потенциал

в

целесообразном

самопроявлении

сопровождаемого

и

выступает

важным

условием,

стимулирующим

целесообразное и успешное поведение и самопроявление воспитанника и его

родителей в ситуации развития и способствует социализации воспитанника

(повышении педагогической культуры родителей), накоплению ими социально-

значимого

опыта

целесообразного

самопроявления

(воспитательной

деятельности) в различных жизненных ситуациях.

Проанализировав вышесказанное, мы можем дать определение термину

постинтернатное

сопровождение.

Постинтернатное

сопровождение

-

это

поддержка

лиц

из

числа

детей-сирот,

и

детей

оставшихся

без

попечения

родителей, в построении ими социальных отношений, оказание им помощи в

решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации.

Цель

постинтернатного

сопровождения:

объединение

всех

субъектов

образовательного

процесса

для

оказания

профессиональной

помощи

и

поддержки,

обучающихся

из

категории

сирот,

выпускников

детских

домов;

содействие

их

социализации,

профессиональному

самоопределению

и

становлению.

Задачи:

· содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и

обучения;

· развивать жизненно важные навыки и умения, приобретаемых ребенком в

семье, у выпускника детского дома;

· влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского

дома;

· создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома.

Таким образом, мы видим, что в педагогической литературе вопросы

постинтернатного сопровождения только начинают раскрываться. Исходя из

логики

вышесказанного,

получается,

что

термин

постинтернатное

сопровождение исходит из понятия сопровождение и социально-педагогическое

сопровождение.

Последние годы возрос интерес ученых к изучению проблем развития

ребенка,

лишенного

родительского

попечения.

Изучаются

особенности

психического

развития

ребенка

в

условиях

материнской

депривации,

при

помещении в учреждения интернатного типа, различные аспекты социального

сиротства, практические аспекты социально-трудовой адаптации, подготовки к

семейной

жизни,

жизненному

и

профессиональному

самоопределению,

социально-педагогической

адаптации

в

учреждениях

профессионального

образования.

Современные исследования, как и исследования конца 80-х - начала 90-х

годов показывают, что общее физическое, интеллектуальное и эмоциональное

развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития

сверстников, живущих в семьях. [13;66]

Ситуация развития для ребенка, имеющего опыт проживания в семье,

усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из

семьи, помещением его в различные учреждения (приют, детский дом и т.п.).

Результатом переживания таких травмирующих ситуаций является утрата у

ребенка чувства защищенности. [13;67].

У таких детей не формируется важнейшее для дальнейшего психического

развития

чувство

базового

доверия

к

миру.

Мир

переживается

как

непредсказуемый,

опасный

и

ненадежный.

В

ответ

на

это

вырабатывается

защитный механизм бесчувствия, защищающий от душевной боли, ориентация

на

внешний

контроль,

вместо

умения

самому

справляться

с

трудными

жизненными ситуациями, негативная, агрессивная позиция по отношению к

другим

людям,

чрезмерная

комфортность.

Дети

практически

не

имеют

родственной

привязанности

даже

к

собственным

братьям

и

сестрам

и

в

процессе общения оказываются неспособными устанавливать конструктивные,

эмоционально адекватные отношения с другими.

Специалисты указывают и на особое психологическое образование -

детдомовское “мы”. Дети без родителей делят мир на “своих” и “чужих”, на

“мы” и “они”. От “чужих” обособляются, ведут себя с ними агрессивно, готовы

использовать

в

своих

целях.

[12;278]

Качественно

иную

форму

имеет

и

развитие всех аспектов Я (представления о себе, отношение к себе, образ Я,

самооценка). Очень низкая самооценка, характерная для воспитанников детских

домов, чувство неуверенности в себе становятся характеристиками личности

этих

детей.

В

результате

воспитания

в

детском

доме

наблюдается

также

специфическое развитие интеллектуальной и аффективно- потребностной сфер,

особенностей поведения.

Еще одна особенность психики сироты – уязвимость, ранимость, до

беззащитности.

Не

случайна

одна

из

первейших

заповедей:

"Не

обижай

сироту".

Сироту

обидеть

легче

всего.

Как

установлено

специальными

социально-психологическими

исследованиями,

люди,

рано

потерявшие

родителей, с повышенной частотой становятся жертвами насилия, шантажа,

обмана,

агре ссии

и

же стоко сти.

Они

же

чаще

других

б ол е ют

психосоматическими

заболеваниями,

у

них

ослаблена

сопротивляемость,

статистически

они

раньше

других

умирают.

Своей

слепой

доверчивостью,

беспомощной открытостью, незащищенностью сирота в любом возрасте словно

притягивает к себе всяческое зло.

Дети, пережившие насилие, отличаются повышенным уровнем тревожности,

частыми

эпизодами

депрессии,

неумением

устанавливать

эмоциональные

и

физические границы в общении, нарушенной полоролевой идентификацией.

Дети, не имеющие родителей, очень часто даже не представляют, что мама и

папа должны делать, как строятся взаимоотношения в семье, какие могут быть

семейные

традиции

и

ритуалы,

как

распределить

ответственность

и

обязанности в семье. В обыденной жизни выпускники не умеют ухаживать за

собой, не могут удержаться на работе, не могут сохранить созданную семью,

теряют полученное жилье, и т.п. [15;9]

Так же мы можем выделить ряд следующих особенностей выпускников

детского дома:

* неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления

контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям,

отстраненность от них;

* низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные

нормы, правила, необходимость соответствовать им;

* слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к

судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

* неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и

поддержки с их стороны; [13;74]

* склонность к аддиктивному поведению; [13;75]

Поведение выпускников в постинтернатной период, их жизненная позиция

во многом является результатом условий жизнедеятельности и воспитания в

детском доме.

Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге

выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед

самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей.

В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник

находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с

увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» –

это слово

одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из

детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих

воспитанников

детский

дом

был

родным

домом

около

десяти

лет.

Если

в

детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо

самому обеспечить условия для нормальной жизни. Им предстоит практически

заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.

Таким образом, когда для детей-сирот начинается самостоятельная жизнь,

перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически

на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового

пространства.

Психологические

проблемы

появляются

и

во

время

учёбы

в

профессиональных учебных заведениях. «Стыдно признаться, что детдомовец,

боясь жалости к себе» – вот мнение некоторых выпускников. Это могли бы

сказать

многие.

Часто

воспитанники

детских

домов

скрывают

от

своих

сокурсников, что они воспитывались в детском доме. Сказать, что тебя предали

самые близкие люди – страшно стыдно.

Им сложно бывает найти друзей из числа «домашних» сверстников. «Мы

разные. Они мыслят по-другому. Мы слишком выкладываем всё о себе, а потом

получаешь за это насмешки», так считают некоторые выпускники.

В первый год после выхода из детского дома выпускники нуждаются в

поддержке. Более 50% считают необходимым, чтобы с ним был кто-то рядом,

иначе они испытывают беспомощность. Они надеются на покровительство без

опоры на собственные ресурсы.

Очень

часто

выпускники

не

умеют

правильно

пользоваться

самостоятельностью,

хотя

находясь

в

детском

доме,

стремятся

к

ней.

Под

любым

предлогом

прогуливают

учебные

занятия,

не

умеют

правильно

распоряжаться своим бюджетом.

Проблемы сироты не решаются не только до достижения им 23 лет, как это

предусмотрено законом, а в течение всей жизни. [14;6]

С недавнего времени на проблему постинтернатного сопровождения детей-

сирот,

и

детей

оставшихся

без

попечения

родителей,

обращается

много

внимания. Разрабатывается множество программ и систематизируется опыт.

Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено

с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая

во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск

работы,

организация

быта,

питания,

досуга,

взаимодействие

с

широким

социумом и другие.

Длительное пребывание в условиях детского дома нередко приводит к

формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса,

который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем

трудовой

мотивации,

правовой

грамотности,

повышенным

уровнем

виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

В

результате

выпускники

зачастую

не

могут

воспользоваться

предоставленными

социальными

льготами

и

гарантиями,

защитить

собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся

жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих

утрату

собственности

(прежде

всего,

жилья),

вовлекаются

в

совершение

антиобщественных действий и противоправную деятельность.

Учитывая столь важные аспекты проведения работы по социальной

адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников детского дома,

опыт и особенности такой работы другими учреждениями для детей-сирот

нашей

страны,

в

частности:

«Программа

подготовки

выпускников

к

самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение»

ГОУ «Детский

дом № 59» г. Москва, Концепция постинтернатной адаптации выпускников

ГКОУ «Детский дом» г. Горнозаводск, Программа сопровождения выпускников

из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-

интерната VI вида г. Волгодонска, Система постинтернатного сопровождения

воспитанников

ГУО

«Вспомогательная

школа

-

интернат",

г.

Копыльск,

«Программа постинтернатного сопровождения выпускников» КГБОУ "Детский

дом №20", с.п. Село Хурба, Комсомольский район и других, а также понимая

специфику

и

актуальность

этой

деятельности,

нами

была

разработана

Программа

социальной

адаптации

и

постинтернатного

сопровождения

выпускников детского дома.

Содержание программы является последовательной реализацией целевых

установок

Программы

развития

детского

дома

на

2012-2015гг,

а

также

программы воспитания детей школьного возраста «Я - Личность».

Цель программы:

организация

индивидуального

сопровождения

и

поддержки

выпускников

детского

дома

для

успешной

социализации

и

интеграции в общество.

Задачи программы:

1.

Содействовать адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в

образовательном учреждении профессионального образования.

2.

Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника.

3.

Создавать

условия

для

успешной

социализации

выпускника

после

окончания им учебного заведения.

Реализация программы предполагает постинтернатное сопровождение

воспитанников 8 класса и социальную адаптацию выпускников 9 класса вплоть

до достижения ими возраста 23 лет.

Согласно

мониторингу,

ведущемуся

в

учреждении,

в

банке

данных

выпускников нашего учреждения на 01.09.2018 года состоит 29 воспитанников

в возрасте от 17 до 23 лет. Для решения выше указанных задач в учреждении

создано

и

функционирует

структурное

подразделение

Служба

постинтернатного

сопровождения

лиц

из

числа

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

в

которую

входят

воспитатель,

медицинский

работник,

педагог-психолог

и

социальный

педагог.

Взаимодействие специалистов осуществляется в форме консилиума и в то же

время между ними четко распределены виды деятельности по сопровождению

выпускников.

В задачи Службы постинтернатного сопровождения выпускников входит:

-

осуществление

комплексной

диагностики,

реабилитации

и

социальной

адаптации

лиц

из

числа

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей, с целью преодоления ими трудной жизненной ситуации;

-

разработка

и

реализация

индивидуальных

программ

постинтернатной

адаптации

лиц

из

числа

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации;

- участие в работе по профессиональной ориентации и трудоустройству лиц из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- налаживание психологического контакта лиц из числа детей-сирот и детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

с

кандидатом

в

воспитатели,

деятельность которого осуществляется на основании договора о социальной

адаптации;

- оказание координирующей, психолого-педагогической, медико-социальной и

правовой

помощи

воспитателям,

деятельность

которых

осуществляется

на

основании договора о социальной адаптации;

- проведение мониторинга жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей и оценка эффективности деятельности

воспитателя;

-

осуществление

взаимодействия

с

государственными,

муниципальными

органами и иными органами и организациями по вопросам постинтернатного

сопровождения;

-

осуществление

мониторинга

социальной

адаптации

выпускников

в

постинтернатный период.

Система сопровождения выпускников разрабатывается специалистами

разных

уровней

коллегиально,

утверждается

на

психолого-медико-

психологическом консилиуме и отражается в маршрутах помощи выпускникам.

Разрабатывается индивидуальная программа по созданию условий для

постинтернатной адаптации выпускника, которая включает в себя комплекс

мероприятий, реализуемых на основе взаимодействия педагогов, воспитанников

и других специалистов. Маршрут сопровождения зависит от специфических

проблем выпускников.

Анализ

результатов

работы

нашего

учреждения

по

организации

постинтернатного сопровождения выпускников позволяет сделать вывод, что

данная

работа

педагогов

приносит

существенные

результаты.

Имеющиеся

статистические

данные

о

выпускниках

ярко

это

доказывают.

Так,

первые

выпускники 2004-2006 г.г. по окончании 9 классов обучались в ПУ. В последние

5 лет выпускники в основном поступают в политехнические и технологические

техникумы,

педагогический

колледж,

агропромышленный

и

строительный

техникумы. Это свидетельствует о том, что работа Службы постинтернатного

сопровождения выпускников нашего учреждения дает позитивные результаты,

обеспечивает подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, к

самостоятельной жизни.

В заключении можно сказать, что постинтернатное сопровождение призвано

для того, чтобы смягчить переход ребёнка из условий детского дома в социум,

чтоб все знания, умения, навыки, которые он получил в детском доме, смогли

найти свою реализацию в жизни. Это значит, что вся работа с ребенком, которая

ведётся

в

детском

доме,

будет

бессмысленна

без

постинтернатного

сопровождения.

Список литературы

1. Антипина М. А. Программа подготовки выпускников к самостоятельной

жизни и постинтернатное сопровождение // Детский дом.– 2011. – № 40. – C. 25

2. Ашихминина. Т.И. Межведомственное взаимодействие - важнейшее условие

эффективной работы // Социальная педагогика – 2010. – №5. – С.41–44.

3.

Байер.

Е.А.

Павлов,

И.Б.,

Жизнестойкость

как

необходимое

качество

выпускника детского дома // Социальная педагогика – 2010. – №5. – С.75-83.

4. Беличева. С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы

риска:

межведомственный

подход.

М.:

Редакционно-издательский

центр

Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 112с.

5.

Бобылева.

И.

Региональная

система

сопровождения

выпускников

интернатных учреждений // Социальная педагогика – 2010. – №5. – С.5-22.

6. Василькова. Ю.В. Работа социального педагога в приютах и интернатных

учреждениях [текст]: / – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 278с.

7.

Вяткина.

Е.

Тюкалова,

Н.,

Межведомственное

взаимодействие

в

сопровождении детей-сирот // Социальная педагогика в России – 2009. – №5. –

С.63-67.

8. Деятельность образовательного учреждения для детей-сирот и , оставшихся

без

попечения

родителей,

по

повышению

успешности

вхождения

воспитанников в самостоятельную жизнь – М.: 2004. – 34с.

9. Дьячкова Г. В. Информационно-методическая работа, как составная часть

модели

организации

постинтернатного

сопровождения

выпускников

//

Социальная педагогика – 2010. – №5. – С.51 – 56.

10. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Издательский

центр «Академия», 2002. – 368 с.

11. Мардахаев Л. В., Социально-педагогическое сопровождение и поддержка

человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука – 2010.

– №6. – С.4-11.

12. Кравченко А. И., Социальная работа. – М.: ТК Велби, 2008. – 416 с.

13. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска

М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

14.

Психолого-педагогическое

сопровождение

выпускников

детских

домов:

вопросы

социальной

адаптации/

под

ред.

И.А.

Подольской

Калуга:

ИП

Кошелев (издательство «ЭЙДОС»), 2008. – 130 с.

15.

Поддержка

и

психологическое

сопровождение

выпускников

детских

домов/под ред. Д. А. Винокурова – Нижний Тагил, 2003. – 80 с.

16. Толковый словарь русского языка: - М.: АСТ Астрель, 2009. – 983 с.



В раздел образования