Автор: Ценева Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Пыть–Ях
Наименование материала: статья
Тема: "Технология продуктивного чтения"
Раздел: начальное образование
Цель и задачи технологии
продуктивного чтения
Цель технологии: формирование
читательской компетенции школьника. В
начальной школе необходимо заложить
основы формирования грамотного
читателя, у которого есть стойкая привычка
к чтению, знающий книги, умеющий их
самостоятельно выбирать.
Достижение
этой
цели
предполагает
решение следующих задач:
1.
Формирование
техники
чтения
и
приемов
понимания
и
анализа
текста;
Одновременное развитие интереса к
с а м о м у
п р о ц е с с у
ч т е н и я ,
потребности читать;
2.
Введение детей через литературу в
мир
человеческих
отношений,
нравственно-этических
ценностей;
формирование эстетического вкуса;
3.
Развитие устной и письменной речи,
о в л а д е н и е
р е ч е в о й
и
ком м у н и кати в н о й
к ул ьт у р о й ;
развитие
творческих
способностей
детей;
4.
Приобщение
к
литературе
как
искусству
слова
и
п р а кт и ч е с ко е
о з н а к о м л е н и е
с
т е о р е т и к о -
литературными понятиями.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация
(предвосхищение, предугадывание
предстоящего чтения).
Определение смысловой,
тематиче ской,
эм о цио на ль но й
направленности
текста,
выделение
е г о
г е р о е в
п о
н а з в а н и ю
произведения,
имени
а в т о р а ,
ключевым словам, предшествующей
тексту
иллюстрации
с
опорой
на
читательский опыт.
Постановка целей урока
с учетом
общей
(учебной,
мотивационной,
эмоциональной,
психологической)
готовности учащихся к работе.
Цель
–
развитие
такого
важнейшего
читательского умения, как антиципация, то
есть умения предполагать, предвосхищать
содержание текста по заглавию, фамилии
автора, иллюстрации.
•
Дети
читают
фамилию
автора,
заглавие
произведения,
рассматривают
иллюстрацию,
которая
предшествует
т е к с т у,
з ат е м
в ы с к а з ы в а ю т
с в о и
предположения о героях, теме, содержании.
II этап. Работа с текстом во время
чтения
Цель
–
понимание текста и создание его
читательской интерпретации.
1 .
Дети самостоятельно читают текст про
себя
в
классе
или
дома
с
установкой
провести
диалог
с
автором
и
проверить
свои предположения и ожидания.
2.
Чтение
вслух
в
режиме
диалога
с
автором, комментированное чтение. Объем
т е к с т а ,
т р е б у ю щ е г о
п о д о б н о г о
«медленного» чтения, определяет учитель с
учетом темы, цели урока, художественной
з а д а ч и
т е к с т а
и
ч и т а т е л ь с к о й
компетентности детей.
Словарная работа (объяснение и уточнение
значений слов) ведется по ходу чтения. 3. 3.
Беседа
по
содержанию
текста
в
целом,
выборочно е
чтение.
О б с у ж д е н и е
читательских интерпретаций.
III этап. Работа с текстом после
чтения
Цель – корректировка читательской
интерпретации авторским смыслом.
Концептуальная (смысловая) беседа по
т е к с т у .
У ч и т е л ь
с т а в и т
концептуальный
вопрос
к
тексту
в
целом. Далее следуют ответы детей на
этот вопрос и беседа. Ее результатом
должно
стать
понимание
авторского
смысла
К о л л е к т и в н о е
о б с у ж д е н и е
прочитанного, дискуссия. Соотнесение
ч и т а т е л ь с к и х
и н т е р п р е т а ц и й
(истолкований, оценок) произведения с
авторской
позицией.
Знакомство
с
писателем. Рассказ о писателе. Беседа
о личности писателя.
Работа с заглавием, иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на
какую-либо
сферу
читательской
деятельности
учащихся
(эмоции,
в о о б р а ж е н и е ,
о с м ы с л е н и е
содержания, художественной формы).
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Пыть-Яха
Технология
продуктивного чтения.
Составители:
Высотская Татьяна Валерьевна
Ценева Елена Петровна
Поручикова Наталья Валерьевна
учителя начальных классов.