Напоминание

"Технология продуктивного чтения"


Автор: Ценева Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Пыть–Ях
Наименование материала: статья
Тема: "Технология продуктивного чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Цель и задачи технологии

продуктивного чтения

Цель технологии: формирование

читательской компетенции школьника. В

начальной школе необходимо заложить

основы формирования грамотного

читателя, у которого есть стойкая привычка

к чтению, знающий книги, умеющий их

самостоятельно выбирать.

Достижение

этой

цели

предполагает

решение следующих задач:

1.

Формирование

техники

чтения

и

приемов

понимания

и

анализа

текста;

Одновременное развитие интереса к

с а м о м у

п р о ц е с с у

ч т е н и я ,

потребности читать;

2.

Введение детей через литературу в

мир

человеческих

отношений,

нравственно-этических

ценностей;

формирование эстетического вкуса;

3.

Развитие устной и письменной речи,

о в л а д е н и е

р е ч е в о й

и

ком м у н и кати в н о й

к ул ьт у р о й ;

развитие

творческих

способностей

детей;

4.

Приобщение

к

литературе

как

искусству

слова

и

п р а кт и ч е с ко е

о з н а к о м л е н и е

с

т е о р е т и к о -

литературными понятиями.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация

(предвосхищение, предугадывание

предстоящего чтения).

Определение смысловой,

тематиче ской,

эм о цио на ль но й

направленности

текста,

выделение

е г о

г е р о е в

п о

н а з в а н и ю

произведения,

имени

а в т о р а ,

ключевым словам, предшествующей

тексту

иллюстрации

с

опорой

на

читательский опыт.

Постановка целей урока

с учетом

общей

(учебной,

мотивационной,

эмоциональной,

психологической)

готовности учащихся к работе.

Цель

развитие

такого

важнейшего

читательского умения, как антиципация, то

есть умения предполагать, предвосхищать

содержание текста по заглавию, фамилии

автора, иллюстрации.

Дети

читают

фамилию

автора,

заглавие

произведения,

рассматривают

иллюстрацию,

которая

предшествует

т е к с т у,

з ат е м

в ы с к а з ы в а ю т

с в о и

предположения о героях, теме, содержании.

II этап. Работа с текстом во время

чтения

Цель

понимание текста и создание его

читательской интерпретации.

1 .

Дети самостоятельно читают текст про

себя

в

классе

или

дома

с

установкой

провести

диалог

с

автором

и

проверить

свои предположения и ожидания.

2.

Чтение

вслух

в

режиме

диалога

с

автором, комментированное чтение. Объем

т е к с т а ,

т р е б у ю щ е г о

п о д о б н о г о

«медленного» чтения, определяет учитель с

учетом темы, цели урока, художественной

з а д а ч и

т е к с т а

и

ч и т а т е л ь с к о й

компетентности детей.

Словарная работа (объяснение и уточнение

значений слов) ведется по ходу чтения. 3. 3.

Беседа

по

содержанию

текста

в

целом,

выборочно е

чтение.

О б с у ж д е н и е

читательских интерпретаций.

III этап. Работа с текстом после

чтения

Цель – корректировка читательской

интерпретации авторским смыслом.

Концептуальная (смысловая) беседа по

т е к с т у .

У ч и т е л ь

с т а в и т

концептуальный

вопрос

к

тексту

в

целом. Далее следуют ответы детей на

этот вопрос и беседа. Ее результатом

должно

стать

понимание

авторского

смысла

К о л л е к т и в н о е

о б с у ж д е н и е

прочитанного, дискуссия. Соотнесение

ч и т а т е л ь с к и х

и н т е р п р е т а ц и й

(истолкований, оценок) произведения с

авторской

позицией.

Знакомство

с

писателем. Рассказ о писателе. Беседа

о личности писателя.

Работа с заглавием, иллюстрациями.

Творческие задания, опирающиеся на

какую-либо

сферу

читательской

деятельности

учащихся

(эмоции,

в о о б р а ж е н и е ,

о с м ы с л е н и е

содержания, художественной формы).

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Пыть-Яха

Технология

продуктивного чтения.

Составители:

Высотская Татьяна Валерьевна

Ценева Елена Петровна

Поручикова Наталья Валерьевна

учителя начальных классов.



В раздел образования