Авторы: Михайлова Екатерина Васильевна, Митькина Екатерина Сергеевна
Должность: учителя–логопеды
Учебное заведение: МБДОУ №95 "Радуга"
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование приемов фонетической ритмики, биоэнергопластики и пальчиковой азбуки в логопедической работе с детьми с нарушениями опорно–двигательного аппарата».
Раздел: дошкольное образование
«Использование приемов фонетической ритмики,
биоэнергопластики и пальчиковой азбуки
в логопедической работе с детьми
с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Митькина Е.С., Михайлова Е.В., Россия, Северодвинск,
МБДОУ «Детский сад №95 «Радуга» компенсирующего вида»
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих сложные
сочетанные
нарушения.
Чрезвычайно
актуальным
для
современной
практики
дошкольного образования является вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с
проблемами в развитии в рамках сложившейся системы образовательных учреждений.
При логопедических пунктах на базе дошкольных учреждений компенсирующего вида
оказывается
необходимая
и
своевременная
помощь
значительному
числу
детей
с
отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии.
МБДОУ
№95
компенсирующего
вида
города
Северодвинска
посещают
дети,
имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Важно,
что
вся
деятельность
по
включению
и
сопровождению
различных
категорий
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
инклюзивной
образовательной вертикали должна опираться на представления об их особенностях:
-
психофизического
развития
-
общая
моторная
неловкость,
недостаточность
мелкой и артикуляционной моторики, вялость мускулатуры;
-
речевая
недостаточность
-
задержка
развития
речи,
различные
речевые
нарушения;
- органическая симптоматика - минимальная мозговая дисфункция.
При коррекции произношения звуков учителя-логопеды традиционно используют
упражнения артикуляционной гимнастики. Значительно расширить спектр решаемых в
ходе
логопедического
занятия
коррекционных
задач
можно
за
счет
сочетания
традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.
Новыми и интересными направлениями в развитии речи у детей с НОДА
являются: фонетическая ритмика, биоэнергопластика и пальчиковая азбука.
Данные приемы удовлетворяют все потребности логопедической работы:
- первично активизируют естественное распределение биоэнергии в организме
ребенка;
- стимулируют интеллектуальную деятельность;
- развивают координацию движений, мелкую и общую моторику;
- развивают артикуляционный аппарат;
-
формируют
эмоционально-психическое
равновесие,
активное
физическое
состояние, активизируют психические процессы.
Ф ОНЕТИЧЕСКАЯ
РИТМИКА
- система
специальных
упражнений,
сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов,
слов,
текстов)
сопровождается
движениями
(рук,
ног,
головы,
корпуса).
Занятие
фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
Значение фонетической ритмики:
-Активно развивается общая мелкая артикуляционная моторика и координация
движений.
-Улучшается фонематический слух.
-Нормализуется речевое дыхание.
-Формируется умение изменять силу и высоту голоса.
-Улучшается ритмико-интонационная сторона речи.
-Уточняется
артикуляция
имеющихся
звуков,
вызывается
по
подражанию
некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной установки звуков,
быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков.
-Повышается речевая активность детей.
Приемы фонетической ритмики:
-Проговаривание текста с движениями.
-Проговаривание слогов.
-Проговаривание отдельных звуков.
-Проговаривание отдельных фонем.
-Чтение слогов. Составление слогов.
-Проговаривание слов.
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА
– это
соединение
движений
артикуляционного
аппарата с движениями кисти руки.
Коррекционная работа с применением элементов биоэнергопластики с детьми с
нарушением опорно-двигательного аппарата состоит из следующих этапов:
Диагностический этап (1-2 неделя сентября): Вначале проводится обследование
строения и подвижности органов артикуляционного аппарата.
Подготовительный
этап
(3-4
неделя
сентября):
Знакомство
со
строением
органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Рука ребёнка в
упражнения не вовлекается.
Основной этап:
1-ая неделя октября: Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно. На
этом этапе логопед знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Взрослый
объясняет и показывает артикуляционные упражнения, сопровождая его движениями
ведущей рукой в перчатке. Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет, при этом
возможно использование движения ведущей руки.
5-7 недель: В течение этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с
биоэнергопластикой. Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями
руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке.
Важно следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были
плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых
органов и кистей рук.
2 недели:
Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель -
логопед
показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки.
Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.
5-7 недель: На этом этапе педагог сопровождает упражнения движения обеих рук.
Ребенок
повторяет
и
использует
обе
руки
в
перчатках.
Необходимо
добиваться
правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить
за плавностью действий пальцев и кистей рук.
Итоговый этап: К этому этапу дети осваивают артикуляционные упражнения и
синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а
ребенок
выполняет
их
и
сопровождает
движениями
обеих
рук.
Артикуляционные
сказки
сначала
выполняются
перед
зеркалом.
Когда
дети
смогут
четко
ощущать
положения
артикуляционных
органов,
дифференцировать
движения
языка,
губ,
челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.
ПАЛЬЧИКОВАЯ АЗБУКА - система изображений 33 букв русского алфавита с
помощью пальцев рук, разработанная логопедом Е.Н. Рыжанковой.
Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно-пространственный образ
буквы русского алфавита.
Игра «Найди пару».
Логопед
раздает
карточки
с
изображением
пальчиковых
букв
поровну.
Затем
показывает
букву
русского
алфавита.
Дети
должны
найти
соответствующую
пальчиковую букву и соединить карточки с изображением букв.
Игра «Допиши слог».
Логопед
раздает
карточки
с
изображением
пальчиковых
букв
поровну.
Затем
показывает
букву
русского
алфавита.
Дети
должны
найти
соответствующую
пальчиковую букву и соединить карточки с изображением букв.
Игра « Какой буквой отличаются слова?»
Показать с помощью пальцев рук букву, которой отличаются слова.
Представленные приемы ускоряют исправление нарушенных звуков у детей с
НОДА.
Сравнительный анализ результатов на начало и конец обучения позволяет сделать
вывод о целесообразности применения данных приемов в коррекционно-развивающей
работе с дошкольниками в условиях логопункта.
Список литературы:
1. Крупенчук О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков.
СПб.: Издательский дом «Литера», 2013.
2
. Микляева
Н.В.,
Полозова
О.А.,
Радионова
Ю.Н.
Фонетическая
и
логопедическая ритмика. СПб.: Изд.: Айрис-Пресс, 2006.
3. Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой.
Изд.: Сфера, 2011.