Автор: Ценева Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Пыть–Ях
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология развития критического мышления через чтение и письмо"
Раздел: начальное образование
Цель данной технологии - развитие
мыслительных
навыков
у ч а щ и хс я ,
необходимых
не
только
в
учебе,
но
и
в
обычной
жизни
(умение
принимать
в з в е ш е н н ы е
р е ш е н и я ,
р а б от ат ь
с
информацией,
анализировать
различные
стороны явлений и т.п.).
Д а н н а я
т ех н о л о г и я
п р е д п о л а г а е т
использование
на
уроке
трех
этапов
( с т а д и й ) :
с т а д и и
в ы з о в а ,
с т а д и я
осмысления и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого
листа). Ребенок ставит перед собой вопрос
«Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация
осмысления).
Н а
д а н н о й
с т а д и и
р е б е н о к
п о д
руководством учителя и с помощью своих
товарищей
ответит
на
вопросы,
которые
сам поставил перед собой на первой стадии
(что хочу знать).
3
этап
-
«Рефлексия»
(размышление).
Размышление
и
обобщение
того,
«что
узнал»
ребенок
на
уроке
по
данной
проблеме.
Каждому
этапу
присущи
собственные
методи че ски е
п ри емы
и
т е х н и к и ,
направленные на выполнение задач этапа.
Ко м б и н и р у я
и х ,
у ч и т е л ь
м о ж е т
планировать
уроки
в
соответствии
с
уровнем зрелости учеников, целями урока
и объемом учебного материала.
Методические приемы:
Кластер.
Корзина идей.
Это
прием
групповой
и
индивидуальной
работы
учащихся
на
начальной
ст адии
урока,
когда
и д е т
актуализация
имеющихся
у
них
знаний
и
опыта, он позволяет выяснить все, что знают
или
думают
ученики
по
обсуждаемой
теме
урока.
На
доску
прикрепляется
значок
«Корзина», в которую условно будет собрано
все то, что ученики вместе знают об изучаемой
теме.
Архивариус.
Данный приём применяется
для того,
чтобы стимулировать познавательно –
поисковую
активность
учащихся.
Учащиеся получают домашнее задание
«любопытный вопрос», на который им
необходимо
самостоятельно
найти
ответ.
Письмо другу.
Дети могут написать письмо любому
сказочному персонажу, инопланетянину, маме,
и т.д. Перед этим раздаются памятки:
1.
Я прочитал (а) рассказ
(стихотворение)
2.
Больше всего запомнилось
3.
Понравилось
4.
Не понравилось
5.
Мое эмоциональное состояние
6.
Этот рассказ (стихотворение) учит
меня …
Этот прием используется на стадии
рефлексии, таким образом можно проверить,
как дети усвоили содержание текста и какие
сделали выводы.
Пометки на полях (инсерт).
Учащиеся читают текст, делая
пометки:
«v» -известная информация;
«+» - новая информация;
«?» - непонятная информация;
« » - информация, идущая вразрез с
имеющимися
представлениями
и
знаниями.
После работы с текстом – обсуждение с
обязательным
обращением
к
исходному
тексту, цитированием.
Таблица ЗХУ.
Одна
из
форм
контроля
эффективности
чтения
с
пометами.
Читая
текст,
ученик
заполняет
графы
таблицы:
«З(наю)
–
У(знал)
–
Х(очу
узнать)»
или
«З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими
словами, без цитирования исходного текста.
« То н к и е »
и
« т ол с т ы е »
вопросы.
«Толстые» вопросы требуют
простого,
однозначного
ответа
(Где?
Когда?
Кто?
Что?).
«Тонкие»
вопросы:
Почему?
Каковы
последствия?
В
чем
различия?
Предположите, что будет, если…
Синквейн.
Письмо по кругу.
Суть приема в том, что каждый ребенок
пишет по предложению, чтобы получился
связный рассказ необходимо прочитать то, что
написал предыдущий, а затем написать свое
предложение. Получаются интересные мини-
рассказы
На стадии вызова интересны
приёмы
«Ассоциация», «Верные, неверные
утверждения», «Перепутанные
логические цепочки»
Использование приемов ТРКМ позволяет
детям четче формулировать свои мысли, лучше
запоминать изученное, делать логические
умозаключения.
Составители:
Высотская Татьяна Валерьевна
Ценева Елена Петровна
Поручикова Наталья Валерьевна
учителя начальных классов.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Пыть-Яха
Технология развития
критического мышления
через чтение и письмо
Развивать мышление –
значит развивать умение
думать.