Автор: Ардатова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Детский сад № 88"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Организация и методика проведения физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ по ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Организация и методика проведения физкультурно – оздоровительной
работы в ДОУ по ФГОС
«Без здоровья невозможно и счастье» -
Виссарион Григорьевич Белинский
«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым
поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятия физической
культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что
здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»
Владимир Путин
В
последнее
десятилетие
отчетливо
наблюдаются
тенденции
к
ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские
и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения,
отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их
здоровья.
Это
касается
в
первую
очередь
нервной
системы
и
опорно-
двигательного аппарата.
Детство
–
уникальный
период
в
жизни
человека,
в
процессе
которого
закладывается
фундамент
здоровья:
происходит
созревание
и
совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются
его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним
воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества,
привычки,
вырабатываются
волевые
черты
характера,
без
которых
невозможен
здоровый
образ
жизни. Всё,
что
приобретено
ребёнком
в
детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Здоровье – самое ценное, что есть в человеческой жизни, не зря
народная
мудрость
гласит:
«Здоровье
-
всему
голова!».
Физкультурно-
оздоровительная
работа
— это
комплекс
мероприятий,
проводимых
сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и
сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма
ребенка.
Занятия,
направленные
на
оздоровление
и
закаливание
детей,
являются
важным
условием
оздоровительной
работы.
Физическая
активность одно из самых могучих средств предупреждения заболеваний,
укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку
так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.
Ранний и дошкольный возраст жизни ребёнка охватывает период от
рождения
до
7
лет.
В
этот
период
закладывается
основа
становления
физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни.
Данный
период
характеризуется
интенсивным
ростом
и
развитием
всех
систем организма.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду -
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного
детства,
формирование
основ
базовой культуры
личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями,
подготовка
ребенка
к
жизни
в
современном
обществе.
Эти
цели
реализуются
в
процессе
разнообразных
видов
детской
деятельности:
игровой,
учебной,
художественной, двигательной, трудовой.
Обратите
внимание,
что
почти
во
всех
источниках,
употребляются
слова: физическое развитие, физкультурная деятельность, развитие волевых
и
физических
качеств.
И
очень
редко
мы
можем
услышать
понятие:
физическая культура.
Давайте
подумаем,
а
что
же
такое
физическая
культура,
Если
сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура»
и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое
развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие»
представлено
в
свою
очередь
двумя
образовательными
областями:
«Здоровье» и «Физическая культура».
Если обратиться к словарям и посмотреть, что такое культура вообще,
то можно понять, что физическому воспитанию и развитию отведено, одно из
приоритетных мест в образовании.
Что
такое
Культура?
Значение
слова
в
популярных
словарях
и
энциклопедиях, а также: – Исторический словарь
- слово латинского происхождения, означающее: возделывание, образование,
воспитание, развитие, почитание. - это то, что создано людьми в дополнение
к
п р и р о д е ,
т о ,
ч т о
о т л и ч а е т
ч е л о в е к а
о т
ж и в о т н о г о ,
убери
культуру
-
получается
биоробот
типа
"обезьяна",
не
мне
вам
рассказывать - таких сейчас много...
Сильно настораживает, что очень многие не достаточно понимают, а
многие даже не догадываются, что физическое развитие, это не только
развитие ловкости, силы, выносливости и так далее, но и развитие
физ
культуры. Если бы наше общество уделяло этому достаточное внимание, то
наши
спортсмены,
не
принимали
бы
допинг,
не
устраивали
скандалы
в
общественных местах, не избивали бы людей и в конце концов не поехали
бы на Олимпиаду, представляя там себя под белой тряпкой и без гимна своей
Родины.
В интернете очень много информации по физ развитию, но ничтожно
мало по по воспитанию физ культуры.
В связи с этим, на этапе дошкольного возраста, когда жизненные
установки у детей ещё не достаточно прочны и нервная система отличается
особой пластичностью, необходимо сформировать прочную мотивацию на
развитие именно физ культуры.
Физическая
культура
характеризует
разные
виды
деятельности:
двигательная, соревновательная, спортивная, физкультурная и др.
Где здесь прослеживается культура? Рассмотрим:
Основными
задачами
детского
сада
по
физическому
развитию
дошкольников являются:
- охрана и укрепление здоровья детей
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
!- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
!- воспитание культурно-гигиенических навыков
!- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости
и координации)
- накопление и обогащение двигательного опыта
!-
формирование
потребности
в
двигательной
активности
и
физическом
совершенствовании.
В соответствии с задачами физ развития мы в своей группе выделили
три основные направления работы:
1.Работа с родителями.
Приоритетным
направлением
социально-педагогической
помощи
для
нас
стало медико-санитарное и педагогическое просвещение родителей. Так как,
обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье
каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико-
педагогического контроля за физическим развитием, состоянием здоровья и
планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми.
Поэтому
перед
нами
встала
задача
наладить
взаимодействие
педагогического,
медицинского
персонала
и
родителей
в
вопросе
оздоровительно
–
воспитательной
работы,
и
формирование
привычки
к
здоровому образу жизни.
Необходимо сформировать правильное отношение родителей к физическому
воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями.
Об
этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждая их к
совместным
занятиям
с
детьми
утренней
гимнастикой,
играми
и
упражнениями. Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит
от их общих интересов, желания заниматься теми или иными подвижными и
спортивными
играми
и
упражнениями,
участвовать
в
тех
или
иных
состязаниях.
Однако
родители
не
должны
руководствоваться
только
желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им
значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с
детьми,
исходя
из
особенностей
их
развития.
Советы
по
дозировке
упражнений педагог дает с учетом индивидуальных особенностей развития
воспитанников,
подчеркивает,
что
необходимо
учитывать
самочувствие
ребенка.
Родителям
не
следует
стремиться
к
нагрузкам,
значительно
превышающим
те,
которые
указаны
в
программе.
Важно,
чтобы
тренированность ребенка возрастала постепенно. Для предупреждения у
ребенка
переутомления
от
активных
занятий
физической
культурой
родителям
следует
вести
контроль
за
его
самочувствием
(сон,
аппетит,
частота пульса, желание упражняться). Вялость, раздражительность, плохой
аппетит,
беспокойный
сон,
слабость,
головокружение
–
симптомы
непосильной физической нагрузки. При их появлении нагрузку нужно снизить.
В то же время надо иметь в виду, что тренировочный эффект имеют лишь те
занятия,
в
которых
дети
испытывают
некоторое
утомление,
где
им
приходиться проявлять определенные волевые усилия, настойчивость.
Успешное
решение
задач
физического
воспитания
возможно
лишь
при
осуществлении
индивидуального
подхода
к
детям,
во
взаимосвязанной
работе
дошкольного
учреждения
и
семьи.
Занятия
физкультурой
дома
представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми.
Она осуществляется на основании рекомендаций и методических советов
воспитателя, предлагаемых в виде консультаций.
Провели родительское собрание на тему: «Трое в одной Лодке».
Проводим индивидуальные консультации на тему З. О. Ж.
Помещаем информацию в родительском уголке.
2. Информационное направление, которое определяет уровень знаний в
области
культуры
здоровья
и
способствует
воспитанию
ценностного
отношения к жизни и здоровью. До сознания детей доводится, что жизнь и
здоровье-это огромная ценность, и
относиться к ней надо разумно, с
уважением и вниманием, что от состояния здоровья зависит полноценность
жизни человека
и, следовательно, здоровый образ жизни - необходимое
условие
человеческого
существования.
Основное
внимание
уделяется
личностному развитию ребёнка, воспитанию бережного отношения к своему
здоровью и оптимистического отношения к жизни.
В процессе работы по этому вопросу мы выделили следующие
Задачи:
2.1.
Сформировать
у
детей
адекватное
представление
об
организме
человека.
2.2.Формировать
потребность
в
физическом
и
н р а в с т в е н н о м
совершенствовании для здорового образа жизни.
2.3.Прививать
навыки
профилактики,
гигиены
и
первой
медицинской
помощи. Развивать умение предвидеть возможные опасности и последствия
своих поступков для себя и своих сверстников.
2.4.Развивать
охранительное
самосознание,
оптимистическое
миро-
и
самоощущение.
Для решения этих задач намечено провести цикл занятий по ознакомлению
детей с человеческим организмом. Решение проблемных ситуаций. Чтение
художественной
литературы,
беседы,
просмотр
фильмов
о
спорте,
спортсменах, соревнованиях и т.д.
3. Физическое развитие:
используются следующие основные организационные формы двигательной
деятельности детей:
– физкультурные занятия;
физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня –
утренняя гимнастика, подвижные игры и физкультурные
упражнения
на
прогулках
(утренней
и
вечерней),
физкультурные минутки.
активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные
праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по
маршруту (простейший туризм), дни здоровья;
самостоятельная двигательная деятельность детей;
В
связи
с
тем,
что
на
этапе
дошкольного
возраста
жизненные
установки детей, как мы отметили,
ещё не достаточно прочны и
нервная
система
отличается
особой
пластичностью,
необходимо
своевременно проводить работу по решению задач, поставленных в
программе по физическому развитию детей.