Напоминание

"Организация и методика проведения физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ по ФГОС"


Автор: Ардатова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Детский сад № 88"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Организация и методика проведения физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ по ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация и методика проведения физкультурно – оздоровительной

работы в ДОУ по ФГОС

«Без здоровья невозможно и счастье» -

Виссарион Григорьевич Белинский

«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым

поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятия физической

культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что

здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»

Владимир Путин

В

последнее

десятилетие

отчетливо

наблюдаются

тенденции

к

ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские

и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения,

отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их

здоровья.

Это

касается

в

первую

очередь

нервной

системы

и

опорно-

двигательного аппарата.

Детство

уникальный

период

в

жизни

человека,

в

процессе

которого

закладывается

фундамент

здоровья:

происходит

созревание

и

совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются

его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним

воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества,

привычки,

вырабатываются

волевые

черты

характера,

без

которых

невозможен

здоровый

образ

жизни. Всё,

что

приобретено

ребёнком

в

детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Здоровье – самое ценное, что есть в человеческой жизни, не зря

народная

мудрость

гласит:

«Здоровье

-

всему

голова!».

Физкультурно-

оздоровительная

работа

— это

комплекс

мероприятий,

проводимых

сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и

сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма

ребенка.

Занятия,

направленные

на

оздоровление

и

закаливание

детей,

являются

важным

условием

оздоровительной

работы.

Физическая

активность одно из самых могучих средств предупреждения заболеваний,

укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку

так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

Ранний и дошкольный возраст жизни ребёнка охватывает период от

рождения

до

7

лет.

В

этот

период

закладывается

основа

становления

физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни.

Данный

период

характеризуется

интенсивным

ростом

и

развитием

всех

систем организма.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду -

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком

дошкольного

детства,

формирование

основ

базовой культуры

личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями,

подготовка

ребенка

к

жизни

в

современном

обществе.

Эти

цели

реализуются

в

процессе

разнообразных

видов

детской

деятельности:

игровой,

учебной,

художественной, двигательной, трудовой.

Обратите

внимание,

что

почти

во

всех

источниках,

употребляются

слова: физическое развитие, физкультурная деятельность, развитие волевых

и

физических

качеств.

И

очень

редко

мы

можем

услышать

понятие:

физическая культура.

Давайте

подумаем,

а

что

же

такое

физическая

культура,

Если

сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура»

и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое

развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие»

представлено

в

свою

очередь

двумя

образовательными

областями:

«Здоровье» и «Физическая культура».

Если обратиться к словарям и посмотреть, что такое культура вообще,

то можно понять, что физическому воспитанию и развитию отведено, одно из

приоритетных мест в образовании.

Что

такое

Культура?

Значение

слова

в

популярных

словарях

и

энциклопедиях, а также: – Исторический словарь

- слово латинского происхождения, означающее: возделывание, образование,

воспитание, развитие, почитание. - это то, что создано людьми в дополнение

к

п р и р о д е ,

т о ,

ч т о

о т л и ч а е т

ч е л о в е к а

о т

ж и в о т н о г о ,

убери

культуру

-

получается

биоробот

типа

"обезьяна",

не

мне

вам

рассказывать - таких сейчас много...

Сильно настораживает, что очень многие не достаточно понимают, а

многие даже не догадываются, что физическое развитие, это не только

развитие ловкости, силы, выносливости и так далее, но и развитие

физ

культуры. Если бы наше общество уделяло этому достаточное внимание, то

наши

спортсмены,

не

принимали

бы

допинг,

не

устраивали

скандалы

в

общественных местах, не избивали бы людей и в конце концов не поехали

бы на Олимпиаду, представляя там себя под белой тряпкой и без гимна своей

Родины.

В интернете очень много информации по физ развитию, но ничтожно

мало по по воспитанию физ культуры.

В связи с этим, на этапе дошкольного возраста, когда жизненные

установки у детей ещё не достаточно прочны и нервная система отличается

особой пластичностью, необходимо сформировать прочную мотивацию на

развитие именно физ культуры.

Физическая

культура

характеризует

разные

виды

деятельности:

двигательная, соревновательная, спортивная, физкультурная и др.

Где здесь прослеживается культура? Рассмотрим:

Основными

задачами

детского

сада

по

физическому

развитию

дошкольников являются:

- охрана и укрепление здоровья детей

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

!- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

!- воспитание культурно-гигиенических навыков

!- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости

и координации)

- накопление и обогащение двигательного опыта

!-

формирование

потребности

в

двигательной

активности

и

физическом

совершенствовании.

В соответствии с задачами физ развития мы в своей группе выделили

три основные направления работы:

1.Работа с родителями.

Приоритетным

направлением

социально-педагогической

помощи

для

нас

стало медико-санитарное и педагогическое просвещение родителей. Так как,

обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье

каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико-

педагогического контроля за физическим развитием, состоянием здоровья и

планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми.

Поэтому

перед

нами

встала

задача

наладить

взаимодействие

педагогического,

медицинского

персонала

и

родителей

в

вопросе

оздоровительно

воспитательной

работы,

и

формирование

привычки

к

здоровому образу жизни.

Необходимо сформировать правильное отношение родителей к физическому

воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями.

Об

этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждая их к

совместным

занятиям

с

детьми

утренней

гимнастикой,

играми

и

упражнениями. Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит

от их общих интересов, желания заниматься теми или иными подвижными и

спортивными

играми

и

упражнениями,

участвовать

в

тех

или

иных

состязаниях.

Однако

родители

не

должны

руководствоваться

только

желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им

значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с

детьми,

исходя

из

особенностей

их

развития.

Советы

по

дозировке

упражнений педагог дает с учетом индивидуальных особенностей развития

воспитанников,

подчеркивает,

что

необходимо

учитывать

самочувствие

ребенка.

Родителям

не

следует

стремиться

к

нагрузкам,

значительно

превышающим

те,

которые

указаны

в

программе.

Важно,

чтобы

тренированность ребенка возрастала постепенно. Для предупреждения у

ребенка

переутомления

от

активных

занятий

физической

культурой

родителям

следует

вести

контроль

за

его

самочувствием

(сон,

аппетит,

частота пульса, желание упражняться). Вялость, раздражительность, плохой

аппетит,

беспокойный

сон,

слабость,

головокружение

симптомы

непосильной физической нагрузки. При их появлении нагрузку нужно снизить.

В то же время надо иметь в виду, что тренировочный эффект имеют лишь те

занятия,

в

которых

дети

испытывают

некоторое

утомление,

где

им

приходиться проявлять определенные волевые усилия, настойчивость.

Успешное

решение

задач

физического

воспитания

возможно

лишь

при

осуществлении

индивидуального

подхода

к

детям,

во

взаимосвязанной

работе

дошкольного

учреждения

и

семьи.

Занятия

физкультурой

дома

представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми.

Она осуществляется на основании рекомендаций и методических советов

воспитателя, предлагаемых в виде консультаций.

Провели родительское собрание на тему: «Трое в одной Лодке».

Проводим индивидуальные консультации на тему З. О. Ж.

Помещаем информацию в родительском уголке.

2. Информационное направление, которое определяет уровень знаний в

области

культуры

здоровья

и

способствует

воспитанию

ценностного

отношения к жизни и здоровью. До сознания детей доводится, что жизнь и

здоровье-это огромная ценность, и

относиться к ней надо разумно, с

уважением и вниманием, что от состояния здоровья зависит полноценность

жизни человека

и, следовательно, здоровый образ жизни - необходимое

условие

человеческого

существования.

Основное

внимание

уделяется

личностному развитию ребёнка, воспитанию бережного отношения к своему

здоровью и оптимистического отношения к жизни.

В процессе работы по этому вопросу мы выделили следующие

Задачи:

2.1.

Сформировать

у

детей

адекватное

представление

об

организме

человека.

2.2.Формировать

потребность

в

физическом

и

н р а в с т в е н н о м

совершенствовании для здорового образа жизни.

2.3.Прививать

навыки

профилактики,

гигиены

и

первой

медицинской

помощи. Развивать умение предвидеть возможные опасности и последствия

своих поступков для себя и своих сверстников.

2.4.Развивать

охранительное

самосознание,

оптимистическое

миро-

и

самоощущение.

Для решения этих задач намечено провести цикл занятий по ознакомлению

детей с человеческим организмом. Решение проблемных ситуаций. Чтение

художественной

литературы,

беседы,

просмотр

фильмов

о

спорте,

спортсменах, соревнованиях и т.д.

3. Физическое развитие:

используются следующие основные организационные формы двигательной

деятельности детей:

– физкультурные занятия;

физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня –

утренняя гимнастика, подвижные игры и физкультурные

упражнения

на

прогулках

(утренней

и

вечерней),

физкультурные минутки.

активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные

праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по

маршруту (простейший туризм), дни здоровья;

самостоятельная двигательная деятельность детей;

В

связи

с

тем,

что

на

этапе

дошкольного

возраста

жизненные

установки детей, как мы отметили,

ещё не достаточно прочны и

нервная

система

отличается

особой

пластичностью,

необходимо

своевременно проводить работу по решению задач, поставленных в

программе по физическому развитию детей.



В раздел образования