Автор: Рылова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №88
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №88» г.Братска
Статья
«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны,
с помощью дидактических пособий»
Подготовил
воспитатель:
Рылова М.А.
г.Братск
«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны,
с помощью дидактических пособий»
«Мир входит в сознание человека
лишь через дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него,
не может вступить с ним в связь.
Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего
мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с
предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными
предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам,
познает их свойства и качества.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и
формирование
представлений
о
внешних
свойствах
предметов:
их
форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе
и т.п.
Одной из задач дошкольного воспитания является сенсорное развитие
детей, значение которого трудно переоценить. Именно дошкольный возраст
наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,
накопления
представлений
об
окружающем
мире.
Сенсорное
развитие
с
одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка,
с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное
восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе и для
многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира
начинается познание.
Учитывая
результаты
своей
работы,
я
пришла
к
выводу,
что
дети
овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в
различных
видах
самостоятельной
деятельности
применять
те
знания
и
навыки, которые получают в организованной образовательной деятельности.
К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить
предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение
их
друг
на
друга
или
приложение
одного
к
другому.
Они
испытывают
трудности
в
установлении
тождественности
внешних
свойств
различных
объемных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда
удается справиться с заданиями: обследовать внешние признаки предмета и
описать их.
В
дошкольном
воспитании
сложилось
традиционно
знакомить
с
цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием
предметов окружающего мира, в ориентировании в пространстве. При этом
повышается чувствительность соответствующих анализаторов, что влияет на
развитие
тактильной,
зрительной,
обонятельной,
слуховой
и
другой
чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств.
Так же ребенка прошу правильно называть свойства предметов (мягкий,
твердый,
пушистый,
шершавый,
холодный,
теплый,
горячий,
горький,
сладкий,
соленый,
кислый,
легкий,
тяжелый).
Содержание
сенсорного
воспитания
включает
широкий
объем
признаков
и
свойств
предметов,
которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств
предметов.
Ребенок
должен
научиться
определять
отношение
выявленных
или
рассматриваемых
свойств
данного
предмета
к
другим
свойствам
или
предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их
освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют
«сенсорными эталонами».
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не
задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Учитывая
эти
реальные
трудности
в
сенсорном
развитии
детей
дошкольного возраста, я решила углубленно работать по теме: «Создание
условий по сенсорному развитию, через сенсорные эталоны, с помощью
дидактических пособий».
Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном
возрасте, то игровые дидактические пособия служат основной базой для
формирования сенсорных эталонов.
Восприятие
через
предметы,
которые
представлены
в
игровых
пособиях, происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз,
ушей, чувственных рецепторов кожи и носа).
Как знакомить ребенка с сенсорными эталонами? Лучше всего это
делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):
1 . Сначала
происходит
презентация
нового
свойства
ребенку
(например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).
2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление
осваиваемого понятия («Покажи такого же цвета»).
3.
Самостоятельное
называние
ребенком
освоенного
понятия
(взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).
Для
непрерывного
сенсорного
развития
необходимо
регулярно
подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями.
Большое
значение
в
формировании
у
детей
представлений
о
сенсорных
эталонах
играет
предметно-развивающая
среда,
которая
была
дополнена:
разнообразными
элементами,
пирамидками,
плоскостными
геометрическими фигурами, различными кубами, выполненными из разных
материалов, треугольниками, машинами с вырезными отверстиями разной
формы. В группе оформила центр сенсорного развития.
В
данном
центре
представлены
пособия
фабричного
изготовления,
которые направлены на формирование и развития сенсорных эталонов цвета,
формы, величины.
Одновременно
с
формированием
эталонов
учила
детей
способам
обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов –
эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполняя все
более
сложные
глазомерные
действий.
Развивала
у
детей
аналитическое
восприятие:
умение
разбираться
в
сочетаниях
цветов,
расчленять
форму
предметов, выделять отдельные измерения величины.
Используя
творческий
подход
я
разработала
пособия
из
бросового
материала, который имеется в каждом доме (пластиковые бутылки, пробки,
упаковки). В процессе изготовления таких пособий дети принимали участие:
они видели, как изготавливаются тарелочки, коробочки из какого материала,
какого цвета, видели конечный результат, что для них уже было игрой. Дети с
интересом и любовью играют в эти игры.