Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников
Автор: Фролова Людмила Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Рябинка" комбинированного вида Населённый пункт: п. Тургенево, Ардатовский р-он, Республика Мордовия Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников Раздел: дошкольное образование
Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и
поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества.
Цель патриотического воспитания и гражданского становления
дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе
семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре
страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.
ФГОС требует объединения воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс, основанный на приобщении детей к духовно-
нравственным, социокультурным ценностям, традициям, нормам и правилам
общества и государства. Воспитание у дошкольников основ
гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с событиями
Великой Отечественной войны считается важным направлением социально
- коммуникативного развития ФГОС ДО.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте
очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на
все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для
воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают
большие возможности для систематического и последовательного
патриотического воспитания детей. Происходит формирование духовной
основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной
адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем
мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на
ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
В своей деятельности я опираюсь на следующие принципы:
Доступности – даём знания детям по их возрастным и
индивидуальным особенностям.
Системности – это поэтапная и последовательная работа в течение учебного
года.
Активности – этот этап обеспечивает проявление активной позиции ребёнка
в процессе ознакомления с историческими событиями.
Региональности – это знакомство с родным краем, семьёй, детским садом ,
всем тем, что ребёнку близко и что его окружает
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Таким
образом, я использую наиболее интересные и результативные формы работы:
целевые прогулки и экскурсии по своему посёлку, наблюдения и беседы.
Для формирования бережного отношения к природе родного края и всему
живому, я развиваю познавательный интерес к миру природы; Дети
восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно
сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же
научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает? На этот
вопрос я хочу ответить словами В.А. Сухомлинского, который предлагал
вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он
открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг
был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и
закалял волю.
Родной край – это еще и люди с их трудовыми заслугами. В нашем
поселке есть большой потенциал для ознакомления детей с трудом на
примере их родителей, дедушек и бабушек, которые трудятся на
светотехническом заводе. Мы приглашаем в д/с ветеранов труда, которые
рассказывают детям много интересного про свою работу. Дети участвуют в
концертах в Доме Культуры: «День пожилых людей», День Поселка» и др.
Большое значение имеет наличие в нашем поселке «Музея трудовой и
боевой славы ОАО АСТЗ», находящегося в шаговой доступности от детского
сада. Там всегда рады нас встретить, провести экскурсию, беседу. Дети с
восторгом узнают на фотографиях своих родных, с интересом рассматривают
экспонаты разных лет.
Также большое значение в патриотическом и гражданском становлении
дошкольников играет приобщение к доступной им трудовой деятельности.
Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и
труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается
в помощи. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям
радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском
саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе.
Я рассказываю детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он
трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо
трудиться. Таким образом, у детей формируется уважение к трудящемуся
человеку, желание быть похожим на них и воспитывает у них бережное
отношение к результатам труда.
Решая следующую задачу развитие интереса к русским традициям и
промыслам, я уделяю большое внимание народным играм, танцам, русскому
фольклору. Ведь всё это отображает жизнь народа, его опыт, просеянный
через сито веков, духовный мир мысли и чувства наших предков.
Следует
подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями,
отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам
свойственно наглядно-образное мышление.
Поэтому я провожу
мероприятия: «Мордовия любимая моя», «Моя малая земля», «Танцы разных
народов», «Масленица», «Пасха». Посетили церковь, побывали в
«Казанской мужской пустыни».
Таким образом, интерес к русским традициям и народному творчеству не
только формирует любовь к своему народу, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма.
Так, воспитывая у детей любовь к своему краю, подводим их к пониманию
того, что наш край — это частица огромной Родины, поскольку во всех
местах, больших и маленьких, есть много общего.
Не менее важным является знакомство детей с другими городами России,
со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники. Особое внимание я уделяю этим событиям, приобщая детей
любить и защищать свою родину. Дети принимали участие в Доме культуры
на концерте, посвященном «Дню Победы», открытии Стелы и Вечного огня.
«Парад Победы», «День Военно – Морского флота», «День Защитника
Отечества», где принимали участие родители.
Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к
традициям, сохранению семейных связей.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все,
что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить
к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при
работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта
работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и
толерантности, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь
недоумение.
Немалое значение для воспитания гражданского становления у детей,
чувства ответственности и гордости за достижения страны, связанные с
Олимпийскими играми является развитие интереса к физкультуре и спорту.
В поддержку нашим спортсменам я провела «Малые олимпийские игры», где
были эстафеты и соревнования, в которых дети переживали за каждую свою
«маленькую победу».
Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить
свою страну, свой край, свой народ. В нашем дошкольном учреждении
нравственно – патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В
этом участвует весь коллектив, создаётся атмосфера толерантности, доброты
и душевного комфорта.