Напоминание

«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»


Автор: Рылова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №88
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №88» г.Братска

Статья

«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны,

с помощью дидактических пособий»

Подготовил

воспитатель:

Рылова М.А.

г.Братск

«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны,

с помощью дидактических пособий»

«Мир входит в сознание человека

лишь через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него,

не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего

мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с

предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными

предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам,

познает их свойства и качества.

Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и

формирование

представлений

о

внешних

свойствах

предметов:

их

форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе

и т.п.

Одной из задач дошкольного воспитания является сенсорное развитие

детей, значение которого трудно переоценить. Именно дошкольный возраст

наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления

представлений

об

окружающем

мире.

Сенсорное

развитие

с

одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка,

с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное

восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе и для

многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира

начинается познание.

Учитывая

результаты

своей

работы,

я

пришла

к

выводу,

что

дети

овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в

различных

видах

самостоятельной

деятельности

применять

те

знания

и

навыки, которые получают в организованной образовательной деятельности.

К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить

предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение

их

друг

на

друга

или

приложение

одного

к

другому.

Они

испытывают

трудности

в

установлении

тождественности

внешних

свойств

различных

объемных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда

удается справиться с заданиями: обследовать внешние признаки предмета и

описать их.

В

дошкольном

воспитании

сложилось

традиционно

знакомить

с

цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием

предметов окружающего мира, в ориентировании в пространстве. При этом

повышается чувствительность соответствующих анализаторов, что влияет на

развитие

тактильной,

зрительной,

обонятельной,

слуховой

и

другой

чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств.

Так же ребенка прошу правильно называть свойства предметов (мягкий,

твердый,

пушистый,

шершавый,

холодный,

теплый,

горячий,

горький,

сладкий,

соленый,

кислый,

легкий,

тяжелый).

Содержание

сенсорного

воспитания

включает

широкий

объем

признаков

и

свойств

предметов,

которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств

предметов.

Ребенок

должен

научиться

определять

отношение

выявленных

или

рассматриваемых

свойств

данного

предмета

к

другим

свойствам

или

предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их

освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют

«сенсорными эталонами».

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не

задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Учитывая

эти

реальные

трудности

в

сенсорном

развитии

детей

дошкольного возраста, я решила углубленно работать по теме: «Создание

условий по сенсорному развитию, через сенсорные эталоны, с помощью

дидактических пособий».

Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном

возрасте, то игровые дидактические пособия служат основной базой для

формирования сенсорных эталонов.

Восприятие

через

предметы,

которые

представлены

в

игровых

пособиях, происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз,

ушей, чувственных рецепторов кожи и носа).

Как знакомить ребенка с сенсорными эталонами? Лучше всего это

делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):

1 . Сначала

происходит

презентация

нового

свойства

ребенку

(например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).

2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление

осваиваемого понятия («Покажи такого же цвета»).

3.

Самостоятельное

называние

ребенком

освоенного

понятия

(взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).

Для

непрерывного

сенсорного

развития

необходимо

регулярно

подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями.

Большое

значение

в

формировании

у

детей

представлений

о

сенсорных

эталонах

играет

предметно-развивающая

среда,

которая

была

дополнена:

разнообразными

элементами,

пирамидками,

плоскостными

геометрическими фигурами, различными кубами, выполненными из разных

материалов, треугольниками, машинами с вырезными отверстиями разной

формы. В группе оформила центр сенсорного развития.

В

данном

центре

представлены

пособия

фабричного

изготовления,

которые направлены на формирование и развития сенсорных эталонов цвета,

формы, величины.

Одновременно

с

формированием

эталонов

учила

детей

способам

обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов –

эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполняя все

более

сложные

глазомерные

действий.

Развивала

у

детей

аналитическое

восприятие:

умение

разбираться

в

сочетаниях

цветов,

расчленять

форму

предметов, выделять отдельные измерения величины.

Используя

творческий

подход

я

разработала

пособия

из

бросового

материала, который имеется в каждом доме (пластиковые бутылки, пробки,

упаковки). В процессе изготовления таких пособий дети принимали участие:

они видели, как изготавливаются тарелочки, коробочки из какого материала,

какого цвета, видели конечный результат, что для них уже было игрой. Дети с

интересом и любовью играют в эти игры.



В раздел образования