Напоминание

"Технология развития критического мышления через чтение и письмо"


Автор: Ценева Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Пыть–Ях
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология развития критического мышления через чтение и письмо"
Раздел: начальное образование





Назад




Цель данной технологии - развитие

мыслительных

навыков

у ч а щ и хс я ,

необходимых

не

только

в

учебе,

но

и

в

обычной

жизни

(умение

принимать

в з в е ш е н н ы е

р е ш е н и я ,

р а б от ат ь

с

информацией,

анализировать

различные

стороны явлений и т.п.).

Д а н н а я

т ех н о л о г и я

п р е д п о л а г а е т

использование

на

уроке

трех

этапов

( с т а д и й ) :

с т а д и и

в ы з о в а ,

с т а д и я

осмысления и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого

листа). Ребенок ставит перед собой вопрос

«Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация

осмысления).

Н а

д а н н о й

с т а д и и

р е б е н о к

п о д

руководством учителя и с помощью своих

товарищей

ответит

на

вопросы,

которые

сам поставил перед собой на первой стадии

(что хочу знать).

3

этап

-

«Рефлексия»

(размышление).

Размышление

и

обобщение

того,

«что

узнал»

ребенок

на

уроке

по

данной

проблеме.

Каждому

этапу

присущи

собственные

методи че ски е

п ри емы

и

т е х н и к и ,

направленные на выполнение задач этапа.

Ко м б и н и р у я

и х ,

у ч и т е л ь

м о ж е т

планировать

уроки

в

соответствии

с

уровнем зрелости учеников, целями урока

и объемом учебного материала.

Методические приемы:

Кластер.

Корзина идей.

Это

прием

групповой

и

индивидуальной

работы

учащихся

на

начальной

ст адии

урока,

когда

и д е т

актуализация

имеющихся

у

них

знаний

и

опыта, он позволяет выяснить все, что знают

или

думают

ученики

по

обсуждаемой

теме

урока.

На

доску

прикрепляется

значок

«Корзина», в которую условно будет собрано

все то, что ученики вместе знают об изучаемой

теме.

Архивариус.

Данный приём применяется

для того,

чтобы стимулировать познавательно –

поисковую

активность

учащихся.

Учащиеся получают домашнее задание

«любопытный вопрос», на который им

необходимо

самостоятельно

найти

ответ.

Письмо другу.

Дети могут написать письмо любому

сказочному персонажу, инопланетянину, маме,

и т.д. Перед этим раздаются памятки:

1.

Я прочитал (а) рассказ

(стихотворение)

2.

Больше всего запомнилось

3.

Понравилось

4.

Не понравилось

5.

Мое эмоциональное состояние

6.

Этот рассказ (стихотворение) учит

меня …

Этот прием используется на стадии

рефлексии, таким образом можно проверить,

как дети усвоили содержание текста и какие

сделали выводы.

Пометки на полях (инсерт).

Учащиеся читают текст, делая

пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« » - информация, идущая вразрез с

имеющимися

представлениями

и

знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с

обязательным

обращением

к

исходному

тексту, цитированием.

Таблица ЗХУ.

Одна

из

форм

контроля

эффективности

чтения

с

пометами.

Читая

текст,

ученик

заполняет

графы

таблицы:

«З(наю)

У(знал)

Х(очу

узнать)»

или

«З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими

словами, без цитирования исходного текста.

« То н к и е »

и

« т ол с т ы е »

вопросы.

«Толстые» вопросы требуют

простого,

однозначного

ответа

(Где?

Когда?

Кто?

Что?).

«Тонкие»

вопросы:

Почему?

Каковы

последствия?

В

чем

различия?

Предположите, что будет, если…

Синквейн.

Письмо по кругу.

Суть приема в том, что каждый ребенок

пишет по предложению, чтобы получился

связный рассказ необходимо прочитать то, что

написал предыдущий, а затем написать свое

предложение. Получаются интересные мини-

рассказы

На стадии вызова интересны

приёмы

«Ассоциация», «Верные, неверные

утверждения», «Перепутанные

логические цепочки»

Использование приемов ТРКМ позволяет

детям четче формулировать свои мысли, лучше

запоминать изученное, делать логические

умозаключения.

Составители:

Высотская Татьяна Валерьевна

Ценева Елена Петровна

Поручикова Наталья Валерьевна

учителя начальных классов.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Пыть-Яха

Технология развития

критического мышления

через чтение и письмо

Развивать мышление –

значит развивать умение

думать.



В раздел образования